Домбра (каз. домбыра) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Домбра в казахской культуре»
Домбра (каз. домбыра) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.
Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.
Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.
Домбыра есть не только у казахов. Традиционно в русском языке его называют домбра, но в казахском варианте правильнее домбыра.
Этот инструмент имеет свои аналоги во многих народах. В русской культуре есть схожий по форме инструмент Думра, в таджикской культуре — Думрак, в узбекской культуре — Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в киргизской культуре — Комуз, в туркменской культуре — Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре — Думбыра, в ногайской культуре приазовья — Домбыра, в турецкой культуре — Саз. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).
Домбыра-это казахский национальный щипковый инструмент с двумя струнами. Традиционно в русском языке его называют домбра, но правильнее ДОМБЫРА. Далее в этой статье мы будем использовать слово Домбыра как базовое название привычной для нас домбры.
Похожие инструменты у других народов.
Этот инструмент имеет свои аналоги во многих народах. В русской культуре есть схожий по форме инструмент Думра, в таджикской культуре- Думрак, в узбекской культуре- Думбыра, Думбрак, Дутар, в киргизской культуре- Комуз, в туркменской культуре -Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре – Думбыра, в ногайской культуре приазовья -Домбыра, в турецкой культуре – Саз.
Этимология слова домбыра.
Этимология слова Домбыра до конца не изучена. В татарском языке Думбра это балалайка, а Домбура -гитара, на калмыцком - Домбр означает то же, что и домбыра, на турецом языке Тамбура – это гитара, на монгольском языке Домбура – это опять таки домбыра. Существуют массы гипотез происхождения этого слова, единого мнения по этому поводу пока нет.
История инструмента.
В1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайлау) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырех танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно из рисунка инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбыру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбыры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов - предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.
Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.
По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбыра и ее родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем присутствие этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского ,гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Кипчаки - потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (ertis tolqyndary-Волны Иртыша), Мұңды Қыз (mundy kyz-печальная девушка), Тепен көк (tepen kok-рысь),Ақсақ қаз (aqsaq qaz-хромой гусь), Бозіңген (bozingen-светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja-одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (qulannyn tarpu’y-топот кулана), Көкейкесті (kokeikesti-глубокое переживание) и др.
В описании татарского боя (напомним, что татарами называли тюрков кипчаков на Руси, лишь позднее этот этноним стал названием современного народа в составе России-татар), данном Марко Поло (1254-1323), негоциантом из далекой Италии, который направился в далекую Татарию в 1298 году звучали песни и музыка: «Татары не смеют начинать битвы, пока не забьет накар их предводителя; как только он забьет, тут они и начинают битву. Есть у татар и такой обычай: когда они изготовляются и ждут битвы, прежде, нежели накар забьет, поют они и тихо играют на двухструнных инструментах; поют, играют, веселятся, поджидая схватку... Просто удивительно, как хорошо они пели и играли...» Пели, чтобы снять нервное напряжение, создать определенный психологический, боевой настрой. Причем, если персидское слово накар обозначает барабан, кимвалы, то двухструнный инструмент, на котором играют степняки перед боем, весьма напоминает казахскую домбыру. Описание ее дается в главе «Здесь описывается великая Турция (Туркестан)».
Так как этот инструмент описывается нами в разрезе казахской культуры, важно заметить, что, по сути, этот инструмент является достояние всех тюркских народов мира.
Домбыра-инструмент кюя.
Для казахов кюй - больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев-кюйши, среди которых домбыристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбыре).
Источник: Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003г.
примечание Тойшы Н.Т. : В казахском народе говрят: настоящий казах это не сам казах, настоящий казах-домбыра. При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента-домбыры. Также надо пояснить, что слово казах означает свободный воин, независимый индивид, который, если и существует в группе, то только по своей доброй воле, при этом присоединяется к сообществу достойных и служит ему, защищает его, отдавая труд, жизнь, здоровье и умение без остатка, как бесстрашный человек-воин добытчик. Интересно, что этим этнонимом называли и называют себя современные казаки в России, Украине. Просто чтобы отличать как-то этносы по названию ввели разницу в правописании казах для казахов, а казак для казаков.
Теперь, с появлением настоящей электро домбыры в культуре нашего народа начнется новая эпоха современной музыки