КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Природа и музыка. Лирические образы русских романсов»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Природа и музыка. Лирические образы русских романсов»
Цель урока:
формировать музыкальную культуру учащихся как часть общей духовной культуры человека;
развивать музыкальные способности и голос;
воспитывать музыкальный художественный и эстетический вкус учащихся;
Задачи:
познакомить учащихся с особенностями музыкально-поэтического лирического жанра романс;
раскрыть лирические образы родной природы в романсах русских композиторов;
найти общие черты романса и русской народной песни;
Актуальность. В соответствии с общими федеральными стандартами, программа предполагает обновление содержания образования и внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, мультимедийная программа для начальных классов «Мир музыки», звуковые файлы для исполнения песен и романсов, файл с караоке для песни «Падают листья»; папки с опорным материалом для урока по теме «Романс»; листы бумаги для самооценивания урока и рисования осеннего пейзажа; картины русских художников И.И. Левитана «Золотая осень» и И.С. Остроухова «Золотая осень», газета «Чудная пора», карточки с опорными определениями по теме урока, презентация к уроку.
Форма проведения урока – урок-презентация
(Этапы урока иллюстрируются слайдами презентации)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Природа и музыка. Лирические образы русских романсов» »
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дворец творчества детей и молодежи г.о. Тольятти
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
«Природа и музыка. Лирические образы русских романсов»
Автор:
Педагог дополнительного образования Объедкова Л.А.
2014 г.
Тема урока: «Природа и музыка. Лирические образы русских романсов»
Цель урока:
формировать музыкальную культуру учащихся как часть общей духовной культуры человека;
развивать музыкальные способности и голос;
воспитывать музыкальный художественный и эстетический вкус учащихся;
Задачи:
познакомить учащихся с особенностями музыкально-поэтического лирического жанра романс;
раскрыть лирические образы родной природы в романсах русских композиторов;
найти общие черты романса и русской народной песни;
Актуальность. В соответствии с общими федеральными стандартами, программа предполагает обновление содержания образования и внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, мультимедийная программа для начальных классов «Мир музыки», звуковые файлы для исполнения песен и романсов, файл с караоке для песни «Падают листья»; папки с опорным материалом для урока по теме «Романс»; листы бумаги для самооценивания урока и рисования осеннего пейзажа; картины русских художников И.И. Левитана «Золотая осень» и И.С. Остроухова «Золотая осень», газета «Чудная пора», карточки с опорными определениями по теме урока, презентация к уроку.
- Посмотрите на доску. Назовите знакомые вам картины осенних пейзажей.
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
(Природа и музыка).
2. Разминка для голоса.
- Сегодня мы будем исполнять сложные музыкальные произведения. Как настроить голос?
- Выполнить упражнение на распевание.
- Какие будут предложения?
- Гамма.
Исполнение гаммы (аккомпанемент на интерактивной доске в программе «Мир музыки»): до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
2-ое упражнение для голоса – распевка «Андрей-воробей».
Пение в унисон на ноту «ми», затем двухголосие: мальчики исполняют распевку на «до», девочки на «соль»:
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек,
Из-под палочек!
3. - Проверим, как настроили свой певческий инструмент – голос.
Караоке. Исполнение песни «Падают листья»
(Муз.- М. Красев, сл. – М. Ивенсен)
4. Работа над новым материалом.
- Сегодня мы познакомимся с новым музыкальным жанром – романс. Постараемся понять его особенности и найти сходства с другими музыкальными жанрами.
- Найдите на листе с опорным материалом определение жанра. Прочтите.
- Романс – небольшое лирическое, музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. (Из словаря С.И. Ожегова)
- Какие слова в определении не понятны? Что такое лирическое произведение? Что выражает лирика? Найдите ответ на опорном листе.
- Лирика выражает чувства и переживания.
5. Из истории возникновения жанра. Сообщение учителя.
- Романсы возникли в Европе в 18 веке, а у нас, в России, стали популярными в 19 веке. К этому жанру обращались великие композиторы и поэты. Посмотрите на слайде их портреты.
6. - Сегодня мы послушаем романс «Гори, гори, моя звезда».
(Муз. П. Булахова, сл – В. Чуевского)
Интересна история создания этого произведения. Романс был написан к 700-летиюМосквы и впервые исполнен на творческом конкурсе в честь этого события. Чтобы понять смысл романса, замените слово «звезда», на слово «Отечество», «Родина». Автор слов В. Чуевский использовал приём «символизм». Обращаясь, к России, произносит: «Звезда».
Слушание романса.
(В проигрыше на фоне приглушённого звука комментарий:
Звезда – это Россия, это тот смысл, ради которого живут люди. Человек уходит, умирает – Россия вечна. Россия – это то вечное и неизменное, что останется после жизни человека его детям, внукам. Россия – это тот смыл, ради которого стоит жить, и жить достойно).
- Мы прослушали романс в исполнении Анны Герман. У неё высокий голос. Сопрано.
Расскажите о романсе: какое настроение? темп? какие чувства переданы в романсе?
7. - Прежде, чем послушать фрагмент романса А. Алябьева «Соловей», посмотрите на птицу – вот соловей, маленькая, серая, неприметная птичка. Чем знаменит соловей? Расскажите. (Ответы учащихся)
- Послушайте голоса птиц в сравнении: вот соловей – переливы, трели, взлёты и падения мелодии – рулады! А вот кукушка – всего два звука.
- Как вы думаете, какой голос должен быть у исполнителя романса «Соловей»?
(Муз. – А.Алябьева, сл. – Дельвиг)
(Ответы учащихся)
- Проверим наше предположение. Слушание.
(Комментарий: голос называется меццо-сопрано)
8. - Голос и его возможности (тембр, диапазон) имеют большое значение для исполнения сложных произведений. Найдутся ли в классе смельчаки, чтобы исполнить несколько куплетов романса «Колокольчики мои»?
(Муз. П. Булахов, сл. – А. Толстой).
Исполнение группой учащихся Романса «Колокольчики мои».
-Расскажите, какой у романса темп? Настроение? Почему колокольчики грустят?
9. Музыкальная физминутка.
(Потягивание, движения руками над головой, хлопки, ходьба, упражнение для кистей рук, плеч, шеи под музыку)
10. Исполнение учителем фрагмента романса «Рябина».
- Кто из вас слышал этот романс раньше, поднимите руки.
Этот романс так широко известен, что его часто называют народной песней. Но у этого произведения есть автор: слова написал И.З.Суриков, а музыка считается народной.
- Какие чувства переданы в романсе? (Грусть одинокого человека)
- Что роднит этот романс с народной песней? ( Задушевность, мечтательность, грусть, теплота и задушевность)
- Рассмотрите иллюстрацию на слайде.
Дома по впечатлениям нашего урока вам предстоит нарисовать осенний пейзаж, поможет в этом раскраска. Картина должна быть законченной, фон обязателен.
11. Мотивация на дальнейшее изучение темы.
- Отдельный урок мы посвятим романсам без слов. Музыка в этих произведениях так проникновенна и трогательна, что мы и без слов определим, о чём она рассказывает. Мы будем слушать романсы Г. Свиридова, Е. Доги и др. композиторов. Под эти романсы вы сможете нарисовать словами или красками то, что вам представилось.
12. Исполнение романса «Улетели листья с тополей».
(Муз. – А. Подболотов, сл. – Н. Рубцов)
- Осень в природе сопоставлена с определённым этапом жизни человека. Высказывайте свои предположения, какой этап в жизни человека соответствует осени?.
- Скажите, ребята, как часто в прослушанных и исполненных произведениях встречается образ родной природы?
- Назовите, что запомнилось.
13. - Наш сегодняшний разговор оказался бы неполным без романсов на стихи С. Есенина. Именно эти романсы самые любимые и известные.
В папках для уроков музыки вы найдёте слова «Отговорила роща золотая».
( Муз. – А. Подболотов, сл. – С Есенин)
Исполнение.
- Заключительный романс, фрагмент которого мы послушаем, содержит важные для нашего урока слова. «Спит ковыль». (Муз. – трио «Реликт», сл. – С Есенин)
Слушание.
- На какие слова вы обратили внимание? Посмотрите на слайд:
«Никакая Родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь».
- Какие образы помогли поэтам и композиторам создать любимые народом романсы?
14. Рефлексия и самооценивание урока учащимися.
- С каким жанром мы познакомились на уроке?
- Как вы объясните высказывание: «Романс – это лирическое произведение»?
- Какие чувства и переживания переданы в романсах, которые мы слушали и исполняли?
(Чувства: любовь к человеку и любовь к родине, любовь к родной природе; грусть, печаль, или радость. Переживания: одиночество, разлука с любимым, разлука с Родиной, старость как итог жизни человека).
15. Подпишите лист домашнего задания. Рядом с фамилией поставьте знак для самооценивания своей работы на уроке:
«!» – отлично «+» - хорошо «-» - есть над чем поработать
- Спасибо за урок!
Список методической литературы:
Музыкальная литература в таблицах. Д.Сорокотягин
Музыкальное искусство. В.О.Усачев, Л.В.Школяр
П.И.Чайковский и музыкальный театр. Н.И.Туманян
Серьезная музыка в школе. К.П.Португалов
Как рассказывать детям о музыке. Д.Б.Кобалевский
Пейзаж в музыке. Е.К.Федотов
Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. В.И.Петрушин
Слушай, пой, играй: Пособие для музыкального самообразования. В.И.Петрушин
Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие. К.Фопель