данное занятие проводилось в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних детей. Музыкальный руководитель ознакомила детей с известными всей стране бардов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская песня прошлое и настоящее»
государственное казенное учреждение Самарской области
«Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Конспект занятия по музыке по теме: "Авторская песня – прошлое и настоящее
музыкальный руководитель
Гречкина Г.Н.
отделение Пестравка
Гипотеза: Авторская песня имеет удивительную силу воздействия на человека.
Основные направления анализа.
1. Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской песней. Авторская песня – это то - чудо, которое открывается только чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов. И несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов. 2. Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными. 3. Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями. 4. Авторские песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище.
Дальнейшее направление работы: Оценить вклад в развитие отечественной культуры авторами-исполнителями авторской песни.
Цель занятия:
Учить детей рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки.
Раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен.
Задачи занятия:
Познакомить и учащихся с выдающимися представителями авторской песни: Б.Окуджава, Д Тухманов, А.Розенбаум, , В. Высоцким, О.Митяев.
Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.
Определит грани воздействия авторской песни на человека .
Расширить представление детей о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем.
Сформировать представление и значимость идей авторской песни: дружба, единство, братство.
Побудить детей к выразительному исполнению песен, путём осмысления музыкальной и литературной речи в авторских песнях.
Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, доска, фотографии композиторов, авторских песен,
Ход занятия
I. Введение в тему
(Звучит песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов»)
Музыкальный руководитель:
– Здравствуйте ребята! Мы сегодня с вами изучим большую и интересную тему «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». На прошлых занятиях мы говорили о воздействие музыки на человека. Когда звучит грустная музыка вам ребята тоже становится грустно, скучно и как изменилось ваше настроение от веселой танцевальной песни. – Сегодня мы познакомимся с одной из составляющей нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека. – Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня звучала в самом начале урока? (Ответы детей) – Урок открыла знаменитая песня «Гаудеамус», которая получила широкую популярность, прославляющая академию и преподавателей-профессоров, и уже несколько сотен лет является международным студенческим гимном, а написал её Давид Федорович Тухманов. – Ребята как называют такие песни? (Авторскими). – Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (Об авторских песнях). – Правильно тема нашего урока «Авторская песня – прошлое и настоящее» – Какую же цель мы с вами поставим на сегодняшний урок? (Ответы детей)
– Цель занятия «Познакомиться с жанром авторской песни»
Музыкальный руководитель: – Ребята, что вы понимаете под авторской песней? – Ребята, что такое чудо в вашем понимании? (Ответы детей) – Да, это явление, которое очень трудно объяснить. Вы часто встречаетесь с чудесами? (Ответы детей) – Почему мы сегодня говорим об этом? Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской песней. Авторская песня – это то чудо, которое открывается только чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов. И несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов. Я приглашаю вас сегодня убедиться в этом самим. II. Основная часть
«История развития авторской песни» (задача – изучить этапы развития авторской песни)
Музыкальный руководитель:
– Русь славилась авторами-исполнителями еще с давних времен, по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Таких людей называли БАЯНЫ
– Баяны – так звали на Руси этих певцов, они несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты. (Звучит ария из оперы «Садко») – В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали ВАГАНТЫ (шутники)– Песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов», которая и открыла наше с вами занятие, рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра. – В 60-е годы прошлого века в России зародилась новая волна БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ) – Барды являются и авторами и исполнителями своих песен. – В середине 20 века в нашей стране зародился новый жанр – АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ
– Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными. Разумеется, попадали эти песни и в города и поселки , где в то время только начиналось развитие бардовского движения. Начало организации бардовского движения в Сибири было положено в 1967 году, с тех пор в Сибирь стали приезжать известные барды страны и появились свои сибирские барды.
«Выдающиеся представители авторской песни» (задача – познакомиться с выдающимися представителями авторской песни).
– Кто же авторы-исполнители этих песен(Ответы детей – Сейчас их имена знают все: Это – Булат Окуджава, Александр Розенбаум, Владимир Высотский, Андрей Макаревич, Александр Галич, Олег Митяев, и т.д. – Какова тематика авторских песен? (Война, любовь, дружба, природа, юмор и т.д.)
Физминутка
– Ребята я вам предлагаю послушать , а если кто знает эту песню то её подпевать
Звучит отрывок из песни «Мы за ценой не постоим». (Ответы детей – Булат Окуджава)
– Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава
Звучит отрывок из песни «Фатальные даты».(Ответы детей – Владимир Высоцкий)
– В 2008 году на телеканале «Россия» шёл проект «Имя Россия», единственный певец долгое время имел высокий рейтинг – это Высоцкий именно он претендовал на звание «Имя России».– Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.
– Ребята давайте вспомним задачу нашего первого этапа. (Познакомиться с выдающимися представителями авторской песни).
III. Итог занятия
– Ребята, повторите, пожалуйста, о чём мы сегодня с вами говорили? (Об авторской песни, о известных бардах и т.д.) – В чём же ценность авторской песни? (Ответы детей) – Несомненно, в доступности исполнения любым человеком. Авторская песня оказывает огромное воздействие на слушателя, она обогащает духовный мир человека, оказывает влияние на его отношение к миру, к людям, на его жизненное поведение. И мы с вами учимся понимать музыку, дающую пищу уму и сердцу. – Для чего нужны авторские песни и нужны ли они? (Ответы детей) – Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище. – Ребята давайте вспомним цель нашего урока! (Познакомиться с жанром авторской песни) – Как вы считаете, мы достигли её сегодня? – Теперь посмотрите в свой лист самооценки и ответьте и проанализируйте: что я сегодня узнал нового? Что у меня хорошо получилось? А над чем нужно поработать? Понравился ли вам урок?
(Обсуждение детей и музык руков.)
– Мне очень понравился наш сегодняшний урок! Вы были активны, искренне и заинтересованы. – Заинтересовались ли вы авторской песней? Надеюсь, что вы продолжите изучение этой темы самостоятельно.
Домашнее задание
– А в заключение нашего занятия, я хочу познакомить вас еще с одной авторской песней. Ее знают, мне кажется, все. Я предлагаю закончить наше занятие замечательной авторской песней «Как здорово», написанную Олегом Митяевым, известным в нашей стране бардом, давайте споём все вместе. – Занятие закончено, спасибо вам за искренность, до свидания!