kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Инструментальная музыка в поэзии. Квартет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 5 классе                                                                                          Учитель музыки Ильченко Е.

Тема урока:  «Инструментальная музыка в поэзии. Квартет»

Цель урока: - На примере басни Крылова «Квартет» определить роль музыки в литературном жанре «басня». Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме;

Задачи:

          здоровьесберегающая – сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя смену деятельности и применяя разнообразные формы ведения урока;

  • Образовательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем - И.А.Крыловым;
  • Развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
  • Воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства; формирование слушательской музыкальной культуры учащихся.

Тип урока:  комбинированный.

Вид урока:  формирование новых знаний, изучение нового материала

Методы обучения:

          организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

*объяснительно-иллюстративный

*частично-поисковый

                            стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

*ситуация занимательности

*сравнение, анализ, обобщение

*приём сопоставления со смежными видами искусств

                            по источнику информации и характеру деятельности:

*словесные

*наглядные

*практические

         по назначению и дидактическим задачам

*приобретение знаний

           *формирование умений и навыков

           *применение знаний

           *повторение

Приёмы:

  • слушание
  • исполнение
  • сюжетно-ролевая игра

Оборудование и материалы:

            - ноутбук,

            - проектор для м/м слайдов,

            - компьютерная презентация,

            - экран,

            - фортепиано, ноты.

Материалы к уроку:

                 Зрительный ряд:  (оформление доски)         

                                     Эпиграф:«Поэзия – послушная дочка музыки». В.А.Моцарт.

                  Портрет И.А.Крылова, А.П.Бородина.

                  Мультимедийная презентация в Power Point

                

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Музыкальное приветствие.
  3. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Вам уже известно, что музыка связана с литературой. Сегодняшний урок я хочу начать словами В.А.Моцарта: «Поэзия – послушная дочка музыки». (эпиграф)
- Как вы понимаете эти слова? (ответы)… Сегодня на уроке мы не раз в этом убедимся.

Тема урока звучит так: «Инструментальная музыка в поэзии»
 

  1.  Актуализация опорных знаний 

Учитель: Сегодня у нас необычный урок не только тем, что у нас гости, но и тем, что мы впервые отправимся в путешествие на планету под чудесным названием «Искусство». Побываем в разных странах - в стране поэтов, стране композиторов, а после встречи с ними  мы обязательно попадём на певческое поле. Для начала проведем небольшую разминку.

Вам необходимо закончить предложение:

  1. Тема семестра  « Музыка и искусство… (слова)»;
  2. Искусство слова это - … (литература);
  3. К жанрам литературы относятся… (стихи, рассказы, сказки, басни, мифы, легенды, повести, романы);
  4. Благодаря литературе в музыке возникли такие жанры, как … (песня, опера, балет, романс);
  5. Что станет с музыкой, если не будет литературы?

 

  1. Изложение нового материала

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Инструментальная музыка в поэзии. Квартет»»


Урок музыки в 5 классе Учитель музыки Ильченко Е.

Тема урока: «Инструментальная музыка в поэзии. Квартет»

Цель урока: - На примере басни Крылова «Квартет» определить роль музыки в литературном жанре «басня». Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме;

Задачи:

здоровьесберегающая – сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя смену деятельности и применяя разнообразные формы ведения урока;


  • Образовательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем - И.А.Крыловым;

  • Развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

  • Воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства; формирование слушательской музыкальной культуры учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: формирование новых знаний, изучение нового материала

Методы обучения:

          организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

*объяснительно-иллюстративный

*частично-поисковый

         стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

*ситуация занимательности

*сравнение, анализ, обобщение

*приём сопоставления со смежными видами искусств

           по источнику информации и характеру деятельности:

*словесные

*наглядные

*практические

         по назначению и дидактическим задачам

*приобретение знаний

*формирование умений и навыков

*применение знаний

*повторение

Приёмы:

  • слушание

  • исполнение

  • сюжетно-ролевая игра

Оборудование и материалы:

- ноутбук,

- проектор для м/м слайдов,

- компьютерная презентация,

- экран,

- фортепиано, ноты.

Материалы к уроку:

Зрительный ряд: (оформление доски)         

Эпиграф:«Поэзия – послушная дочка музыки». В.А.Моцарт.

                  Портрет И.А.Крылова, А.П.Бородина.

                  Мультимедийная презентация в Power Point

Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Музыкальное приветствие.

  3. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Вам уже известно, что музыка связана с литературой. Сегодняшний урок я хочу начать словами В.А.Моцарта: «Поэзия – послушная дочка музыки». (эпиграф)
- Как вы понимаете эти слова? (ответы)… Сегодня на уроке мы не раз в этом убедимся.

Тема урока звучит так: «Инструментальная музыка в поэзии»

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель: Сегодня у нас необычный урок не только тем, что у нас гости, но и тем, что мы впервые отправимся в путешествие на планету под чудесным названием «Искусство». Побываем в разных странах - в стране поэтов, стране композиторов, а после встречи с ними мы обязательно попадём на певческое поле. Для начала проведем небольшую разминку.

Вам необходимо закончить предложение:

  1. Тема семестра « Музыка и искусство… (слова)»;

  2. Искусство слова это - … (литература);

  3. К жанрам литературы относятся… (стихи, рассказы, сказки, басни, мифы, легенды, повести, романы);

  4. Благодаря литературе в музыке возникли такие жанры, как … (песня, опера, балет, романс);

  5. Что станет с музыкой, если не будет литературы?


  1. Изложение нового материала

- На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках.

Но музыка звучит не только в сказках, но в других жанрах литературы. Итак…

Наша первая остановка – страна Литературы.


Узнать, в каком ещё литературном жанре музыка может быть одним из «главных действующих лиц» нам помогут фрагменты поэтических произведений (чтение отрывков)


КУКУШКА И ПЕТУХ

«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —

«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».—

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,

Чтоб начала ты снова...


ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ

Осел увидел Соловья,
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы сам я посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?

Учитель: Кто догадался, о каком литературном жанре идет речь?

Ученики: Басня

Учитель: Басня – что же означает это слово?

Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.

Для басни характерно: краткая форма, действующие лица – животные. Высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает.

- Кто написал эти басни? (Ответы детей)

Учитель: Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни - Ива́н Андре́евич Крыло́в.

Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню великого русского баснописца И.Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, если решите уравнение.

Дуэт + квинтет - трио =? /квартет/

 Учитель: И мы можем точно сказать - название еще одной басни И.А. Крылова “Квартет”

- Что такое квартет?

Учитель: Приведите примеры инструментальных квартетов.

Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет.

Учитель: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 4 музыканта. На каких инструментах играют эти музыканты, мы узнаем, прослушав басню.

Слушание видео –фрагмент «Квартет» И. Крылов.

-Сколько горе – музыкантов участвовало в «Квартете» Крылова? (4 исполнителя: проказница мартышка, осёл, козёл, да косолапый мишка).

-На каких инструментах пытались исполнить музыку герои Крылова?

(4 струнных инструмента)

В квартете Крылова – 2 скрипки, альт и виолончель. Только Крылов назвал виолончель «басом», потому что виолончель – самый низкий басовый инструмент в квартете. Эти инструменты относятся к группе струнных смычковых инструментов. Еще к той группе относится и контрабас.

-Почему же у этих горе – музыкантов ничего не получилось? Ведь у них были самые настоящие инструменты и ноты?

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье, и уши - ваших понежней..»

- Что означают эти слова? (Чтобы красиво играть на инструменте, прежде нужно долго учиться этому, а так же для этого необходим слух, талант.)

Учитель: В чем мораль сей басни?

Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.

Наша следующая остановка - Страна Музыки

Учитель: Настоящую музыку этому квартету сыграть так и не удалось. Предлагаю прослушать действительно красивую музыку, услышать, как звучат инструменты, если они находятся в руках настоящих музыкантов.

Слушание “Квартет” А.П.Бородин в исполнение музыкантов. Анализ музыкального произведения.

 Учитель: - Действительно, в умелых руках инструменты издают поистине волшебные звуки. Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.

Ответы детей.

Учитель: Как звучала музыка?

Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно.

Учитель: Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?

Ученики: Скрипка, виолончель – струнный квартет

Учитель: Кто исполнял эту музыку?

Ученики: Инструментальный ансамбль

Учитель: Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин(1833 -1887г.), великий русский композитор. Хотя надо отметить, что музыка не была его главной профессией. Он был также талантливым учёным – химиком и прославил русскую науку. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе. Склонившись над научной работой он обязательно что-нибудь напевал.

Бородин был неутомимым тружеником, его можно было встретить в лаборатории, как ранним утром, так и глубокой ночью. Но музыка никогда не покидала учёного – она звучала в его душе даже во время лекций. И тогда на доске вместе с формулами, он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий.

Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он и пишет этот квартет, который посвятил своей жене. Работал он над ним в течение 2 лет.

Квартет состоит из 4 частей. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн”


Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического характера.

Это произведение относится к жанру Камерной музыки, т.е. музыка предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей. (От латинского camera – комната)


Повторное слушание Квартет№2. Бородин видиоклип


Учитель:- О чём рассказывает музыка этой части, что вы представили? Какая это музыка по характеру?

Ученики: Музыка красивая, нежная, мелодичная, выразительная – создаёт образы ночи.

Учитель: А сейчас мы послушаем, как звучит живая скрипка в руках вашей одноклассницы Настеньки Кушнир.

Слушание живой скрипки.

Дети аплодируют.


Последняя остановка - Певческое поле

Учитель: Мы тоже учимся красиво исполнять музыкальные произведения. Вспомните, с какой песней мы познакомились , где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?

Ученики: «Волшебный смычок». Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о музыке, которая обладает великой силой и побуждает человека жить и творить добро, ведь добро - необходимо человеку, как пища.

Учитель: Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню.

Вокально-хоровая работа

1.Дыхательная разминка:

- « Вдыхаю носом - выдыхаю ртом без звука»;

- «Задуваю свечу».

2. Работа над интонацией песни, дикцией.

3. Исполнение песни « Волшебный смычек» по ролям и дирижером.

Учитель: Мы убедились, что существуют и много песен, где музыка является главным действующим лицом.



  1. Рефлексия

 Учитель: Мы совершили путешествие на планету под названием Искусство, и побывали в 2 странах: литературы и музыки, а также - на певческом поле и возвращаемся в нашу школу с яркими впечатлениями, новыми знаниями.

Что же нового для себя мы узнали? (образовательная игра «Лото»)

1. Краткий рассказ нравоучительного характера (басня).

2. Русский писатель баснописец (Крылов Иван Андреевич).

3. Русский композитор и ученый химик 19 века (Бородин А.П.).

4. Коллектив музыкантов из 4 человек (квартет).

5. Произведение лирического, мечтательного характера, музыка которого создает картину ночи (ноктюрн).

6. Какой инструмент лишний (скрипка, виолончель, альт, гитара, контрабас)


  1. Итог урока

Оценивание работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: Вспомните басни великого русского баснописца И. А. Крылова, где музыка является “главным действующим лицом”.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Инструментальная музыка в поэзии. Квартет»

Автор: Ильченко Екатерина

Дата: 28.07.2019

Номер свидетельства: 517136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Творчество М.И. Глинки. Тест 7 класс"
    ["seo_title"] => string(37) "tvorchiestvo_m_i_glinki_tiest_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "358548"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1479054845"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "4 класс Тематическое планирование"
    ["seo_title"] => string(38) "4-klass-tiematichieskoie-planirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "315569"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459922942"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства