kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Cвобода движения игрового аппарата и причины скованной игры начинающих баянистов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической литературе баянистов имеет место термин «постановка рук». Под постановкой рук принято понимать движение рук, изменчивость различных положений их во время игры. К сожалению, некоторые педагоги трактуют термин «постановка рук» буквально, на практике добиваясь того, чтобы учащиеся при исполнении держали руки в неизменном положении. Вот такое, в корне неверное истолкование постановки приводит к работе одних только пальцев, изолированных от частей рук и неизбежно порождает зажатость игрового аппарата, а в худшем случае – профзаболевание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Cвобода движения игрового аппарата и причины скованной игры начинающих баянистов»

Мирошниченко О.М.

Преподаватель МБОУ ДО «ДШИ № 1

им. Г.В. Свиридова»

город Курск


«Cвобода движения игрового аппарата и причины скованной игры начинающих баянистов».

В методической литературе баянистов имеет место термин «постановка рук». Под постановкой рук принято понимать движение рук, изменчивость различных положений их во время игры. К сожалению, некоторые педагоги трактуют термин «постановка рук» буквально, на практике добиваясь того, чтобы учащиеся при исполнении держали руки в неизменном положении. Вот такое, в корне неверное истолкование постановки приводит к работе одних только пальцев, изолированных от частей рук и неизбежно порождает зажатость игрового аппарата, а в худшем случае – профзаболевание.

Во избежание профзаболевания рук необходимо добиваться их свободы. Но свободу нельзя отождествлять с расслабленностью. Известно, что любое действие требует физического усилия. Советский педагог – пианист А. Алексеев о свободе руки говорит так: «То, что мы называем «свободой», не есть отсутствие всякого напряжения мышц, но отсутствие напряжений излишних, являющихся помехой движению».

Свободное состояние руки можно считать таким, когда она непринуждённо (при минимальной физической затрате), двигаясь по клавиатуре, посредством пальцев находит удобные положения для выполнения посильных ей художественных и технических задач.

Наиболее естественным будет так называемое среднефизиологическое положение, при котором отсутствует какой бы то ни было изгиб в лучезапястном суставе, а пальцы полусогнуты так, что головки пястных костей ярко очерчены. Оно является тем исходным положением, при котором возможна самая эффективная деятельность мышц кисти. Выгнутая или вогнутая кисть не может быть принята основным исходным положением для баяниста. Сигналом нарушения естественного положения рук служит появление постоянной напряжённости мышц.

Нередко начинающие баянисты во время игры ощущают скованность и неповоротливость пальцев. Подобное явление обусловлено излишним напряжением мышц или недостаточным развитием пальцев и кистей, а также неумение учащимися использовать имеющихся в тексте возможностей для освобождения и отдыха мышц.

Теперь проанализируем причины, которые вызывают излишнюю напряжённость мышц во время игры.

1) Причиной напряжённой игры может быть неправильное положение инструмента. Если при движении меха в сжим баян не упирается в правую ногу играющего, то баянист вынужден придерживать гриф правой рукой. Напряжение, связанное с поддержкой инструмента, сказывается на работе пальцев. Только устойчивое положение баяна во время игры создаёт условия для свободной работы правой руки.

2) Причиной напряжённой игры может быть неправильное положение рук, кисти и пальцев. Следует помнить, что положение рук во время игры не остаётся статичным. Оно постоянно меняется не только в зависимости от порядка чередования клавиш, но и в зависимости от участка клавиатуры, где играют пальцы. Все необходимые изменения в положении руки (локтя, предплечья, кисти, пальцев) должны быть целесообразными, своевременными и выполненными без особых усилий. Правая рука, как и левая, занимает наиболее естественное и удобное положение на среднем участке клавиатуры. Поэтому опасность лишнего напряжения руки чаще возникает тогда, когда приходится играть в нижней или самой верхней части клавиатуры.

Отсюда можно сделать вывод, что одна из очередных задач баяниста - научиться одинаково свободно играть по всей клавиатуре, научиться свободно менять положение руки на любом участке клавиатуры.

3)Часто причиной напряжённой игры является неумение баяниста работать над техническим материалом и художественным произведением.

