Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. Но в реальной педагогической практике общего образования, в целом, и начального, в частности, музыкальному воспитанию уделяется неоправданно мало внимания. Хотя именно в этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память (Н.А. Ветлугина), закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей.
В процессе импровизации успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребёнка. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой, импровизационной, ритмической деятельностью более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. А возможность сделать это с помощью импровизации помогает ребёнку лучше узнать и понять себя и мир вокруг.
Объект: процесс обучения импровизации детей дошкольного возраста в условиях центра детского творчества.
Предмет: импровизационные упражнения как средство развития импровизационных навыков у детей дошкольного возраста.
Цель: теоретически обосновать особенности импровизационного развития детей дошкольного возраста в условиях Центра Детского Творчества и подобрать комплекс импровизационных упражнений, учитывая индивидуальные особенности детей.
Задачи:
1. Рассмотреть физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста.
2. Изучить основные импровизационные навыки, формирующиеся у детей дошкольного возраста.
3. Дать характеристику импровизационного развития детей дошкольного возраста.
4. Составить материал для развития импровизации детей дошкольного возраста (несколько примеров).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Импровизация на уроках музыки»
Исследовательская работа на тему:
«Импровизация на уроках музыки»
Выполнила: Коломина А.Б.
ДТДиМ им.И.Х.Садыкова
Концертмейстер
Нижнекамск, 2015г.
Оглавление
1 Параграф : «Психологические аспекты дошкольников и отношение детей к импровизации».
2 Параграф: «Обзор методик раннего развития дошкольников».
3 Параграф: «Приёмы и способы музыкальной импровизации с дошкольниками».
Введение
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. Но в реальной педагогической практике общего образования, в целом, и начального, в частности, музыкальному воспитанию уделяется неоправданно мало внимания. Хотя именно в этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память (Н.А. Ветлугина), закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей.
В процессе импровизации успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребёнка. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой, импровизационной, ритмической деятельностью более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. А возможность сделать это с помощью импровизации помогает ребёнку лучше узнать и понять себя и мир вокруг.
Объект: процессобучения импровизации детей дошкольного возраста в условиях центра детского творчества.
Предмет: импровизационные упражнения как средство развития импровизационных навыков у детей дошкольного возраста.
Цель: теоретически обосновать особенности импровизационного развития детей дошкольного возраста в условиях Центра Детского Творчества и подобрать комплекс импровизационных упражнений, учитывая индивидуальные особенности детей.
Задачи:
1. Рассмотреть физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста.
2. Изучить основные импровизационные навыки, формирующиеся у детей дошкольного возраста.
3. Дать характеристику импровизационного развития детей дошкольного возраста.
4. Составить материал для развития импровизации детей дошкольного возраста (несколько примеров).
Психологические аспекты дошкольников и отношение
детей к импровизации
«Человек присел к роялю и задумчиво перебирает клавиши. Еще ничего нет — ни идеи, ни темы, ни замысла. Ничего конкретного. Есть только настроение и прорастающая из него тоска по мелодическому познанию себя в мире и мира в себе. Из непреднамеренного сцепления звуков постепенно возникает логика их движения. Она несет в себе ритмический рисунок, проблески мысли, зачатки мелодии. И вот уже кажется, будто из самого процесса безотчетного, случайного перебирания клавишей чудесным образом рождается музыка...» Б.М. Рунин «Психология процессов художественного творчества». Сборник. — Л., 1980.
А что же касается маленького ребёнка? Ведь он ещё не может осознанно собрать свои мысли и чувства в музыкальную форму. Следовательно, психология импровизации малыша значительно отличается от психологии уже взрозлого ребёнка, который ходит в школу и общается со сверстниками. Ведь каждому возрасту ребёнка соответствуют свои задачи развития. Рассмотрим основные этапы развития детей:
Младенчество (от рождения до года)
Развиваются основные двигательные способности и зачатки речи, появляется понимание того, что люди и предметы существуют, даже если их не видно, возникает чувство привязанности к одному или нескольким людям.
Раннее детство (1-3 года)
Происходит дальнейшее развитие речи и двигательных способностей, возникает и совершенствуется речь, посредством игры происходит изучение мира и обучение, возникают зачатки самоконтроля.
Дошкольный возраст (3-6 лет)
Происходит развитие понятий женского-мужского, правильного-неправильного, и т.д. Ребенок учится совместным играм.
Младший школьный возраст
Происходит развитие навыков сотрудничества, достаточных для того, чтобы быть членом коллектива, растет самосознание и развивается широкий спектр способностей – к обучению, спортивных, артистических.
И т.д.
Музыкальная импровизация – одна из форм продуктивной художественной деятельности. Импровизация способствует развитию музыкально – творческих способностей.
Под музыкально – творческой деятельностью понимается детское импровизационное творчество, которое возникает в индивидуальной или коллективной деятельности и направлено на раскрытие творческих способностей ребенка. В результате этой деятельности усилиями детей создается творческий продукт в виде мелодий, музыкально-ритмических движений или инструментального сопровождения музыкальных произведений.
В своей работе я постараюсь максимально раскрыть методы и способы импровизации для детей от 3-6 лет. Рассмотрю все существующие методики, приведу примеры своих методов импровизации с детьми из опыта работы в детском центре.
Среди многих проблем возникающих перед школьным образованием, важнейшим является сохранение и укрепление здоровья школьников, как физического, так и психического. В этом направлении урок музыки представляет собой определенную ценность, так как он обладает силой арт-терапевтического воздействия. Подтверждение эффективности арт-терапевтических методов в лечении и коррекции мы находим во многих работах по музыкотерапии (Л.С. Брусиловский, В.И. Петрушин, И.М. Гринева и др.), вокалотерапии (С.В. Шушарджан).
Давно известно, что с помощью звуков человек способен обрести определенные качества или избавиться от них, достичь фундаментальных изменений не только своего характера, но и стиля отношения к жизни вообще.
Практический опыт показывает, что к музыкально-творческой деятельности дети проявляют самый большой интерес, так как именно в сочинении каждый ребенок может проявить свои индивидуальные способности, самовыразиться. Чтобы творческий процесс приносил радость, отношение к творчеству ребенка должно основываться на принципе свободы.
Ребёнка ни в коем случае нельзя заставлять что-либо делать на уроке, его нужно заинтересовать и побудить к действию через интерес делать то или иное действие. Нужно добиться того, чтобы ребёнок сказал «я сам» или «я сама» и тогда дать ему простор для его фантазии. Творчество ребёнка может нести за собой огромный красочный мир, в котором множество героев и много места для сюжета, нужно лишь направить ребёнка в правильное русло.
В музыкальной педагогике существует мнение, что развитию детского творчества способствует в первую очередь музыкально-ритмические движения. Теоретическую основу данного мнения составляет двигательная природа детского воображения, отмеченная в исследованиях Л.С. Выготского. В музыкально-ритмической деятельности детей творчество может быть реализовано в использовании выразительных движений, характерных для пластики определенного персонажа, выборе танцевальных элементов.
Главным аспектом формирования творческих навыков детей дошкольного возраста в импровизации является развитие музыкального слуха и фантазии, а так же двигательной пластики и артистизма. На первом этапе творчества используются попытки подражать звукам, которые дети не раз слышали, например: изобразить на металлофоне как кукует кукушка, это подражание будет состоять всего лишь из двух нот, но эти ноты разные по высоте и дети должны понять именно это - что одна из них высокая, а другая низкая. На втором этапе предлагается допеть или дохлопать или дотопать начатую мелодию, небольшой отрывок либо музыкальный (например, если это мелодия, спетая педагогом, или мелодия, сыгранная на каком-либо инструменте и т.д.). Если у ребёнка что-то не получается в виду, например, застенчивости, нужно немедленно ему помочь. Не нужно просить сразу же повторить то, что ребёнок сочинил только что, потому что это невозможно, но можно спросить помнит ли он что сочинил, ход мелодии, характер, почему он выбрал именно такую мелодию, может где-то уже слышал или это связано с его настроением и т.д. На третьем этапе ребята подводятся учителем к импровизации на заданный текст. Это удобно сделать в виде музыкально-развлекательной игры, например, написать на листочках начало мелодии, или просто ритма, если это можно простучать и дать задание в виде досочинения нескольких ноток, так сказать, придумаем «конец». Или же наоборот – написать конец мелодии, логическое завершение уже есть и нужно придумать увлекательное начало. Начиная с 4-х лет у детской фантазии нет предела.
На четвертом этапе можно предложить спеть свои сочинения в определенном жанре.
Творческое проявление может быть реализовано и в освоении музыкальных инструментов. Поиски детей могут быть направлены на «обследование» звуковых возможностей разных инструментов, выбор инструментов детского оркестра при инструментовке какого-либо произведения.
Музыкальное импровизирование на уроке музыки можно рассматривать и как метод музыкальной терапии.
В настоящее время музыкотерапия стоит на стыке нескольких наук. Она связана с медициной, физиологией, общей и музыкальной психологией, музыкознанием и другими научными сферами. Обращение музыканта – педагога к музыкотерапии расширяет его профессиональную компетентность, позволяет глубже понять смысл процессов, происходящих в психике человека при общении с музыкой.
Музыкальная психотерапия – это арт-терапевтическое направление, использующее музыку и музыкальные инструменты в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а так же для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Методы музыкотерапии широко используются в работе с детьми и подростками.
Различают пассивную и активную музыкотерапию. Нас будет интересовать больше активная музыкотерапия, так как именно к ней относится метод импровизации. У этого метода есть ряд преимуществ. При импровизации предлагается возможность делать выбор, что помогает развитию решительности. Импровизация освобождает творческие, глубоко скрытые средства выражения чувств. Импровизация – самый доступный для детей вид музыкального творчества, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержанием служат, как правило, непосредственно возникающие эмоциональные состояния, образы, музыкальные «мысли».
Особое место в активной музыкотерапии занимает инструментальная импровизация. Использование на уроке инструментов детского оркестра может стать важнейшим средством диагностики и психокоррекции. Инструментальная импровизация – это творческая игра, позволяющая проникнуть в структуры переживаний и поведения человека. Наблюдая за музыкальной и психологической реакцией, можно оценить отклик и действия ребенка на музыку. Игра на ударных инструментах детям с агрессивной манерой поведения способствует снятию внутреннего напряжения. Импровизация в группе на ударных инструментах может стать основой для здоровой конкуренции между детьми, а та в свою очередь высвобождает скрытые (зажатые) эмоции и стимулирует творческое начало. Групповая инструментальная импровизация использует возможности «живой» музыки как средства коммуникации при работе с детьми с различными нарушениями (различные формы аутизма). Например, из сферы детского оркестра, дать одному ребёнку музыкальный инструмент, пусть он на нём что-то попробует сыграть, будь то барабан или металлофон или дудочка, подключить второго ребёнка, дать другой инструмент, (тоже всё строится в ходе музыкальной игры) и попросить что-то сыграть на нём, ход игры таков: один начинает на одном инструменте, замолкает, другой подхватывает на другом инструменте, замолкает и т.д. по цепочке, инструменты могут меняться, ритм мелодий тоже, можно построить игру на контрасте, один должен суметь сыграть весёлую музыку, другой грустную, один медленную, другой быструю и т.д.
Традиции позитивного использования инструментальной импровизации мы находим в педагогической системе «элементарного музицирования» выдающегося немецкого композитора Карла Орфа. Обучая детей навыкам коллективного музицирования, Орф использовал импровизацию, игру на простейших ударных инструментах. Применение элементов системы Карла Орфа в музыкально-коррекционной деятельности показывало положительную динамику у детей: повышение психической активности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.
Различные формы импровизации мы встречаем и в игротерапии, и в сказкотерапии, и танцевальной терапии. Все эти формы нетрадиционной терапии широко используются в образовании. Это связано, в первую очередь, с поиском новых способов для нейтрализации негативных эмоций и хронического утомления, а так же новых методов воздействия и коррекции нарушенных психических и физических состояний.
Очевидно, что для продуктивного использования музыкотерапевтических технологий педагог – музыкант должен иметь образование в области музыкотерапии.
Творчество по логике своей есть процесс самоорганизации, самонастройки и здесь всегда важен отправной момент, первый шаг. Импровизация, являясь творчеством «врасплох», может «спровоцировать» вдохновение и счастливо задать тон всему дальнейшему развитию художественной мысли.
Момент импровизации ускоряет познавательный процесс в искусстве. Он обогащает творчество по методу «проб и ошибок», творчеством «наощупь», творчеством «скоропостижным», творчеством «вдруг» и «напролом». (Станиславский).
К трем годам у ребенка появляется способность оценивать свои результаты. Приглядываясь к тому, что получается у других, и составляя для себя более ясный образ конечной цели, ребенок начинает стремиться к более совершенному результату. Поэтому дети уже могут огорчаться из-за того, что у них не получается задуманное
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него.
Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5–7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух–трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.
Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.
В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместе мыла, стул – машина для путешествий и т. д.
Самый доступный для детей вид музыкального творчества на уроках музыки - импровизация, когда сочинение и исполнение музыки происходят одновременно, а содержанием служат, как правило, непосредственно возникающие эмоциональные состояния, образы, музыкальные "мысли". Дети склонны воспринимать импровизацию как игру, что само по себе имеет большое значение. Характеризуя детское художественное творчество и подчеркивая его непосредственную связь с игрой, Л.С. Выготский отмечал: "Ребенок редко работает над своим произведением долго, чаще творит его в один прием". Это и роднит детское творчество с импровизацией. Впрочем, импровизация (как и любой вид творческой деятельности) предполагает наличие в опыте индивида определенного материала, который используется при создании нового. Этот фундамент импровизации состоит из своего рода моделей - стереотипов, закрепленных в сознании индивида посредством обобщения его прошлого опыта.
Необходимыми условиями формирования у детей потребности в музыкальном творчестве являются также: наличие красиво и разнообразно звучащих музыкальных инструментов; постановка перед детьми увлекательных музыкально-познавательных задач, актуализирующих весь спектр их жизненных и художественных впечатлений, накоплений и т.д.; неизменно положительное, поддерживающее и вдохновляющее отношение взрослых к первым музыкально-творческим исканиям детей, их первым попыткам выразить себя в музыке.
Таковы первые практические подходы к проблеме накопления музыкально-слухового опыта детьми - как основе их последующих музыкально-мыслительных действий.
Обзор методик раннего развития дошкольников
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет.
Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки.
К трем годам ребенок повзрослел еще в одном отношении. У него начала появляться способность оценивать свои результаты. Приглядываясь к тому, что получается у других, и составляя для себя более ясный образ конечной цели, ребенок начинает стремиться к более совершенному результату. Поэтому дети уже могут огорчаться из-за того, что у них не получается задуманное. Вместе с тем такое стремление становится тем внутренним «мотором», который вызывает интерес к разным практическим средствам и способам действия и побуждает овладевать ими. Научившись клеить, ребенок может затем просто наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ и наслаждаясь своим умением.
Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребенок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.
Изучая различные книги для родителей, рано или поздно вы наткнетесь на словосочетание "раннее развитие". Обязательно остановите взгляд, задумаетесь. Термин не совсем удачный, поскольку изначально содержит в себе негативную оценку- понимание "раннего" как "преждевременного". И, тем не менее, такое обозначение целого ряда авторских и групповых методик устоялось в течение десятков лет, может, как раз потому, что оно "цепляет" глаз.
В понимание большинства взрослых "ранние" занятия означают лишь то, что родители начинают заниматься с детьми по той или иной методике, когда другие вокруг (в том же возрасте детей и в тех же условиях) даже и не помышляли, что к обучению малыша можно подходить серьезно. Несомненно, ребенок и без вашей помощи научится ползать, ходить. Однако если вы организуете тренировки, то он пойдет в 10 месяцев, а без них - в 11. Согласитесь, что за этот месяц столько всего обойдет, увидит, познает! В этом и заключается суть "раннего" развития - достижение определенных результатов или закладка на будущее как можно раньше (но в пределах индивидуального графика развития ребенка!). Таким образом, "ранним" для кого-то будет освоение чтение в 3 года, а для кого-то в 7 лет. Жаль, что нет такой методической книги, в которой бы комплексно описывались необходимые занятия с ребенком от и до. Каждая семья проходит свой путь, выбирая то, что им подходит. Из авторских методик пробует часть, дорабатывает дальше.
Все методики развития настолько разные, что классифицировать их крайне сложно: одни называются по тому, что они развивают, другие по имени создателя. Попробуем "развести" их на "физические" и "творческие". С рождения до года проходит целая эпоха в жизни малыша. За это время он учится самостоятельно переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова....Поэтому самым важным на этом этапе для него является физическое развитие. То, насколько окрепли его мышцы, позволяет ему скорее встать и увидеть самому, что же находится в этой большой для него квартире. А вот ближе к трем годам большое значение имеют "психологические" методики, развивающие мышление, память, кругозор.
"Творческие" методики:
Среди систем раннего развития вальдорфская педагогика занимает особое место. С одной стороны, в вальдорфских детских садах и школах уделяют огромное внимание развитию эмоционального мира малыша, его творческих способностей. Все дети занимаются музыкой (в основном, игрой на флейте) и эвритмией, особой системой ритмических упражнений под музыку. Много времени отдается занятию различными ремеслами: керамикой, вышиванием, ткачеством, резьбой по дереву. Огромную роль в жизни вальдорфской школы занимают многочисленные театрализованные праздники, драматические и кукольные спектакли, кукол для которых делают особым способом, и только из натуральных материалов (это, кстати, одно из принципиальных требований: никакой химии и синтетики в жизни детей).
С другой стороны, вальдорфские педагоги категорически против ранней стимуляции интеллекта ребенка. По классическим канонам обучение ребенка чтению и письму, а тем более абстрактным дисциплинам следует начинать не раньше двенадцати лет, когда сформировался духовный и эмоциональный мир малыша. Это требование, правда, редко где выполняется досконально, но будьте готовы к тому, что вам вряд ли удастся совместить посещение вальдорфского садика с домашними занятиями по кубикам Зайцева. Но главное даже не это. Гораздо важнее, что вальдорфская педагогика - это часть созданного в начале XX века Рудольфом Штайнером антропософского учения, не совместимого ни с одной традиционной религией. Что бы не говорили и не думали по этому поводу воспитатели детского садика, куда вы планируете отдать своего малыша, вам обязательно стоит учесть, вальдорфская педагогика не может существовать вне идеологии антропософии. Тем не менее, не будет ничего дурного, если вы позаимствуете какие-то элементы этой системы, например, занятия ремеслами. А если вы сошьете настоящих вальдорфских кукол, их обязательно полюбят и девочки, и мальчики.
"Погружающая среда" Марии Монтессори
Мария Монтессори - итальянский педагог 19 века, первая в стране женщина - доктор медицины. Изначально работала с ослабленными детьми. Пыталась облегчить им жизнь, догнать сверстников, для чего создавала "посильные" игрушки. Ее подход к обучению состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель, причем в центре всей системы - сам ребенок. Он самостоятельно изучает окружающую его среду. Учитель никогда не навязывает то или иное занятие, а лишь наблюдает. Если ребенок выбрал переливание воды из одного сосуда в другой, то воспитатель помогает. Занятие с водой может продолжаться хоть весь день, до того момента, пока ребенок сам не переключится на другой предмет. Девиз педагогики Монтессори - "помоги мне это сделать самому" . Большое место в методике отводится формированию моторных и сенсорных навыков, соответствующие возрасту. В психическом развитии ребенка Мария Монтессори выделила такие особенности как "возрастная сензитивность (чувствительность)", "впитывающее мышление".
Сензитивные периоды. Обязательные, заложенные от природы, периоды особой чувствительности в развитии детей: развития речи (0-6 лет), восприятия порядка (0-3), сенсорного развития (0-5.5), восприятия маленьких предметов (1.5-2.5), развития движений и действий (1-4), социальных навыков (2.5-6). Игры строятся на развитии образного мышления: ребенок учится на глаз оценивать количество, объем предметов независимо от формы, которую они принимают.
Впитывающее мышление. Мышление ребенка - это губка, которая впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на "хорошие", "плохие", "полезные", "бесполезные". А потому большая роль отводится предметной и социальной среде, окружению ребенка. Взрослый должен создать "правильную среду": огромное количество предметов для сенсорных впечатлений (мелкие бусинки, крупные кубики, шершавая, гладкая поверхность игрушек, переливание и пересыпания сыпучих предметов, жидкости в самых разнообразных вариантах), которые являются естественной потребностью ребенка.
Монтессори получила колоссальное признание во всем мире. Во многих странах Европы она является основной системой преподавания в начальных школах. В Монтессори-школах и садиках в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные помогают учиться новичкам. Вообще, здесь всячески стимулируют инициативность, стремление к сотрудничеству и самостоятельным исследованиям.
Система Виноградова:
Впитывание музыки Виноградова - прослушивание отрывков хорошей музыки разных жанров. Автор убежден, что даже самые маленькие способны понять сложные классические произведения. При прослушивании- минимум научных пояснений. Ваш рассказ должен быть похож на сказку-картинку. Еще лучше оставить ребенку возможность самому решать, что же такое означает музыка. Ребенок достаточно легко и, можно сказать, адекватно воспринимает мировые шедевры. Благодаря музыкальным занятиям- прослушиванию музыки и начальным танцевальным движениям, самовыражению ребенка- у него формируется эмоциональная чуткость, развивается воображение.
Еще с первых дней жизни бабушки напевали колыбельные, покачивали в такт пению. Сегодня существует немало "адаптированных" дисков, выпущенных специально для малышей. Они-то и могут стать прекрасным началом к музыкальному Олимпу. Услышав знакомую мелодию, ребенок успокаивается, двигается, проявляет эмоции.
Система Кирюшина:
Он предложил изучать музыку под мифы-сказки - книги, плакаты с цветными иллюстрациями. Они развивают музыкальный слух, мышление, память, подготавливают к освоению курса сольфеджио.
Другие методики обучения малышей с 3 лет в музыкальных школах и с личным преподавателем строятся не на пассивном восприятии музыки, а на активном участие в музыкальном процессе. Под музыку ставятся движения, играют ладошками, пальчиками, ставят сказки в группе. Обо всем этом можно узнать как у воспитательницы в детском саду, так и у педагогов традиционных музыкальных школ.
Методика раннего музыкального развития Железновых «Музыка с мамой»:
Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков.
С веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.
Сергей Станиславович - педагог с консерваторским образованием, несколько лет руководил практикой в педагогических вузах, 10 лет преподавал в детских музыкальных школах города Москвы, более 20 лет вёл студию раннего музыкального развития «Музыка с мамой».
Екатерина Сергеевна в 2003 г. закончила музыкальный педагогический колледж №7 "Маросейка", специализация - дирижёр, музыкальный руководитель. В 2007 г. - МПГУ, факультет дошкольной педагогики и психологии, специализация - учитель музыки и методист.
С 2008 г. – учится в аспирантуре Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. В данный момент Екатерина является педагогом-методистом студии раннего музыкального развития «Музыка с мамой».
Создание методики «Музыка с мамой»:
Методика «Музыка с мамой» начала складываться в начале 90х годов прошлого столетия. В начале целью этой методики было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3 – 5 лет и их подготовка к поступлению в музыкальные школы. На занятиях ребята пели и играли по нотам на клавишных инструментах.
Но столь серьезно заниматься музыкой готовы были далеко не все дети. Тогда Железновы начали сами сочинять веселые игровые песенки, музыкальные упражнения и аранжировать народные потешки. В результате такой творческой работы и начала складываться методика «Музыка с мамой», доступная для понимания даже самым маленьким детям. Характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки в весёлую обучающую игру.
Занятия весёлой музыкально - ритмичной деятельностью:
• Полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей.
• Развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.
• Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.
• Укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов.
• Вырабатывают навыки вербального и невербального общения.
• Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.
• Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления.
В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.
Принципы методики:
1. Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.
2. Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музицирование и т.п.
3. В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.
4. Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.
5. Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.
6. Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для малышей с 2-3 лет.
Приёмы и способы музыкальной импровизации с детьми
дошкольного возраста
В дневниках музыкального развития детей первого и второго года жизни, которые приводит Б.М. Теплов (1947), отмечается, что начальные проявления музыкально-ритмического чувства обнаруживаются уже в 9 -10 месяцев. А. Бентли в книге "Музыкальные способности детей и их измерение" (1968) отмечает, что реакции ребенка на ритмический элемент музыки возникают одновременно или вскоре после первой непосредственной реакции малыша на звуки материнского пения, а также звуки какого-либо музыкального инструмента (скрипки, фортепиано). Ритмический элемент музыки вызывает у ребенка телесные движения, сначала беспорядочные, потом совпадающие с "пульсом" музыки.
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в «синтезе искусств» при организации «практической деятельности» (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко-тихо, высоко-низко и пр.). Может осуществить элементарный музыкальный анализ (заметить изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме). Начинают проявляться интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).
Начать можно с ритма, ведь ритм, по сравнению с мелодией или игрой на простом музыкальном инструменте является самым простым. Его можно прохлопать в ладоши, протопать ножками или проговорить по слогам используя складные слова.
В первую очередь детей нужно познакомить с длинными и короткими нотами (длительностями). Например:
Игра «Исполни ритм на простых шумовых»:
Цели: точное исполнение ритмического рисунка.
Задачи: освоение ритма без остановок.
Материал: простые шумовые инструменты.
Эта музыкальная игра подходит для детей от 4-лет, но вызывает определённые трудности, ребёнок различает какая из ноток короткая и какая длинная, но в моторике на практике всё соединить не может, но справляется с задачей с 3 раза.
Музыкальная игра «допой за мной».
Цель: логическое завершение мелодии у ребёнка.
Задачи: смелое пение без остановок.
Материал: педагог и инструмент (фортепиано).
Ход игры: педагог начинает петь мелодию, ребёнок должен после паузы допеть несколько ноток и завершить мелодию. Такую игру можно давать с 4-5 лет, дети 4-летки к хорошему результату придут со 2-3 раза.
Вслед за чувством темпа у детей начинает проявляться чувство метра, т.е. способность к восприятию и воспроизведению отношений акцентированных и неакцентированных звуков, лежащих в основе музыкального метра. Процесс усвоения тактовых размеров движется от двухдольных к трехдольным метрам. Специальные наблюдения показывают, что существенный скачок в формировании этой способности происходит на пятом году жизни.
Способность к восприятию и воспроизведению отношений между звуками различной длительности и паузами, напрямую ведущая к улавливанию и осмыслению логики музыкально-ритмического рисунка, появляется последней. Она складывается поэтапно: от усвоения более простых схем ("квадратных") к относительно более сложным ("неквадратным" и т.д.). Развитие у детей чувства ритмического рисунка протекает медленнее и труднее, нежели развитие двух предыдущих компонентов музыкального ритма (темпа и метра).Игра подойдёт для детей от 4-х лет.
Заключение
Достижение данных целей способствует решению следующих задач:
Образовательные:
-овладение вокально-певческими навыками-чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыханию.
Развивающие:
-развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления
-развитие голосового аппарата
-развитие артистических качеств
Воспитательные:
-воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.
Часто дети не умеют воспроизвести слышимый звук, у них нет координации между слухом и голосом. После определённого времени занятий – у кого раньше, у кого позднее, такая координация появляется. Но очень часто на чистоту интонации влияет застенчивость ребёнка, или отсутствие внимания. При этом учитываются индивидуальные особенности ребёнка. К каждому из них необходимо найти подход и подобрать те слова, которые дойдут до его понимания.
Что касается индивидуальных различий между детьми в части интенсивности и устойчивости развития чувства ритма, то эти различия, обусловленные фактором природной музыкальной одаренности.
В практике музыкального воспитания чувство ритма, как и любая из составляющих комплекса музыкальных способностей, формируется и развивается в различных видах музыкальной деятельности - пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах и проч. Однако ведущими оказываются в данном случае движения детей под музыку. Музыкальное движение - это уникальный вид деятельности, в котором интенсивно складывается и получает развитие вся система музыкальных способностей и, прежде всего, чувство ритма. Так что и в музыкальные движение можно вкладывать элементы импровизации. Главное, чтоб ребёнку это нравилось, чтоб он был заинтересован тем, чем с ним занимаются, чтоб ему было интересно работать в команде со своими сверстниками.
Список литературы
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. - : Просвещение, 1973. – С. 66-97.