kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Колокола России

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект урока музыки.    8 класс

Тема раздела: « В поисках истины и красоты»

Программа  Т.И.Науменко, В.В.Алеев

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Колокола России»

Колокола России.


План – конспект урока музыки.

8 класс


Тема раздела: « В поисках истины и красоты»

Программа Т.И.Науменко, В.В.Алеев



Цель урока: познакомить детей с историей колокольного искусства на Руси.

Задачи:

  • образовательная – расширить представления детей о назначении колоколов;

  • познакомить с колокольным звоном как видом искусства;

  • Слушательская – научить различать основные виды колокольного звона;

  • Творческая (развивающая) – научить моделировать ритмическое сопровождение из предложенных ритмов; развивать ассоциативно-художественное восприятие школьников;

  • Воспитательная – пробудить интерес к православной культуре, духовному наследию своего народа.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование, урок – презентация.

Музыкальный материал: песня «Колокола России» сл.Аверкович, «Малиновый звон» А.Морозов, звоны – благовест, набат, трезвон, Красный звон, М.П.Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов».

Новые понятия: Кампанелла, звонница, звонарь, колокольня, перезвон, благовест, Красный звон.

Оборудование: фонозаписи музыкальных произведений, слайды с изображением храмов и колоколов.

Предварительная работа:

Учащиеся проводят исследовательскую работу по нескольким заданиям:

- познакомиться с историей Царь-колокола;

- найти информацию о колоколе-инструменте симфонического оркестра;

- исторические данные о «наказании» колоколов;

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства;

  2. Медушевский В.В., Очаковская О.О.Энциклопедический словарь юного музыканта;

Интернет – ресурсы:

www.belokrylaya.narod.ru; www.zvon.ru



Ход урока.


Слайд 1,2 – эпиграф( на фоне звучания песни)


Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздаётся голос по лесам.


Скрылась за рекою белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон.

Где-то за дорогой замирает звон.

( С.Есенин)

Учитель: Как хорошо в этих стихах поэт Есенин передал ощущение тишины и покоя, состояние лёгкой печали! Как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем сегодня говорить?

У-ки: О колоколах.

Учитель: Совершенно верно. Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному русскому явлению в русской культуре – колокольному звону. Скажите, пожалуйста, можно ли назвать колокола музыкальным инструментом?

У-ки: Да.

Учитель: А почему?

У-ки: Потому что когда звонят колокола, то можно в их звоне услышать мелодию.

Учитель: Правильно. Как вы думаете, колокольный звон появился давно или совсем недавно?

У-ки: Давно.

Учитель: Правильно. Наша задача сегодня - выяснить, когда появился колокольный звон, где он звучал, какое место он занимает, и занимал в жизни нашего народа. Тема нашего урока – «Колокола России».

Слайд 3.

Колокола появились на Руси ещё в древние времена. По преданию, в 4 веке один монах, живший в Италии, заболел и пошёл в лес за лечебными травами. Устав, он прилёг на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку.

Даже скорей не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда – то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла. По-итальянски цветок – «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски – колокольчик. На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце 15 века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл, да так быстро, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов.

Слайд 4

Посмотрите, какие первые колокольчики были в других странах.

Слайд 5,6

Учитель: Как вы думаете, для чего первоначально служили колокола?

В связи с чем люди Древней Руси звонили в колокол?

Слайд 7

  1. Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.

  2. Звоном оповещали о какой – нибудь опасности: приближении неприятеля, пожаре (набатный колокол)

  3. Звоном собирали народ на народные праздники, церковные службы.

  4. В трагические для Родины дни звоном созывали народ на защиту Отечества.

Учитель: Как вы думаете, где размещают колокола?

У-ки: В колокольнях.

Учитель: Правильно. Для колоколов строят специальные сооружения, их называют колокольни или звонницы. Почему колокольня – понятно, а почему звонница?

У-ки: Потому что оттуда льётся звон.

Слайд 8,9,10

Учитель: Колокольни строили высокими, чтобы звон колоколов был далеко слышен. Слайд 11

Самая известная колокольня в России находится на территории Московского Кремля, это колокольня Ивана Великого. Существует легенда, что когда Наполеон вступил в Москву, то решил он взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказанию под неё положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела вверх, а затем опустилась на прежнее место, целая и невредимая.

Учитель: А знаете, как изготавливают колокола? Я сейчас вам расскажу о литье колоколов.

Слайд 12,13

Ребята, а вы знаете, какой колокол самый большой?

У-ки: Царь-колокол.

Учитель: Своё исследование о Царь-колоколе провел Кирилл Гирин, сейчас он нам это расскажет.

Слайд 14,15

У-к: Самый большой колокол в мире был отлит в Москве в 1733-1735 годах Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Его вес-12 пудов или 12 тонн. Его должны были поднять на колокольню Ивана Великого, но не успели. В 1737 году в Москве вспыхнул пожар, он проник и в Кремль. От неравномерного охлаждения при тушении огня, раскалённый колокол дал трещину, от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Много лет не было возможности поднять колокол из ямы, где проводилась отливка. Лишь в 19 веке Царь-колокол был поднят и установлен на постамент.

Учитель: К колоколам на Руси относились как к живым существам, им давали имена и прозвища.

Слайд 16,17,18,19,20

Как вы думаете, с чем связаны имена колоколов?

У-ки: С характером звука – у каждого колокола свой неповторимый голос, тембр.

Учитель: А от чего зависит тембр колокола?

У-ки: От его размера.

Учитель: Правильно, размер определяет высоту и силу звучания колокола. Большие колокола имеют густой и мощный звук, маленькие звенят нежно и звонко.

И звоны колоколов бывают разные. В церковном уставе говорится о разных видах звонов.

Слайд 21

Благовест – одиночные удары в большой колокол. Возвещает о начале богослужения.

Слайд 22

Трезвон – несколько одновременно звонящих колоколов.

Слайд 23

Перезвон – поочерёдные удары от большого колокола к малым.

Слайд 24

Набат – непрерывные частые удары в большой колокол.

Слайд 25

Красный звон – звучал во время больших праздников и торжественных случаев.

Как вы думаете, на какой праздник используется этот звон?

У-ки: На Пасху.

Учитель: Как называют человека, который звонит в колокол?

У-ки: Звонарь.

Учитель: Звонари, которые управляли колоколами, достигали большого мастерства в своём искусстве – на разные события придумывали свой особый звон.

Чтобы запомнить свой звон и повторить его, надо было записать. А как?

Очень давно ещё не было нотной грамоты или звонари были простыми людьми. И не знали как можно записать колокольный звон нотами. Звонари придумывали разные попевки.

Слайд 27

Хотите попробовать себя в роли звонарей? Давайте с вами изобразим колокольные звоны.

( ученики произносят попевки и одновременно отстукивают звон)

Учитель: Как вы думаете, могут ли композиторы использовать звучание колоколов при создании музыкальных произведений?

У-ки: Да.

Учитель: Для этого был придуман специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию – от звонкого, лёгкого до басовито, гудящего. Этот музыкальный инструмент так и назвали: колокол. Он входит в состав симфонического оркестра.

Слайд 28

Своё исследование об этом инструменте провёл Лёша Пономарёв, он нам о нём и расскажет.

Колокола – ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звука. Представляет собой набор из 12-18 труб-цилиндров (обычно латунных или стальных), свободно подвешенных на металлической или деревянной раме-стойке (высота 2 метра). Звук извлекается ударом молотка (колотушка, обтянутая кожей). Диапозон инструмента 1-1,3 октавы. Инструмент используется в симфоническом оркестре для имитации колокольного звона (имитация – подражание).

Учитель: Колокольный звон имел большое значение для русской музыки. Он использовался во многих произведениях русских композиторов.

Сегодня мы с вами послушаем «Великий колокольный звон» из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов».

Слайд 29

Колокола звучат в прологе оперы, венчание Царя Бориса Годунова на царство.

Слайд 30

Учитель: К колоколам в давние времена относились, как к людям, они тоже имели свою судьбу. Их наказывали, отправляли в ссылку, истязали, брали в плен.

Никита, Максим и Сережа провели свои исследования и сейчас нам об этом расскажут.

В 1771 году императрица Екатерина Вторая приказала вырвать язык у московского набатного колокола, который призвал народ к бунту.


Царь Борис Годунов приказал высечь плетьми и отправить в Сибирь колокол из города Углич, который поднял народ на бунт после убийства царевича Димитрия.


В 1478 году по приказу московского князя Ивана 3 в Великом Новгороде сняли вечевой колокол, чтобы перевезти его в Москву. Легенда гласит, будто по дороге на одном из крутых Валдайских склонов, сани с колоколом резко покатились вниз, колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие колокольчики, которые так и стали называться - валдайские.

Слайд 31

Учитель: Есть в колокольном звоне что-то раздольное, богатырское, созвучное душе русского человека. Он возвещал о рождении и смерти, о начале дня и его завершении, о всех значительных событиях в жизни человека.

В странах Западной Европы колокольный звон часто использовался для организации быта людей. Интересные факты об этом говорят:

Слайд 32

В Турине (Италия) имелся так называемый «Хлебный колокол». С его ударом хозяйки ставили тесто.

Слайд 33

Под «Колокол чистоты» в Бонне (Германия) начинали свой рабочий день дворники.

«Процентный колокол» во Фрейбурге указывал на срок уплаты долгов.

Слайд 34

В Бове (Франция) колокол «Торговка рыбой» давал сигнал к открытию рыбных лавок.


Колокольный звон стал мерилом праведности и добра. Говорили так: «Звон хорош, а грешника приводит в дрожь», «голос чище звона», «слава, что звон».Колокола – это символ России.

Слайд 35 (цитата)

«Звон невольно отрывает все мысли и помыслы от земли, уносит их в поднебесную высь и наполняет сердце радостным и светлым чувством, как будто в него вливается небесная гармония, отголоски далёкого рая, наполняет душу радостью, надеждой».

Слайд 37

В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. По народным поверьям, влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять нечистые силы, теряет силу всякое злое волшебство и гадание.

Учёные установили, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Звоном встречают и провожают прибывших на венчание молодых – считается, что звон отгоняет от них нечистую силу и дарит долгую и счастливую жизнь.

Говорят: « Когда звонишь в колокол, душа становится светлее».

Сейчас специально устраивают концерты и праздники колокольной музыки. Чаще всего такие праздники устраивают в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России»: в Суздале, Владимире, Ростове великом.

Мне хочется, чтобы в завершении нашего урока зазвучал красивый Малиновый звон.

Слайд 38,39,40,41,42,43,44.





В народе говорили, что если икона - это молитва в красках, храм - молитва в камне, то колокол - это молитва в звуке. Колокольные звоны называют "звучащей иконой". Очень меткое определение!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Колокола России

Автор: Агеева Ольга Ивановна

Дата: 16.03.2017

Номер свидетельства: 400863

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект НОД "Колокола России""
    ["seo_title"] => string(26) "konspiektnodkolokolarossii"
    ["file_id"] => string(6) "303081"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457423935"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока "Колокола России" + презентация "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-kolokola-rossii-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "172152"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423760779"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Творческий проект "Храмы России" "
    ["seo_title"] => string(34) "tvorchieskii-proiekt-khramy-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "145476"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418923846"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Презентация на тему "Колокола России""
    ["seo_title"] => string(37) "prezentatsiia_na_temu_kolokola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "487289"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1543054108"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Путешествие 1.  Откуда пошла земля русская        Тема 1. МЫ – МОСКВИЧИ. МОСКВА-ГЛАВНЫЙ ГОРОД РОССИИ. "
    ["seo_title"] => string(97) "putieshiestviie-1-otkuda-poshla-ziemlia-russkaia-tiema-1-my-moskvichi-moskva-glavnyi-gorod-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "110458"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1406042649"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства