Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Гармонии задумчивый поэт"»
Гармонии задумчивый поэт.
(Урок музыки в 5 классе. Учитель Черненко Т.Г.)
Цель: формирование всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности учащегося.
Задачи:
Расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора Ф. Шопена.
Знакомство с различными жанрами фортепианной музыки.
Знакомство учащихся с поэтическими и музыкальными шедеврами .
Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов .
Познание значимости музыки в жизни человека.
Формирование личностного отношения к музыке.
Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку.
Формирование положительных сторон характера: гражданственности, патриотизма; чувства сопереживания, сочувствия.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, акустическая система, мультимедийная презентация по теме урока.
Слайд 1. Повторение материала прошлого урока, введение в новую тему –
… Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
? Какое отношение имеет этот текст к занятиям на уроках музыки?
Какое отношение стихи Бориса Пастернака имеют к нашему уроку?
Как называется жанр муз. произведения, в котором Г. Свиридов использовал эти стихи? (определение кантаты)
Что такое искусство?
В масштабах всего общества искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
Слайд 2. Мы уже не раз говорили, что все виды искусства очень тесно связаны между собой. Не раз замечали, что невозможно вести разговор об одном из видов искусства, не прибегая к помощи других. Назовите основные виды искусства.
? О связи каких видов иск-ва мы говорим на уроках в 1 полугодии ?
Слайд 3 . Коль музыка поэзии близка
И как с сестрою с ней соединима,
Любовь меж ними будет велика.
Шекспир
Разговор на сегодняшнем уроке пойдет о связи музыки и поэзии.
Слайд 4. Вашему вниманию я хочу предложить два фрагмента прекрасных стихотворений.
Опять Шопен не ищет выгод,
Но, окрыляясь на лету,
Один прокладывает выход
Из вероятья в правоту…
И второй …
…Рука художника еще всесильней:
Со всех вещей смывает грязь и пыль.
Преображенней из его красильни
Выходят жизнь, действительность и быль…
Фрагменты этих стихов принадлежат уже знакомому нам поэту Борису Пастернаку. Но в этот раз они посвящены композитору Фредерику Шопену, к творчеству которого Пастернак испытывал большую любовь. Свои теплые чувства к музыке Шопена он выразил во многих своих произведениях.
Слайд 5. И в этом он не был одинок. Генрих Нейгауз, музыкальный деятель, прекрасный исполнитель тоже по-особому относился к творчеству Шопена. Он называет Шопена поэтом. А почему ? Послушайте, как он о нем отозвался.
«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ — видение поэта”.
Слайд 6. Поэтому неспроста тема нашего сегодняшнего урока звучит «гармонии задумчивый поэт».
Слайд 7. Давайте прервемся на некоторое время, откроем тетрадочки, запишем число.
И сначала каждый запишет в своей тетради то, что он знает о Шопене.
Потом, что предполагает….
А дома каждый из вас дополнит эти записи тем, что вы о нем узнаете на нашем уроке или из каких-либо дополнительных источников информации. На следующем уроке мы с вами поделимся своими знаниями друг с другом.
(Зачитали).
Слайд 8 . Продолжаем разговор о прекрасном композиторе и пианисте – виртуозе Ф. Шопене.
Слайд 9 . Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечатльному человеку), под Варшавой (Польша) в семье учителя.
Слайд 10 . Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки . Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.
Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.
Слайд 11 . А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. Писательский дар проявляется и у Фридерика.
Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в консерваторию. Его учитель по композиции Юзеф Эльснер пишет: «Необычайное дарование, музыкальный гений». В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.
Слайд 12 . В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие . Предчувствия не обманули композитора. Он расстался с родиной навсегда. С 1831 года Шопен живет в Париже.
ГОРСТЬ ЗЕМЛИ
Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нем видя край, оставленный вдали.
Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.
Слайд 13 . В 1 849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора ( по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.
СЕРДЦЕ ШОПЕНА Виктор Боков
Сердце Шопена в костеле святого Креста.
Тесно ему в замурованной каменной урне.
Встал бы владелец его, и немедля с листа
В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.
Слайд 14 . Шопен нет, но жива его музыка, жива память о нем в миллионах людских сердец. Приехав в Варшаву, Желязову Волю, мы можем посетить дома – музеи Шопена, прийти к его памятнику. Здесь у нас в России мы можем посмотреть фильмы о Шопене, прочитать различные печатные издания.
Слайд 15 . Но, самое главное, его музыка нам может рассказать столько, что ни одним средствам массовой информации это сделать не под силу. По сей день музыка Шопена пользуется популярностью. Вот и настал тот момент, когда мы можем к ней обратиться.
Основную часть творчества композитора составляют фортепианные композиции: три сонаты , полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений.
Шопен прекрасно знал свои возможности и поэтому совершенно сознательно ограничивался фортепианной музыкой, мастерски используя колористические возможности инструмента. Шопен широко использовал все своеобразие и самобытность польской народной музыки, превращая ее в концертные пьесы.
Слайд 16 .
Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению , но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.
Будучи прекрасным пианистом, Шопен явился новатором в создании лирических фортепианных миниатюр — в искусстве немногословного и точного высказывания, выражающего эмоции и чувства, не всегда поддающиеся слову. Именно Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества.
Слушание : Ф. Шопен. Прелюдия № 7
Слайд 17 .
Этю́д — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. Содержательность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шопена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.
Все миниатюры Шопена, в том числе и этот этюд, звучат как непосредственный отклик на события, происходившие в стране. Возмущение, гнев, отчаяние, связанные с событиями в Польше 1830 г., вызвали к жизни образ этого сочинения: волевая, взволнованная, драматическая тема — аккорды с их пунктирным ритмом в правой руке и яростно бушующие, вздымающиеся и стремительно падающие пассажи в левой.
Узнав о вспыхнувшем в это время в Польше о восстании, Шопен решает вернуться на родину и принять непосредственное участие в событиях. Но друзья отговаривают его. Восстание было жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы . Возвращение на родину стало невозможным для Шопена, сочувствующего повстанцам.
«Дом Шопена» Юрий Пашков
Дом, как старинный клавесин,
В низины музыку роняет.
Ветла в податливую синь
Бьет, словно в клавиши рояля.
И сердце яростно в ответ
Взбухает нотой теплокровной —
И ты звучишь на целый свет
Самозабвенно, благородно,
Как революции этюд
Незавершенностью огромен...
А звуки-ходоки идут,
Угаснуть не желая в доме.
Слайд18 .Видео – фрагмент фильма «Жажда любви» - «Революционный этюд» в исполнении Листа.
Слайд19 . Полоне́з — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам.
Слушание: Ф. Шопен. Полонез № 3
Слайд 20 . Вальс - бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.
Вальсы ( всего 14) Шопен писал на протяжении почти всей жизни, начиная с 16 лет. В творчестве Шопена вальс представляет собой сольную фортепианную пьесу, вдохновенную и глубокую, в которой использован весь арсенал пианистической техники.
Сегодня на уроке мы не просто послушаем один из самых вдохновеннейших вальсов Шопена. Мы посмотрим, как почитатели таланта Шопена в наши дни обращаются к его музыке. Шопен никогда не писал опер, балетов. Но влюбленные в балет легко исправили это, так появился балет, который так и называется «Шопениана».
Слайд 21 . Балет «Шопениана» - «Вальс» до диез минор
(чтение стиха на фоне видео балета)
ВАЛЬС
Лев Озеров
Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
Слайд 22 Мазу́рка— польский народный танец. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину.
Из письма Шопена: « Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»
Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки , городские (блестящие) и лирические мазурки.
Слушание: Ф. Шопен.
Мазурка, соч. 7 № 1
Слайд 23 . Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — название пьес лирического, мечтательного характера. В основе ноктюрна лежит обычно певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.
Слайд 24 . Ф. Шопен - Ноктюрн Es-dur, op.9 №2
В последние период своей жизни Шопен много раз выезжал в южные страны, к морю с единственным желанием поправить свое здоровье. Многие его произведения наполнены красотой тех мест. Может быть, и этот ноктюрн наполнен именно той красотой… Кто-то увидит в нем очаровательные виды, кто-то почувствует легкую печаль.
Слушая Шопена. (фрагмент) Ирина Залетаева
(на фоне ноктюрна)
…Играл "Шопена" сын на стареньком рояле.
Мелодия любви рождалась и плыла.
И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.
И чувственная грусть – как хрупких два крыла.
Звучал ноктюрн светло, негромко и печально,
Нежнейшей пеленой окутав все вокруг.
Царили в звуках тех торжественность и тайна,
Манило колдовство нездешних, тонких рук.
А где-то далеко, совсем в ином пространстве,
Остались суета, страдания и боль…
И по коврам пушистым в дивном, нежном танце
Мы закружились вдруг с кудесницей-судьбой. ..
Слайд 25 . Сегодня на уроке прозвучало много новой для вас музыки, вы услышали много новых названий музыкальных произведений. Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, правильно ли соединены названия фортепианных композиций Шопена с тем, что означают эти названия.
А как должно быть? Давайте исправим.
Слайд 26. А теперь правильно?
Слайд 27 . Мы слушали музыку Шопена:
Этюд № 2 (опус 25) фа минор
Вальс до диез минор –
Ноктюрн – ми бемоль мажор
Этюд № 12 «Революционный»
Полонез № 3 .
Мазурка, соч. 7 № 1
Прелюдия № 7.
Мы читали стихи:
«Дои Шопена» Юрий Пашков,
«Вальс» Лев Озеров
«Горсть земли» Ашот Граши
«Сердце Шопена» Виктор Боков
«Слушая Шопена» Ирина Залетаева
“После грозы” Борис Пастернак
« Опять Шопен не ищет выгод» Борис Пастернак
Слайд 28 . И завершить разговор о Фредерике Шопене стихотворением Дмитрия Бочарова, которое я прочитаю на фоне еще одного прекрасного произведения гениального композитора.