разработка знакомит учащихся с произведением Д.Д. Шостаковича симфония №7 "Ленинградская". основными задачами урока является воспитание культуры слушания, способность выделять музыкально-образные фрагменты. По окончание урока предусмотрена рефлексия в виде Дерева жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Блокадный Ленинград спасла музыка"»
Урок музыки в 7 классе по теме: Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича.
Учитель музыки: Ганина Екатерина Анатольевна
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: знакомство учащихся с Седьмой симфонией Д.Д. Шостаковича, формирование у учащихся музыкально-образное мышление на примере симфонии №7.
Задачи:
Научить анализировать образное содержание музыки;
Развивать умения анализировать исторические события;
Развивать образное и творческое мышление учащихся, умение высказывать свои мысли и суждения;
Способствовать формированию гражданской и нравственной направленности личности, воспитанию у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедиа колонки, Презентация к уроку.
Музыкальный материал: Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича, песни военных лет, песня «Мир без войны»
Видеоматериал: Фрагмент фильма о Шостаковиче «Гении 20 века», фрагменты исполнения Седьмой симфонии самим Шостаковичем, а также оркестром.
Используемые технологии: технология развития эмоционально-образного мышления, метод критического мышления.
Ход урока:
I этап
Звучит песня «Священная война»
Учитель: Ребята, вам знакома эта песня? О каких события в жизни нашей страны она рассказывает? Какие чувства у вас рождает эта песня?
Ответы детей
Учитель: Ребята, а кто такие герои?
Ответы…
Учитель: назовите музыкальные произведения, в которых композиторы создавали героические образы?
Ответы… «Иван Сусанин» М. И. Глинка, кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьев, «Богатырская» Симфония А.П. Бородина.
Учитель: Соотнесите пожалуйста музыкальное произведение и композитора. (Слайд ) Что означают музыкальные термины Мажор и минор? Мажор – это лад, который звучит весело и бодро. Минор – это лад, звучащий грустно. Молодцы.
Тема нашего урока: «Героические образы симфонической музыки. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича». (записываем в тетрадь)
Сегодня мы с вами отправимся в 20 век, в годы Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить половину нашей страны. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года. стихотворение читает Бахрова Юлия на фоне музыки!!!!
8 сентября, обычный день недели, Начало осени, красивое и яркое, Сентябрьский ветерок, и голуби летели, И лес к себе манил людей подарками, И тишиной, и свежестью дыхания. Привычно занималось утро раннее… Так было до того или потом, Но в этот год беда стучалась в дом. В том 41-ом памятном году Железным обручем сковало красоту, Безжалостный, губительный охват, Жизнь ленинградцев превративший в ад,– БЛОКАДА. Нам, живущим, не понять, Что чувствовал ребёнок, угасая, Везя на санках умершую мать И губы от бессилия кусая… Звучат сирены, метронома звук Тревожит память деточек блокадных, Им выпало без счёта адских мук, Труда для фронта без речей парадных, Им выпало, но люди не сдалИсь, Не сдался город, взрослые и дети! Их памяти, живущий, поклонись И расскажи – пусть помнят!–нашим детям. (Г. Станиславская)
Учитель: А кто из вас знает что такое блокада? (ответы детей) (слайд № 5)
Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. И не на один день, не на один месяц, и даже не на один год.
1 ученик: В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения. Вместе со взрослыми на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации дежурили и дети. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.
Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим.
В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных домах. Чтобы согреться, они жгли мебель, книги.
Учитель: - Вы знаете, ребята, какой великий подвиг совершили ленинградские школьники? (ответы детей)
Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что дети учились.
2 ученик № 7. Слайд - Уроки в школе.
Во время блокады дети Ленинграда росли, учились и работали под разрывы бомб и снарядов.
Из 408 школ в октябре 1941г. действовали 103. Занятия начались с 27 октября. Они проводились три раза в неделю по три урока в день. Дров было мало. В школах было холодно. Занимались в пальто и валенках. Чернила замерзали. При воздушной тревоге занятия прекращались, всех переводили в бомбоубежище. Чтобы поддержать силы детей, после уроков им давали по тарелке дрожжевого супа.
3 ученик №8.Слайд - Бомбоубежище.
Часто уроки проводились в бомбоубежищах при керосиновых лампах. Там было сыро и душно, поэтому занятия проводились по 20-25 минут. В июне 1942 года из 542 выпускников 10-х классов, 70 получили аттестаты с отличием с «золотой каемочкой». Многие дети из-за болезни, уходом за больными членами семьи, работой, плохо посещали школы. Ленинград был городом - фронтом, все дети вели себя как фронтовики. В школу ходили с противогазами. Навещали инвалидов, выступали с концертами перед фронтовиками, принимали участие в сборке урожая в совхозах. При этом для учителей и детей была предусмотрена оплата их труда.
