kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознание значения творчества Ф. Шопена для формирования национальной музыкальной культуры его родины – Польши; продолжить знакомить учащихся с музыкальными произведениями различных жанров и форм (фортепианные пьесы танцевального характера – полонез, вальс, мазурка); накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки западноевропейских композито­ров-классиков на примере музыки Ф. Шопена; учить выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора; расширение возмож­ностей речевых высказываний о содержании музыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ


Сидоренкова Светлана Владимировна учитель музыки СОШ№2 имени Е.П.Новикова.


Дата урока/ класс

/_26 октября/_________/ 2018___ г. / 6 класс


Раздел /Тема урока

«В концертном зале»: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»


Педагогические цели

Осознание значения творчества Ф. Шопена для формирования национальной музыкальной культуры его родины – Польши; продолжить знакомить учащихся с музыкальными произведениями различных жанров и форм (фортепианные пьесы танцевального характера – полонез, вальс, мазурка); накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки западноевропейских композито­ров-классиков на примере музыки Ф. Шопена; учить выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора; расширение возмож­ностей речевых высказываний о содержании музыки.


Тип, форма урока

Изучение и закрепление новых знаний и способов действий, урок-исследование.


Проблема урока

Действительно ли сердце Шопена умолкло навсегда?


Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся узнают: факты биографии Ф. Шопена, особенности его музыки (жанровые и стилевые), названия и особенности танцевальной музыки (вальс, полонез, мазурка).

Учащиеся научатся: выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора, определять в звучании различные танцы, их нацио­нальную принадлежность..

Учащиеся получат возможность научиться: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально отвлекаться на искусство, выражая отношение к нему в различных видах дея­тельности.


Личностные результаты

Уважительное отношение к музыке других народов; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, нацио­нальных стилей.


Метапредметные универсаль­ные учебные действия

Регулятивные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в различных видах музыкально-творческой дея­тельности (слушание, пение, пластическое движение), строить речевые высказывания, отражающие содержание музыкальных произведе­ний.

Познавательные: сравнивать характер музыкальных произведений, анализировать средства музыкальной выразительности; овладение на­выками смыслового прочтения содержания «текстов» музыкальных произведений в соответствии с целями и задачами учебной деятельно­сти.

Коммуникативные: осуществляют продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных му­зыкально-творческих задач, высказывать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, уважать это мнение.


Основное содержание темы, понятия и термины

Фортепианное творчество Ф. Шопена. Интонации и ритмы народной музыки в творчестве Ф. Шопена. Фортепиано, инструментальная му­зыка, танец, полонез, мазурка, вальс.


Образовательные ресурсы



Музыкальный материал

Ф. Шопен Полонез № 3 ля-мажор, Вальс № 10 си-минор, Мазурка № 2 ля-минор (слушание), А. Ермолов «Гимн музыке», песня «Моя Россия.» (пение), «Вальс дружбы» (пластическое исполнение).


Содержание урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма и методы контроля


осуществляемые действия

формируемые

умения


Мотивирование к учебной дея­тельности (организационный момент)







Организует вход в класс под музыку Полонеза Ф. Шопена (в оркестровом звучании).

Исполняет музыкальное приветствие.

Проводит проверку готовности к уроку.

- Сегодня у нас очередная встреча с музыкой. Я надеюсь, что она будет для нас не только познавательной, но и приятной. Ведь музыка делает нас умнее, добрее, красивее.


Организованно входят в класс под музыку. Привет­ствуют учителя, исполняют музыкальную попевку-при­ветствие. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте (дневник, учебник, тетрадь, ручка). исполняют выученную песню.

Личностные: прояв­ляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, проявляют доброжелательность по отношению друг к другу.

Фронтальная. На­блюдение, слуша­ние.

Повторение изученного мате­рила (актуализация знаний, проверка домашнего задания)


Организует повторение изученного ранее материала (про­верка домашнего задания: подготовить вопросы по прой­денным темам), корректирует формулировки вопросов и ответов.

