Цель урока: Ввести учащихся в мир музыкального искусства.
Задачи - Образовательная:
Сформировать первоначальные знания о мире звуков, ввести понятия “шумовые звуки” и “музыкальные звуки” понятия “композитор”, “исполнитель”, “слушатель”; установить логические связи между их видами деятельности;
Познакомить с происхождением слова “музыка”,
Познакомить с композитором П.И.Чайковским и фрагментом его балета “Щелкунчик”.
Побудить детей к размышлению о музыке и составлению личного мнения о ней;
Воспитательная:
Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
Пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.
Развивающая:
Развивать внимание, слуховую память, воображение;
Развивать певческие навыки и обратить внимание детей на важную в этом процессе роль дыхания;
Тип урока: Вводный
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И Муза вечная со мной! »
Дата:
Класс: 1
Номер урока и четверть: 1:1
Тема полугодия: “Музыка вокруг нас”.
Тема урока: «И муза вечная со мной».
Цель урока: Ввести учащихся в мир музыкального искусства.
Задачи - Образовательная:
Сформировать первоначальные знания о мире звуков, ввести понятия “шумовые звуки” и “музыкальные звуки” понятия “композитор”, “исполнитель”, “слушатель”; установить логические связи между их видами деятельности;
Познакомить с происхождением слова “музыка”,
Познакомить с композитором П.И.Чайковским и фрагментом его балета “Щелкунчик”.
Побудить детей к размышлению о музыке и составлению личного мнения о ней;
Воспитательная:
Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
Пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.
Развивающая:
Развивать внимание, слуховую память, воображение;
Развивать певческие навыки и обратить внимание детей на важную в этом процессе роль дыхания;
Тип урока: Вводный
Музыкальный материал:
«Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский;
Компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки;
Магнитофон;
Презентация к уроку с использованием видео- и аудиоряда:
а) П.И.Чайковский. «Па-де-де» из балета Щелкунчик.
б) игра “Сказка берёзового леса;
Раздаточный материал “Бабочки”; Цветочки характеризующие музыку. (Веселые и грустные)
Слова песни «Песня о школе» Д. Кабалевский, В. Викторов;
Плакат с изображением нот и нотоносца;
ХОД УРОКА Слайд 1
I этап. Организационный момент.
(Вход под музыку.«От улыбки» В. Шаинский, М. Пляцковский).
-Здравствуйте ребята. Какой замечательный класс присоединился к нашей дружной школьной компании! Поздравляю вас с очень важным событием – вы стали школьниками! Меня зовут Марина Викторовна. Я учитель музыки.
-Ребята, как называется урок, на который вы пришли? (Музыка).
-Молодцы! А раз мы на уроке музыки, значит и поздороваться мы должны по музыкальному.
Музыкальное приветствие:
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас. Дети: - Здравствуйте, учитель! Добрый день наш класс.
2 этап. Подготовка к изучению нового материала
Теперь у вас есть урок, на котором вы услышите много прекрасной музыки. Я буду помогать вам учиться петь, слушать музыку и размышлять о ней, танцевать, сочинять свои песенки, играть на музыкальных инструментах и даже путешествовать!
Давайте все вместе прочитаем тему нашего урока «И Муза вечная со мной!» слайд1.1
-А вот и главная героиня – МУЗА!
- А вы знаете, кого называют Музой? (Ответы детей)
-Муза — волшебница, добрая фея, раскрывающая перед вами чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг.
О МУЗАХ, покровительницах искусств, мы узнали из мифов и легенд Древней Греции. Музы вдохновляют художников, музыкантов, поэтов – всех, кто дарит людям красоту, любовь и надежду.
Давайте посмотрим в учебник, на странице 9 изображены Музы. Какие они весёлые и жизнерадостные.
-Имя нашей героини -Терпсихора («любящая танцы») — муза танцев и хорового пения.
-Она и поведёт нас в чудесный мир музыки и поможет раскрыть её тайны.
-Как вы думаете, зачем нужна музыка? (Ответы детей)
-Где вы встречались с ней? (Ответы детей)
-а кто знает, что такое музыка?
- Почему музыку назвали музыкой? (Ответы детей)
Слайд2 Слово “музыка” пришло к нам тоже из Древней Греции, жители которой считали, что на греческой горе Олимп живут боги, среди них покровители искусств - Апполон и его 9 спутниц - муз. В греческом языке слово “музыка” звучало немного иначе – “мусике”, что означало “искусство муз”.
3 этап. Изучение нового материала.
-Сейчас мы с вами погрузимся в мир музыки и послушаем произведение, некоторым вам оно может показаться знакомым. У вас в руках есть цветочки грустные и веселые), которыми вы после прослушивания произведения покажите какие чувства у вас возникли.
(Слушаем произведения «Па-де-де» Чайковского. Ребята поднимают цветочки показывая тем самым какое настроение у них возникло после прослушивания)
-Молодцы! Смотрю у вас у всех музыка вызвала радостное настроение.
-а кто был внимательнее всех, кто ответит мне на вопрос на музыкальных инструментах исполнял музыку один исполнитель или много исполнителей? (Ответы детей) Слайд 3
-Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр.
- А может быть, кто-то из вас знает, как называют того человека, который руководит оркестром музыкантов? (Ответы обучающихся)
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре – президент!
-Верно. Это дирижер.
-а давайте представим себя исполнителями – дирижерами оркестра (ведь каждый из вас хотя бы раз в жизни видел в телепередачах, как дирижер управляет оркестром или хором). Сейчас мы попытаемся ощутить себя настоящими исполнителями и расскажем музыку с помощью выразительных дирижерских жестов.
(Фонограмма: свободное дирижирование (вне схемы) фрагментом музыки Чайковского из балета «Щелкунчик».)
- Расскажите о своих впечатлениях. Как звучала эта музыка, какой у нее был характер?
-Какие чувства она у вас вызывает? Давайте подберём слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку и настроение, которое она у вас вызывает. (Ответы обучающихся)
-А знаете ли вы, как называют человека, который сочиняет музыку? (Ответы детей)
Слайд 4
-Музыку сочиняют для нас композиторы. Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.
(Показать портрет П.И. Чайковского)
-Именно композитор создаёт музыкальное произведение, где при помощи музыкальных звуков передаёт нам свои впечатления и воображаемые картины.
Слайд 5
- А для того, чтобы она прозвучала, нужны исполнители: пианисты, баянисты, скрипачи, хор и оркестр.
Слайд 6
-Но музыка существует не только для тех, кто её сочиняет и исполняет, а для всех нас – для слушателей.
Слайд 7 -Давайте посмотрим на экран и найдём изображение Петра Ильича в нашей портретной галерее. Чайковский жил в 19 веке и очень любил театр. Среди его известных на весь мир произведений – музыкальные спектакли-сказки “Спящая красавица”, “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”.
-Но спектакли эти необычные.
-Известна ли вам сказка о Щелкунчике – заколдованном Принце королевства сластей? - Пётр Ильич Чайковский тоже однажды прочёл эту сказку Эрнста Гофмана, после чего сочинил музыку к балетному спектаклю “Щелкунчик”. Сочинил и передал её исполнителям - музыкантам оркестра и танцорам, и слушатели теперь могли не только слушать сказку, но и смотреть. А на сцене происходили настоящие чудеса! Вот представьте, в Конфетном королевстве Принца были леденцовые луга, лимонадные реки, сладкие замки, шоколадные деревья и даже сахарная фея по имени Драже. Драже – это сахарная конфета-шарик. Давайте послушаем фрагмент музыки к спектаклю “Щелкунчик”, в котором танцует эта замечательная героиня! Но сначала, внимание! Вы видите значок в левом верхнем углу экрана с золотым восклицательным знаком? (Да) Он напоминает школьникам о первом золотом музыкальном правиле – Чтобы научиться слушать и понимать музыку, сделать ее неотъемлемой частью своей жизни, нужно стать настоящими слушателями. Музыка всегда «возникает» из тишины. Послушайте и вы тишину в классе перед тем, как зазвучит музыка П.И. Чайковского. Поэтому во время слушания музыки разговаривать запрещается.
Видеофрагмент балета “Щелкунчик”.
- Давайте ещё раз назовём имя композитора, написавшего эту музыку (Пётр Ильич Чайковский)
- Кто же был исполнителем? (Музыканты и балерина)
- А кто же был слушателем и зрителем? (Мы)
-Вокруг нас с вами огромное количество разных звуков. Звуки делятся на две группы: музыкальные и не музыкальные т.е. шумовые. Запомните! Звуки, которые гремят, шуршат, гудят, кричат, топают, булькают, свистят, пищат называются шумовыми. Они совсем не похожи на музыку, и вы вряд ли захотите подпевать им или танцевать в их сопровождении.
-Музыкальные звуки другие: мелодичные, приятные на слух, они могут нарисовать в воображении человека целую историю, рассказать о чувствах человека, его душевных переживаниях. Слушая музыку, мы вместе с её героями и плачем, и смеёмся. И ещё одна очень важная особенность музыкальных звуков – их можно записать специальными значками - нотами! (Показ на плакате). А теперь, проверьте себя!
Сейчас вы увидите картинки, у каждой свой голос. Мы должны разделить их на две группы – музыкальные звуки слева, шумовые - справа. Будьте внимательны!
Слайд 9 Викторина “Музыкальные и шумовые звуки”
-Молодцы! Вы хорошо поработали! Примите аплодисменты – главную награду для музыкантов! Пришло время музыкальной переменки.
Слайд 10“Музыкальная переменка”
-Давайте встанем! Музыка – урок особенный, потому внутри него случаются музыкальные переменки, но даже на перемене мы продолжаем учиться! Сегодня мы познакомимся с песенкой-игрой, состоящей из шумовых и музыкальных звуков. Называется эта история – “Сказка берёзового леса”. Спрячьте руки за спину. Как только в сказке появятся новые герои или события, нужно будет повторять за мной движения, но затем снова руки спрятать, иначе... иначе я вас поймаю! Давайте попробуем (показ принципа игры на 1 куплете без сопровождения) В конце сказки я буду считать до трёх, после чего вы должны сказать “Апчхи!” Давайте попробуем: раз, два, три, апчхи! (Дети повторяют)
Игра “Сказка берёзового леса”.
Будьте здоровы! Возвращайтесь на места.
Слайд 11 А теперь пришло время замечательной школьной песенки! Открываем новую страничку!.. Но где же песенка? Вместо неё – большая сказочная бабочка. Появилась она здесь не случайно. Посмотрите на картинки. Что вы видите на них? (Шторм на море, ветер в осеннем парке, одуванчик и дуновение человека) Этими значками бабочка напоминает нам о правильном дыхании, ведь все песенки на свете – живые, им обязательно нужно дышать! Давайте встанем.
- Возьмите за ниточку бабочек, которые лежат у вас на краю стола. Давайте подуем на них сильно-сильно так, как если бы вдруг начался шторм. Посмотрите, ваша бабочка испугалась и очень хочет улететь от вас. Как вы думаете, можно ли петь с таким злым, порывистым дыханием? (Нет)
-Верно. Если бы мы сейчас пели, то получился бы крик, который может навсегда лишить человека голоса. Кричать вредно!
- А теперь, подуйте на бабочку слабее, не раздувайте щёки – так, словно это делает осенний ветер, когда играет с листьями в парке. Заметили, вы смогли дуть на бабочку дольше, но она не улетает далеко, стала почти ручной? Это уже гораздо ближе к пению.
- А теперь подуйте на бабочку легко-легко, как на одуванчик. Видите, она совсем успокоилась.
- А теперь отложите бабочек, пусть они немного отдохнут. Для того, чтобы ваш голос при пении зазвучал красиво, мы должны научиться не только выдоху, но и вдоху. Встаньте ровно. Представьте, что перед вами букет душистых цветов. Сделайте глубокий вдох носом (не поднимаем плечи) – задержали аромат и медленно выдохнули (повторяем 4-5 раз).
- А теперь представьте, что из самого большого цветка букета выглянул усатый жук. Давайте сделаем короткий вдох удивления, задержим дыхание и медленно выдохнем (повторяем несколько раз).
- Снова возьмите в руки бабочек и попробуйте сделайте едва заметный вдох, задержите дыхание и тихонько подуйте на бабочку. Очень надеюсь, что сейчас она закружится в долгом вальсе.
-Молодцы, дорога к песенке открыта. Верните бабочек на край стола, садитесь и ещё раз вспомните первое золотое музыкальное правило: “Музыка начинается ... с тишины”.
Исполнение учителем песни Песня о школе
Музыка Д. Кабалевского Слова В. Викторова
Понравилась ли вам песенка? Попробуйте придумать для неё название! (Ответы детей)
-Почему вы выбрали такое название?
-О чём эта песня?
-Какая она по настроению?
Слайд 12 -Давайте перевернём страничку и узнаем, как назвали эту песенку авторы – поэт и композитор.
“Текст песни”
Разучивание припева и 1 куплета песни (под аккомпанемент фортепиано).
•Певческая установка (второе “Золотое правило”);
•Работа с текстом (декламация в ритме песни);
•Исполнение мелодии на слоги “ку”, “ли”, “ля”;
•Соединение мелодии и текста. Контроль дыхания;
4этап. Подведение итогов урока.
-Наш первый урок музыки подходит к концу. Надеюсь, что теперь вы знаете о музыке гораздо больше, чем в начале урока.
- Давайте ещё раз посмотрим на доску и вспомним три понятия, без которых нельзя представить себе любую музыку.
- Давайте ещё раз назовём имя композитора и название произведения, с которым мы сегодня познакомились (Пётр Ильич Чайковский)
-Молодцы! Сегодня на уроке мы почувствовали себя слушателями, когда слушали музыку П. И. Чайковского, исполнителями, когда дирижировали воображаемым оркестром. В начале урока мы были певцами-хористами, когда исполняли песню В. Шаинского «От улыбки».
Молодцы! Вы успешно прошли своё первое музыкальное занятие, потому можете поаплодировать друг другу.
Слайд 13Муза + аплодисменты.
А теперь, пришла пора сказать вам “до свидания”, но прощание у нас, как и приветствие, - тоже музыкальное:
- Мой урок окончен!
- До свидания!
5. Домашнее задание.
Закрепить полученные знания. Нарисовать Музу. Исправить 7 ошибок и найти 1 верное утверждения.
Домашнее задание №1 Музыка вокруг нас.
Исправить 7 ошибок и найти 1 верное утверждения. Если в вопросе содержалась ошибка, то закрась квадрат красным цветом, если всё было верно – зелёным.
- Звуки бывают игровые и шумовые?
Человек, который сочиняет музыку – писатель?
Пётр Ильич Чайковский – русский поэт?
Балетный спектакль Чайковского, в котором танцует сахарная Фея Драже, называется “Приключения Буратино”?
- Исполнитель – в зрительном зале, а слушатель – на сцене?
Для записи музыки композиторам требуются буквы?
Слушатели благодарят исполнителей за выступление аплодисментами?
Чем громче музыка, тем она полезнее?
Нарисуй Музу-покровительницу искусств, так как ты ее себе представляешь.