Например, мышцы руки могут излишне напрягаться, если играть в быстром темпе упражнения или произведения, которые недостаточно хорошо выучены в медленных темпах. Непременным условием осознанной работы в начальной стадии разучивания учебного материала является игра в медленном темпе. При такой игре исполнитель успевает осмыслить извлекаемые звуки их метро - ритмическую организацию, аппликатуру, целесообразность движений. Иногда учащиеся пропускают отдельные рекомендуемые упражнения и произведения, начинают сразу работать над трудным материалом, надеясь, что такой метод ускорит процесс развития техники. На самом деле получается наоборот. Возникает постоянная напряжённость в мышцах, что тормозит дальнейшее развитие исполнительской техники. Поэтому очень важно соблюдать принцип постепенного перехода от простого к сложному. Необходимо соразмерять свои возможности с трудностью выбираемых произведений. Нельзя переоценивать свои силы и считать, что можно без необходимой предварительной подготовки сыграть любое произведение, которое нравится.

Напряжение, мешающее движениям пальцев, может возникнуть и при неумелом выполнении штрихов, нюансов. Например, начинающие баянисты при игре legato нередко чрезмерно напрягают руку, надеясь таким путём достигнуть связности звучания.

Излишнее напряжение мышц может быть вызвано применением неправильной аппликатуры, вынуждающей баяниста делать лишние повороты кисти.

Ежедневные тренировки на упражнениях и этюдах помогают держать в форме игровой аппарат, то есть сохранять быстроту и эластичность в движениях кистей и пальцев. А это в свою очередь облегчает и ускоряет процесс разучивания художественных произведений. Учащийся не должен увлекаться развитием какой-либо одной стороны исполнительской техники. Необходимо постепенно овладевать самыми различными приёмами, развивать беглость всех пальцев в равной степени, учиться играть быстро и медленно, громко и тихо, одинаково хорошо как правой рукой, так и левой.

Необходимо следить за мышечным состоянием рук. Если ощущается усталость, надо дать отдых рукам. После отдыха занятия можно возобновить. Если чувствуется общее утомление, то нужно прекратить тренировки. Пассивные занятия пользы не принесут.

4)Причиной скованной игры может быть неправильная работа мышц игрового аппарата. Любое движение рук, кисти, пальцев вызывает естественное напряжение определённых мышц. Cовершенно расслабленной рукой нельзя выполнить никакого движения.

Однако после того, как вы совершите какое-либо действие, мышцы сразу ослабляются. Следовательно, сразу после нагрузки мышцы получают и отдых. Примером правильной работы мышц является работа мышц нашего сердца. Они пульсируют, то есть попеременно напрягаются и расслабляются. Так и при игре на баяне необходимо всё время чередовать напряжение мышц с их отдыхом.

Например, вы сделали усилие для нажима клавиши, как только клавиша опустилась, этого усилия уже не требуется. Если баянист забывает своевременно давать отдых мышцам, то возникающее при игре напряжение мышц становиться постоянным и переходит в привычку, которая приводит к быстрому утомлению рук.

Одним из тормозов в развитии пальцевой техники является нерациональность игровых движений. Чрезмерное поднимание пальцев ведёт к излишнему напряжению и быстрому утомлению мышц руки. А так называемое «ползание» по клавиатуре приводит к вдавливанию клавиш, тем самым мешает работе пальцев и ясности произношения.

Здесь необходимо найти нечто среднее: пальцы должны иметь свободный размах и такую его амплитуду, при которой сохраняется их максимальная ловкость. Независимо от темпа пальцы должны быть активными. «Дыхание» кисти и всей руки способствует нахождению удобных движений пальцев и приготовлению их к нажатию последующих клавиш.

Умение экономно расходовать энергию мышц во время игры также необходимо для избежания лишнего напряжения. Например, для преодоления сопротивления клавишной пружинки требуется совсем немного усилий. Поэтому не надо нажимать клавиши с силой, превышающей норму. При громкой игре не следует чрезмерно сильно разжимать и сжимать мех. Чувство меры должно постоянно предостерегать баяниста от излишних мышечных усилий. Со временем баянист должен научиться контролировать работу мышц и их состояние во время игры. Этот навык позволит подчинить сознанию работу пальцев и кистей. Неумение управлять работой мышц приводит к скованности игрового аппарата. Например, при выполнении crescendo нужно постепенно усиливать движение меха, то есть увеличивать напряжение мышц левой руки. Но начинающие баянисты часто напрягают одновременно и правую руку. От этого пропадает лёгкость исполнения, напряжённое состояние правой руки сковывает движение пальцев. Кроме того, усиленная работа мышц левой руки во время интенсивного движения меха не должна отрицательно влиять на движение пальцев и кисти этой же руки, так как работой движения меха и пальцев управляют различные мышцы.

Формирование постановочных навыков правой руки на аккордеоне принято начинать со знакомства с «белыми клавишами». Такой подход заимствуется из фортепианной методики.

Трёхрядным построением баянной клавиатуры, напротив, диктуется необходимость использования не диатонического, а хроматического звукоряда. Благодаря этому слуховые (звуковысотные) ощущения логически согласуются с пространственными, а поиск и нажатие очередной клавиши происходят естественно и безошибочно. Трёхрядностью определяется один из ключевых аппликатурных принципов на баяне («каждый палец играет на своём ряду»- это традиционная аппликатура). Формирование навыков ориентирования на трёхрядной клавиатуре непосредственно связано с приспособленностью правой руки к вертикальному положению клавиатуры и вытекающей отсюда спецификой игровых движений.

На раннем этапе обучения следует выработать устойчивое ощущение трёхрядности. Особое внимание здесь уделяется характеру нажатия на клавишу. Педагогу следует обратить внимание учащегося на минимальный и достаточный вес правой руки. Удерживая второй, третий или четвёртый пальцы на клавише ученик добивается расслабления правой руки, освобождая мышцы. В подготовительный период желательно осваивать хроматическую гамму без снятия руки с клавиши.

Далее упражнения варьируются:

Палец в момент снятия покидает клавишу, после чего возвращается на место. Таким образом, акцентируется освобождение руки при снятии, закрепляются пространственное ощущение клавиатуры и навыки ориентирования в процессе обратного движения;

Очередным этапом освоения клавиатуры и « базовых» движений правой руки является нажатие клавиш на «опоре»;

Правая рука устанавливается по хроматической гамме. Рука «берёт дыхание», приподнимаясь над клавиатурой без отрыва от клавиши. Часть веса руки, необходимого для нажатия, воздействует на опускающуюся клавишу. Рука вновь берёт «дыхание», освобождая клавишу.

Нужно следить, чтобы во время игры руки не напрягались, пальцы были полукруглыми, а не вытянутыми, большой палец правой руки находился за грифом в естественном положении. Не следует с усилием прижимать ладонь или большой палец правой руки к грифу, а также прогибать кисть за гриф.

Немаловажной причиной, затрудняющей свободное исполнение, часто является отсутствие навыка игры перед слушателями.

Состояние общей скованности баяниста может быть вызвано его волнением и чувством ответственности за своё выступление в концерте. Здесь напряжение часто связано с боязнью ошибиться, с неуверенностью в своих силах. Чтобы избежать подобного состояния надо отлично подготовиться к выступлению перед слушателями, то есть выучить репертуар наизусть без ошибок, играть произведение свободно и выразительно. Творческое волнение присуще каждому исполнителю, но оно, как правило, помогает играть более эмоционально, ярко и в приподнятом настроении.

Знание причин скованности и неповоротливости пальцев, а также умение работать над преодолением данных трудностей даёт в конечном результате свободу движения пальцев, кистей и рук.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Cвобода движения игрового аппарата и причины скованной игры начинающих баянистов

Автор: Мирошниченко Ольга Михайловна

Дата: 22.05.2020

Номер свидетельства: 550918

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Свобода движения игрового аппарата и причины скованной игры баянистов"
    ["seo_title"] => string(77) "svoboda_dvizhieniia_ighrovogho_apparata_i_prichiny_skovannoi_ighry_baianistov"
    ["file_id"] => string(6) "425202"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1502378729"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства