"Возможности практического применения некоторых инновационных и педагогических технологий на предметах теоретического цикла"
"Возможности практического применения некоторых инновационных и педагогических технологий на предметах теоретического цикла"
Технологии проблемного обучения
Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением проблемного обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Возможности практического применения некоторых инновационных и педагогических технологий на предметах теоретического цикла"»
«Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла»
Попова Татьяна Ильинична,
преподаватель вокала и теории в ДШИ
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Технология обучения - это составная процессуальная частьдидактической системы (М.Чошанов).
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М Монахов).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (МВ.Кларин).
Практически все общепедагогические технологии представляется возможным использовать на уроках теоретического цикла в детской школе искусств.
Технологии проблемного обучения
Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением проблемного обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Учитель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.д.
Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает применение эвристического (частично поискового) метода.
На уроках при эвристическом методе могут проводиться следующие виды деятельности учащихся:
работа над текстом художественного произведения:
анализ эпизода или целого произведения,
пересказ как прием анализа,
подбор цитат для ответа на поставленный вопрос,
составление плана как прием анализа композиции части или целого произведения,
анализ образа героя,
сравнительная характеристика героев;
составление плана к своему развернутому ответу, к докладу, сочинению;
конспективное изложение результатов анализа произведений разных искусств,
анализа поставленной проблемы;
выступления на диспуте,
сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей работы над произведением.
Данная технология с успехом используется на уроках музыкальной литературы и истории искусств.
Технология эффективных уроков
Существует отдельная педагогическая технология, основанная на системе эффективных уроков. Автор - А.А.Окунев.
К нетрадиционным технологиям урока относятся:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, "дублер начинает действовать";
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", "Эрудицион", утренник, спектакль, концерт, инсценировка, "посиделки", "клуб знатоков" и др.
Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ.
Метод проектов
Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал "путешествий, компьютерная газета, доклад и т.д).
Проведение конференции:
Для участия в конференции перед зимними каникулами учащимся предлагаются темы. Распределение тем происходит по жребию, однако, в процессе работы над темой возможна ее замена.
Дифференцированное обучение
В современной дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.
Способы внутренней дифференциации:
содержание задания одинаково для всех, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;
содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;
задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т. д.);
используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
предоставляется самостоятельный выбор одного из нескольких предложенных вариантов заданий (чаще всего используется на этапе закрепления знаний).
ЛИТЕРАТУРА
Бардин К В. Как научить детей учиться. М., Просвещение 1987г.