Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Трёхчастная форма». 3 класс.»
Конспект урока по теме: «Трёхчастная форма». 3 класс.
Форма урока: урок-сказка.
Цель: Накопление опыта восприятия средств выразительности, как “строительного материала” целостного произведения.
Образовательные задачи:
дать понятие трехчастной формы
научить пользоваться в игре контрастной динамикой
закреплять у детей умение чисто интонировать терции, скачки на квинту, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке
Развивающие задачи:
развивать певческие регистры и умение владеть голосовым аппаратом
развивать у детей метрическое и ритмическое чувство
развивать воображение, ассоциативное мышление
развивать у детей звуковысотный слух, научить осознанно использовать его в детском музыкальном творчестве
Воспитательная задача: воспитание вкуса к музыкальному творчеству
Ход урока
Педагог: Ребята, сегодня на занятии мы с вами расскажем сказку, которую прямо сейчас и сочиним. Но начинается она трагически. Случилось страшное... из города игрушек пропали все мягкие игрушки (зайчики, мишки, собачки...).
Давайте начнем нашу сказку с упражнения “Страшная сказка”. (Фонопедическое игровое упражнение по В. Емельянову из группы произвольного управления регистрами на слова:
Слушай шорох,
Слушай шорох чащи,
Слушай шорох чащи леса,
Слушай шорох, чаща леса дышит…).
Педагог: В каком регистре будем рассказывать упражнение “Страшная сказка”?
Дети: В низком регистре.
Педагог: Итак, игрушки пропали, и деревянные солдатики пошли выручать их в замок к таинственному злодею. Солдатики добирались на паровозике.
Ребята, посмотрите на доску, поиграем в игру “Паровозик”. Солдатики должны быть внимательными, хорошо управлять паровозиком, чтобы не было аварии, а то они дольше будут добираться до цели своего путешествия.
Дети читают ритмические последовательности Приложение 1, записанные на доске на слоги тук, туки.
Дойдя до таинственного, страшного в ночной темноте замка солдатики услышали: “Помогите!”. Кто это взывает о помощи, как вы думаете?
Дети: Зайчики и собачки.
Педагог: А это кто сказал:"Выходи на бой, злодей!” ?
Дети: Деревянные солдатики.
Педагог: “Берегитесь!”. А это кто?
Дети: Злое Чудище, которое похитило игрушки.
Педагог:Мягкими игрушками будут ребятишки первого ряда, солдатиками – второго ряда, а Чудищем кто будет (“артиста” выбирают сами дети)?
Игрушки, подумайте, как, каким голосом, в каком регистре вы будете взывать о помощи. Теперь вам нужно выбрать себе карточку с динамикой вашей игрушки (На доске прикреплены карточки с динамическими оттенками от динамики пиано до двух форте).
Учитель обсуждает с “Солдатиками” и “Чудищем” те же вопросы, затем дети разыгрывают сценку.
Педагог: Битва... Сражались солдатики с Чудищем от рассвета до заката.
Посмотреть на бой прилетел воробушек, прибежал медведь, и они со страху все перепутали.
Ребята, сейчас вспомним попевку “Путаница”, которую разучивали на прошлом занятии. Как мы будем исполнять конец фраз?
Дети: На стаккато, не выкрикивая.
Дети исполняют попевку “Путаница” на стихи Чуковского с ручными знаками I, Ш и V ступеней лада Приложение 2 и со словами. Попевка исполняется в различных тональностях, транспонируется то вверх, то вниз, это делается с целью, чтобы дети осознали тождественность интонаций независимо от высоты исполнения. Транспонирование охватит всех детей и расширит возможности каждого.
Педагог: Как вы думаете, кто победил и почему: Солдатики, или Чудище?
Дети рассуждают о добре и зле.
Педагог: Солдатики, с победой домой возвращаясь, решили на самой главной площади города провести парад.
Дети слушают попевку “На парад идет отряд”. Затем они разучивают её Приложение3. Ведется работа над чистотой интонирования скачка на квинту.
Педагог: А в городе игрушек солдатиков уже встречали, звучала музыка! Ребятишки, послушайте эту музыку.
Дети слушают Марш Д. Шостаковича.
Педагог: Ребята, вы слышали это произведение первый раз?
Дети: Нет, мы его слышали на прошлом занятии. Это марш для игрушек, для игрушечных солдатиков.
Педагог: А теперь трудный вопрос, не спешите с ответом, подумайте, а затем поднимите руку. Как мы определили, что этот марш для игрушек?
Дети: Отрывистая, скачущая музыка. Музыка лёгкая, в высоком регистре, в быстром темпе, поэтому слышны очень маленькие шаги. Характер шутливый, озорной, веселый, бойкий, игривый.
Педагог: Все время у музыки один характер, или меняется?
Дети: Меняется, в начале музыка озорная, веселая, задорная, а затем сердитая.
Педагог: Давайте подберем еще слова характеризующие музыку.
Дети: Как будто, кто-то командует, приказывает, это командир солдатиков громко отдает приказ.
Педагог: Да, музыка звучит повелительно и громче, чем в начале. А заканчивается она так же повелительно?
Дети: Нет, затем музыка снова звучит не такая громкая, а веселая и озорная, такая же, как в начале.
Внимание! У меня цветные карточки, давайте сложим из них наш Марш.
Детям предлагаются шесть цветных карточек оранжевого, синего и жёлтого цветов.
Педагог: В начале музыка веселая, легкая. Какую по цвету выберем карточку?
Дети: Оранжевого цвета.
Педагог: Затем звучала музыка приказывающая, громкая.
Дети: Синего цвета.
Педагог: И в заключении, музыка снова была озорная, веселая, как в начале.
Дети: Снова оранжевая.
Педагог: А теперь, самый главный вопрос. Сколько частей в Марше?
Дети: Три.
Педагог: На прошлом занятии мы выяснили, что в музыке Марша слышны акценты. Что такое акцент?
Дети: Яркий удар в музыке.
Педагог: Акценты делают музыку марша четкой, уверенной. Давайте отметим акценты хлопками. Внимательно вслушивайтесь в музыку!
Педагог: И так, начинаем парад победителей... Зайцы взяли в лапки “барабанные палочки” (педагог показывает, как держать барабанные палочки) и будут отмечать шаги-доли. Деревянные солдатики будут размахивать своими деревянными руками вверх, вниз, локти как будто на шурупчиках, как у Буратино, тоже отмечая шаги-доли в I и Ш части Марша.
Во II части на три ярких акцента делаем три шага вперед, затем внимательно слушаем музыку до следующих трех акцентов и делаем три шага назад, снова слушаем музыку до начала Ш части. В Ш части снова “маршируют” Солдатики и Зайцы “бьют” в барабаны.
После парада, конечно же, песни и пляски, ведь город игрушек спасен.
“Потанцуй со мной” - сказала Кукла Зайцу.
Ребята, как будем исполнять песню “Потанцуй со мной дружок”?
Дети: Будем петь весело... не кричать... будем слушать себя... друг друга... пианино... будем петь как один.
Дети исполняют английскую народную пеню “Потанцуй со мной дружок” на русском и английском языке с движениями. Ведется работа над интонацией и унисоном.
Педагог: Таким всеобщим весельем закончилась наша сказка, которая начиналась так страшно. Так весело закончилось и наше занятие. Молодцы, хорошую сказку придумали, вот только нет у нее названия. Поэтому дома нарисуем иллюстрации к нашей сказке, придумаем ей название и расскажем её родителям.