kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Природа и музыка. Лирические образы русских романсов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Цель урока:

  • формировать музыкальную культуру учащихся как часть общей духовной культуры человека;
  • развивать музыкальные способности и голос;
  • воспитывать музыкальный художественный и эстетический вкус учащихся;

 

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями музыкально-поэтического лирического жанра романс;
  • раскрыть лирические образы родной природы в романсах русских композиторов;
  • найти общие черты романса и русской народной песни;

 

Актуальность. В соответствии с общими федеральными стандартами, программа предполагает обновление содержания образования и внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

 

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, мультимедийная программа для начальных классов «Мир музыки», звуковые файлы для исполнения песен и романсов, файл с караоке для песни «Падают листья»; папки с опорным материалом для урока по теме «Романс»;  листы  бумаги для самооценивания урока и рисования осеннего пейзажа; картины русских художников И.И. Левитана «Золотая осень» и И.С. Остроухова «Золотая осень»,  газета «Чудная пора», карточки с опорными определениями по теме урока, презентация к уроку.

 

Форма проведения урока – урок-презентация

(Этапы урока иллюстрируются слайдами презентации) 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Природа и музыка. Лирические образы русских романсов» »

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дворец творчества детей и молодежи г.о. Тольятти









КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА


«Природа и музыка. Лирические образы русских романсов»






Автор:

Педагог дополнительного образования Объедкова Л.А.







2014 г.

Тема урока: «Природа и музыка. Лирические образы русских романсов»


Цель урока:

  • формировать музыкальную культуру учащихся как часть общей духовной культуры человека;

  • развивать музыкальные способности и голос;

  • воспитывать музыкальный художественный и эстетический вкус учащихся;


Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями музыкально-поэтического лирического жанра романс;

  • раскрыть лирические образы родной природы в романсах русских композиторов;

  • найти общие черты романса и русской народной песни;


Актуальность. В соответствии с общими федеральными стандартами, программа предполагает обновление содержания образования и внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.


Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, мультимедийная программа для начальных классов «Мир музыки», звуковые файлы для исполнения песен и романсов, файл с караоке для песни «Падают листья»; папки с опорным материалом для урока по теме «Романс»; листы бумаги для самооценивания урока и рисования осеннего пейзажа; картины русских художников И.И. Левитана «Золотая осень» и И.С. Остроухова «Золотая осень», газета «Чудная пора», карточки с опорными определениями по теме урока, презентация к уроку.


Форма проведения урока – урок-презентация

(Этапы урока иллюстрируются слайдами презентации)


Х О Д У Р О К А


1. Организационный момент.

Исполнение 1-го куплета песни «Чудная пора».

(Муз. – В. Варламов, сл. – Ю. Верижников).

Определение темы урока учащимися.

- Чем рисует художник? Композитор? Певец?

(Красками; звуками; звуками голоса определённого тембра);

- Посмотрите на доску. Назовите знакомые вам картины осенних пейзажей.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Природа и музыка).


2. Разминка для голоса.

- Сегодня мы будем исполнять сложные музыкальные произведения. Как настроить голос?

- Выполнить упражнение на распевание.

- Какие будут предложения?

- Гамма.


Исполнение гаммы (аккомпанемент на интерактивной доске в программе «Мир музыки»): до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.


2-ое упражнение для голоса – распевка «Андрей-воробей».

Пение в унисон на ноту «ми», затем двухголосие: мальчики исполняют распевку на «до», девочки на «соль»:


Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек,

Из-под палочек!


3. - Проверим, как настроили свой певческий инструмент – голос.

Караоке. Исполнение песни «Падают листья»

(Муз.- М. Красев, сл. – М. Ивенсен)


4. Работа над новым материалом.

- Сегодня мы познакомимся с новым музыкальным жанром – романс. Постараемся понять его особенности и найти сходства с другими музыкальными жанрами.

- Найдите на листе с опорным материалом определение жанра. Прочтите.

- Романс – небольшое лирическое, музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. (Из словаря С.И. Ожегова)

- Какие слова в определении не понятны? Что такое лирическое произведение? Что выражает лирика? Найдите ответ на опорном листе.

- Лирика выражает чувства и переживания.


5. Из истории возникновения жанра. Сообщение учителя.

- Романсы возникли в Европе в 18 веке, а у нас, в России, стали популярными в 19 веке. К этому жанру обращались великие композиторы и поэты. Посмотрите на слайде их портреты.

Композиторы:

19 в. – М.И. Глинка, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков;

20 в. – А. Алябьев.

Поэты:

19 в.- А.С. Пушкин, А.К. Толстой;

20 в. – С. Есенин, Н. Рубцов.


6. - Сегодня мы послушаем романс «Гори, гори, моя звезда».

(Муз. П. Булахова, сл – В. Чуевского)

Интересна история создания этого произведения. Романс был написан к 700-летиюМосквы и впервые исполнен на творческом конкурсе в честь этого события. Чтобы понять смысл романса, замените слово «звезда», на слово «Отечество», «Родина». Автор слов В. Чуевский использовал приём «символизм». Обращаясь, к России, произносит: «Звезда».


Слушание романса.

(В проигрыше на фоне приглушённого звука комментарий:

Звезда – это Россия, это тот смысл, ради которого живут люди. Человек уходит, умирает – Россия вечна. Россия – это то вечное и неизменное, что останется после жизни человека его детям, внукам. Россия – это тот смыл, ради которого стоит жить, и жить достойно).


- Мы прослушали романс в исполнении Анны Герман. У неё высокий голос. Сопрано.

Расскажите о романсе: какое настроение? темп? какие чувства переданы в романсе?


7. - Прежде, чем послушать фрагмент романса А. Алябьева «Соловей», посмотрите на птицу – вот соловей, маленькая, серая, неприметная птичка. Чем знаменит соловей? Расскажите. (Ответы учащихся)


- Послушайте голоса птиц в сравнении: вот соловей – переливы, трели, взлёты и падения мелодии – рулады! А вот кукушка – всего два звука.

- Как вы думаете, какой голос должен быть у исполнителя романса «Соловей»?

(Муз. – А.Алябьева, сл. – Дельвиг)

(Ответы учащихся)

- Проверим наше предположение. Слушание.

(Комментарий: голос называется меццо-сопрано)


8. - Голос и его возможности (тембр, диапазон) имеют большое значение для исполнения сложных произведений. Найдутся ли в классе смельчаки, чтобы исполнить несколько куплетов романса «Колокольчики мои»?

(Муз. П. Булахов, сл. – А. Толстой).

Исполнение группой учащихся Романса «Колокольчики мои».

-Расскажите, какой у романса темп? Настроение? Почему колокольчики грустят?


9. Музыкальная физминутка.

(Потягивание, движения руками над головой, хлопки, ходьба, упражнение для кистей рук, плеч, шеи под музыку)


10. Исполнение учителем фрагмента романса «Рябина».

- Кто из вас слышал этот романс раньше, поднимите руки.

Этот романс так широко известен, что его часто называют народной песней. Но у этого произведения есть автор: слова написал И.З.Суриков, а музыка считается народной.

- Какие чувства переданы в романсе? (Грусть одинокого человека)

- Что роднит этот романс с народной песней? ( Задушевность, мечтательность, грусть, теплота и задушевность)

- Рассмотрите иллюстрацию на слайде.

Дома по впечатлениям нашего урока вам предстоит нарисовать осенний пейзаж, поможет в этом раскраска. Картина должна быть законченной, фон обязателен.


11. Мотивация на дальнейшее изучение темы.

- Отдельный урок мы посвятим романсам без слов. Музыка в этих произведениях так проникновенна и трогательна, что мы и без слов определим, о чём она рассказывает. Мы будем слушать романсы Г. Свиридова, Е. Доги и др. композиторов. Под эти романсы вы сможете нарисовать словами или красками то, что вам представилось.


12. Исполнение романса «Улетели листья с тополей».

(Муз. – А. Подболотов, сл. – Н. Рубцов)

- Осень в природе сопоставлена с определённым этапом жизни человека. Высказывайте свои предположения, какой этап в жизни человека соответствует осени?.

- Скажите, ребята, как часто в прослушанных и исполненных произведениях встречается образ родной природы?

- Назовите, что запомнилось.


13. - Наш сегодняшний разговор оказался бы неполным без романсов на стихи С. Есенина. Именно эти романсы самые любимые и известные.

В папках для уроков музыки вы найдёте слова «Отговорила роща золотая».

( Муз. – А. Подболотов, сл. – С Есенин)

Исполнение.

- Заключительный романс, фрагмент которого мы послушаем, содержит важные для нашего урока слова. «Спит ковыль». (Муз. – трио «Реликт», сл. – С Есенин)

Слушание.

- На какие слова вы обратили внимание? Посмотрите на слайд:

«Никакая Родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь».

- Какие образы помогли поэтам и композиторам создать любимые народом романсы?


14. Рефлексия и самооценивание урока учащимися.

- С каким жанром мы познакомились на уроке?

- Как вы объясните высказывание: «Романс – это лирическое произведение»?

- Какие чувства и переживания переданы в романсах, которые мы слушали и исполняли?

(Чувства: любовь к человеку и любовь к родине, любовь к родной природе; грусть, печаль, или радость. Переживания: одиночество, разлука с любимым, разлука с Родиной, старость как итог жизни человека).


15. Подпишите лист домашнего задания. Рядом с фамилией поставьте знак для самооценивания своей работы на уроке:

«!» – отлично «+» - хорошо «-» - есть над чем поработать


- Спасибо за урок!


Список методической литературы:

  1. Музыкальная литература в таблицах. Д.Сорокотягин

  2. Музыкальное искусство. В.О.Усачев, Л.В.Школяр

  3. П.И.Чайковский и музыкальный театр. Н.И.Туманян

  4. Серьезная музыка в школе. К.П.Португалов

  5. Как рассказывать детям о музыке. Д.Б.Кобалевский

  6. Пейзаж в музыке. Е.К.Федотов

  7. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. В.И.Петрушин

  8. Слушай, пой, играй: Пособие для музыкального самообразования. В.И.Петрушин

  9. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие. К.Фопель


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Природа и музыка. Лирические образы русских романсов»

Автор: Объедкова Людмила Анатольевна

Дата: 05.12.2014

Номер свидетельства: 139683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока литературного чтения по теме :"Сергей Александрович Есенин "Пороша""
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniiapotiemiesierghieialieksandrovichiesieninporosha"
    ["file_id"] => string(6) "283547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453834904"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства