Программное содержание:
Программное содержание. Познакомить детей с творчеством известного мариниста И.К.Айвазовского. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи, умение замечать разнообразие цветовых решений. Формировать у детей умение видеть оттенки цвета, отражающие настроение картины. Закрепить понятие о линии горизонта. Продолжать учить детей выполнять фон, смешивать краски, получая нужные оттенки. Закреплять навык рисования кистью, умение применять дополнительные материалы. Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к природе и способность видеть красоту моря в разном состоянии.
Демонстрационный материал: Репродукции картин И.К.Айвазовского, образцы, аудиозапись « Шум прибоя».
Раздаточный материал: Репродукции картин И.К.Айвазовского на каждого ребёнка, цветовые карточки. Листы бумаги А- 4, гуашь синего и белого цветов, акварельные краски, кисти, подставки, баночки с водой, салфетки, зубные щётки и коктейльные трубочки.
Ход занятия:
Входят дети. Здороваются с гостями на трёх языках ( казахском, русском и английском).
Дети становятся в круг.
- Ребята, приложите руку к груди. Что вы чувствуете?
-Правильно, это биение наших сердец. Скажите, а сердечки у вас добрые? Так давайте, подарим тепло и доброту наших сердец гостям. (Дети отнимают руки от груди и дуют на ладошку).
- Садитесь. Начнём наше занятие.
Звучит фонограмма с шумом прибоя. Обратить внимание детей на доносящиеся звуки.
- Дети, знакомы ли вам эти звуки? Это звуки моря, шум прибоя. Море представляет удивительное зрелище. Водная стихия простирается до самого горизонта и, кажется, нет ей ни конца ни края. Море, как живое существо, может менять свое настроение и цвет в разное время суток и разной погоде. Бесконечный простор небес и моря, сливающийся где-то за горизонтом, нашёл своё отражение в полотнах художников.
Кто такой художник вы знаете. Кто это?
- Это человек, который пишет картины, ваяет скульптуры.
-Есть художники, которые рисуют море, океаны, передают красоту водной стихии. Такие картины называют маринами, а художников маринистами.
- Сегодня на занятии нас с вами ожидает морское путешествие, где нам предстоит познакомиться с творчеством известного художника – мариниста И.К.Айвазовского.
Художник – маринист И.К Айвазовский родился в приморском городе Феодосии. Он получил хорошее образование и стал настоящим художником. И в детстве и став уже взрослым человеком, художник очень любил смотреть на море. Выйдет, бывало, на берег и слушает шум прибоя, плеск волн, шуршание гальки. Смотрит, как выплывают из тумана мачты кораблей. Даже во сне мастеру снилось море. Снилось, как бирюзовые волны ласково гладят песок берега, как светятся золотом под лучами солнца паруса бригантины, уходящей в дальние странствия.
Смотрите, ребята, какие удивительные парусники на картинах И.К.Айвазовского. Ветер надувает их паруса, реют флаги на мачтах. Людей не видно, но мы с вами знаем, что на кораблях служат отважные моряки. Художник и сам не раз отправлялся в морские путешествия. Он знал и любил море. Оно казалось Айвазовскому прекрасным в любое время время суток. И утром, когда солнце в мягком свечении поднималось на небосвод, и вечером, когда закатом окрашивалось небо у линии горизонта, и ночью, когда луна, то прячась за облаками, то выглядывая, освещало загадочную, бескрайнюю водную гладь. Казалось, море нашептывает разные истории. Мастер прислушивался к голосу волн, а потом, вернувшись в мастерскую, писал свои замечательные картины.
Смотрите, ребята, широко раскинулось Чёрное море, оно всё время в движении. Волны то и дело вздымаются, в вышине клубятся тёмно – синие облака, а внизу бурлит вода. Жутко оказаться человеку здесь одному. Неспроста море назвали Чёрным. Часто оно похоже на грозовое небо. Такое же коварное и непредсказуемое. А бывают дни, когда море спокойное, спокойное. Это называется штилем. Волн совсем не видно, поверхность моря напоминает зеркало. Оно такое же гладкое и голубое, как смотрящееся в него небо. Но надолго ли это? Никто не знает. Море вмиг может перемениться. Подует ветер, поднимутся волны. Беда тем, кто окажется в такую погоду далеко от берега. Много кораблей погубило море.
Посмотрите на картину, которая называется « Девятый вал». Это одна из известнейших работ Айвазовского. Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Не смотря на то, что корабль разрушен, осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены. Вот такие прекрасные картины написал художник И.К.Айвазовский. В городе Феодосии, где родился матер, расположен музей Айвазовского. В нём собраны лучшие работы художника.
- Сегодня мы с вами превратимся в художников – маринистов. И нарисуем море. Каждый нарисует свое море. Таким, каким он его представляет.
- Но сначала мы немного отдохнём.
Физкультурная разминка.
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
-Садитесь, ребята. Продолжим наше путешествие.
-Нужно описать море. Каким оно бывает?
- Тихим, спокойным, грозным, страшным, ревущим, зеркальным.
- Правильно. Море бывает разным. Это зависит от состояния погоды и времени суток.
- У нас в изостудии выставлены картины Айвазовского, на которых изображено море. Кто ответит мне на такой вопрос?
- К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины?
- К жанру пейзажа.
- Правильно. А какие еще жанры изобразительного искусства мы с вами знаем?
- Жанр портрет и натюрморт.
-Что нарисовано на портрете? А что изображают на натюрморте?
-Верно, ребята. Молодцы. Мы с вами сегодня будем работать в жанре пейзажа.
- С чего нужно начать рисовать пейзаж?
- Нужно нарисовать линию горизонта.
- Правильно, линия горизонта – это линия, которая разделит наш лист на две части: небо и море.
-Посмотрите внимательно. Сначала нужно нарисовать линию горизонта, слева направо. Выберите цвет краски, который присутствует в окраске неба или моря. Например, голубой, синий, фиолетовый.
- Теперь будем закрашивать небо. Вспоминайте, как нужно смешивать краски, вливать один цвет в другой.
- Настала очередь нарисовать море. Рисуем большими мазками, размывая краску водой, добавляйте несколько цветов.
- Вот и готово наше море. Но, посмотрите, у вас на столах лежат зубные щётки и трубочки. С их помощью мы закончим рисовать море. Зубной щётки мы нарисуем волны. Надо Взять зубную щётку, набрать на неё синюю гуашь и держа её чуть наклонив, одной стороной нарисовать волнистые линии. А на самих волнах трубочкой мы нарисуем пену. Нужно окунуть трубочку в белую гуашь и сделать отпечатки. Работа закончена.
- Теперь вам осталось только решить, какое море вы будете рисовать. И можно приступать к работе.
- Перед вами материал, необходимый для рисования.
-Не забывайте, что надо тщательно промывать кисть, когда меняете цвет краски.
Самостоятельная работа детей.
Дети выкладывают работы на столе.
-А сейчас наши пальчики немного отдохнут.
Пальчиковая гимнастика.
Анализ детских работ.
Вопросы к детям:
- Какое море кажется вам самым спокойным?
- На каких рисунках нарисован штиль?
- У кого получился шторм?
Вот такие замечательные пейзажи у нас получились. Мы с вами сегодня рисовали марины. Какие картины называют маринами?
- Картины, на которых изображено море.
Послушайте стихотворение.
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя -
Окунаю кисточку
В море голубое.
- Молодцы, ребята. Все справились с заданием. Большое всем спасибо. Теперь попрощаемся с гостями.(дети прощаются с гостями на трёх языках).