kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Казахский народный поэт Жанбыл Жабаев

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                     Казахский народный поэт – акын

                                               Жанбыл Жабаев

                                                   1846-1945г.

        (Перед уроком необходимо организовать выставку книг и рисунков, все происходит сидя на паласе, дети в национальных костюмах, по истечению всего урока тихо играет казахская национальная мелодия.)

      Жамбыл Жабаев – казахский народный поэт-акын. В своих песнях Жамбыл правдиво рассказывал о жизни народа. Акын слагал и героические поэмы о батырах.

     В годы Отечественной войны пламенные стихи Ж. Жабаева вдохновляли воинов.

Ж. Жабаев горячо любил свою Родину – Казахстан. В своих песнях стихах он прославлял родной край. Вот одно из его стихотворений.

                                   « Казахстан»

 Есть земля - и в ней живет

 Славный воинов гордый народ

 По зеленым её полям

 Бродит тучный и сытый скот

 

 Есть страна, где велик простор

 Океанов полей и гор

 И прозрачных, как лунный свет

 И безбрежных, как даль озер

 

 Там лесов недоступных тень

 Там зеленых жайляу сень

 Там в широкой степи акын

 Ты встречаешь и ночь и день

 Есть земля, что в себе хранит

 Медь, железо, свинец ,гранит

 И об этой земле твоя

 Молодая домбра звенит

 

-Какой увидел свою родную страну акын Жамбыл Жабаев?

-Какие сравнения он использовал для описания родной земли?

-Ребята, сегодня мы поговорим о творчестве казахского народного поэта –акына Жамбыла Жабаева.

   Жанбыл - величайший мастер казахского устно-поэтического искусства.

    В песнях Жанбыла, в перезвоне его домбры звучит правдивый голос казахского народа.

  «Я – зоркий сокол, я – напев моей страны, я – ваш Жанбыл» - обращался акын к народу.

Он поёт о народе, для народа, окруженный народом. Мысли и чувства народные Жанбыл заключает в заново отшлифованные им самоцветы казахского народного поэтического слова.

В дырявой юрте кочевника зимней метельной ночью 1846 года родился Жанбыл. Еще мальчиком Жамбыл научился играть на домбре. В 14 лет он решил уйти из дома и стать акыном. Искусству импровизации учился у акына Суюмбая. Жамбыл пел исключительно на казахском языке.

Жамбыл умер 22июня 1945 года, не дожив до столетия несколько месяцев. Его похоронили в Алматы в саду, который он вырастил сам своими руками.

Почти столетний путь прошел он со своим народом. Вместе со всем казахским народом он был призван Октябрьской революцией к строительству новой жизни. Талант Жанбыла расцветал с великими преобразованиями, которые изменяли облик казахского народа, поднимали на небывалую высоту казахскую культуру. Окрепшая, ставшая самостоятельной, казахская литература способствовала совершенствованию таланта Жанбыла. Эпос, айтыс, мактау и обличительные песни – вооружили акына блеском тирад и афоризмов, напряженной  стремительностью поэтической речи, россыпью ярких эпитетов и сравнений.

Казахский народ гордиться своими акынами. Веками песни прославленных акынов бережно сохранялись в памяти народа. На акынов смотрели как на выразителей собственного мнения, учителей жизни. Недаром в старину слово «акын»означало наставник и певец. В 19 столетии когда родился Жанбыл, акыны состовляли сословия профессиональных певцов, разъезжающих по аулам, чтобы снискать пропитание. Песня кормила акынов. Но не кумыс, не бараны, кони и халаты  подаренные за песню вдохновляли акынов. Они пели для народа. Учитель Жанбыла – Суюмбай. Роль великого акына Жанбыла была велика. Песни его заучивались наизусть, а имя делалось известным на громадном пространстве степей. Долгом акына было прославлять, воспеть достойных и обличить пороки, осудить бесчестных и низких людей тут же, на месте, в импровизированной песне.

 

                                       «К Кали»

 

Эй, мой Кали, сын Ордабая

Юрта белая большая

Над тобой кошмой блестит

Рядом черная стоит

Слава громкая твоя

Не укрылась от меня

И в подарок не прошу я

Ни верблюда, ни коня

Сары – бейбиши, ты сын

Знаю я, что ты один

Из потомков  Байдабека

Сын Сартауских долин

Ты кочуешь по степям

Издавна живешь ты там

Русские и волостные

Покровительствуют вам

Странник мира это – я

Низким ли сочтешь меня?

Если так, то сам ты низок

Не боюсь Кали тебя

Не обижен я никем

А тебя, что насмех всем

Вышел в гордости кичливой

Песней я в народе съем.

 

    Власть имущих и предатели интересов народа – объект жанбыловской сатиры. Акын заклеймил в их облике конкретных представителей эксплуататорских верхов того времени. Им акын противопоставил народ. Обращаясь к Кали, Жанбыл напомнил байскому сыночку:

Эй, ты Кали, сын Ордабая

Юрта белая большая

Над тобой кошмой блестит

Рядом черная стоит

  Черная юрта – жилище бедняков. Кошмы её прогнили, почернели от времени, непогоды и ветров. Бедняки бедствуют в аулах Кали и др. богачей.

 

 Казахская пословица:

 «Умудрен знаниями не тот, кто много прожил, а тот кто много  видел»

 

   В своей биографии  Жанбыл говорит:

  «Вкруг меня закипела жизнь, о которой я пел в лучших своих песнях , как в золотом  сне. Почувствовав прилив свежих сил, я я взял в руки домбру. Вернулась моя молодость. И я запел. Оглядываясь вокруг, я не узнавал знакомых степей. Поехал по аулам и стал воспевать новую жизнь. Я был заодно с моим народом  и был понятен народу. Я был свидетелем рождения новой страны Казахстан. Жизнь началась для меня снова. Я переродился и стал петь как двадцатилетний юноша, сильно , с подъемом, с большим жаром и охотой.

 

                                 «Видел я родной Казахстан»

Видел я родной Казахстан

Буйно травы в лугах цвели

Вились золотом ковыли

До крутых заснеженных гор

Пышно лег богатый ковер

Степь моя, как напев певца

Без конца цвела, без конца

Но цвела она не для нас

 Ханы крали счастье у нас

Травы кланялись не для нас

Я ходил по сухим пескам

Необъятной моей страны

Заметали след катуны

Обжигал мою спину зной

И барханы ползли за мной

В скалах каменных берегли

В тайниках века берегли

Как домбру бережет певец

Уголь, золото, медь, свинец

Не могла их достать рука

Бесприютного бедняка

По степи струится река

И терялась река в песках

Видел я родной Казахстан

 

Сценка из жизни Жанбыла Жабаева.

 

 

                 « Достиг я, шагая, вершины горы»

Достиг я, шагая вершины горы

А век бесконечен, как песня домбры

Расходятся ноги,Ю как струны дрожат

Стоять не могу, мои ноги стары

 

Мой доктор, ты правду Жамбыл, скажи

Не скрой ничего и меня поддержи

Где встретил я старость – несчастье мое

Как хочется жить! Как мне хочется жить!

 

Я ветхой кибитке подобен. В груди.

В глазах и в ушах моих ветер гудит

Нет сил моих прежних, управиться с ним

А старость не вылечишь. Что ж впереди?

 

   Традиции литературные и устно-поэтические сплетаются и в отдельных компонентах произведений Жанбыла, в образах - персонажах, пейзаже, языке. Изображаемый Жанбылом мир природы выходит далеко за пределы устно – поэтического изображения её. Но по традиции весенний  акын, чаще всего рисует степной весенний пейзаж, зеленеют пастбища, цветут сады, множится скот, ягнята, жеребята встают на неокрепшие ножки, резвятся около матерей.

 

 

              

                                  «Богатство земли»

Весне я рад! Пора труда. Ушли бесследно холода

Растаял снег. Дымятся горы.

В тепле земли моей просторы

В оврагах – талая вода

Колхоз Жанбыла поспешил

Пахать поля – он пашней жил

Без дела день один не прожит

Казы искусно так не крошат

Смотри! Пшеницы всход  богат

А с Ала – Тау водопад

Вода прозрачная, большая

И все посевы орашая

Арыки звонкие журчат

Земля богатств не утаит

Живи в труде – и будешь сыт

 

 Жанбыл создает свою поэтическую манеру. Её отличает конкретность и своеобразная пластичность изображения. Образы Жанбыла зримы как бы осязаемы. Например, вспоминая, свое прошлое, акын берет «общее место» старой казахской народной поэзии:

«Булдыр, булдыр, булдыр кун» т.е.

«Туманный, туманный, туманный день»

Безвозвратно ушедший туманный день представляет Жанбылу прошлое. И вот выражая свое отношение к нему, акын спрашивает:

Разве днем жизнь былая моя была?

Нет не днем – черной ночью она была

И сегодня песни Жанбыла согревают сердца людей своей гордой, пламенной радостью, счастьем жить в Казахстане. Они звучат в устах народа. Песни его живут. Она перешагнула за  новые рубежи. Теперь слова Жанбыла зазвучали и на китайском языке. И везде, куда проникает песня Жанбыла, она пробуждает уверенность прошлых людей в своих силах, чувство дружбы, желание творить новую жизнь.

-Мы много интересного узнали о жизни и творчестве поэта–акына Ж.Жабаева. Что вы можете добавить к нашей беседе?

(Дети читают стихи, дополнительно рассказывают о жизни поэта-акына)

-Мы много интересного узнали о казахском поэте-акыне Жанбыл Жабаеве. Он горячо любил свою родину, свой народ. В своих стихах он прославляет свой край, традиции казахского народа.

-Сегодня у нас богатый достархан. И мы угостим баурсаками и конфетами гостей и друг друга.

-Беседа о великом казахском поэте-акыне закончилась. Вы очень постарались, приятно пообщались, рассказали много нового и интересного о поэте-акыне Ж.Жабаеве.

На доске запечатлены эпизоды из жизни Ж.Жабаеве:

Жанбыл импровизирует песни среди детей.

Жанбыл среди киргизких акынов.

Мавзолей Жанбыла Жабаева.

Жанбыл со своими родственниками.

Жанбыл слушает заслуженного деятеля.

Жанбыл беседует с народной артисткой.

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Казахский народный поэт Жанбыл Жабаев »

Казахский народный поэт – акын

Жанбыл Жабаев

1846-1945г.

(Перед уроком необходимо организовать выставку книг и рисунков, все происходит сидя на паласе, дети в национальных костюмах, по истечению всего урока тихо играет казахская национальная мелодия.)

Жамбыл Жабаев – казахский народный поэт-акын. В своих песнях Жамбыл правдиво рассказывал о жизни народа. Акын слагал и героические поэмы о батырах.

В годы Отечественной войны пламенные стихи Ж. Жабаева вдохновляли воинов.

Ж. Жабаев горячо любил свою Родину – Казахстан. В своих песнях стихах он прославлял родной край. Вот одно из его стихотворений.

« Казахстан»

Есть земля - и в ней живет

Славный воинов гордый народ

По зеленым её полям

Бродит тучный и сытый скот


Есть страна, где велик простор

Океанов полей и гор

И прозрачных, как лунный свет

И безбрежных, как даль озер


Там лесов недоступных тень

Там зеленых жайляу сень

Там в широкой степи акын

Ты встречаешь и ночь и день

Есть земля, что в себе хранит

Медь, железо, свинец ,гранит

И об этой земле твоя

Молодая домбра звенит


-Какой увидел свою родную страну акын Жамбыл Жабаев?

-Какие сравнения он использовал для описания родной земли?

-Ребята, сегодня мы поговорим о творчестве казахского народного поэта –акына Жамбыла Жабаева.

Жанбыл - величайший мастер казахского устно-поэтического искусства.

В песнях Жанбыла, в перезвоне его домбры звучит правдивый голос казахского народа.

«Я – зоркий сокол, я – напев моей страны, я – ваш Жанбыл» - обращался акын к народу.

Он поёт о народе, для народа, окруженный народом. Мысли и чувства народные Жанбыл заключает в заново отшлифованные им самоцветы казахского народного поэтического слова.

В дырявой юрте кочевника зимней метельной ночью 1846 года родился Жанбыл. Еще мальчиком Жамбыл научился играть на домбре. В 14 лет он решил уйти из дома и стать акыном. Искусству импровизации учился у акына Суюмбая. Жамбыл пел исключительно на казахском языке.

Жамбыл умер 22июня 1945 года, не дожив до столетия несколько месяцев. Его похоронили в Алматы в саду, который он вырастил сам своими руками.

Почти столетний путь прошел он со своим народом. Вместе со всем казахским народом он был призван Октябрьской революцией к строительству новой жизни. Талант Жанбыла расцветал с великими преобразованиями, которые изменяли облик казахского народа, поднимали на небывалую высоту казахскую культуру. Окрепшая, ставшая самостоятельной, казахская литература способствовала совершенствованию таланта Жанбыла. Эпос, айтыс, мактау и обличительные песни – вооружили акына блеском тирад и афоризмов, напряженной стремительностью поэтической речи, россыпью ярких эпитетов и сравнений.

Казахский народ гордиться своими акынами. Веками песни прославленных акынов бережно сохранялись в памяти народа. На акынов смотрели как на выразителей собственного мнения, учителей жизни. Недаром в старину слово «акын»означало наставник и певец. В 19 столетии когда родился Жанбыл, акыны состовляли сословия профессиональных певцов, разъезжающих по аулам, чтобы снискать пропитание. Песня кормила акынов. Но не кумыс, не бараны, кони и халаты подаренные за песню вдохновляли акынов. Они пели для народа. Учитель Жанбыла – Суюмбай. Роль великого акына Жанбыла была велика. Песни его заучивались наизусть, а имя делалось известным на громадном пространстве степей. Долгом акына было прославлять, воспеть достойных и обличить пороки, осудить бесчестных и низких людей тут же, на месте, в импровизированной песне.


«К Кали»


Эй, мой Кали, сын Ордабая

Юрта белая большая

Над тобой кошмой блестит

Рядом черная стоит

Слава громкая твоя

Не укрылась от меня

И в подарок не прошу я

Ни верблюда, ни коня

Сары – бейбиши, ты сын

Знаю я, что ты один

Из потомков Байдабека

Сын Сартауских долин

Ты кочуешь по степям

Издавна живешь ты там

Русские и волостные

Покровительствуют вам

Странник мира это – я

Низким ли сочтешь меня?

Если так, то сам ты низок

Не боюсь Кали тебя

Не обижен я никем

А тебя, что насмех всем

Вышел в гордости кичливой

Песней я в народе съем.


Власть имущих и предатели интересов народа – объект жанбыловской сатиры. Акын заклеймил в их облике конкретных представителей эксплуататорских верхов того времени. Им акын противопоставил народ. Обращаясь к Кали, Жанбыл напомнил байскому сыночку:

Эй, ты Кали, сын Ордабая

Юрта белая большая

Над тобой кошмой блестит

Рядом черная стоит

Черная юрта – жилище бедняков. Кошмы её прогнили, почернели от времени, непогоды и ветров. Бедняки бедствуют в аулах Кали и др. богачей.


Казахская пословица:

«Умудрен знаниями не тот, кто много прожил, а тот кто много видел»


В своей биографии Жанбыл говорит:

«Вкруг меня закипела жизнь, о которой я пел в лучших своих песнях , как в золотом сне. Почувствовав прилив свежих сил, я я взял в руки домбру. Вернулась моя молодость. И я запел. Оглядываясь вокруг, я не узнавал знакомых степей. Поехал по аулам и стал воспевать новую жизнь. Я был заодно с моим народом и был понятен народу. Я был свидетелем рождения новой страны Казахстан. Жизнь началась для меня снова. Я переродился и стал петь как двадцатилетний юноша, сильно , с подъемом, с большим жаром и охотой.


«Видел я родной Казахстан»

Видел я родной Казахстан

Буйно травы в лугах цвели

Вились золотом ковыли

До крутых заснеженных гор

Пышно лег богатый ковер

Степь моя, как напев певца

Без конца цвела, без конца

Но цвела она не для нас

Ханы крали счастье у нас

Травы кланялись не для нас

Я ходил по сухим пескам

Необъятной моей страны

Заметали след катуны

Обжигал мою спину зной

И барханы ползли за мной

В скалах каменных берегли

В тайниках века берегли

Как домбру бережет певец

Уголь, золото, медь, свинец

Не могла их достать рука

Бесприютного бедняка

По степи струится река

И терялась река в песках

Видел я родной Казахстан


Сценка из жизни Жанбыла Жабаева.



« Достиг я, шагая, вершины горы»

Достиг я, шагая вершины горы

А век бесконечен, как песня домбры

Расходятся ноги,Ю как струны дрожат

Стоять не могу, мои ноги стары


Мой доктор, ты правду Жамбыл, скажи

Не скрой ничего и меня поддержи

Где встретил я старость – несчастье мое

Как хочется жить! Как мне хочется жить!


Я ветхой кибитке подобен. В груди.

В глазах и в ушах моих ветер гудит

Нет сил моих прежних, управиться с ним

А старость не вылечишь. Что ж впереди?


Традиции литературные и устно-поэтические сплетаются и в отдельных компонентах произведений Жанбыла, в образах - персонажах, пейзаже, языке. Изображаемый Жанбылом мир природы выходит далеко за пределы устно – поэтического изображения её. Но по традиции весенний акын, чаще всего рисует степной весенний пейзаж, зеленеют пастбища, цветут сады, множится скот, ягнята, жеребята встают на неокрепшие ножки, резвятся около матерей.



«Богатство земли»

Весне я рад! Пора труда. Ушли бесследно холода

Растаял снег. Дымятся горы.

В тепле земли моей просторы

В оврагах – талая вода

Колхоз Жанбыла поспешил

Пахать поля – он пашней жил

Без дела день один не прожит

Казы искусно так не крошат

Смотри! Пшеницы всход богат

А с Ала – Тау водопад

Вода прозрачная, большая

И все посевы орашая

Арыки звонкие журчат

Земля богатств не утаит

Живи в труде – и будешь сыт


Жанбыл создает свою поэтическую манеру. Её отличает конкретность и своеобразная пластичность изображения. Образы Жанбыла зримы как бы осязаемы. Например, вспоминая, свое прошлое, акын берет «общее место» старой казахской народной поэзии:

«Булдыр, булдыр, булдыр кун» т.е.

«Туманный, туманный, туманный день»

Безвозвратно ушедший туманный день представляет Жанбылу прошлое. И вот выражая свое отношение к нему, акын спрашивает:

Разве днем жизнь былая моя была?

Нет не днем – черной ночью она была

И сегодня песни Жанбыла согревают сердца людей своей гордой, пламенной радостью, счастьем жить в Казахстане. Они звучат в устах народа. Песни его живут. Она перешагнула за новые рубежи. Теперь слова Жанбыла зазвучали и на китайском языке. И везде, куда проникает песня Жанбыла, она пробуждает уверенность прошлых людей в своих силах, чувство дружбы, желание творить новую жизнь.

-Мы много интересного узнали о жизни и творчестве поэта–акына Ж.Жабаева. Что вы можете добавить к нашей беседе?

(Дети читают стихи, дополнительно рассказывают о жизни поэта-акына)

-Мы много интересного узнали о казахском поэте-акыне Жанбыл Жабаеве. Он горячо любил свою родину, свой народ. В своих стихах он прославляет свой край, традиции казахского народа.

-Сегодня у нас богатый достархан. И мы угостим баурсаками и конфетами гостей и друг друга.

-Беседа о великом казахском поэте-акыне закончилась. Вы очень постарались, приятно пообщались, рассказали много нового и интересного о поэте-акыне Ж.Жабаеве.

На доске запечатлены эпизоды из жизни Ж.Жабаеве:

Жанбыл импровизирует песни среди детей.

Жанбыл среди киргизких акынов.

Мавзолей Жанбыла Жабаева.

Жанбыл со своими родственниками.

Жанбыл слушает заслуженного деятеля.

Жанбыл беседует с народной артисткой.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Казахский народный поэт Жанбыл Жабаев

Автор: Божко Инна Валентиновна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131465

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Казахский народный поэт -акын Жамбыл Жабаев. "
    ["seo_title"] => string(46) "kazakhskii-narodnyi-poet-akyn-zhambyl-zhabaiev"
    ["file_id"] => string(6) "131501"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416158820"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства