kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам. Деловая игра "Музыкальный ринг".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе размещены тестовы задания для проведения олимпиады по музыкально-теоретическим дисциплинам в ДШИ, а также деловая игра "Музыкальный ринг".

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам. Деловая игра "Музыкальный ринг".»

ГУО «Могилевская районная детская школа искусств имени Л.Л.Иванова»













Олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам. Деловая игра «Музыкальный ринг».

Учитель по классу музыкально-теоретических дисциплин:

Лукьянова Лилиана Анатольевна

























Республика Беларусь. Город Могилев.

Цель олимпиады:

Духовное обогащение подрастающего поколения, приобщение к нравственным идеалам русской и европейской культуры, выявление и поддержка талантливых детей. 

Задачи олимпиады:

Повышение музыкально-теоретической подготовки учащихся школы.

Расширение кругозора, активизация интереса учащихся к изучению музыкально-теоретических предметов.

Профессиональная ориентация учащихся школы; создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся.

Повышение уровня знаний учащихся и педагогического мастерства учителей по классу сольфеджио и музыкальной литературы.

Расширение творческих контактов учителей и учащихся. Обобщение передового опыта и инновационных методов преподавания музыкально-теоретических предметов.

Ход мероприятия:

Задания по музыкальной литературе:

Задание 1. Тест по музыкальной литературе 4-5 класс. Тема: «Мы любим музыку».

1

Регистр – это …

А. скорость исполнения музыки

Б. часть звукового диапазона

В. окраска звука

2

Духовой клавишный инструмент, который часто называют королем всех инструментов

А. баян

Б. рояль

В. орган

3

Неоднократно повторяющаяся тема в форме рондо называется …

А. рефреном

Б. эпизодом

В. интермедией

4

Оркестровое вступление к опере или балету называется …

А. экспозиция

Б. увертюра

В. реприза

5

Какого номера нет в опере?

А. ария

Б. дуэт

В. па-де-де

6

Сочинение В.А.Моцарта, написанное на традиционный латинский текст и предназначенное для заупокойной службы


А. месса

Б. Реквием

В. пассионы

7

Опера «Свадьба Фигаро» В. А.Моцарта написана по комедии французского писателя …

А. Бомарше

Б. Гюго

В. Мериме

8

Произведение В.А.Моцарта, третьей частью которого является «Рондо в турецком стиле».

А. симфония №40(g-moll)

Б. соната №11(А-dur)

В. «Маленькая ночная серенада»

9

Ф.Шуберт родился в 1797 году в Лихтентале – предместье …

А. Берлина

Б. Вены

В. Варшавы

10

Вокальный цикл Ф.Шуберта открывается песней …

А. «Шарманщик»

Б. «В путь»

В. «Форель»

11

Количество частей в «Неоконченной симфонии» Ф.Шуберта

А. 2 части

Б. 3 части

В. 4 части

12

Композитор, горячо любивший свою Родину и, несмотря на это, проведший большую часть своей жизни за границей.

А. Шуберт

Б. Шуман

В. Шопен

13

В каком жанре не сочинял музыку Ф.Шопен?

А. полонез

Б. опера

В. вальс

14

Знаменитый этюд c-moll Ф.Шопена носит название …

А. «Революционный»

Б. «Пламенный»

В. «Героический»

15

Польский поэт, друг Ф.Шопена

А. Гейне

Б. Мицкевич

В. Гете





Задание 2. Написать музыкальную викторину.





Задание 3. Разгадать кроссворд.




1

М










2



Ы
























3


Л











4


Ю












5

Б









6




И












7

М

























8

М











9


У












10

З









11




Ы











12


К











13


У













  1. Музыкальный жанр энергичного характера, обладающий четким ритмом и двухдольным размером, обычно сопровождающий массовое шествие.

  2. Белорусский народный танец.

  3. Деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью, изобретенный в 17 веке в Нюрнберге.

  4. Вид музыкально-сценического представления, сочетающий в себе музыку, танец, пение и драматическое действие. Возник в США в последней трети 19 века.

  5. Русский народный щипковый музыкальный инструмент, имеющий три струны.

  6. Средний по регистру мужской голос.

  7. Старинный французский бальный танец, характеризующийся плавностью и медленностью движений и состоящий в основном из поклонов и реверансов.

  8. Гениальный австрийский композитор, клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер. Представитель венской классической школы.

  9. Музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки.

  10. Город, в котором родился Вольфганг Амадей Моцарт.

  11. Один из древнейших жанров песенного фольклора.

  12. Музыкальный инструмент из семейства струнных смычковых, диапазон которого от соль малой октавы до соль четвертой.

  13. Один из первых композиторов-романтиков, который вошел в историю в первую очередь как создатель песен и песенных циклов.



Задание 1. Тест по музыкальной литературе 6-7 класс. Тема: «Мы любим музыкальный театр».

1

От итальянского – «труд», «дело», «сочинение». Вид музыкально-театрального искусства, основанный на слиянии слова, музыки и сценического действия.

А. балет

Б. опера

В. мюзикл

2

От итальянского – «книжечка». Полный словесный текст музыкально-сценического произведения.

А. роман

Б. пьеса

В. либретто

3

Сценическая игра актеров в виде выразительных жестов, поз, мимики.

А. пантомима

Б. балет

В. хореография

4

Первый русский композитор-классик. Вся плеяда молодых русских композиторов 19 века училась на его сочинениях.

А. Мусоргский

Б. Чайковский

В. Глинка

5

Премьера оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя» состоялась 27 ноября …

А. 1836 года

Б. 1838 года

В. 1840 года

6

Автор опер «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина».

А. Бородин

Б. Мусоргский

В. Балакирев

7

Какой голос исполняет партию Бориса Годунова в одноименной опере?

А. баритон

Б. тенор

В. бас

8

С 1856 по 1862 год Н.А.Римский-Корсаков учился в …

А. консерватории

Б. Морском корпусе

В. училище правоведения

9

Количество опер в творческом наследии Н.А.Римского-Корсакова.

А. 15

Б. 10

В. 12

10

Последняя опера Н.А.Римского-Корсакова.

А. «Золотой петушок»

Б. «Снегурочка»

В. «Садко»

11

Основоположник русского классического балета.

А. Глинка

Б. Чайковский

В. Римский-Корсаков

12

В 1893 году П.И.Чайковскому, как гениальнейшему музыканту мира, было присвоено почетное звание доктора …

А. Лондонского университета

Б. Московского университета

В. Кембриджского университета

13

На сюжет произведения какого русского поэта была написана опера «Евгений Онегин» П.И.Чайковского?

А. Пушкин

Б. Лермонтов

В. Некрасов

14

Любимый зарубежный композитор П.И.Чайковского.

А. Бах

Б. Бетховен

В. Моцарт



Задание 2. Написать музыкальную викторину.

Задание 3. Заполнить таблицу.

Название произведения

жанр

композитор

Действующие лица

1

«Жизнь за царя»




2

«Балет невылупившихся птенцов»




3

«Борис Годунов»




4

«Шехеразада»




5

«Снегурочка»




6

«Щелкунчик»




7

«Евгений Онегин»




8

«Зимние грезы»




9

«Сказка о царе Салтане»




10

«Жаворонок»






Задание 4. Исправить ошибки в тексте.

  • Михаил Иванович Глинка родился 9 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии в семье помещика.

  • В 1861 году Петр Ильич Чайковский становится членом музыкального кружка «Могучая кучка» и под руководством Балакирева начинает работу над своей первой симфонией.

  • Либретто оперы «Снегурочка» составлено Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым по роману в стихах Александра Сергеевича Пушкина.

  • Две оперы Михаила Ивановича Глинки – «Князь Игорь» и «Ночь перед Рождеством» положили начало двум основным ветвям русской оперы: героико-патриотической и сказочно-эпической.

  • Окончив в 1859 году Училище правоведения, Модест Петрович Мусоргский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции.

Задания по теории музыки:

ЗАДАНИЕ 1. Тест по теории музыки 4-5 класс.

1

В гармоническом виде минора …


А. Повышается VII ступень.

Б. Повышается VI ступень.

В. Понижается VII ступень.

2

Параллельная тональность к тональности до-минор


А. Ре-мажор

Б. МиЬ-мажор

В. Ля-мажор

3

При обращении интервалов


А. Большие интервалы не имеют обращений.

Б. Большие интервалы обращаются в малые

В. Большие интервалы обращаются в большие.

4

Большие терции на ступенях натурального мажора строятся на …


А. На I, IV, V ступенях.

Б. На III, VI, VII ступенях.

В. На всех ступенях.

5

Тритоны в натуральном мажоре строятся на …


А. ув.4 – на I ступени, ум.5 – на III ступени.

Б. ув.4 – на IV ступени, ум.5 – на VII ступени.

В. ув.4 – на VII ступени, ум.5 – на IV ступени.

6

Разрешение ум.5 осуществляется …

А. Встречным движением голосов.

Б. Противоположным движением голосов.

В. Один голос стоит на месте.

7

Сколько обращений имеет трезвучие

А. три обращения.

Б. одно обращение.

В. два обращения.

8

Б64 состоит из …

А. ч.4 + м.3

Б. ч.4 + б.3

В. ч.4 + ч.4

9

М6 состоит из …

А. м3 + ч.4

Б. б.3 + ч.4

В. ч.4 + м.3

10

Главные трезвучия лада строятся на …

А. устойчивых ступенях.

Б. I, IV, V

В. I, V, VI

11

S53 строится на …

А. VII ступени.

Б. IV ступени.

В. V ступени.

12

Интервальное строение D7:


А. б.3+ м.3+ м.3

Б. м.3+ б.3+ м.3

В. б.3+ м.3 + б.3



ЗАДАНИЕ 2. Определить жанр фрагмента музыкального произведения.

ЗАДАНИЕ 3. Дописать диктант.



ЗАДАНИЕ 4. Выполнить группировку, сочинить к полученной мелодии второй голос, ритмически контрастный первому.



ЗАДАНИЕ 1. Тест по теории музыки 6-7 класс.

1

В гармоническом виде мажора …

А. Понижается VI ступень.

Б. Повышается VII ступень.

В. Понижаются VI и VII ступени.

2

Ключевые знаки в тональности cis-moll:


А. фа#, до# , соль#, ре# , ля# .

Б. фа#, до# , соль# .

В. фа# , до# , соль# , ре# .

3

Параллельная тональность к тональности f-moll:


А. A-dur.

Б. D-dur.

В. As-dur.

4

ув.2 строится на …

А. VI ступени мажора и минора.

Б. III ступени мажора и минора.

В. VII ступени мажора и минора

5

ум.7 разрешается в …

А. ч.4

Б. ч.5

В. б.3

6

ув.5 обращается в …


А. ум.5

Б. ум.4

В. ув.4

7

Определить тональности для ум.5

«соль# - ре»


А. Си-мажор, си-минор.

Б. Ля-мажор, ля-минор.

В. Фа#-мажор, фа#-минор.

8

М64 состоит из …

А. ч.4 + м.3

Б. ч.4 + б.3

В. б.3 + ч.4

9

S64 строится на …

А. II ступени.

Б. I ступени.

В. VI ступени.

10

D2 строится на …

А. IV ступени.

Б. VII ступени.

В. II ступени.

11

S53 в A-dur

А. Ми – Соль# – Си.

Б. Ре – Фа# – Ля.

В. Ля – До# – Ми

12

МVII7 состоит из …

А. б.3 + м.3 + м.3

Б. м.3 + б.3 + м.3

В. м.3 + м.3 + б.3

13

Определить тональности для D65 «ля# - до# - ми – фа#»:


А. H-dur, h-moll

Б. A-dur, a-moll

В. Fis-dur, fis-moll

14

УмVII7 разрешается в …

А. Т64

Б. Т6

В. Т53

15

Дорийский лад – это …

А. минорный лад с VI# ступенью

Б. минорный лад со IIь

В. Мажорный лад с IV#

16

Кратковременный переход в другую тональность с последующим возвращением в исходную называется …

А. модуляция

Б. отклонение

В. альтерация



ЗАДАНИЕ 2. В предложенном диктанте исправить ошибки интонационного и ритмического типа.

ЗАДАНИЕ 3. Выполнить группировку и транспонировать полученную мелодию на заданный интервал (б.2 вверх).



Деловая игра «Музыкальный ринг»

Ведущий:

Без музыки не проживу и дня! Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов, в молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землёй… Она везде и вечно спутник мой.

Внимание! Внимание! Сегодня у нас «Музыкальный ринг». Уважаемые участники олимпиады, вам предоставляется возможность проявить себя и во время игры заработать дополнительные баллы. Мы разделимся на две команды, которые назовем в честь наших любимых нот «МИ» и «СИ». Вытянувшие нотку «ми» окажутся в первой команде, а нотку «си» - во второй.

Итак, мы начинаем!

1 КОНКУРС «Разминка»

Вопросы для команды «МИ»:

  1. Струнный, смычковый, в оркестре не новый.
    В джазе он часто бывает щипковый.
    Голосом низким приветствует вас
    Важный, солидный. Большой… (Контрабас)

  2. Кто в оркестре всем поможет? сложный ритм стучать он может.
    Ритм любой из разных стран! кто же это? (Барабан)

  3. Коллектив музыкантов, что вместе играют, и музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой, эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

  1. Шаляпин всем на зависть пел, талант огромный он имел,

Всё потому, что изучал искусство, что зовут... (Вокал)

  1. Он с музыкантом выступает, но сам в оркестре не играет.

Он молча должен лишь стоять, тетрадку с нотами держать. (Пюпитр)

  1. Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш)



Вопросы для команды «Си»:

  1. Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.
    Мне дивный инструмент поможет по-разному звучать он может.
    То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.
    Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт.
    Не контрабас и не свирель, зовут её… (Виолончель)

  2. Ими друг о друга бьют, а они в ответ поют.

И блестят, как две копейки, — музыкальные... (Тарелки)

  1. Герои спектакля на сцене танцуют – не поют, не играют и не рисуют...

Прекрасней спектакля в театрах нет, а называется он- ... (Балет)

  1. Проверяют звук и тон инструментом ... (Камертон)

  2. Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный, он в оркестре - президент! (Дирижёр)

  1. Новогодний бал в разгаре, я кружусь по залу в паре.

Этот танец нас пленил, его Штраус сочинил. (Вальс)



2 КОНКУРС «Персонажи опер».

Назовите героя по строкам из музыкальных номеров:

Вопросы для команды «МИ»:

Туча со громом сговаривалась -

Ты греми, гром, а я дождь разолью.

Вспрыснем землю весенним дождём,

То-то цветики возрадуются. (Лель)



Ты взойдёшь, моя заря!
Над миром свет прольешь,
Последний раз взойдешь, … (Иван Сусанин)



Как во городе было во Казани,

Грозный царь пировал да веселился.

Он татарей бил нещадно,

Чтоб им было неповадно... (Варлаам)


… Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать. (Татьяна)


Близок уж час торжества моего:
Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас!
Витязь, напрасно ты ищешь княжну,
До неё не допустит волшебницы власть тебя! (Фарлаф)


Достиг я высшей власти.

Шестой уж год я царствую спокойно.

Но счастья нет моей измученной душе! (Борис Годунов)



Вопросы для команды «СИ»:

Но что со мной? блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!

О мать Весна, благодарю за радость,

За сладкий дар любви! Какая нега

Томящая течет во мне! (Снегурочка)


Не о том скорблю, подруженьки. 
Я горюю не о том,
Что мне жалко воли девичьей,
Что оставлю отчий дом! (Антонида)

Еще одно, последнее сказанье -

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. (Пимен)


Я люблю вас, я люблю вас, Ольга,

Как одна безумная душа поэта

Еще любить осуждена. (Ленский)


Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел,

Когда б мне быть отцом, супругом

Приятный жребий повелел,

То, верно, кроме Вас одной

Невесты не искал иной. (Онегин)


О поле, поле! Кто тебя

Усеял мертвыми костями?

Чей борзый конь тебя топтал

В последний час кровавой битвы? (Руслан)




3 КОНКУРС «Галерея портретов»

О каком композиторе идет речь?

Вопросы для команды «МИ»:

  • 260 лет назад по всей Европе распространилась молва об удивительном 5-летнем музыканте из австрийского города Зальцбурга. Рассказы о том, что он с необыкновенным мастерством играет на скрипке, клавесине, органе передавали из уст в уста. Поразительный дар мальчика сочинять и играть музыкальные произведения восхищал не только любителей музыки, но и известных композиторов. "Этот мальчик затмит всех", - признавали многие из них. Оригинальные, неповторимые, пленительные мелодии он создавал почти мгновенно. Это "чудо-ребенок", это «маленький волшебник". (МОЦАРТ)

  • Когда мальчику было примерно 8 лет, талант его высоко оценил Иоганн Кристиан Бах, который был сыном знаменитого Иоганна Себастьяна Баха. Они несколько раз играли вместе на публике: Бах сажал маленького гения на колени и исполнял сонаты на клавесине вместе с ним. Казалось, что за инструментом находится один музыкант - так слаженно звучал этот дуэт. Артисты также играли в четыре руки и много беседовали о музыке. (МОЦАРТ)

  • «О Г… очень трудно писать: он по-великому прост, по-человечески прост и скромен, а потому и сложен, когда в него вдумываешься», — говорил выдающийся музыковед Б. В. Асафьев.
    Путешествуя по Европе, изучая композиторскую технику у немцев и итальянцев, он не утратил связи с исконно русским началом. Именно он стал основоположником русской классической композиторской школы, хотя и до него на наших землях сочинялась профессиональная музыка. (Глинка)

  • Рассказывают, что в молодости этот композитор обладал феноменальным, красивейшим голосом. У него был тенор, который приводил в восхищение публику. Однажды собралось довольно много народа. Среди собравшихся был юнкер егерского полка юный князь Скандербек. Он впервые услышал пение нашего героя, который в тот день был в ударе и пел невыразимо хорошо. Когда он умолк, обнаружилось, что бедный юнкер близок к обмороку...
    - Что с вами, князь? - спросили у юноши опрыскав его холодной водой и приведя в чувство.
    - Мне показалось, что это пели ангелы, и я испугался, что сейчас начнется Страшный суд... (Глинка)

  • Наш герой с 4 лет занимался музыкой, но его путь к статусу известного композитора был тернистым и извилистым.
    Родители уважали музыкальные способности юноши, но хотели видеть его юристом. Он был вынужден получить юридическое образование и даже пойти работать по профессии.

Однако будущий великий композитор отказался от карьеры юриста, где он мог бы легко добиться успеха - благодаря своей прилежности и ответственности. Он выбрал музыку - то, к чему у него "лежала душа" с самого детства, но от чего так настойчиво его оберегали родители. (Чайковский)

  • Весной 1891 года на открытие Карнеги-холла - одного из самых знаменитых концертных залов Америки - был приглашен великий русский композитор. Под его управлением в течение нескольких дней на симфонических концертах были исполнены его произведения: Торжественный коронационный марш, Третья сюита, хоры "Отче наш" и "Легенда", Первый концерт для фортепиано с оркестром. Кроме Нью-Йорка, он дирижировал своими сочинениями в Балтиморе и Филадельфии. Из письма, отправленного приятелю в те дни: "Меня принимали там восторженно; успех был огромный… Но теперь мне приятно обо всем этом вспоминать; находясь же там, я все время страшно тосковал по России и всей душой стремился домой". (Чайковский)

Вопросы для команды «Си»:

  • Так говорили об этом композиторе:

“Шапки долой, господа, перед вами гений!” Р.Шуман (Шопен)

“Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине”. Ф.Лист (Шопен)

“Ш…. – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано”. А.Рубинштейн (Шопен)

  • Он не писал музыку для балета, не оставил после себя опер или симфоний, его любимым инструментом было фортепиано, для которого созданы все его произведения. Впервые пианист сыграл на концерте в 7 лет, в 12 лет за виртуозную игру его назвали «варшавским чудом». (Шопен)

  • Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник». Сказки были его любимой темой. Он стал первым, кто мог передать настроение моря красками музыки. Его даже именовали музыкальным «маринистом». И вообще, он имел цветной слух, иначе говоря, соотносил музыку с цветами. Самый наглядный пример – это ми мажор, который виделся ему синим. И все его произведения морской тематики в Ми мажоре. Им даже придумана собственная гамма, названная его именем. (Римский-Корсаков)

  • Существует предание о том, как в один из осенних дней 1817 года этот композитор встретил на улице Вены богато одетую даму с белым лицом и старомодной прической. Назвав его по имени, она представилась его Судьбой и предложила ему на выбор определить будущее: остаться безвестным учителем и умереть в глубокой старости, окруженным детьми и внуками, или подарить миру сказочно-красивую музыку, но уйти из жизни в неполные тридцать два года. Через несколько дней он бросил школу, чтобы навсегда посвятить себя музыке. (Шуберт)



  • Одна из трагических фигур в истории мировой музыкальной культуры. Его недолгая, безрадостная, полная лишений жизнь оборвалась, когда ему не было и 32 лет – в расцвете сил и таланта. Рукописи композитора, часть из которых была утеряна, а другая – хранилась у родственников или друзей, долго не были собраны воедино. До конца XIX века значительная часть его произведений оставалась неопубликованной и даже неисполненной. Всего им было написано около 1000 произведений, в том числе шесть месс, восемь симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершённых и незавершённых фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано. (Шуберт)





4 КОНКУРС «Черный ящик»



  • До появления этого предмета существовали различные формы управления музыкальным коллективом: в хронологическом порядке друг друга сменяли ЗАПЕВ, осуществляемый лидером хора, ХЕЙРОНОМИЯ (условные жесты кисти и пальцев), тактирование (отбивание такта БАТТУТОЙ), концертмейстерское управление (музыкант, как правило, клавесинист, ведущий за собой оркестр).

ВНИМАНИЕ! Что находится в «черном ящике»? (дирижерская палочка)

  • Свой род Глинка вел из древнего польского рода, его прадед, приняв в 1654 году российское подданство, сменил и веру, став православным христианином. Михаил рос очень болезненным и мнительным мальчиком, воспитанием его занималась бабушка, мать отца, которая не доверяла своей невестке. Композитор, вспоминая свое детство, сам себя называл …?

ВНИМАНИЕ! Так как же себя называл композитор? Что находится в «черном ящике»? (мимоза)

(От исп.- нежный. Растение родом из Бразилии, у нас известно под названием: не тронь меня.)

  • В пении, особенно а капелла, в настройке музыкальных инструментов оркестра помогает дирижеру маленький металлический предмет, похожий на двузубую вилочку. Этот инструмент называется словом, заимствованным из немецкого языка. Он издает звук ля, который является эталоном для всех инструментов, и певцов в том числе. (КАМЕРТОН)



  • Один из самых знаменитых сыщиков на планете, Шерлок Холмс, имел немало пристрастий. Он с упоением расследовал запутанные истории, мог часами работать в своей импровизированной химической лаборатории, занимался боксом, метко стрелял из пистолета. В минуты раздумий сыщик предавался игре на любимом музыкальном инструменте… (скрипка)



  • Этот инструмент называют королевой. “Он в музыке является столь же необходимым, как в человеческом бытии хлеб насущный”. Без него нет симфонического оркестра. Многие композиторы писали для этого инструмента солирующие партии, некоторые – боготворили его. Он похож на человека: у него плавные закругления и тонкая талия.  (Скрипка)






  • Музыкальный инструмент, являющийся также денежной единицей Италии. (ЛИРА)



  • В древнегреческой мифологии одна из дочерей Зевса Муза Эрато покровительствовала лирической или любовной поэзии, была защитницей любви и брака и её неизменными атрибутами были тамбурин и … (лира).


  • Название этого “самого русского” музыкального инструмента происходит от татарского слова “дитя”. Назовите его. (Балалайка)



5 КОНКУРС «Правда ли, что …»

  • Моцарт был членом масонской ложи? (ДА)

  • Жорж Санд (George Sand) – это литературный псевдоним знаменитой французской писательницы Авроры Дюдеван? (ДА) 

  • Жорж Санд (George Sand) – это литературный псевдоним знаменитого французского писателя Виктора Гюго? (НЕТ)

  • Великий князь Михаил Павлович очень любил Михаила Ивановича Глинку и особенно его оперу "Руслан и Людмила"? (НЕТ)

(Великий князь Михаил Павлович очень не любил Глинку и терпеть не мог его музыку. Когда нужно было сажать своих провинившихся офицеров под арест, он отсылал их на представление оперы Глинки "Руслан и Людмила", говоря

- Более ужасной пытки для моих ребят я придумать не могу!..)

  • Михаил Иванович Глинка, вспоминая свое детство, называл себя «ромашкой»? (НЕТ)

  • Название “самого русского” музыкального инструмента балалайка происходит от татарского слова “дитя”? (ДА) 

  • Родственники Петра Ильича Чайковского были чрезвычайно рады тому, что молодой человек покинул Министерство юстиции и поступил в Петербургскую консерваторию. (НЕТ)

(Родственники Петра Ильича Чайковского были чрезвычайно огорчены тем, что молодой человек оказался совершенно не способным к службе и, покинув Министерство юстиции, поступил в Петербургскую консерваторию. Дядя будущего великого композитора возмущенно отчитал "оболтуса" Петю:

- Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!)







6 КОНКУРС «Пантомима»

Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Один из участников выбирает карточку с фотографией музыкального инструмента. С помощью жестов (пантомимы) он будет изображать игру на этом инструменте, а участники команды должны будут по его движениям угадать, на каком музыкальном инструменте он играет. (по три карточки – рояль, гитара, флейта, бубен, баян, тромбон).



7 КОНКУРС «Где логика?»

По трем картинкам определить название музыкального произведения:

(Приложение 1)

Дед Мороз + блины + пастушок (Снегурочка)

Орехи + мышонок + новогодний бал (Щелкунчик)



Ответы на задания по музыкальной литературе:

Задание 1. Тест по музыкальной литературе 4-5 класс. Тема: «Мы любим музыку».

1

Регистр – это …

А. скорость исполнения музыки

Б. часть звукового диапазона

В. окраска звука

2

Духовой клавишный инструмент, который часто называют королем всех инструментов

А. баян

Б. рояль

В. орган

3

Неоднократно повторяющаяся тема в форме рондо называется …

А. рефреном

Б. эпизодом

В. интермедией

4

Оркестровое вступление к опере или балету называется …

А. экспозиция

Б. увертюра

В. реприза

5

Какого номера нет в опере?

А. ария

Б. дуэт

В. па-де-де

6

Сочинение В.А.Моцарта, написанное на традиционный латинский текст и предназначенное для заупокойной службы


А. месса

Б. Реквием

В. пассионы

7

Опера «Свадьба Фигаро» В. А.Моцарта написана по комедии французского писателя …

А. Бомарше

Б. Гюго

В. Мериме

8

Произведение В.А.Моцарта, третьей частью которого является «Рондо в турецком стиле».

А. симфония №40(g-moll)

Б. соната №11(А-dur)

В. «Маленькая ночная серенада»

9

Ф.Шуберт родился в 1797 году в Лихтентале – предместье …

А. Берлина

Б. Вены

В. Варшавы

10

Вокальный цикл Ф.Шуберта открывается песней …

А. «Шарманщик»

Б. «В путь»

В. «Форель»

11

Количество частей в «Неоконченной симфонии» Ф.Шуберта

А. 2 части

Б. 3 части

В. 4 части

12

Композитор, горячо любивший свою Родину и, несмотря на это, проведший большую часть своей жизни за границей.

А. Шуберт

Б. Шуман

В. Шопен

13

В каком жанре не сочинял музыку Ф.Шопен?

А. полонез

Б. опера

В. вальс

14

Знаменитый этюд c-moll Ф.Шопена носит название …

А. «Революционный»

Б. «Пламенный»

В. «Героический»

15

Польский поэт, друг Ф.Шопена

А. Гейне

Б. Мицкевич

В. Гете

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Б

В

А

Б

В

Б

А

Б

Б

Б

А

В

Б

А

Б


















1

М

А

Р

Ш







2

К

Р

Ы

Ж

А

Ч

О

К



















3

К

Л

А

Р

Н

Е

Т






4

М

Ю

З

И

К

Л








5

Б

А

Л

А

Л

А

Й

К

А

6

Б

А

Р

И

Т

О

Н









7

М

Е

Н

У

Э

Т




















8

М

О

Ц

А

Р

Т






9

Ф

У

Г

А










10

З

А

Л

Ь

Ц

Б

У

Р

Г

11

К

О

Л

Ы

Б

Е

Л

Ь

Н

А

Я




12

С

К

Р

И

П

К

А






13

Ш

У

Б

Е

Р

Т







Задание 1. Тест по музыкальной литературе 6-7 класс. Тема: «Мы любим музыкальный театр».

1

От итальянского – «труд», «дело», «сочинение». Вид музыкально-театрального искусства, основанный на слиянии слова, музыки и сценического действия.

А. балет

Б. опера

В. мюзикл

2

От итальянского – «книжечка». Полный словесный текст музыкально-сценического произведения.

А. роман

Б. пьеса

В. либретто

3

Сценическая игра актеров в виде выразительных жестов, поз, мимики.

А. пантомима

Б. балет

В. хореография

4

Первый русский композитор-классик. Вся плеяда молодых русских композиторов 19 века училась на его сочинениях.

А. Мусоргский

Б. Чайковский

В. Глинка

5

Премьера оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя» состоялась 27 ноября …

А. 1836 года

Б. 1838 года

В. 1840 года

6

Автор опер «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина».

А. Бородин

Б. Мусоргский

В. Балакирев

7

Какой голос исполняет партию Бориса Годунова в одноименной опере?

А. баритон

Б. тенор

В. бас

8

С 1856 по 1862 год Н.А.Римский-Корсаков учился в …

А. консерватории

Б. Морском корпусе

В. училище правоведения

9

Количество опер в творческом наследии Н.А.Римского-Корсакова.

А. 15

Б. 10

В. 12

10

Последняя опера Н.А.Римского-Корсакова.

А. «Золотой петушок»

Б. «Снегурочка»

В. «Садко»

11

Основоположник русского классического балета.

А. Глинка

Б. Чайковский

В. Римский-Корсаков

12

В 1893 году П.И.Чайковскому, как гениальнейшему музыканту мира, было присвоено почетное звание доктора …

А. Лондонского университета

Б. Московского университета

В. Кембриджского университета

13

На сюжет произведения какого русского поэта была написана опера «Евгений Онегин» П.И.Чайковского?

А. Пушкин

Б. Лермонтов

В. Некрасов

14

Любимый зарубежный композитор П.И.Чайковского.

А. Бах

Б. Бетховен

В. Моцарт



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Б

В

А

В

А

Б

В

Б

А

А

Б

В

А

В



Задание 3. Заполнить таблицу.

Название произведения

жанр

композитор

Действующие лица

1

«Жизнь за царя»

опера

Глинка

Иван Сусанин, Антонида, Ваня, Собинин, Сигизмунд.

2

«Балет невылупившихся птенцов»

Пьеса из фортепианного цикла «Картинки с выставки»

Мусоргский


3

«Борис Годунов»

опера

Мусоргский

Борис Годунов, Ксения, Пимен, Григорий Отрепьев, Варлаам, Мисаил, Марина Мнишек, Юродивый

4

«Шехеразада»

Симфоническая сюита

Римский-Корсаков

Шахриар, Шехеразада, Календер, Царевич, Царевна

5

«Снегурочка»

опера

Римский-Корсаков

Снегурочка, Лель, Купава, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха, царь Берендей

6

«Щелкунчик»

Штальбаум, его жена, их дети: Клара (Мари, Маша), Фриц (Миша). Марианна, Няня, Дроссельмейер, Щелкунчик, Фея Драже, Принц Коклюш, Кукла, Паяц, Король мышей.

балет

Чайковский


7

«Евгений Онегин»

опера

Чайковский

Ларины Татьяна и Ольга, Онегин, Ленский, Гремин

8

«Зимние грезы»

симфония

Чайковский


9

«Сказка о царе Салтане»

опера

Римский-Корсаков

Царь Салтан, Царица Милитриса, Ткачиха, средняя сестра, Повариха, старшая сестра, Сватья баба Бабариха, Царевич Гвидон, Царевна Лебедь-птица, Старый дед, Гонец, Скоморох

10

«Жаворонок»

Романс из вокального цикла «Прощание с Петербургом»

Глинка






Задание 4. Исправить ошибки в тексте.

  • Михаил Иванович Глинка родился 9 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии в семье помещика. (М.П.Мусоргский)

  • В 1861 году Петр Ильич Чайковский становится членом музыкального кружка «Могучая кучка» и под руководством Балакирева начинает работу над своей первой симфонией. (Н.А.Римский-Корсаков)

  • Либретто оперы «Снегурочка» составлено Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым по роману в стихах Александра Сергеевича Пушкина. (пьесе-сказке А.Островского)

  • Две оперы Михаила Ивановича Глинки – «Князь Игорь» и «Ночь перед Рождеством» положили начало двум основным ветвям русской оперы: героико-патриотической и сказочно-эпической. («Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила»)

  • Окончив в 1859 году Училище правоведения, Модест Петрович Мусоргский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. (П.И.Чайковский)



Ответы на задания по теории музыки:

ЗАДАНИЕ 1. Тест по теории музыки 4-5 класс.

1

В гармоническом виде минора …


А. Повышается VII ступень.

Б. Повышается VI ступень.

В. Понижается VII ступень.

2

Параллельная тональность к тональности до-минор


А. Ре-мажор

Б. МиЬ-мажор

В. Ля-мажор

3

При обращении интервалов


А. Большие интервалы не имеют обращений.

Б. Большие интервалы обращаются в малые

В. Большие интервалы обращаются в большие.

4

Большие терции на ступенях натурального мажора строятся на …


А. На I, IV, V ступенях.

Б. На III, VI, VII ступенях.

В. На всех ступенях.

5

Тритоны в натуральном мажоре строятся на …


А. ув.4 – на I ступени, ум.5 – на III ступени.

Б. ув.4 – на IV ступени, ум.5 – на VII ст.

В. ув.4 – на VII ступени, ум.5 – на IV ступени.

6

Разрешение ум.5 осуществляется …

А. Встречным движением голосов.

Б. Противоположным движением голосов.

В. Один голос стоит на месте.

7

Сколько обращений имеет трезвучие

А. три обращения.

Б. одно обращение.

В. два обращения.

8

Б64 состоит из …

А. ч.4 + м.3

Б. ч.4 + ч.4

В. ч.4 + б.3

9

М6 состоит из …

А. м3 + ч.4

Б. б.3 + ч.4

В. ч.4 + м.3

10

Главные трезвучия лада строятся на …

А. устойчивых ступенях.

Б. I, IV, V

В. I, V, VI

11

S53 строится на …

А. VII ступени.

Б. V ступени.

В. IV ступени.

12

Интервальное строение D7:


А. б.3+ м.3+ м.3

Б. м.3+ б.3+ м.3

В. б.3+ м.3 + б.3



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

Б

Б

А

Б

А

В

В

Б

Б

В

А



Диктант

ЗАДАНИЕ 1. Тест по теории музыки 6-7 класс.

1

В гармоническом виде мажора …

А. Понижается VI ступень.

Б. Повышается VII ступень.

В. Понижаются VI и VII ступени.

2

Ключевые знаки в тональности cis-moll:


А. фа#, до# , соль#, ре# , ля# .

Б. фа#, до# , соль# .

В. фа# , до# , соль# , ре# .

3

Параллельная тональность к тональности f-moll:


А. A-dur.

Б. D-dur.

В. As-dur.

4

ув.2 строится на …

А. VI ступени мажора и минора.

Б. III ступени мажора и минора.

В. VII ступени мажора и минора

5

ум.7 разрешается в …

А. ч.4

Б. ч.5

В. б.3

6

ув.5 обращается в …


А. ум.5

Б. ум.4

В. ув.4

7

Определить тональности для ум.5

«соль# - ре»


А. Си-мажор, си-минор.

Б. Ля-мажор, ля-минор.

В. Фа#-мажор, фа#-минор.

8

М64 состоит из …

А. ч.4 + м.3

Б. ч.4 + б.3

В. б.3 + ч.4

9

S64 строится на …

А. II ступени.

Б. I ступени.

В. VI ступени.

10

D2 строится на …

А. IV ступени.

Б. VII ступени.

В. II ступени.

11

S53 в A-dur

А. Ми – Соль# – Си.

Б. Ре – Фа# – Ля.

В. Ля – До# – Ми

12

МVII7 состоит из …

А. б.3 + м.3 + м.3

Б. м.3 + б.3 + м.3

В. м.3 + м.3 + б.3

13

Определить тональности для D65 «ля# - до# - ми – фа#»:


А. H-dur, h-moll

Б. A-dur, a-moll

В. Fis-dur, fis-moll

14

УмVII7 разрешается в …

А. Т64

Б. Т6

В. Т53

15

Дорийский лад – это …

А. минорный лад с VI# ступенью

Б. минорный лад со IIь

В. Мажорный лад с IV#

16

Кратковременный переход в другую тональность с последующим возвращением в исходную называется …

А. модуляция

Б. альтерация

В. отклонение



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

А

В

В

А

Б

Б

Б

А

Б

А

Б

В

А

В

А

В





Диктант









Приложение 1








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам. Деловая игра "Музыкальный ринг".

Автор: Лукьянова Лилиана Анатольевна

Дата: 26.09.2018

Номер свидетельства: 478891

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства