Просмотр содержимого документа
«Возрастные уровни развития детей.»
Возрастные уровни развития детей
В дошкольном возрасте закладывается основа эстетического отношения к жизни и искусству.
Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, звучанию инструментов; развивать его зрительно-слуховое сосредоточение, певческие интонации (на подражании взрослому); способствовать возникновению эмоционально-положительного самочувствия ребенка.
На втором году жизни продолжается музыкальное развитие ребенка: звукоподражание, запоминание и узнавание мелодий, воспроизведение их голосом, выполнение игровых и плясовых движений, отвечающих содержанию песен.
На третьем году интенсивно развивается музыкальное восприятие: умение вслушиваться в музыку, запоминание и различение особенностей ее звучания. Продолжается развитие слуха и голоса ребенка. Он учится подпевать голосу взрослого и инструменту, играть в музыкальные игры, связывая при этом свои движения с общим характером музыкального произведения.
На четвертом году жизни происходит накопление музыкальных впечатлений, развивается способность слушать музыку, узнавать знакомые песни и инструментальные пьесы. Дети способны различать в пьесах регистры, тембры, звучание 2-3 музыкальных инструментов, несложный ритм, могут сопоставлять громкую и тихую музыку, спокойную и бодрую. Однако внимание детей еще неустойчиво, певческие голоса не сформировались, дыхание поверхностное. Поэтому их музыкальная деятельность пока скромна.
На пятом году жизни происходит усложнение детской деятельности, в том числе и музыкальной, так как обогащение опытом влияет на развитие всех психических процессов ребенка: внимание становится более устойчивым, развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, совершенствуются зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети научаются различать довольно сложные звукосочетания, выделять их отдельные элементы, у них появляется желание слушать музыку, интерес, а затем и любовь к ней. Дети улавливают переданное в музыке настроение, узнают знакомые песни, мелодии, улавливают их ритмический рисунок, пытаются выразительно передавать в движении игровые образы, учатся согласовывать свое пение и движения с пением и движениями товарищей. В этом возрасте значительно укрепляются детские голосовые связки, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. У детей формируется слуховой самоконтроль, и они начинают лучше владеть голосом. Систематические занятия пением, движением, слушанием музыки содействуют развитию у детей музыкальной восприимчивости.
На шестом году жизни у детей воспитывается более устойчивый интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления. Под влиянием наблюдений окружающего и в результате сенсорного воспитания у детей возникает система представлений о высоте, силе, тембре музыкального звука. В этом возрасте у детей формируется способность понимать поставленную перед ними задачу, самостоятельно выполнять указания не только направляющие деятельность, но и определяющие способ действия. В играх и плясках дети договариваются о распределении ролей, последовательности действий, согласуют их. Восприятие приобретает более целенаправленный и комплексный характер - дети могут одновременно обращать внимание на характер музыки, форму музыкального произведения и некоторые средства музыкальной выразительности. Отчетливее проявляются элементы творчества в пении; в сюжетной игре дети сознательно стремятся к эмоционально-выразительной передаче образов. Происходят существенные сдвиги и в области мышления. Ребенок хочет знать, о чем рассказывает музыка, что означает то или иное слово песни, как можно двигаться под ту или иную музыку. Он анализирует и обобщает, делает простейшие умозаключения. Свои замыслы дети выражают в словесной форме, планируют свои игровые действия. Музыка углубляет их нравственные качества, влияет на воспитание чувства любви к Родине, родной природе, уважения к старшим, дружбы и товарищества.
На седьмом году жизни занятия, в том числе и музыкальные, приобретают все большее значение. Сложные формы принимает познавательная деятельность ребенка. Восприятие становится целенаправленным, развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. Все больше и больше развивается музыкальный слух. Ребенок может различать и воспроизводить направление движения мелодии - понижение и повышение звуков, различные звуки и длительности, смену темпов в пении и музыкально-ритмических движениях. Развивается умение выполнять последовательно движения довольно сложных плясок, сюжетных и несюжетных игр. У детей развивается интерес и любовь к музыке, формируется запас любимых произведений, закрепляется навык культуры слушания музыки, эмоционального ее восприятия. В процессе исполнения песен, игр, плясок, выполнения коллективных упражнений у детей развиваются волевые и эмоциональные качества, дисциплинированность, организованность, дружеские взаимоотношения. В ходе простейшего анализа музыкальных произведений у детей совершенствуется память, углубляются представления о содержании музыки, ее формах, жанрах, средствах выразительности и музыкальных образах. Дети приобретают способность оценивать красоту музыки, эмоционально выразительное исполнение песен, игр, плясок как свое, так и своих товарищей, творчески подходить к музыкальной деятельности. Появляется реальная возможность более интенсивного музыкально-эстетического развития.