Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Импрессионизм в музыке и живописи"»
Урок в 5 классе
«Импрессионизм в музыке и живописи»
Вид урока - интегрированный.
Цель урока: Формирование у учащихся представлений о творчестве художников и музыкантов импрессионистов.
Задачи урока:
1.Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля в музыке и живописи на примере произведений художников- импрессионистов и музыки Клода Дебюсси
2.Прием точечного рисования
3. Выявить основные черты импрессионизма путем анализа ноктюрна «Празднества» с точки зрения музыкально- выразительных средств
4.Познакомить с понятиями «импрессионизм», «ноктюрн», «гармония».
5. Совершенствование вокально- хоровых навыков
Ход урока
1.Оргмомент.
Объявление темы урока «Импрессионизм в музыке и живописи»
Тема четверти: Музыка и изобразительное искусство.
2. Новая тема.
-Объясняет учитель ИЗО.
Импрессионизм – направление в искусстве последней трети 19 века-начала 20 века.
Импрессионизм возник во Франции, когда художники Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и другие выступили с оригинальными картинками на парижской выставке 80 годов 19 века. Их искусство резко отличалось от привычных работ художников того времени. Импрессионисты из стен мастерских вышли на вольный воздух - пленер, научились воспроизводить игру живых красок природы: сверкание солнечных лучей и разноцветные блики на подвижной речной глади, пестроту праздничной толпы. Они обратили внимание на то, что тот же пейзаж представляется совсем иным в солнечный или облачный день, при утреннем или вечернем свете. Заметив также, что тени от предметов вовсе не черные, а имеют определенную окраску, они изгнали черный цвет со своей палитры.
Художники применяли особую технику беглых пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок, причудливых переливов света.
Импрессионисты не пытались скрыть от зрителя движения кисти по холсту. Краска лежала на поверхности неровно, мазки имели разную форму и направление, иногда между ними были видны просветы грунтованного холста. Картина создавала впечатление эскизности, незаконченности. Импрессионисты вышли на пленэр – открытый воздух. Художники стали зависеть от погоды, а потому живописцы работали быстро: резкими мазками накладывали на холст краски чистых цветов – желтого, зеленого, красного, синего. Положенные рядом, они придают полотну теплоту и дают в глазах зрителя, отошедшего от картины на достаточное расстояние, желаемый результат. Метод такой цветовой мозаики получил название оптического смешения цветов т.е. смешения в глазах зрителя. Нанесение на холст красок раздельными мазками позволяло импрессионистам сохранить всю свежесть и яркость натурального цвета. Иногда они смешивали краски с белилами, делая свою цветовую гамму еще более светлой. Все эти приемы стали новым словом в искусстве живописи.
Свежесть мгновенного впечатления сочеталось в их полотнах с тонкостью и изысканностью настроений.
Картины очень музыкальны.
- Объясняет учитель музыки.
Ашиль-Клод Дебюсси́ родился ]22 августа1862, Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа — 25 марта1918, Париж) — французский композитор, музыкальный критик.
Музыку этого композитора относят к импрессионизму. Сам же он этот термин никогда не любил.[1]. Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.
Клод-Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-Ле. Его отец, мелкий торговец, был владельцем небольшой посудной фаянсовой лавки. Когда Клоду исполнилось два года, его отец продал свой магазинчик, и вся семья переехала в Париж, в десятилетнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию. В париже он учился, работал , как смелый новатор начинал свой творческий путь. Уже в первые годы обучения вызывал удивление своих наставников поисками необычных звучаний, стремлением уйти от наскучивших форм. Жизнь Парижа давала композитору импульсы для творческих исканий.
«Несомненно, Дебюсси не грешит плоскими оборотами и банальностью. Наоборот, его отличает ясно выраженное стремление к поискам чего-то странного и необычного.
— (Leon Vallas, “Claude Debussy”, Paris, 1926, p.37.)
Этот отзыв примечателен, прежде всего, тем, что при всей академической косности содержания является по существу – глубоко новаторским. Данная бумага 1886 года вошла в историю, как первое упоминание об «импрессионизме» применительно к музыке. Следует особо отметить, что на тот момент импрессионизм вполне сформировался как художественное течение в живописи, но в музыке (в том числе и самого Дебюсси) – он не только не существовал, но даже ещё и не намечался.
-Слушание ноктюрна «Празднование»
-Анализ.
Для музыкального импрессионизма характерны:
- передача тонких настроений и нюансов
- тембровая и гармоническая красочность
- свободная импровизация в миниатюрных формах (романсах и пьесах)
Создание новой образности приводит композитора к обновлению всех музыкально- выразительных средств.
Особенно интересны открытия Дебюсси в области гармонии.
Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) — комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе и в обиходной речи) приятная для слуха и логически постигаемая разумом слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие).
Фактура (от лат. factūra — обработка, строение) — характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре
С помощь. Гармонии, тембров , приемов фактуры композитор передает игру света и тени, мелькание солнечных бликов, радужное сияние водяных струй. Мелодия же – главная носительница эмоций, утрачивает свою главенствующую роль.
Понятия «Музыкальная живопись и живописная музыка»
- Учитель ИЗО. Практическая работа под руководством учителя.
Предварительная работа.
Учитель: Приготовьтесь выполнять живописную работу.В процессеработы над натюрмортом понимаешь всю трудность передачи состояния акварелью. Мы будем расписывать карнавальную маску в технике художников импрессионистов – пятно или точка.
- В начале учебного года на уроках изобразительного искусства, мы уже писали точкой рыбку. Как называется у художников письмо отдельными четкими мазками в виде точек?
- Пуантилизм (точечность, точка).
Для работы нам понадобятся кисти, акварель, палитра.