Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 3 классе "Былина о Садко и Морском царе"»
Урок музыки в 3 классе
На тему: Былина о Садко и Морском царе.
Цели: сформировать представление учащихся о выражении в музыке образа морской стихии на примере темы «Океан – море синее» из оперы - былины «Садко».
Задачи: создать условия для развития умений находить сходство и различие прослушанных мелодий, исполнять аккомпанемент на воображаемых гуслях.
Планируемые результаты:
Предметные: продолжить изучение былинного творчества русского народа на примере темы «Океан – море синее» из оперы - былины «Садко», исполнять мелодии былинного напева; слышать характерные интонации, ритмы, тембры из оперы-былины «Садко»..
Метапредметные:
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный материал;
регулятивные: самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе; развитие умения передавать характер музыки через движения рук;
коммуникативные: работать в паре, группе, принимать мнение различное от своей точки зрения;
Личностные:иметь представление о музыке и музыкальных занятиях, как о факторе, позитивно влияющем на здоровье.
Оборудование: художественный ряд из картин И.К. Айвазовского; портрет Н.А. Римского-Корсакова; презентация «Океан – море синее»; аудиозапись музыкальных отрывков из оперы – былины Римского Корсакова «Садко»; запись песен о море; видеозапись о содержании былины о Садко.
Тип урока: комбинированный. Расширение и углубление знаний. Урок-игра.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Добрый день! Мы начнем урок с песни "Здравствуйте!". Проверьте, как вы сидите, – спина прямая, голова немного приподнята. Давайте все вместе скажем правило: «Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь». (Дети повторяют правило певческой посадки.) Руки при этом вы можете расположить свободно – на парте перед собой или на коленях.
2. Актуализация знаний. (Постановка темы урока.)
- Ребята, просмотрите художественный ряд (слайды).
- Что изобразил художник на этих картинах? (Море.)
- Какое море вы увидели? (Разное: спокойное и бурное, шторм.)
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Теме моря. Музыке моря.)
- А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский. Он написал много картин с изображением моря (слайды). Посмотрите, везде море разное.
- Сегодня мы так же познакомимся с «музыкой моря» знаменитого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова. Он был еще и морским офицером, часто бывал в море.
- У Римского-Корсакова 15 опер. Среди них: «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Сказка о Царе Салтане…», «Золотой петушок» и др.
- Но сегодня мы будем говорить об опере «Садко».
- Тема нашего урока: «Былина о Садко и Морском царе».
- На какие сюжеты написаны эти оперы? (На сказочные.) Правильно, поэтому композитора называют – композитором – сказочником.
- Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все герои поют.)
- В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), хореография.
- Что такое былина?(Старинное сказание о народных героях, богатырях.)
- Опера «Садко» - не просто опера, а опера – былина. Она написана по былине о новгородском певце-гусляре Садко.
- Кто может кратко рассказать былину о Садко? (видео о содержании былины).
3. Открытие новых знаний
- Сначала композитор сочинил небольшую симфоническую картину «Океан-море синее», которая потом стала основной темой оперы и вступлением к ней.
- Как вы думаете, как музыка рисует картины моря? С помощью чего? (Динамика, темп, мелодия, лад, тембр.)
- Давайте вспомним, что такое динамика, какая она бывает; что такое темп, какой он бывает? (Динамика - это сила звука в произведении.)
- Вступление в опере – это образ моря.
Прослушивание вступления к опере Садко».
- Попытайтесь представить море в этой музыке. Как оно изменяется, как мы это слышим? (Повторяющиеся интонации, вариации, динамика, темп, нисходящая и восходящая мелодия, тембры инструментов.)
4. Физкультминутка.
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, замри! (Замерли)
5. Закрепление знаний.
Пластическое интонирование.
- Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко». Но перед нами будет стоять задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук. Если море будет спокойное, то мы будем показывать рукой так? (показывает)
– Если море будет бурное, то как мы покажем?
(Идёт повторное прослушивание отрывка, учащиеся выполняют задания. Учитель контролирует как дети выполняют задание.).
- Молодцы. Вы справились с заданием.
- Народные сказители севера России сложили былину о Садко и Морском царе. Давайте и мы ее споем.
Представьте себя сказителями и исполните аккомпанемент на воображаемых гуслях.
6. Рефлексия.
- Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась. Вы познакомились с вступлением к опере – былине «Садко» Римского–Корсакова «Океан – море синее».
- Достигли ли мы намеченных целей?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что на уроке тебе понравилось больше всего?
- Что наиболее запомнилось?
- Ребята, на протяжении всего урока у нас звучала музыка, связанная с морем. Поэтому я приготовила вам волны голубого и фиолетового цветов. Чтобы изобразить море, прикрепите ваши волны к доске: голубого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; цвета фиолетового – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
7. Домашнее задание
Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал море. А вы дома с помощью красок, карандашей или фломастеров нарисуйте то море, которое вам больше всего запомнилось. Для вдохновения посмотрите картины Айвазовского.