“Расскажи сказку. Колыбельные. Мама ” Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского), интонационными особенностями колыбельной песни.
познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского; познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен, познакомить и разучить 1 куплет песни «Колыбельная медведицы». учить детей слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью; учить сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанр; вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный слух, музыкальную память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное мышление; творческие способности. воспитывать доброту и любовь к маме, к природе; музыкальный вкус;
Объяснительно- иллюстрационный; частично поисковый; анализа и сравнения; обобщения; музыкальной драматургии; ретроспективы и перспективы. учебник - Критская, Сергеева, Шмагина; аудио и видеозаписи; компьютер, проектор, экран. Орг. момент. Повторение.
Слушание Детский альбом П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков». Повторение теоретического материала. III. Изучение новой темы. 1. Знакомство с произведением П.И.Чайковского « Нянина сказка». - стихи. - рассказ о няне Чайковского. - прослушивание пьесы «Нянина сказка». - обсуждение прослушанного. 2. Знакомство с произведением С.С. Прокофьева «Сказочка». - прослушивание произведения. - обсуждение. 3. Просмотр видеофрагмента. Заставка «Спокойной ночи малыши». (или «Детская колыбельная мелодия ») 4. Сообщение новой информации о колыбельных. 5. Работа с учебником на стр. 34 – 35. - обсуждение. 6. Прослушивание песни «Спят усталые игрушки» А. Островского с пластическим интонированием. 7. Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». 8. Разучивание новой песни «Колыбельная медведицы», композитор ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ на слова ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА. IV. Итог урока. Ход урока: - Здравствуйте ребята. Садитесь. - Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. - Послушайте музыку (П. И. Чайковского Детский альбом № 5 Марш деревянных солдатиков.) - Назовите музыкальное произведение. (Марш) - Кто композитор этого произведения? ( П.И. Чайковский) - О чем мы говорили на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы говорили о разных маршах). - Какие бывают марши? (Марши бывают военные, празднично-торжественные, спортивные, траурные, свадебные, детские.) - Где звучат марши? (Маршевая музыка применяется не только для организации движения, она красиво звучит в оперных, балетных, симфонических произведениях.) - Что объединяет все марши? (Все марши объединяет четкий шаг и четкий ритм) - Вы усвоили материал. А сегодня вы узнаете новое. Тема нашего урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.» А сейчас мы отправляемся в путешествие по стране сказок. Откройте учебник на стр.30-31 и рассмотрите иллюстрацию. На прошлом уроке рассказчиками были известные вам композиторы Пётр Чаковский и Сергей Прокофьев. - Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. Вы видите мальчика и его няню, сидящую за вязанием. Тянется нить из клубка, плетётся узор, начинается неспешный рассказ. Всё в мире хочется познать, Всё хочется увидеть в мире: В стране мелодий погулять И поиграть на струнной лире. Цветок нас ждёт… Нам музыка всего дороже Фантазий сказочная нить Не заблудиться нам поможет. Во времена П. Чайковского и С. Прокофьева дети любили, когда им рассказывали сказки. Главными рассказчицами того времени были няни. - У маленького Пети Чайковского тоже была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче. - В сказках происходят разные чудесные события. - Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? - Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся? - О чем же рассказала вам эта сказка? - Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже. - Что вы представите, когда звучит эта музыкальная сказка? Я вам сегодня принесла иллюстрации к сказкам, давайте посмотрим и отгадаем их. -Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные? - Чья сказка вам особенно понравилась? Почему? - Мы продолжим сказочную тему, но её название вам предстоит угадать после просмотра видеофрагмента. (ВИДЕОФРАГМЕНТ: «Заставка «Спокойной ночи малыши». (или «мелодия из программы «Спокойной ночи малыши») - Удалось вам определить жанр этой музыки? Назовите? (ответы обучающихся) - По каким признакам вы определили, что это колыбельная? (ответы обучающихся) Действительно, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ – это самые древние песни, дошедшие до нашего времени. Из множества песен вы всегда узнаете колыбельную по её убаюкивающей интонации. Колыбельная песня исполняется вечером, перед сном, а это значит колыбельные песни тихие, спокойные, нежные, ласковые… Многие из них вам известны с раннего детства. Откройте учебник на стр. 34 – 35. - Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню? (В исполнении мамы).
- Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви. - Послушайте песню ( «Спят усталые игрушки» ) - Узнали ли вы ее?
- Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение?
- Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?
- Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней? - Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете? - Как звучит музыка? - Какими интонациями насыщена музыкальная ткань сочинения? - Какими красками нарисован образ мамы? - Почему в средней части пьесы появляются взволнованные, растревоженные звуки? - Что хотел сказать композитор Чайковский этой музыкой ее исполнителям и слушателям? - Сегодня мы выучим новую песню, которая называется «Колыбельная медведицы», написали её композитор ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ на слова ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА. Послушайте ее. - Какое настроение создала у вас эта песня? ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА: -разучивание ритмического рисунка песни; - распевание; - вокализация (по группам, рядам, хором). Выучить текст песни «Колыбельная медведицы» Е. Крылатова, Ю. Яковлева
Пришло время подвести итог урока. Сегодня мы завершаем изучение раздела «День полный событий». - О ком мы говорили на уроке? - Какие произведения слушали? - Что нового узнали? |