kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок "Импрессионизм в музыке и живописи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по творчеству К.Дебюсси.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Импрессионизм в музыке и живописи"»

Урок в 5 классе

«Импрессионизм в музыке и живописи»


Вид урока - интегрированный.


Цель урока: Формирование у учащихся представлений о творчестве художников и музыкантов импрессионистов.


Задачи урока:


1.Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля в музыке и живописи на примере произведений художников- импрессионистов и музыки Клода Дебюсси

2.Прием точечного рисования

3. Выявить основные черты импрессионизма путем анализа ноктюрна «Празднества» с точки зрения музыкально- выразительных средств

4.Познакомить с понятиями «импрессионизм», «ноктюрн», «гармония».

5. Совершенствование вокально- хоровых навыков


Ход урока

1.Оргмомент.

Объявление темы урока «Импрессионизм в музыке и живописи»

Тема четверти: Музыка и изобразительное искусство.


2. Новая тема.

-Объясняет учитель ИЗО.

Импрессионизм – направление в искусстве последней трети 19 века-начала 20 века.

Импрессионизм возник во Франции, когда художники Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и другие выступили с оригинальными картинками на парижской выставке 80 годов 19 века. Их искусство резко отличалось от привычных работ художников того времени. Импрессионисты из стен мастерских вышли на вольный воздух - пленер, научились воспроизводить игру живых красок природы: сверкание солнечных лучей и разноцветные блики на подвижной речной глади, пестроту праздничной толпы. Они обратили внимание на то, что тот же пейзаж представляется совсем иным в солнечный или облачный день, при утреннем или вечернем свете. Заметив также, что тени от предметов вовсе не черные, а имеют определенную окраску, они изгнали черный цвет со своей палитры.

Художники применяли особую технику беглых пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок, причудливых переливов света.

Импрессионисты не пытались скрыть от зрителя движения кисти по холсту. Краска лежала на поверхности неровно, мазки имели разную форму и направление, иногда между ними были видны просветы грунтованного холста. Картина создавала впечатление эскизности, незаконченности.
Импрессионисты вышли на пленэр – открытый воздух. Художники стали зависеть от погоды, а потому живописцы работали быстро: резкими мазками накладывали на холст краски чистых цветов – желтого, зеленого, красного, синего. Положенные рядом, они придают полотну теплоту и дают в глазах зрителя, отошедшего от картины на достаточное расстояние, желаемый результат. Метод такой цветовой мозаики получил название оптического смешения цветов т.е. смешения в глазах зрителя.
Нанесение на холст красок раздельными мазками позволяло импрессионистам сохранить всю свежесть и яркость натурального цвета. Иногда они смешивали краски с белилами, делая свою цветовую гамму еще более светлой.
Все эти приемы стали новым словом в искусстве живописи.

Свежесть мгновенного впечатления сочеталось в их полотнах с тонкостью и изысканностью настроений.

Картины очень музыкальны.


- Объясняет учитель музыки.

Ашиль-Клод Дебюсси́  родился ] 22 августа 1862Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа — 25 марта 1918Париж) — французский композитор, музыкальный критик.

Музыку этого композитора относят к импрессионизму. Сам же он этот термин никогда не любил.[1]. Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.

Клод-Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-Ле. Его отец, мелкий торговец, был владельцем небольшой посудной фаянсовой лавки. Когда Клоду исполнилось два года, его отец продал свой магазинчик, и вся семья переехала в Париж, в десятилетнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию. В париже он учился, работал , как смелый новатор начинал свой творческий путь. Уже в первые годы обучения вызывал удивление своих наставников поисками необычных звучаний, стремлением уйти от наскучивших форм. Жизнь Парижа давала композитору импульсы для творческих исканий.

«Несомненно, Дебюсси не грешит плоскими оборотами и банальностью. Наоборот, его отличает ясно выраженное стремление к поискам чего-то странного и необычного.

— (Leon Vallas, “Claude Debussy”, Paris, 1926, p.37.)

Этот отзыв примечателен, прежде всего, тем, что при всей академической косности содержания является по существу – глубоко новаторским. Данная бумага 1886 года вошла в историю, как первое упоминание об «импрессионизме» применительно к музыке. Следует особо отметить, что на тот момент импрессионизм вполне сформировался как художественное течение в живописи, но в музыке (в том числе и самого Дебюсси) – он не только не существовал, но даже ещё и не намечался.


-Слушание ноктюрна «Празднование»

-Анализ.


Для музыкального импрессионизма характерны:

- передача тонких настроений и нюансов

- тембровая и гармоническая красочность

- свободная импровизация в миниатюрных формах (романсах и пьесах)


Создание новой образности приводит композитора к обновлению всех музыкально- выразительных средств.

Особенно интересны открытия Дебюсси в области гармонии.

Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) — комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе и в обиходной речи) приятная для слуха и логически постигаемая разумом слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие).

Фактура (от лат. factūra — обработка, строение) — характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре



С помощь. Гармонии, тембров , приемов фактуры композитор передает игру света и тени, мелькание солнечных бликов, радужное сияние водяных струй. Мелодия же – главная носительница эмоций, утрачивает свою главенствующую роль.


Понятия «Музыкальная живопись и живописная музыка»


- Учитель ИЗО. Практическая работа под руководством учителя.

Предварительная работа.

Учитель: Приготовьтесь выполнять живописную работу. В процессе работы над натюрмортом понимаешь всю трудность передачи состояния акварелью. Мы будем расписывать карнавальную маску в технике художников импрессионистов – пятно или точка.

- В начале учебного года на уроках изобразительного искусства, мы уже писали точкой рыбку. Как называется у художников письмо отдельными четкими мазками в виде точек?

- Пуантилизм (точечность, точка).

Для работы нам понадобятся кисти, акварель, палитра.

Последовательность работы:

Шаг 1: Выбираем цветовую гамму (теплую, холодную).

Шаг 2: Наносим на маску много точек одного цвета, оставляя светлые области. Старайтесь, чтобы точки не попадали одна на другую.

Шаг 3: Поочередно добавляем краски других цветов (3-4 родственных цвета.

Теплая: оранжевая, красная, желтая.

Холодная: голубая, синяя, сиреневая.

Шаг 4: Итоговая работа. (вывешиваем на доску)


4. Пение песни «Музыка» муз. и слова Романовой.


5. Итог урока.

Ответы на вопросы:

  1. В каком жанре живописи мы сегодня с вами работали? В какой стране появился импрессионизм?

  2. Назовите фамилии художников и музыкантов, которых называем импрессионистами?

  3. Назовите особенности импрессионизма в музыке и живописи?

  4. Как вы понимаете понятие «Живописная музыка – музыкальная живопись»?


6. Домашнее задание.

- закончить маску в технике художников – импрессионистов.

- прочитать в учебнике о произведении «Лунный свет» К.Дебюсси

стр. 142-145



































Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»












Урок в 5 классе на тему:

«Импрессионизм в музыке и живописи»






Подготовили:

Панфилова Наталья Геннадьевна

учитель музыки высшей категории,

Шевкунова Татьяна Константиновна,

учитель изо первой категории










Почеп - 2012












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок "Импрессионизм в музыке и живописи"

Автор: Панфилова Наталья Геннадьевна

Дата: 27.05.2017

Номер свидетельства: 418864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Импрессионизм в музыке и живописи "
    ["seo_title"] => string(36) "impriessionizm-v-muzykie-i-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "172323"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423807968"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства