Основные понятия: звукоряд, гамма, нотный стан, скрипичный ключ.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: беседа, работа с раздаточным материалом, слушание и анализ музыкальных произведений, исполнение произведений, индивидуальная работа, фронтальная, групповая.
Планируемые результаты
Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку музыки, проявляют умения сопереживать, чувствовать музыкальное произведение; проявляют чувство сопричастности к общему делу в процессе пения.
Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о нотах, чтение простейших ритмических рисунков. Слушание музыки: определяют характер музыкального произведения. Игра на детских музыкальных инструментах: имеют представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, исполняют произведение по ритмической партитуре.Хоровое пение: грамотно и выразительно исполняют песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием, соблюдают при пении певческую установку, использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
Ход урока:
Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Здравствуйте ребята.
Рада видеть Вас!
Дети: Здравствуйте учитель,
Добрый день наш класс!
Введение в тему урока.
Учитель:Посмотрите друг на друга, подумайте, о чем - нибудь хорошем, улыбнитесь друг другу. Я рада вашим улыбкам, и, надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.
А тему нашего урока вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Семь подружек голосистых
Семь звоночков серебристых
Дружно весело живут.
Звонко песенки поют!
Дети: Ноты
Учитель:
Тема нашего сегодняшнего урока «Нотная грамота»
На уроке математики вы подружились с цифрами, на уроке чтения вы открываете книгу и читаете слова, которые складываете из букв.
У музыки тоже есть такие знаки, которые живут в музыкальной азбуке – это ноты
3. Изучение нового материала. (презентация)
Учитель:
Ноты придумали не сразу. В далеком прошлом…..Чтобы записать музыку использовали специальные значки. Они выглядели как точки, черточки и запятые.
Нелегко было разобраться в таких крючках и завитушках. Притом ноты эти не перепечатывали, как в наши дни, а переписывали. Переписчики в музыке не очень разбирались, и много мелодий было испорчено до неузнаваемости.
Так продолжалось до тех пор, пока не придумали нотный стан — пять горизонтальных линеечек, на которых и разместились нотные знаки.
Ноты в переводе с латинского языка означает «записывание», обозначение», «знак» Ноты стали размещать как на самих линиях, так и между ними. Ноты похожи на маленькие головки-овалы.
- Давайте вспомним, в какой последовательности они расположены?
(ответы детей)
ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ
( исполнение хором, индивидуально, группами)
Учитель: Каждая нотка имеет своё место ( презентация)
4.Музыкальная физминутка « До-ре-ми» ( шуршики)
5. Слушание.
Ребята, не только вы занимаетесь изучением нотной грамоты. Еще и ребята из известного музыкального спектакля «Звуки музыки». Они тоже учили ноты с помощью простой песенки. Внимание на экран. (показ видеоролика)
СЛУШАНИЕ ( отрывок из мюзикла « Звуки музыки)
Вы смотрели фрагмент из известного музыкального спектакля- мюзикла «Звуки музыки».