~~Хорошо, когда у руководителя красивый голос, тогда вся работа строится на показах.
Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых голосовых аппаратов. Важнейший принцип - индивидуальный опрос, наблюдение за развитием каждого поющего.
Практикой доказано, что пение полезно в детском возрасте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вокальная работа в детском хоре »
БЕРЕГИТЕ ДЕТСКИЙ ГОЛОС.
"Вокальная работа в хоре".
Хорошо, когда у руководителя красивый голос, тогда вся работа строится на показах. Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых голосовых аппаратов. Важнейший принцип - индивидуальный опрос, наблюдение за развитием каждого поющего. Практикой доказано, что пение полезно в детском возрасте. Это возможно при соблюдении следующих принципов: заповедь "не навреди", исключение форсированного пения. Детскому голосу противопоказано громкое пение. Петь следует с осторожностью, не напрягаясь, с максимальной естественностью. Петь слишком высоко или слишком низко тоже нежелательно, так как голос может утратить звонкость и силу. Только регулярное пение в удобном диапазоне может развить голос. Крик наносит вред голосовому аппарату. При наличии дефектов голосового аппарата ребёнок поёт неправильно, создаётся ложное впечатление, будто у него музыкальный слух не развит. Певческое дыхание: В зависимости от возраста дыхание видоизменяется. Обучение пению способствует выработке широкого дыхания. Это происходит постепенно при соответствующей работе. Важную роль в формировании дыхания играет пение по руке руководителя. Строение голосового аппарата, сам процесс дыхания следующий: гортань с голосовыми связками расположена в переднем отделе шеи, над трахеей (у детей гортань в два раза меньше, чем у взрослых). Одни мышцы смыкают голосовые связки, другие их размыкают. Имеются также мышцы, сокращающие голосовые связки. Во время дыхания при пении, когда вдох делается активным, воздух под связками уплотняется и давит на них. Здесь происходит процесс, при котором голосовые связки, сопротивляясь давлению вдыхаемого воздуха, колеблются. Момент образования звука называется атакой. Различаются три вида атаки: твёрдая, мягкая, придыхательная. Чаще всего придыхательная атака свидетельствует о болезни горла, общей вялости связок. При работе с детским хором рекомендуется предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат. Важно отметить, что ритм дыхания находится в тесной связи с темпом и характером произведения. Звукообразование: Звук, образующийся в гортани, очень слабый и его усиление и тембровая окраска происходит во время попадания звука в полости, называемые резонаторами. Верхний резонатор(головной)-полость глотки, рта, носа. Нижний резонатор(грудной)-полости бронхов и трахей. У детей преобладает верхний резонатор. Артикуляция: Это важнейшая часть всей вокально-хоровой работы. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей нуждается в развитии. Здесь всё важно: умение правильно открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту-это всё влияет на качество исполнения. При пении важны такие особенности произношения, как: а) напевность гласных б) умение их округлить в) стремление к чистоте звучания неударных гласных г) быстрое и чёткое выговаривание согласных. Распевание: Пение детей в младшем возрасте почти не отличается от их разговора. Упражнения в этом периоде нужно давать небольшие по диапазону. Можно использовать разные слоги в зависимости от цели. Например, гласные е ё ю я способствуют светлому головному звучанию. Осторожно нужно брать звук и, чтобы не появился резкий открытый тембр. Активно содействует формированию звука с одновременным стимулированием работы дыхательного аппарата чёткая артикуляция. Это один из немногих приёмов активизации дыхания. Здесь применяются специальные упражнения для активизации языка - тра-ля-ля и т.п. Полезно петь различные скороговорки с усилением и ослаблением динамики. Развитию заднего отдела артикуляционного аппарата способствуют упражнения на гласные о у. Развитию мягкого нёба способствуют упражнения, исполняемые закрытым ртом с переходом на слоги ма, на. Освобождению челюсти способствуют упражнения на слоги – бай, дай. Часто упражнениями становятся отрывки из репертуара. Обычно они исполняются на определённые слоги или закрытым ртом. В практике употребляются постоянные упражнения, удобные и знакомые по предварительной работе. Однако следует включать незнакомые упражнения, в зависимости от тех задач, которые стоят в данный момент.
Большинство специалистов приходят к истине: детский голос находится в постоянном развитии и изменении в зависимости от роста организма ребёнка. Соответственно, каждый музыкальный руководитель должен учитывать всю методику работы с голосовым аппаратом ребёнка. Да бы не навредить голосу!!!