Авторская песня - прошлое и настоящее (конспект урока)
Авторская песня - прошлое и настоящее (конспект урока)
Цель урока: осознание связи музыки с жизнью: жизнь – источник музыки, на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: осознание связи музыки с жизнью: жизнь – источник музыки, на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня.
Задачи урока:
Образовательная: помочь обучающимся раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен; познакомить обучающихся с выдающимися представителями авторской песни:Д. Тухмановым, М.Светловым, А. Розенбаумом, Ю. Кимом, В. Высоцким, Б.Окуджавой, О.Митяевым;ощутить интонации песен с помощью художественного восприятия;определить грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем же ценность авторской песни?; расширить представление обучающихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем;
Развивающая: развивать умение размышлять: сравнивать, сопоставлять, анализировать; развивать творческие музыкальные способности: музыкальный слух, память, певческие навыки с помощью интонации, эстетический слух;
Воспитательная: : воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре, истории русского народов, воспитывать чувства доброты, любви, чувства юмора, товарищества.
Планируемые результаты
-предметные: Знать: - историю развития авторской песни;
-особенности и жанры авторской песни;
- имена авторов бардовской пени.
-метапредметные : Формирование навыков сотрудничества, совместной работы в парах или группы; совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий.
Личностные: Формировать художественный вкус. Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире;
Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества
- познавательные УУД:знать жанры и особенности авторской песни.
-регулятивныеУУД: самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты,и т.д.
-коммуникативные УУД: выполнение творческого задания.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).
Необходимые технические оборудования: ноутбук, диски.
Ход урока
1. Организационный этап
Звучит песня Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
- Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать с вами большую и интересную тему. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы познакомимся с вами с ещё одной гранью нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека. Скажите, пожалуйста, что за песня прозвучала в самом начале урока и кто ее автор? (ответы детей)
Вы незнакомы с этой песней? В таком случае у вас будет урок – открытие.
Тема нашего урока: «Авторская песня – прошлое и настоящее». Урок открыла знаменитая песня « Изгиб гитары желтой» написанная еще в 1979 году Олегом Митяевым и, которая до сих пор не сходит со сцены.
- как вы думаете какова будет цель нашего урока?
Цель нашего урока - ответить на вопрос,
что такое авторская песня, в чём её ценность?
3.Актуализация знаний.
Эпиграфом нашего урока будут слова поэта Б. Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». И я приглашаю вас совершить путешествие. Среди вас есть ребята, которые вместе с родителями любят путешествовать? Что делают туристы, когда вечером отдыхают у костра? (поют песни). Все туристы, путешественники любят исполнять авторские песни. Узнаем же, откуда идут их корни? Итак, переносимся мысленно в Европу, в эпоху Средневековья. В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты.
4. Первичное усвоение новых знаний. - Кто же такие ваганты. Давайте ознакомимся. На столах лежат листочки с материалом по теме.Учащиеся самостоятельно знакомятся с определением делятся мнением по вопросу кого называли вагантами?
В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты – священнослужители, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, беглые монахи, школяры, странствующие студенты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все трудности.
Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, высмеивали различные пороки. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв. Вот уже несколько сотен лет знаменитая песня «Гаудеамус» является международным студенческим гимном.
Слушание гимна «Гаудеамус»
- Кто исполнял гимн? (хор)
- Было ли музыкальное сопровождение? (нет, гимн исполнялся акапелльно)
- Какой характер гимна?
Учитель предлагает записать по одному слову, которое бы могло характеризовать музыку. Не соблюдая очередности, каждый ученик должен прочитать свой эпитет
(торжественно, возвышенно, хвалебно)
В этой песне прославляли академию и преподавателей-профессоров.
фрагмент из перевода гимна:
Да здравствует Академия! Да здравствуют преподаватели! Да здравствует каждый в отдельности! Да здравствуют все вместе! Пусть всегда они процветают!
Я предлагаю вам выучить и спеть один из куплетов гимна
Гаудеамус игитур,
Ювенес дум сумус! (2 раза)
Пост югундам ювентутем,
Пост молестам сенектутем,
Нос хабебит хумус.(два раза)
Лишь наука на земле Служит людям вечно. Лишь наука на земле Служит людям вечно. Славен тот, кто служит ей. Славен тот, кто служит ей В жизни быстротечной, В жизни быстротечной.
Представьте себя средневековыми студентами и выразительно исполнить куплет из гимна: широко, напевно, свободно, ритмично.
У.: Хорошо, молодцы! А теперь мы отправляемся дальше и куда же сейчас попадаем? А попадаем мы в Ирландию, Уэльс, Шотландию,
В эти места мы попали не просто так. Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами».
У.: Кто же такие барды?. На столах лежат листочки с материалом по теме. Самостоятельно познакомиться и записать в тетрадь определение - Барды.Проверка.
Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами». Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии.
У.:Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей. А что же было на Руси в это время?
– На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники.
– Кто догадался, о ком идет речь? (О скоморохах.).
Скоморохи – в средневековой России странствующие музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к скоморохам по-разному, но период до середины XVII века можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров.
У.: Совершив экскурсию в прошлое, вспомнив, откуда пришла к нам авторская песня, я предлагаю отправиться из древней Руси в XX век.
У.:. Вторая половина XX века. Именно в этот период происходит зарождение современной авторской песни у нас, в России.
Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который называется по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими и туристскими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и в туристских походах. Кто же они – авторы-исполнители этих песен?
– Каких авторов-исполнителей вы знаете?
Дети отвечают на вопрос.
У.: Сейчас их имена знают все. Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, , Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того - лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены - представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня.
Внимание бардов привлекали разные темы: мужественные, смелые, стойкие люди. Любовь, чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее; дружба, выбор друга.
Учитель: История становления авторской песни во многом связана с появлением песни М. Светлова «Глобус крутится, вертится».
Интересна история этой песни. Её мелодия приписывается поэту Михаилу Светлову. Первоначальные слова песни, которую ещё на фронте в годы Великой Отечественной войны спел сам М.Светлов, были другими. Обратимся к учебнику и прочитаем первоначальные слова песни.
Обратимся к учебнику. На странице 84 перед вами репродукция картины М. Шагала «Прогулка». Что изображено на ней? (парень и девушка. Парень, наверное, мечтает встретиться и прогуляться с ней.)
Учитель: Да. А вот, что на самом деле хотел показать в своей картине художник. На ней он изобразил себя и свою жену Беллу. Сцена фантастического полета Беллы, вознесенной в широкое, словно раскрытое для полета небо, но связанной с землей рукой и фигурой художника, удивительным образом "уложилась" на поверхности большого, почти квадратного холста. Полёт лирических героев - это ликование свершения. Но вот они замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу и... подробный и пустынный мир распахнулся, а над ними раскинулось бескрайнее небо. Герои взлетели над городом, и наконец взлетели на небеса. Полет в "Прогулке так радостен и безмятежен еще и потому, что молодой чете есть куда потом приземлиться. Они взмывают в небо, чтобы, полетав, вновь опуститься на крыши своего города. В этой картине обалдевший от счастья художник с улыбкой во весь рот, попирая крышу дома, держит в руке нарядную жену, которая, как знамя, трепещет и парит в воздухе. В другой руке художник держит птицу, таким образом, М. Шагалу (вопреки поговорке) удается удержать и небесного журавля, и земную синицу. Настроение в картине полно эксцентрического веселья, и есть в ней что-то театрально-цирковое. Полёт юности, фантазии, таланта.
Теперь сравните репродукцию картины М. Шагала «Прогулка» с текстом песни по содержанию.
О чём эта песня? (о любви, мечтах, надежде)
После войны, в 1974г., поэт М.Львовский по просьбе друга-однополчанина написал на эту мелодию другие слова для спектакля «старые друзья». Так и получилась песня «Глобус», состоящая всего из двух строф. Многие годы поётся она с разными словами. Фольклористы насчитали 93 варианта куплетов этой песни.
Послушаем эту песню.
Слушание песня «Глобус» М.Светлова.
У.: Первым по значимости российским бардом считается Булат Шалвович Окуджава (1924–1997). Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости.
Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г.
Учитель: Послушаем песню «Мы за ценой не постоим» из к\ф «Белорусский вокзал»
Слушание песни «Мы за ценой не постоим» Б.Окуджавы.
Учитель: Ребята, какими средствами выразительности передал композитор содержание песни? (маршевый характер, чёткий ритм, сдержанная и уверенная интонация).
Учитель: Ребята, задумайтесь над тем, что отличает песни Б.Окуджавы и других композиторов-бардов от общепринятого песенного творчества композиторов? ( в этих песнях авторы размышляют о смысле жизни, признаются в любви, воспевают дружбу, всё, что самое главное должно быть в жизни каждого человека. Они поются легко, просто, в кругу друзей.)
У.: В нашей стране авторская песня получила большую популярность. Проводятся фестивали авторской песни, среди них самый популярный – Грушинский фестиваль, который с 1968 года проводится ежегодно под Самарой.
На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают люди со всей России и привозят свои песни.
У.: Авторская песня появилась как противопоставление развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не всем понятны. Она возникла из протеста пустой развлекательности.
5.Первичная проверка понимания
Учитель предлагает каждой группе учащихся ответить на вопрос:
– В чем ценность авторской песни? Что же главное в авторской песне: поэтический текст или мелодия?
Дети пишут в тетради ответ, а затем зачитывают свои варианты ответов.
Учитель: Так в чём же ценность авторской песни? Ответим на вопрос нашего урока.
( в её искренности, доверии, с которым она звучит и которые вызывает у слушателей;
доступна для исполнения и восприятия любого человека; это ее индивидуальность, в каждой строчке чувствуется влияние личного авторского отношения к той или иной теме)
Учитель: Правильно, ребята. Авторская пеня – это настоящая поэзия и музыка, способная скупыми средствами выразить глубокие чувства. Напечатанные в виде стихов, такие песни многое теряют – они непременно должны звучать. Это особенная песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами исполним, ранее разученную песню композитора-барда О.Митяева «Изгиб гитары жёлтой».
Распевание. Исполнение песни «Изгиб гитары жёлтой»
6. Первичное закрепление.
А теперь я предлагаю подумать и ответить, есть ли будущее у авторской песни?
Ответы и обоснование.
7.Информация о домашнем задании.
Каждой из групп предлагается подготовить презентацию, доклад об одном из бардов (Высоцкий, Ким, Городницкий, Розенбаум, Яушева, Окуджава).
Учитель благодарит всех за урок и выставляет оценки.
8.Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? (ответы учащихся).
И закончить наш урок мне хочется словами Б.Окуджавы из его знаменитой песни: