Дидактическое пособие «Звучащие сказки» раскрывает новый подход к развитию чувства музыкальной формы на начальном этапе обучения. Освоение музыкальных форм происходит на знакомом сказочном и мультипликационном материале, к которому ученики сочиняют музыку, т. е. озвучивают сказки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактическое пособие "Звучащие сказки"»
Аннотация к дидактическому пособию
«Звучащие сказки»
Дидактическое пособие «Звучащие сказки» раскрывает новый подход к развитию чувства музыкальной формы на начальном этапе обучения. Освоение музыкальных форм происходит на знакомом сказочном и мультипликационном материале, к которому ученики сочиняют музыку, т. е. озвучивают сказки.
Данная работа написана с учётом возрастных, психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
Представленные материалы могут быть использованы на всех этапах учебного занятия.
Пособие адресовано преподавателям сольфеджио ДМШ, музыкальных студий, Центров эстетического развития.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Форма произведения - это план
для направления мысли слушателя.
И. В. Способин
Образование сегодня – это не столько приобретение системы знаний, умений и навыков, сколько упорядоченный способ усвоения ребёнком культурных ценностей. Музыкальное образование способствует воспитанию культурного человека, способного к изменению, преобразованию и трансформации знаний. Занятия музыкой помогают ребёнку найти душевное равновесие, укрепляют его здоровье, развивают его коммуникабельность. При помощи дидактического пособия «Звучащие сказки» традиционные уроки можно превратить в увлекательные занятия, где незаметно, в процессе игры, педагог приучает детей к восприятию тембрового разнообразия звуков и их выразительных возможностей. Учащиеся в игровой форме осваивают понятия тембр, мотив, фраза, предложение, тема, период; учатся выстраивать форму произведения и анализировать его. В процессе данного обучения ребёнок постепенно превращается в грамотного слушателя музыки.
Актуальность. Развитие чувства музыкальной формы необходимо начинать с первого года обучения, т. к. это важная составная часть музыкального воспитания. Однако на начальном этапе обучения учениками достаточно тяжело воспринимаются большие по объёму произведения.
Для решения этой проблемы было разработано дидактическое пособие «Звучащие сказки», которое является пропедевтическим этапом к изучению произведений крупных форм.
Цель: способствовать формированию умения определять форму музыкальных произведений.
Задачи:
1. Образовательные
- обучить принципам строения музыкальных произведений;
- формировать умение следить за развитием музыкального образа.
- воспитывать интерес и любовь к народному творчеству и классической музыке.
4. Здоровьесберегающие
- укреплять здоровье посредством общения с музыкой, положительно воздействующей на ряд психофизиологических функций.
Новизна.
В процессе работы проанализированы и систематизированы не только известные ранее, но и новые научные источники;
Впервые предпринимается попытка рассмотрения данной проблемы в определённом ракурсе;
Направленность содержания деятельности на собственную творческо-поисковую практику ребёнка;
Использование двигательно-изобразительной наглядности, как средства дифференциации и индивидуализации обучения.
Практическая ценность.
Достаточно сложный теоретический материал с лёгкостью воспринимается и изучается детьми уже на начальном этапе обучения: музыкально-дидактические сказки позволяют учителю в образной форме представить то, что бывает непонятно после знакомства с теорией.
На урок ученики приходят играть и фантазировать, такие условия формируют устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению музыкальному искусству.
Пособие может быть использовано на всех этапах учебного занятия, имеет вариативный характер, что обеспечивает доступность его применения.
Данный дидактический материал для более яркого образного восприятия и эмоционального настроя может быть внедрён в учебный процесс посредством компьютерных и мультимедийных технологий.
Взаимосвязь музыки и игры выполняет функцию здоровьесбережения: повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Кроме предмета сольфеджио, пособие может быть использовано на уроках фортепиано, хора, ритмики, музыкальной литературы, музыки в общеобразовательных школах.
Эффективностьприменения пособия отражена в графике диагностики «Уровень эмоционального восприятия через анализ музыкальной формы».
В ходе применения данной диагностики определяется уровень развития чувства музыкальной формы через определение детьми следующих понятий:
1) Образ;
2) Настроение;
3) Структура.
Результаты диагностики выявлены в процессе работы с экспериментальной и контрольной группами.
По результатам диагностики следует, что у 100% детей из экспериментальной группы показатели уровня эмоционального восприятия через анализ музыкальных произведений выше в 1,65 раза, чем у детей из контрольной группы.
ВЫВОД: дидактическое пособие «Звучащие сказки» обеспечивает музыкальное развитие ребёнка посредством самостоятельного общения с музыкой через игру, творческие задания, сочинение музыки к любимым сказкам; способствует формированию устойчивой внутренней мотивации к постижению искусства музыки у детей младшего школьного возраста.
Эта нетрадиционная форма работы из технологии развивающего обучения, которая даёт возможность подключить к теоретическому потенциалу учителя эмоциональное восприятие, а этого будет достаточно, чтобы объединить мысль и чувства.
«Лишь после эмоционального восприятия можно переходить к детальному разбору» Яворский.
Говоря о развитии чувства формы, необходимо обратить внимание на то, что определение музыкальной формы не является самоцелью. Результатом этой работы должно стать умение определять развитие образа в произведении. Знания, полученные на этом подготовительном этапе работы, в дальнейшем будут подкрепляться на других произведениях.
3
Введение.
Дидактическое пособие «Звучащие сказки» рассчитано для работы с детьми на начальном этапе обучения.
Пособие подразумевает использование:
наглядного материала (рисунки, геометрические фигуры различных цветов). В приложении к данному дидактическому пособию наглядный материал представлен в уменьшенной форме, а на занятиях демонстрируется в формате А-2, А-1.
музыкального репертуара (русские народные песни, детские песни),
литературного репертуара (сказки, соответствующие теме).
Представленный материал имеет чёткую структуру, выстроенную на принципах вариативности и линейности. Понятие о строении музыкальных произведений накапливается у детей посредством интеллектуального труда, творческо-поисковой работы, а не через заучивание.
Принцип линейности реализуется в пособии через следующие этапы:
I этап - формирование у ребёнка представления о строении музыкальных произведений через изменение и досочинение простейших детских и русских народных песен в более крупные формы. Использование песенных образов в качестве музыкальной характеристики сказочных героев.
II этап: развитие чувства музыкальной формы через сочинение собственной музыки к знакомым сказкам и мультфильмам.
III этап: постановка музыкального спектакля.
Основные методы данной работы:
- творческий
- проблемно-поисковый
Данные методы помогают развивать способность детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями, звуковыми и графическими образами.
Классификация творческих видов деятельности на уроках сольфеджио:
ТВОРЧЕСКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра на ударных и Художественное
шумовых инструментах изображение
Пластическое Геометрическое
интонирование конструирование
Сочинение
4
Используя на занятиях творческие виды деятельности, обучающийся с лёгкостью осваивает такие понятия, как мотив, фраза, предложение, период, часть. Примеры инструментально-творческих заданий, разработанных в виде игр, рассказов, сказок включены в приложение №1.
Данные задания выполняются благодаря слуховому и зрительному анализу, являются многогранными по своей направленности.
Способствуют формированию и закреплению элементарных представлений об основных принципах музыкального развития (повторяемость, контрастное сопоставление, вариационность).
Помогают в определении признаков смены характера, лада, ритма, тембра, штрихов.
5
Методические рекомендации к дидактическому пособию
«Звучащие сказки»
I этап
Предполагает комплексное формирование музыкально-слуховых представлений об элементарных музыкальных структурах, средствах выразительности; осознание композиционного подчинения частей единому целому и их выразительной сущности. На первом этапе данный вид работы целесообразно строить на основе наблюдений за развитием элементов музыкального языка в микроформе.
Цель: формирование у ребёнка представления о строении музыкальных произведений через изменение и досочинение простейших детских и русских народных песен в более крупные формы. Использование песенных образов в качестве музыкальной характеристики сказочных героев.
Данная работа имеет следующий алгоритм действий:
1) Прослушать пьесу в исполнении педагога.
2) Провести анализ пьесы по структуре: художественный образ, содержание, характер.
3) Анализ мелодии, повтор, контраст, варьирование, строение фраз, предложений. Геометрическое конструирование с использованием цветовой палитры на основе проведённого анализа.
4) Художественное изображение содержания пьесы (выбор подходящего рисунка)
Примером для данной работы могут служить русские народные песни: «Светит солнышко», «Весёлые гуси», «Василёк», «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Ходит зайка», «Скок, скок, поскок», «Два кота», «Дождик» и т. п.
Анализируя художественный образ песни, обсудив её содержание, ученик выбирает подходящий рисунок. Далее выбираются цветовые фигуры, с их помощью выстраивается структурная схема песни (мотив, фраза, предложение, часть).
После проведённого анализа у ребёнка складывается чёткое представление о содержании, характере и строении данной песни.
В работе с песней «Светит солнышко» выбранный первоначально наглядный материал будет следующим:
1предложение
Далее ученику предлагается пофантазировать и придумать:
- продолжение текста песни,
- продолжить художественную зарисовку, или выстроить художественный образ из заготовленных карточек, опираясь на сочинённый текст (Приложение №4).
- сочинить музыку, выбирая подходящие средства выразительности, на придуманный текст. Выбранный ранее наглядный материал дополняется:
2предложение
+ =
1предложение 2предложение I часть
Итогом проделанной работы, т. е. досочинения р. н. п. «Светит солнышко», явилось одночастное произведение, представляющее собой изложение одной музыкальной мысли, показ одного образа.
Русскую народную песню «Весёлые гуси» можно преобразовать в вариации, используя содержание куплетов для варьирования основной темы. (Изменяем ритм, регистр, лад, штрихи, темп). (Приложение № 7)
План развития образа в форме вариации графически может быть изображён так:
В качестве примера сопоставления детских песен со сказками можно привести песню Г. Эрнесакса «Паровоз». Данная песня может служить музыкальной характеристикой образа Паровоза из сказки «Паровозик из Ромашкова».
Опираясь на содержание сказки, которое изображено на рисунках, ученики досочиняют музыку к песне «Паровоз», т. е. расширяют её до масштабов 3-х частной формы, вариаций или рондо. (Приложение №6) - пример 3-х частной формы.
План развития образа в простой трёхчастной форме графически может быть изображён так:
Примером детских песен для данного задания могут быть: «Паровоз» Г. Эрнесакса., «Жук» В. Карасева., «Курочка» А. Филиппенко., и т. д.
Подобный нотный материал можно найти в следующих учебных пособиях:
Е. Туркина «Котёнок на клавишах»
Б. Милич «Фортепиано»
Т. Юдовина-Гальперина «За роялем без слёз»
Л. Баренбойм, Н. Перунова «Путь к музыке»
С. Мошкаров «Фортепиано 1 класс»
Е. Королёва «Музыка в сказках, стихах и картинках»
Г. Богорад «Первые шаги»
Э. Тургенева «Пианист-фантазёр»
Л. Ройзман «Юный пианист»
8
II ЭТАП
«Сохранение эмоционального отношения – при возрастающей сознательности» Теплов.
Цель: способствовать развитию навыка выстраивания музыкальной формы, используя при этом выразительные возможности звука.
На данном этапе работы ученику предлагается сочинить простейшие интонации, ритмы, изображающие сказочных героев, т. е. озвучить сказки. Эти сочинения должны быть не длинными, чтобы не потерялась форма. Надо всегда помнить, что даже неудачные детские варианты дороже, чем хорошие, но сделанные взрослыми; пускай каждый раз сказка будет другой. Можно обсуждать, почему этот вариант был лучше, чем он отличается от других? Одну и ту же сказку можно сочинить в разных формах. Например, сказку «Теремок» можно представить в куплетной форме, где теремок звучит как припев (многократное повторение музыкального построения); или в форме вариаций (варьирование как приём преобразования темы), где каждый новый жилец теремка имеет своё лицо и звучит, как новая вариация. Таким образом, у детей будет вырабатываться вкус, чувство формы. Совершенно не нужно говорить детям, а тем более заставлять их заучивать на этом этапе музыкальную терминологию. Гораздо важнее дать им почувствовать, как сочиняются музыкальные сказки.
Алгоритм действий данной работы следующий:
- учитель сам рассказывает сказку, а дети выбирают средства выразительности: ищут интонации, ритмы, выбирают регистры, штрихи, выстраивают развитие темы.
- ученик рассказывает сказку сам и сопровождает рассказ игрой.
- заключительный этап – словесный рассказ не звучит; дети вспоминают о событиях сказки, слушая музыкальные или шумовые звуки, которые ведут рассказ.
Данную работу можно довести до концертного варианта, но всё же важнейшим здесь является сам процесс творчества.
После выполнения такой творческой работы у детей формируются представления о типах построения музыкального произведения, их смысловой нагрузке.
Примеры сказок, которые могут быть использованы в данной работе:
Примером простой двухчастной формы, как средства сопоставления различных образов (дополняющих или противоречащих), могут быть сказки «Снегурочка», «Ох и Ах». (Приложение № 5)
9
План развития образа в простой двухчастной форме графически может
быть изображён так:
«Колобок» можно сыграть в форме рондо – одной из самых серьёзных музыкальных форм. Где колобок является рефреном, а лесные жители, встречающиеся у него на пути эпизоды. (Приложение №8)
План развития образа в форме рондо графически может быть
изображён так:
«Три поросёнка», - пример простой трёхчастной формы. Смысловое преобладание крайних частей, утверждение образа 1-ой части в 3-ей части. (Пример 3-х частной формы был приведён выше, при рассмотрении 1-го этапа.)
Сказку «Репка» можно использовать, как пример формы – вариаций. Показать, как из простого маленького зёрнышка вырастает огромных размеров репка, можно с помощью преобразования основной темы, изменяя ритм, лад, жанр, регистр, характер и т. д. (Пример формы вариаций был приведён выше, при рассмотрении 1-го этапа.)
«Курочка Ряба» - сонатная форма, где дед с бабой представляют главную тему, силу и уверенность, а курочка с яичком – побочная тема, нежная, добрая, дарящее счастье. В разработке эти две силы приходят к конфликту, и побеждает главная тема, правда, при помощи мышки…(связующая тема). (Приложение № 9)
10
III ЭТАП
Такую работу можно, закончить костюмированным спектаклем. Озвученные сказки прямой дорогой приведут вас к театру. Театральная работа является обобщающей.
Её цель: развитие творческих способностей детей в процессе музыкально-сценического перевоплощения в различные образы сказочных героев.
Именно в театральной постановке наиболее ярко проявляется детское творчество в разных направлениях: в музицировании, в пении, в танце, в декламации. Сыгранный спектакль – это реальный результат вашей общей с детьми работы. Казалось бы, забавы, которым вы долгое время предавались с детьми, вдруг оказываются поднятыми на более высокую ступень. А с этой ступени возможно и дальнейшее постижение мира музыкального искусства. (Приложение № 10)
11
Основные критерии диагностики для выявления развития чувства музыкальной формы
Прослушав пьесу, ребёнку предлагается:
1) подобрать картинки, соответствующие характеру прослушанного произведения и аргументировать свой выбор; (Приложение 3)
2) используя таблицу настроения выбрать подходящий термин; (Приложение 2)
3) определить структуру прослушанного произведения, с помощью пластического интонирования, хлопками или игрой на ритмических инструментах фиксировать начало новой части или изменение характера музыки.
4балла – самостоятельно и правильно выполнил всё задание;
3балла – правильное выполнение всего задания, но с помощью педагога
2балла – правильно выполняет задание на половину
1балл – ребёнок неправильно выполняет задание
12
Библиография
Дмитриева Л., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. М: Академия, 2000.
Бугаева З. Весёлые уроки музыки в школе и дома. Донецк: Сталкер, 2002.
Алексеева Л. Игровое сольфеджио для малышей. М, 1997.
Анисимова Г. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2005.
Бакланова Т. Музыка. Методические рекомендации для учителя: 1 класс, М: Астрель, 2005.
Рокитянская Т. Воспитание звуком. Ярославль: Академия развития, 2006.
Образцова Т. Музыкальные игры для детей. М: Лада, 2005.
Юдина Е. Первые уроки музыки и творчества. М: Аквариум, 1999.
Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на Дону: Феникс, 2002.
Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 2002.
Дыкман Л. Гармоничный ребёнок. С.-Пб., 1999.
Зимина А. Народные игры с пением. Практическое пособие. М., 2000.
Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М., 1978.
Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М., 2000.
От стихов к музыке. Хрестоматия. С.-Пб., 1999.
13
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………… 1-3
Введение…………………………………………………………….. 4-5
Методические рекомендации к дидактическому пособию …….. 6-11