Цель. Познакомить читателей с авторским подходом к оцениванию достижений учащихся на уроках музыки.
Как правильно оценивать учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе? Этот вопрос на сегодняшний день актуален для многих учителей. Кто-то для себя давно ответил на него, и принципиально придерживается стандартного подхода. Те учителя, которые руководствуются нормами оценок по стандарту, вынуждены значительную часть учащихся (таких детей в классе, как правило, более половины) с недостаточно развитыми музыкальными способностями (слух и голос) оценивать отрицательными оценками.
Стимулирует ли интерес учащихся к музыке отрицательные оценки? Конечно, нет. Необходимо сделать всё, чтобы дети шли на урок музыки с желанием и с радостью, чтобы получить от соприкосновения с прекрасным, от участия в творческом процессе эстетическое наслаждение, независимо от того есть у него слух и умеет ли он чисто интонировать или нет. Учителям музыки необходимо помнить о том, что «музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта» или певца, « а прежде всего воспитание человека».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательное значение отметки на уроках музыки»
Воспитательное значение отметки на уроках музыки.
Идея. Нетрадиционный подход к оцениванию планируемых результатов на уроках музыки, как средство воспитания.
Цель. Познакомить читателей с авторским подходом к оцениванию достижений учащихся на уроках музыки.
Как правильно оценивать учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе? Этот вопрос на сегодняшний день актуален для многих учителей. Кто-то для себя давно ответил на него, и принципиально придерживается стандартного подхода. Те учителя, которые руководствуются нормами оценок по стандарту, вынуждены значительную часть учащихся (таких детей в классе, как правило, более половины) с недостаточно развитыми музыкальными способностями (слух и голос) оценивать отрицательными оценками даже если по основным предметам они успевают на «отлично». Тройку по музыке дети считают отрицательной оценкой, и даже если она профессионально аргументирована учителем - это не утешит ни учеников, ни их родителей. Для чистого интонирования нужен развитый , звуковысотный слух, нужны координация между слухом и голосом. Но так как процесс развития музыкальных способностей у школьников нередко бывает довольно длительный, то отрицательные оценки они будут получать систематически. Я абсолютно убеждена в том, что такой подход в выставлении оценок не приемлем ещё и потому, что в учебной программе предмету «Музыка» отведён один час в неделю, а из 40 минут урока только минут десять – пятнадцать идёт на исполнение музыки. Эти обстоятельства не дают возможности развития слуха и голоса до уровня «чистого интонирования». Высокого уровня чистоты интонирования можно добиться во внеурочной деятельности, но в кружки ходят не все дети и внеурочная деятельность детей не оценивается. Стимулирует ли интерес учащихся к музыке отрицательные оценки? Конечно, нет. Необходимо сделать всё, чтобы дети шли на урок музыки с желанием и с радостью, чтобы получить от соприкосновения с прекрасным, от участия в творческом процессе эстетическое наслаждение, независимо от того есть у него слух и умеет ли он чисто интонировать или нет. Учителям музыки необходимо помнить о том, что «музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта» или певца, « а прежде всего воспитание человека». Существует опасность, что из-за плохой отметки они не только потеряют интерес к предмету, но и возненавидят и предмет, и учителя и всю музыку в целом, потому что она будет ассоциироваться с несправедливостью со стороны педагога( ведь дети не виноваты, что у них недостаточно развит слух), а значит, не будет иметь воспитательного значения. Что нужно сделать, чтобы у детей, не имеющих слуха и голоса, с одной стороны не возникал комплекс неполноценности, а с другой стороны они реально оценивали свои способности, чтобы оценка давала представление о сильных и слабых сторонах его деятельности, чтобы у ребёнка, «не имеющего слуха и голоса» не пропал интерес к исполнению музыки на всю жизнь?
Музыка - специфический предмет, где учащиеся могут проявить себя не только в исполнительской деятельности, но и доверительно поделиться друг с другом и с учителем мыслями, чувствами, эмоциональным отношением к музыке в процессе слушания. Учить думать, размышлять, анализировать музыку - одна из важнейших задач школьного и музыкального образования. Чтобы дети не потеряли веры в свои силы, им предоставляется возможность проявить себя в других видах деятельности (слушании музыки, анализе музыкальных произведений, в выполнении творческих заданий), где они могут достичь высоких результатов на этапе восприятия музыки, степени овладения музыкальной грамотностью, основами музыкальной культуры и получить заслуженно высокую оценку .( Я в таких случаях говорю:"Главное,чтобы душа пела".Я всегда проверяю слух всех учащихся класса два раза в год в начале учебного года и конце и отмечаю тех ребят у кого слух прогрессирует.