Идет фрагмент из док. фильма на фоне Учитель: 900 дней голода, холода, горя.(Слайд №9) Смерть - хозяйка в городе. Поджидала всюду. В это время среди жителей Ленинграда был и композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Ему 35 лет.(Слайд №10). Вместе с другими Шостакович ездил за город рыть укрепления, а вечерами дежурил на крыше Консерватории, гася зажигательные бомбы, и продолжал преподавать в Консерватории. (Слайд №11). Душа его кипела великим гневом. И в это время зрел грандиозный замысел нового музыкального сочинения. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминал он потом. (Слайд №12).
II Этап
Фрагмент фильма «Гений 20 века. Шостакович»
Учитель. – Послушаем фрагмент музыки Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. (Звучит «1 часть»). (5-10 минут.)
Учитель.– Какой жанр музыкального произведения? Учащиеся. – Симфония. Учитель. – Молодцы. В какой форме пишется симфония?
Учащиеся. – Сонатно-симфонической.
Учитель. – На доске вы видите названия всех частей сонатно-симфонического цикла и несколько названий, которые не относятся к сонатно-симфоническому циклу. Расставьте их пожалуйста по порядку. (На доске на магнитах слова: Вступление, разработка, реприза, кода, концовка, кульминация)
Учащиеся. – Обычно 3-4 части. Вступление, разработка, реприза и кода.
Учитель. - Вы слушали фрагмент из первой части Седьмой Симфонии до мажор Шостаковича, она написана в сонатно-симфонической форме. Какая тема звучала: добра или зла? Учащиеся. – Тема зла. Учитель. – Почему вы так думаете?
Ученики. – Музыка была зловещая, жестокая, разрушительная. Страшный, зловещий, жестокий, разрушительный, образ горя, беды. Учитель. –Опишите, пожалуйста, что вы себе представляли во время прослушивания музыки, какими красками вы бы описали эти образы?
Учащиеся. – …
(Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Вспоминая процесс создания симфонии, Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…» Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни. Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности. Как будто двигаются марионетки. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути. Так начинается «эпизод нашествия» - потрясающая картина вторжения разрушительной силы.
В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя, происходит неожиданное. Начинается противодействие. Появляется мотив сопротивления. Это больше не колыбельная, а скорее плач, прерываемый мучительными спазмами. Только в коде главная партия звучит в мажоре, как бы утверждая преодоление сил зла. Но издали слышится дробь барабана. Война еще продолжается. Две следующие части призваны показать духовное богатство человека, силу его воли.)
Учитель: - Сейчас вы увидите уникальные кадры. Сам Дмитрий Шостакович исполняет Симфонию №7. Видеофрагмент
Слушание 2 части
Учитель. - мы с вами прослушали фрагмент второй части симфонии №7. Опишите образы, возникающие у вас при просушивании этой части.
Учащиеся. - …
Учитель. - Вторая часть - скерцо, выдержанное в мягких тонах. Многие критики в этой музыке видели картину Ленинграда прозрачными белыми ночами. Эта музыка соединяет в себе улыбку и печаль, легкий юмор и самоуглубленность, создавая образ привлекательный и светлый.
Учитель. – О чем, как вы думаете, нам рассказывает 3 часть?
Третья часть - величавое и проникновенное адажио. Его открывает хорал - своеобразный реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок. Вторая тема, по словам композитора, передает «упоение жизнью, преклонение перед природой». Драматическая середина части воспринимается как воспоминание о прошедшем, реакция на трагические события первой части.
Аудиозапись фрагмента 4 части «7 симфонии» Шостаковича Д.Д.
Учитель. – 4 часть – Финал. Какие чувства у вас вызвал этот фрагмент?
Учащиеся. - ….
Финал начинается едва слышно. Как будто постепенно собираются силы. Так подготавливается главная тема, полная неукротимой энергии. Это образ борьбы, народного гнева, медленное восхождение к торжеству завершения симфонии, где главная тема первой части звучит у труб и тромбонов как символ мира и будущей победы.
Как ни широко многообразие жанров в творчестве Шостаковича, по складу своего дарования он, прежде всего композитор-симфонист. Для его творчества характерны огромные масштабы содержания, склонность к обобщенному мышлению, острота конфликтов, динамичность и строгая логика развития. Особенно ярко эти черты проявились в его симфониях. Перу Шостаковича принадлежат пятнадцать симфоний. Каждая из них - страница истории жизни народа. Композитора не зря называли музыкальным летописцем своей эпохи. Причем не бесстрастным наблюдателем, как бы сверху обозревающим все происходящее, а человеком, тонко реагирующим на потрясения своей эпохи, живущим жизнью своих современников, причастным ко всему, что происходит вокруг. Он мог бы сказать о себе словами великого Гете: - Я не зритель посторонний, А участник дел земных! (На слайд) Как никто другой, он отличался отзывчивостью ко всему происходящему с родной страной и ее народом и даже шире - со всем человечеством. Благодаря этой восприимчивости он смог уловить характерные для той эпохи черты и воспроизвести их в высокохудожественных образах. И в этом отношении симфонии композитора - уникальный памятник истории человечества.
9 августа – 72 года назад в этот день в осажденном Ленинграде состоялось знаменитое исполнение Седьмой ("Ленинградской") симфонии Дмитрия Шостаковича. Организатором и дирижером выступил Карл Ильич Элиасберг – главный дирижёр оркестра Ленинградского радио. Фото.( К. И. Элиасберг. На концерте в Большом зале филармонии, посвящённом 20-летию исполнения7 симфонии Д. Д. Шостаковича. Ленинград
Пока исполнялась симфония, на город не упал ни один вражеский снаряд: по приказу командующего Ленинградским фронтом маршала Говорова все вражеские точки были заблаговременно подавлены. Пушки молчали, пока звучала музыка Шостаковича. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время – веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Спустя много лет после войны немцы говорили: "Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть..."
Учитель. – каковы ваши впечатления от прослушанного? Какая часть, на ваш взгляд, наиболее проникновенная, какая часть вам понравилась больше всего?
Ответы учащихся. - ….
Учитель: - А теперь мы с вами немного отдохнем. Я буду включать фрагменты музыкальных произведений, а вы хлопайте в ладоши, если это мажор, топаете ногами – если это минор
Учитель. – теперь вам задание: записать противопоставление словам на экране:
Мир созидания и творчества разума – (мир разрушения и жестокости)
Человек – (варвар)
Добро – (зло)
Мир – (война)
Молодцы.
Теперь творческое задание:
Синквейн.
1.Нашествие.
2.Зловещая, бесчеловечная.
3.Надвигается, сметает, вторгается.
4.Несёт беду, горе, смерть.
5.Зло.
4 Ученик: Седьмую симфонию Шостаковича нередко сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», ведь она передает дух событий необычайно точно. Но одновременно эта музыка потрясает и глубиной мысли, а не только непосредственностью впечатлений. Схватку народа с фашизмом Шостакович раскрывает как борьбу двух полюсов: мира разума, творчества, созидания и - мира жестокости и разрушения;
Настоящего Человека и - цивилизованного варвара; добра и зла.
СЛАЙД 22:
Потрясающим фактом в судьбе Симфонии было то, что она была исполнена в осажденном городе 9 августа 1942 года. Это именно тот день, когда гитлеровцы готовились отпраздновать свою победу в одной из лучших гостиниц Ленинграда – «Астории».
Учитель. – Что значило это исполнение? Ученик. – Что измученный голодом город не сдается. Учитель. – А каково было собрать музыкантов?! Для исполнения были собраны музыканты. А в оркестре Радиокомитета осталось 15 человек. А нужно было не менее ста. Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и еще тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом.
СЛАЙД 23:
Филармония им. Д. Д. Шостаковича в Санкт-Петербурге. Большой зал. В наши дни) фотографии в слайд.
12 мая 1926 года состоялось первое исполнение Первой симфонии Д. Шостаковича. Много лет великому композитору аплодировали в этом зале. В 30-е годы он приезжал уже из Москвы на премьеры своих симфоний, а теперь Петербургская филармония носит его имя. (Слова на слайд)
СЛАЙД 25:
"Эта симфония - напоминание миру, что ужас блокады и бомбежки Ленинграда не должен повториться". В. Гергиев.
Учитель. – теперь мы с вами споем. (Исполнение песни «Мир без войны»)
Учитель: - Ребята, песня, а как вы поняли слова из этой песни? (Обсуждение песни «Мир без войны»)
Итог урока: Так что же хотел рассказать своим произведением «Ленинградской» симфонией Д.Д. Шостакович?
Из скольких частей состоит симфония? Назовите их.
Учитель обобщает ответы детей:
Учитель. – Как вы думаете, кого можно назвать героем? Ответы учащихся…
Каждый на войне совершал подвиги – на передовой, в партизанских отрядах, в концлагерях, в тылу на заводах и в госпиталях. Совершали подвиги и музыканты, которые в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне. Давайте отдадим дань памяти погибшим героям. МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Звучит метроном.
7-я симфония – это не только музыкальный, это военный подвиг Д. Шостаковича.
Произведения искусства, созданные в годы войны, – это памятники военных событий. Седьмая симфония – один из самых грандиозных, монументальных памятников, это живая страница истории, о которой мы не должны забывать.
Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии
Выставление оценок за работу на уроке
Учитель. – у нас на доске изображено дерево с безжизненными, пустыми ветками, Дерево Жизни, а у вас на столах лежат картинки скрипичного и басового ключа. С помощью этих музыкальных ключей давайте оживим это дерево. Пусть оно живет, как жива в наших сердцах память о героях, подаривших нам мирное небо над головой. Я попрошу вас прикрепить один из ключей. Скрипичный ключ – значит вам понравился урок, вам все понятно, басовый ключ – значит вы в чем-то затруднились.
Надеюсь, наш урок не пройдет зря, а оставит в ваших сердцах память о подвигах наших героев в тяжелые времена. Большое спасибо.