- Мы вновь отправляемся в концертный зал. Но прежде, да­вайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме. Сегодня я попрошу вас самих быть в роли учителя и самостоятельно за­давать вопросы друг другу.

(Примерные вопросы).

  • К какой группе инструментов относятся скрипка (виолончель)?

  • Какие еще инструменты входят в эту группу?

  • Что такое квартет?

  • Какие инструменты составляют струнный квартет?

  • Как И. Крылов называет виолончель в своей басне «Квартет»?

  • Что такое ноктюрн?

  • У кого из композиторов есть произведение с таким названием?

  • Что означает слово рококо?

  • Чем отличается стиль рококо?

  • У кого из композиторов есть произведение в стиле рококо?

  • Для какого инструмента написано это музыкальное произведение? И др.

Задают вопросы друг другу по пройденным темам, слу­шают и корректируют отве­ты одноклассников.

Познавательные: воспроизводят по па­мяти информацию, необходимую для ре­шения учебной задачи (в том числе, получен­ную из собственного опыта).

Коммуникативные: приобретают умение осознанного построе­ния речевого выска­зывания о содержании изученного учебного материала в соответ­ствии с задачами ком­муникации.

Фронтальная.

Наблюдение, уст­ный опрос.

Постановка учебной задачи и проблемы урока

Концертная афиша – проводник в мир музыки

Умолкло ли сердце композитора Шопена?


Организует беседу по концертной афише, самостоятель­ную формулировку учащимися учебной задачи и способов ее решения; подводит учащихся к формулировку пробле­мы урока.

  • Что перед вами?

  • Почему вы решили, что это афиша?

  • Вам знакомо имя композитора?

  • Это русский композитор или зарубежный?

  • В исполнении какого инструмента будет звучать му­зыка?

  • Что вы знаете об этом инструменте?

  • Что означает его название?

  • Какие разновидности этого инструмента вы знаете?

  • Кто из композиторов писал произведения для форте­пиано?

  • Произведения какого жанра будут звучать в сего­дняшнем концерте? Вам знакомы эти жанры?

  • Что мы постараемся узнать из сегодняшнего урока?

  • Как мы будем это делать, чем воспользуемся?


  • Как вы понимаете тему урока? Мы можем сейчас от­ветить на этот вопрос?

- Мы попробуем дать ответ на этот вопрос в конце урока.

Рассматривают и читают афишу концерта, озвучива­ют известные им сведения и проблемные вопросы, предлагают формулировки учебной задачи, формы му­зыкально-творческой дея­тельности, выстраивают план урока.

Регулятивные: ста­вят и принимают учебную задачу, сформулированную совместно с учителем, выбирают соответ­ствующие виды музыкально-творческой деятель­ности для раскрытия темы урока.

Коммуникативные: владеют монологиче­ской и диалогической формами речи в соот­ветствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.

Личностные: приме­няют правила делово­го сотрудничества.

Фронтальная. Уст­ный опрос.

Усвоение новых знаний

Фридерик Шопен – трудная судьба





















Знакомит учащихся с фактами биографии Ф. Шопена.

- Я хочу рассказать вам о польском гении – Фридерике Шо­пене.

Родился Фридерик Шопен 216 лет назад в 1810 году в поль­ском городке Желязова Воля. Его мать хорошо играла на фортепиано и прекрасно пела. Именно она и привила своему сыну любовь к музыке. Музыка всегда звучала в доме. Но родители замечали, что при первых звуках музыки, Фриде­рик начинал плакать. Первая мысль – музыка раздражает ре­бенка, но оказалось, что наоборот, музыка производила на Фридерика очень сильное эмоциональное впечатление. От своей матери Шопен узнал и полюбил польские народные песни и танцы, любовь к которым он пронес через всю жизнь. Вся его музыка буквально пронизана интонациями и ритмами польской народной музыки.

В девятнадцатилетнем возрасте у Шопена проявляются первые признаки тяжелого заболевания легких. Врачи ставят ему неутешительный диагноз и говорят о том, что ему оста­лось жить год-полтора. Но наперекор всем Шопен проживет еще 20 лет! Музыка учила его дышать правильно, и болезнь на время отступала. Наверное, поэтому музыка Шопена та­кая воздушная, дышащая. А еще она очень душевная. Неда­ром друзья Фридерика Шопена называли его «душой форте­пиано».

Со совету своих друзей Фридерик Шопен отправляется с концертами по городам Европы. Уезжая из Польши, его не оставляет ощущение, что он покидает ее навсегда. Разлука с Родиной была очень болезненной. Живя за границей, серд­цем Шопен был вместе со своей Польшей. В Европе Шопена ожидает грандиозный успех, но вместе с тем и тяжелая жизнь. Болезнь все-таки побеждает. Не дожив до 40 лет, композитор умирает во Франции. Но свое сердце Шопен за­вещает отвезти и похоронить на родине. В Варшаве, в ко­стеле Святого Креста, по сей день в каменном сосуде поляки бережно хранят умолкнувшее сердце Фридерика Шопена. Действительно ли сердце Шопена умолкло навсегда?

Слушают рассказ учителя, самостоятельно вносят от­веты на вопросы в рабочую карту.


























Регулятивные: при­нимают и сохраняют учебную задачу, соот­ветствующую этапу обучения; удержива­ют цель деятельности до получения ее ре­зультатов; оценивают правильность выпол­нения действий; вно­сят необходимые кор­рективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сде­ланных ошибок; осу­ществляют саморегу­ляцию как способ­ность к мобилизации сил к волевому уси­лию и преодолению трудностей.

Познавательные: овладевают основами смыслового чтения текста, умением выде­лять существенную информацию из тек­ста в учебнике и речи учителя; осуще­ствляют выбор наибо­лее эффективных способов решения за­дач в зависимости от конкретных условий.

Личностные: осуще­ствляют развитие музыкально-эстетичес­ких чувств, проявляющегося в эмоционально-ценностном отноше­нии к искусству.

Фронтальная. Уст­ный опрос, слуша­ние, наблюдение.

Усвоение новых знаний (про­должение)

Полонезы Ф. Шопена
































Организует работу с музыкальными произведениями Ф. Шопена: слушание, музыкальная характеристика, срав­нение.

- Пришло время познакомиться с музыкой Фридерика Шопе­на.

  • Вы обратили внимание, какая музыка звучала при входе в класс? Она вам знакома?

Повторное слушание Полонеза № 3 ля-мажор (фортепи­анное исполнение).

  • Как вы охарактеризуете эту музыку – маршевая, тан­цевальная или песенная?

- Это звучит полонез – танец-шествие. Его название озна­чает польский. Этим парадным танцем – полонезом – обычно открывались балы при дворе польского короля. Длинной ве­реницей шествовали красиво одетые гости, изящно приседая в конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала с самой уважаемой гостьей.

«В полонезах Шопена собраны наиболее благородные, ис­конные чувства древней Польши... Перед нашим взором как бы встают образы древних поляков, какими рисуют их лето­писи: крепкого сложения, ясного ума ... необузданной хра­брости в сочетании с рыцарством, не покидавшим сынов Польши» (Ф. Лист). Неслучайно в мелодии Государственного Гимна Польши слышны интонации и ритмы полонеза.

Слушание Гимна Польши.

- Прислушайтесь к ритму полонеза: он не ровный, как в мар­ше, а пунктирный. Прохлопаем этот ритм.

Организует проведение ритмической игры.

- Запишите в рабочих тетрадях характеристику полонеза, выбе­рите из предложенных характеристик только те, которые со­ответствуют полонезу.

Организует и контролирует проведение работы.

Предлагает посмотреть исполнение полонеза в презентации.

- Еще один излюбленный Шопеном танцевальный жанр – вальс. Родиной вальса является Австрия. Немецкое слово вальцен – означает вращение. И действительно, основное движение в вальсе это плавные вращательные движения партнеров. Давайте вспомним, как танцуют вальс.

Слушают рассказ учителя, музыку, делают записи в тетради.

Регулятивные: учат­ся работать по предложенному учи­телем плану, анализи­руют эмоциональное состояние, получен­ное от успешной (неуспешной) дея­тельности; планируют свои действия с соот­ветствии с поставлен­ной задачей и условия­ми ее реализа­ции; выполняют учеб­ные действия в мате­риализованной, гром­коречевой и умствен­ной форме; осуще­ствляют контроль по результату деятельно­сти под руководством учителя.

Познавательные: ориентируются в учебнике и рабочей карте, находят ответы на вопросы; овладева­ют навыками смысло­вого прочтения содер­жания «текстов» му­зыкальных произведе­ний различных жан­ров в соответствии с целями и задачами учебной деятельно­сти.

Личностные: выра­жают положительное отношение к процессу познания.

Фронтальная, на­блюдение, слуша­ние.

Физкультминутка

«Вальс дружбы»

Организует разучивание и исполнение «Вальса дружбы» в соответствии с характером музыки, акцентирует вни­мание на трехдольности вальса.

Слушают музыку и испол­няют под нее танцевальные движения.

Познавательные: учатся соотносить ха­рактер движений с ха­рактером музыки.

Коммуникативные: умение согласовывать свои действия с парт­нером.

Фронтальная, на­блюдение.

Усвоение новых знаний (про­должение)

Вальсы и мазурки Ф. Шопена

- Для Шопена вальс был больше, чем просто танец. Вальсы Шопена – поэтичные музыкальные повествования о любви, разлуке, потерях и встречах. Посмотрите фрагмент презентации и послушайте музыку шопеновского вальса и подбе­рите к слову вальс подходящее парное понятие (вальс-танец, вальс-воспоминание, вальс-впечатление, вальс-рассказ), запишите в рабочую тетрадь характеристику вальса.

Организует прослушивание Вальса № 10 си-минор, контролирует выполнение работы учащимися.

Проверка выполнения задания.

- И еще один польский танец, который занимает большое ме­сто в фортепианном творчестве Фридерика Шопена – мазур­ка.

Записать определение в рабочую тетрадь.

- Мазурка – танец польского происхождения, от названия од­ной из областей Польши – Мазовии, жителей которой назы­вали мазурами. Сам Шопен любовно называл мазурки образ­ками – т.е. картинками. Это действительно миниатюрные живописные картинки из польской жизни.

  • Мазурка схожа уже со знакомым вам польским тан­цем. Каким?

  • Что их роднит?

  • Что отличает?

- Посмотрите, как танцуют мазурку, послушайте музыку ма­зурки Шопена и запишите характеристику танца в рабочую тетрадь..

Организует просмотр презентации «Не молкнет сердце чуткое Шопена.»

Контролирует выполнение работы учащимися.

Проверка выполнения задания.

Слушают музыку, смотрят видеофрагменты, соотносят увиденное и услышанное с настроением, характером музыки, находят соответ­ствующие музыке понятия; делают записи.

Регулятивные: осу­ществляют коррек­цию, вносят необхо­димые дополнения и коррективы в план и действия.

Познавательные: овладевают логиче­скими действиями сравнения, анализа, обобщения, установ­ления аналогий; осваи­вают способы решения проблем творческого характера в процессе восприя­тия, оценки музыкальных произ­ведений.

Личностные: воспри­нимают речь учителя, непосредственно не обращенную к учаще­муся; выражают поло­жительное отношение к процессу познания; развивают мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.

Фронтальная, на­блюдение, слуша­ние.

Вокально-хоровая работа

«Моя Россия.»

Организует разучивание песни «МояРоссия.» Работа над точностью испол­нения пунктирного ритма, четкостью дикции, правиль­ностью интонирования. Исполнение выученной песни в соответствующем характере.

Слушают исполнение пес­ни учителем, разучивают мелодию песни, обращают внимание на ритм, точное и правильное исполнение ме­лодии песни.

Исполняют песню в соот­ветствующем характере в опоре на текст.

Регулятивные: кор­ректируют свою дея­тельность, вносят из­менения в процесс ис­полнения с учетом возникших трудно­стей и допущенных ошибок, намечают способы их устране­ния.

Познавательные: применяют на практи­ке полученные знания о национальных осо­бенностях музыки.

Коммуникативные: учатся согласовывать свои действия с дей­ствиями партнеров.

Фронтальная, на­блюдение, слуша­ние.

Закрепление знаний и спосо­бов действия

Организует закрепление изученного на уроке материла.

- Наше музыкальное путешествие в концертный зал подхо­дит к завершению. Давайте вспомним, какие новые тайны сегодня вам открыла музыка, о ком рассказала. Вам помогут ваши рабочие тетради, в которых в течение урока мы фиксиро­вали все новые сведения.

  • Какая страна подарила миру гениального пианиста и композитора Фридерика Шопена?

  • Какой музыкальный инструмент стал смыслом жиз­ни для Шопена, выразителем его мыслей и чувств?

  • Как называли Шопена друзья и поклонники?

  • С какими жанрами фортепианной музыки Шопена мы познакомились?

  • Что их объединяет?

  • Что лежит в основе музыки Шопена?

  • Что завещал Шопен своей Родине?

  • Вспомните, судьба какого русского композитора схожа с судьбой Шопена: кто живя на чужбине, сердцем и душой оставался со своей Родиной?\

  • А теперь давайте вернемся к теме нашего урока «Не молкнет сердце чуткое Шопена…». Как теперь, по­сле знакомство с композитором и его музыкой, вы можете объяснить смысл этих слов?

Помогает в формулировании вывода урока: сердце Шопена будет биться, пока в мире звучит его музыка.

Отвечают на вопросы учи­теля, опираясь на записи в рабочих картах и учебнике, формулируют вывод, исхо­дя из поставленной цели и темы урока.

Регулятивные: оце­нивают результат ра­боты, определяют, что усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения осу­ществляют саморегу­ляцию как способность к преодо­лению трудностей.

Коммуникативные: оформляют свои мыс­ли в устной форме, слушают и понимают речь других, уважают мнение одноклассни­ков.

Личностные: накоп­ление музыкальных впечатлений, связан­ных с восприятием и исполнением музыки; осознают значение музыки в жизни чело­века.

Фронтальная, уст­ный опрос.

Рефлексия учебной деятельно­сти на уроке

Организация осмысления собственной деятельности на уроке. Предлагает продолжить фразу:

  • Сегодня я узнал новое для себя…

  • Мне было интересно узнать, что…

  • Сегодня я научился…

  • Мне было непонятно…

Оценка деятельности учащихся на уроке (выставление и аргументация отметок).

Обычно, в конце концерта звучат аплодисменты.

  • Кого из своих одноклассников вы могли бы поблаго­дарить аплодисментами за активную работу на уро­ке?

Мне кажется правильным, если свои аплодисменты мы адре­суем и главному участнику нашего урока – музыке Фридери­ка Шопена.

Анализируют свою дея­тельность и деятельность одноклассников.

Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою дея­тельность на уро­ке; анализируют эмо­циональное состоя­ние, полученное от успешной (неуспеш­ной) деятельности; адекватно восприни­мают оценку своей ра­боты.

Фронтальная. Уст­ный опрос.

Домашнее задание

Подобрать стихи созвучные одному из вальсов Шопена.

Объяснение содержания и способов выполнения домашне­го задания.

Делают записи в дневнике, слушают инструкцию учи­теля.

Регулятивные: при­нимают учебное зада­ние в соответствии с уровнем своего разви­тия.

Индивидуальная.

Запись в тетради.



7


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Автор: Светлана Владимировна Сидоренкова

Дата: 08.11.2019

Номер свидетельства: 526167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока музыки "Не молкнет сердце чуткое Шопена""
    ["seo_title"] => string(56) "konspekt_uroka_muzyki_ne_molknet_serdtse_chutkoe_shopena"
    ["file_id"] => string(6) "474182"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1529848197"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства