kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 3 классе "Былина о Садко и Морском царе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цели: сформировать представление учащихся о выражении в музыке образа морской стихии на примере темы «Океан – море синее» из оперы - былины «Садко».

Задачи: создать условия для развития умений находить сходство и различие прослушанных мелодий, исполнять аккомпанемент на воображаемых гуслях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 3 классе "Былина о Садко и Морском царе"»

Урок музыки в 3 классе

На тему: Былина о Садко и Морском царе.


Цели: сформировать представление учащихся о выражении в музыке образа морской стихии на примере темы «Океан – море синее» из оперы - былины «Садко».

Задачи: создать условия для развития умений находить сходство и различие прослушанных мелодий, исполнять аккомпанемент на воображаемых гуслях.

Планируемые результаты:

Предметные: продолжить изучение былинного творчества русского народа на примере темы «Океан – море синее» из оперы - былины «Садко», исполнять мелодии былинного напева; слышать характерные интонации, ритмы, тембры из оперы-былины «Садко»..

Метапредметные:

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный материал;

регулятивные: самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе; развитие умения передавать характер музыки через движения рук;

коммуникативные: работать в паре, группе, принимать мнение различное от своей точки зрения;

Личностные: иметь представление о музыке и музыкальных занятиях, как о факторе, позитивно влияющем на здоровье.

Оборудование: художественный ряд из картин И.К. Айвазовского; портрет Н.А. Римского-Корсакова; презентация «Океан – море синее»; аудиозапись музыкальных отрывков из оперы – былины Римского Корсакова «Садко»; запись песен о море; видеозапись о содержании былины о Садко.

Тип урока: комбинированный. Расширение и углубление знаний. Урок-игра.


Ход урока.

1. Организационный момент.

- Добрый день! Мы начнем урок с песни "Здравствуйте!". Проверьте, как вы сидите, – спина прямая, голова немного приподнята. Давайте все вместе скажем правило: «Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь». (Дети повторяют правило певческой посадки.) Руки при этом вы можете расположить свободно – на парте перед собой или на коленях.



2. Актуализация знаний. (Постановка темы урока.)

- Ребята, просмотрите художественный ряд (слайды).


- Что изобразил художник на этих картинах? (Море.)

- Какое море вы увидели? (Разное: спокойное и бурное, шторм.)

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Теме моря. Музыке моря.)

- А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский. Он написал много картин с изображением моря (слайды). Посмотрите, везде море разное.




- Сегодня мы так же познакомимся с «музыкой моря» знаменитого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова. Он был еще и морским офицером, часто бывал в море.

- У Римского-Корсакова 15 опер. Среди них: «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Сказка о Царе Салтане…», «Золотой петушок» и др.

- Но сегодня мы будем говорить об опере «Садко».

- Тема нашего урока: «Былина о Садко и Морском царе».



- На какие сюжеты написаны эти оперы? (На сказочные.) Правильно, поэтому композитора называют – композитором – сказочником.

- Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все герои поют.)

- В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), хореография.

- Что такое былина? (Старинное сказание о народных героях, богатырях.)

- Былина – от слова быль, было когда-то.

- Каких вы знаете былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

- Опера «Садко» - не просто опера, а опера – былина. Она написана по былине о новгородском певце-гусляре Садко.

- Кто может кратко рассказать былину о Садко? (видео о содержании былины).


3. Открытие новых знаний

- Сначала композитор сочинил небольшую симфоническую картину «Океан-море синее», которая потом стала основной темой оперы и вступлением к ней.

- Как вы думаете, как музыка рисует картины моря? С помощью чего? (Динамика, темп, мелодия, лад, тембр.)

- Давайте вспомним, что такое динамика, какая она бывает; что такое темп, какой он бывает? (Динамика - это сила звука в произведении.)

- Вступление в опере – это образ моря.


Прослушивание вступления к опере Садко».

- Попытайтесь представить море в этой музыке. Как оно изменяется, как мы это слышим? (Повторяющиеся интонации, вариации, динамика, темп, нисходящая и восходящая мелодия, тембры инструментов.)


4. Физкультминутка.


Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)

Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, замри! (Замерли)


5. Закрепление знаний.

Пластическое интонирование.

- Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко». Но перед нами будет стоять задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук. Если море будет спокойное, то мы будем показывать рукой так? (показывает)

– Если море будет бурное, то как мы покажем?

(Идёт повторное прослушивание отрывка, учащиеся выполняют задания. Учитель контролирует как дети выполняют задание.).

- Молодцы. Вы справились с заданием.


- Народные сказители севера России сложили былину о Садко и Морском царе. Давайте и мы ее споем.

Представьте себя сказителями и исполните аккомпанемент на воображаемых гуслях.


6. Рефлексия.

- Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась. Вы познакомились с вступлением к опере – былине «Садко» Римского–Корсакова «Океан – море синее».

- Достигли ли мы намеченных целей?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что на уроке тебе понравилось больше всего?

- Что наиболее запомнилось?


- Ребята, на протяжении всего урока у нас звучала музыка, связанная с морем. Поэтому я приготовила вам волны голубого и фиолетового цветов. Чтобы изобразить море, прикрепите ваши волны к доске: голубого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; цвета фиолетового – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.


- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.


7. Домашнее задание

Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал море. А вы дома с помощью красок, карандашей или фломастеров нарисуйте то море, которое вам больше всего запомнилось. Для вдохновения посмотрите картины Айвазовского.


- До свидания!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока в 3 классе "Былина о Садко и Морском царе"

Автор: Соловьева Татьяна Николаевна

Дата: 12.04.2024

Номер свидетельства: 648879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока музыки: Образы добра и зла в балете "Спящая красавица" П.И. Чайковского "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-muzyki-obrazy-dobra-i-zla-v-balietie-spiashchaia-krasavitsa-p-i-chaikovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "102244"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402490240"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект открытого урока на тему " Первое путешествие в музыкальный театр". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "237423"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444311300"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства