Актуализация опорных знаний | - Что связывает между собой эти два искусства? - Вспомните, на какие виды делится музыкальное искусство по способу исполнения? -Что такое вокальная музыка? -Какие жанры вокальной музыки мы знаем? -Что такое инструментальная музыка? -Какие жанры инструментальной музыки мы знаем? | Обсуждают что им уже известно по данной теме. Называют знакомые инструменты симфонического оркестра, автора произведения, определение программной | Познавательные (самостоятельное решение задач повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса) Регулятивные (выстраивание самостоятельного маршрута общения с музыкальным произведением) Коммуникативные (умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке). Личностные (определение границы собственного знания и «незнания») |
Решение проблемы | Мы с вами знаем, что композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия. - Как вы думаете, почему? Совершенно верно. Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками. В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например, в песне - Что стало бы с песней без стихотворного текста? Конечно, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё. Останется самое главное – мелодия. - А её можно просто пропеть или сыграть на каком- нибудь инструменте, правда? И получится песня без слов. | Коллективная дискуссия: основные особенности вокальной и инструментальной музыки, их жанров Исполнение песни | Познавательные (умение находить главные идеи в текстовом материале, формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, построение логической цепи рассуждений, установления аналогий, классификации Личностные (формирование духовно-нравственных ценностей) Регулятивные (учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них) |
Слушание музыки: раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса. Так в музыке возникли жанры, где главной является выразительная песенная мелодия. Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки. Слушание фрагмента вокализа в исполнении Муслима Магомаева - Что это за жанр? Может быть, вы вспомнили и произведение? - Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое при помощи звуков, слогов или сольфеджио. (Звучит «Вокализ» С.В. Рахманинова) Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и техники. Но «Вокализ» С.В. Рахманинова - это уже концертное произведение. - Какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение? - Нужны ли здесь слова? Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А. Неждановой. -Что такое интонация? Действительно, по интонации мы можем прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ. Послушайте «Романс» Г. Свиридов и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом. (Звучит романс Г. Свиридова) - Почему композитор назвал своё произведение «Романс»? - Пел ли здесь кто-нибудь | Просмотр презентации. Размышлять, анализировать, высказывать свое отношение к музыке. Это «Вокализ» С. Рахманинова. Вокализ –это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, Дети отмечают. Ответы детей. Романс имеет нежный, певучий характер, как- будто говорит. | Личностные (творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира) Познавательные (преобразование музыкального образа в пространственно -графический, анализ произведения с целью выделения существенных признаков) Регулятивные (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися) Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) |
Вокально-хоровая работа | 4.Подготовка к песенной деятельности. а) Учащиеся выполняют дыхательные упражнения, задерживают дыхание, учатся правильно дышать, сохраняя осанку и не поднимая плечи.) Распевание различных певческих упражнений в диапазоне до1октавы - ми 2 октавы). 5.Песенная деятельность. (На данном уроке ребята поют раннее разученную песню.) (Разучивание по фразам (индивидуальное, групповое и фронтальное) | Исполнительская хоровая работа Исполнение упражнений Исполнение песни хором | Познавательные УУД: выполнение действий по алгоритму Оздоровление голосового аппарата и подготовка к пению Выразительное исполнение песни |
Рефлексия | V. Подведение итогов урока. - О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили? - Что такое вокализ? - Что такое романс? - С какими композиторами встретились сегодня на уроке? - Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки? Да - это мелодия-душа музыки. Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы). - Урок окончен. До свидания. | Осуществляют самооценку собственной деятельности, делают выводы. | Познавательные (формулирование проблемы) Регулятивные (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание уровня усвоения) |