kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Улучшение качества вокального звучания путем систематической работы над постановкой голосового аппарата.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" Балтасинского муниципального района РТ




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

Преподавателя отделения вокально-хоровых дисциплин Файзрахмановой А.Ф.










Тема:

«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».





















2017г.

Тема: «Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».

Цель: Улучшение качества вокального звучания путем систематической работы над постановкой голосового аппарата.

Задачи:

- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата;

- обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке;

- создать условия для развития у обучающихся вокальных навыков в процессе обучения;

- создать условия для воспитания сознательного подхода к обучению;

- повышение уровня самооценки , стремление к самоусовершенствованию и творческой самореализации;

- стимулирование творческого поиска учащегося в создании интерпретации произведения.

Ход урока:

I.Дыхание.

Каждый свой урок я начинаю с постановки дыхания. Необходимо уделить данному разделу особое внимание.

Дыхание – это основа пения, без дыхания вы не сможете спеть ни одной ноты. Дыхание – это важно. Развивая дыхание, мы закладываем фундамент к нашему вокальному успеху.

Что такое певческое дыхание?

Певческое дыхание – это более активная работа дыхательных мышц. При обычном разговоре мы задействуем их по минимуму. Нам не нужно больше воздуха, чтобы петь, но нам нужно энергично и продуктивно управлять тем воздухом который у нас уже есть. Поэтому нам необходимо развить и активизировать наши вокальные мышцы с помощью упражнений.

Сейчас мы поговорим о диафрагмальном дыхании, я покажу, как развить активную работу мышц диафрагмы, которая поможет нам петь на «опоре». Попросту говоря, вокальная опора – это значит, что развив и правильно скоординировав наш дыхательный аппарат, мы обеспечиваем себе достаточный запас воздуха, на который мы бы могли опереться во время исполнения партии любой сложности.

Для начала попробуем проверить работу дыхательных мышц. Приведу такой пример, часто по телевидению мы видим состязания спортсменов. Выходит штангист берет штангу и поднимает ее, он опирается на воздух, который у него в легких, т.е. наша певческая опора должна осуществляться на стесненный в легких воздух. Мы поем не просто на выдохе мы его выжимаем. Наши легкие уподобляются мехам, как в гармошке. Меха растягиваем – воздух берем, сжимаем - идет звук. Мы поём на сжатом воздухе, если этого нет, опора будет осуществляться на голосовые связки.

Петь на дыхании – это петь на воздухе, петь воздух, т.е. воздух должен исполнять роль смычка на связках.

- (С уч-ся.) И так, положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, что – бы дыхание было более интенсивным , согрейте им руки. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит, вы пользуетесь самым не традиционным видом дыхания – ключичным.

Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, где и как напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины (поясницы), живот подается вперед. Итак, положите руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение наклонив корпус вперёд и положив руки в область поясницы.

На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе – выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.)

- Следующие упражнение «собачка». Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку, расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите чтобы плечи не поднимались. Диафрагмальное дыхание должно быть доведено до автоматизма.

II.Артикуляция и дикция.

Следующим этапом нашего занятия является работа над артикуляцией. Для начала давайте определимся, что такое артикуляция. Артикуляция – это работа органов речи, необходимая для произношения звуков речи.

Важным условием вокального пения является подвижность артикуляционного аппарата. Что такое артикуляционный аппарат? Артикуляционным аппаратом называют, орган который участвует в образовании речи. Это губы, язык, нижнее нёбо. Для пения очень важно чтобы кончик языка был подвижным, чтобы были активные губы, чтобы нижняя челюсть была свободной, а мягкое нёбо имело положение приподнято вытянутое.

В связи с этим существует комплекс упражнений для тренировки артикуляционного аппарата. Как я уже говорила для пения важно, чтобы нёбо было имело положение приподнято вытянутое. Для этого сделаем следующие упражнение:

- Представьте, что вы зеваете, но рот при этом не открываете, почувствуйте положение зевка.

- Рот закрыт, а мы мысленно проговариваем звуки «а, э, у.».

После того как мы разогрели артикуляционный аппарат, переходим к работе над дикцией, для этого используем скороговорки.

С начало проговариваем скороговорки в медленном темпе, затем постепенно ускоряя.

Важно не просто пробалтывать скороговорку, а произносить её в определённом настроении, с определенной эмоцией:

- Представьте, что за вами кто – то гонится – «От топота копыт пыль по полю летит»,

- Или произнесите её радостно – «От топота копыт пыль по полю летит!»

- Можно произнести с удивлением.

Так же тренировки артикуляционного аппарата и дикции посвящены упражнения, которые так же развивают вокальную технику и подвижность голоса.

III.Распевание. Певческая установка.

Теперь, когда мы познакомились с основами правильного пения – диафрагмальным дыханием, свободой артикуляционного аппарата, с четкой и ясной дикцией; можно перейти непосредственно к упражнениям на формирование певческой установки у вокалиста, певца.

Распевание у певца – это та же разминка у спортсмена. Как и спортсмену, певцу необходимо разогреть мышцы которые в дальнейшей работе будут участвовать при разучивании или исполнении произведений.

Данный комплекс предлагаемых мною упражнений, связанный с постановкой певческого дыхания, певческого голоса на уроках вокала, не только могут способствовать развитию вокальных трудностей, но и развивает в учащихся выносливость, силу воли, уверенность в своих способностях умение обдуманно пользоваться своим голосом.

Вокальные упражнения (распевки) на дыхание и звукообразование.


Упр. 1. На формирование певческого тона, подготовка певческого аппарата к работе.


Упр. 2. На формирование единого звукообразование при пении гласных, закрепление ,, переходных” звуков.


Упр. 3. На формирование единого звукообразование при пении гласных, расширение диапазона.



Упр. 4. На закрепление «переходных» звуков, развитие певческого дыхания.



Упр. 5. На staccato, твердая атака звука.



Упр. 6. На смешение регистров, близкую позицию звука.



Упр. 7. На использование головного резонатора.



Упр. 8. На legato, смешение регистров, расширение диапазона.



IV. Заключение.

Данный комплекс предлагаемых мною упражнений, связанный с постановкой певческого дыхания, певческого голоса на уроках вокала, не только могут способствовать развитию вокальных трудностей, но и развивает в учащихся выносливость, силу воли, уверенность в своих способностях умение обдуманно пользоваться своим голосом.

Стих-наказ существует с XVIII века в монастырях, где певчих обучали пению. Есть поверие, что он пришел из Италии от самого маэстро Н. Порпора.


«Наказ вокалисту»


Чтоб красиво петь до гроба,

Купол сделайте из неба,

Станьте полым, как труба,

И начните петь со лба.


Ощутите точки две:

В животе и голове;

Провалите на живот,

И пошлите звук вперед.


Чтобы петь и не давиться,

Не забудьте удивиться:

Вдох короткий, как испуг,

И струной давите звук.


Если вы наверх идете,

Нужно глубже опирать –

Всех тогда «переорете»,

Хоть и нечем «заорать».



Если вниз идете вы, -

Не теряйте головы;

Не рычите, словно зверь –

«Открывайте мягко дверь».


Что такое звук «прикрыть»?

Очень трудно объяснить.

Чтоб прикрытие найти,

Нужно к «Е» прибавить «И».


«А» - где «О», а «О» где «У»,

Но не в глотке, а во лбу,

И со лба до живота –

Лишь провал и пустота.


Пойте мягко, не кричите,

Молча партии учите;

И не слушать никого,

Кроме Бога одного!







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Файзрахманова Альфия Фаритовна

Дата: 23.09.2017

Номер свидетельства: 429379

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала. Устранение дефектов постановки голоса, корпуса»."
    ["seo_title"] => string(80) "usoviershienstvovaniie_navykov_i_umienii_postanovki_gholosa_v_protsiessie_raboty"
    ["file_id"] => string(6) "412215"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493375040"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства