Первыми этюдами были специальные простые упражнения для развития техники музыкантов (клавесинистов). Итальянский композитор 18 века Доменико Скарлатти свои виртуозные сонаты для клавесина назвал «Упражнения», а в предисловии к этому сборнику писал: «Не жди в этих композициях глубокого замысла.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Упражнения и этюды в репертуаре учащихся»
Внеклассное мероприятие посвящено очень популярному среди музыкантов жанру инструментальной музыки – этюду. Этюд сопровождает нас с первых уроков в школе. Играя этюды, музыкант стремиться развить беглость пальцев, совершенствует различные технические приёмы игры. Именно этюд является основой настоящего исполнительского мастерства.
Первыми этюдами были специальные простые упражнения для развития техники музыкантов (клавесинистов). Итальянский композитор 18 века Доменико Скарлатти свои виртуозные сонаты для клавесина назвал «Упражнения», а в предисловии к этому сборнику писал: «Не жди в этих композициях глубокого замысла. Это лишь затейливая музыкальная шутка, цель которой воспитать в тебе уверенность в игре на клавесине».
Великий немецкий композитор И.С. Бах ни одного из своих учеников не освобождал от специальных упражнений для всех пальцев. Маленькие прелюдии и двухголосные инвенции он писал прямо во время занятий с учениками.
В конце 18 и начале 19 веков благородный клавесин, царивший в музыке два столетия, уступает место самому популярному концертному инструменту – фортепиано.
Видеоиллюстрация: старинные клавишные и современный рояль:
клавесин клавикорд
современный рояль
Выдающимися виртуозами-пианистами того времени называют Л.Бетховена, И. Крамера, М. Клементи, Ф. Калькбреннера, И. Мошелеса, Г. Бертини. Путь этих музыкантов к совершенству, несомненно, лежал через упражнения и пьесы, развивающие новую фортепианную технику.
Видеоиллюстрация: портреты композиторов
Л.В. Бетховен И. Крамер М. Клементи
Ф. Калькбреннер И. Мошелес Г. Бертини
Большое значение приобретает учебная музыкальная литература. Так знаменитый в первое десятилетие века сборник этюдов Муцио Клементи «Ступень к Парнасу» со временем уступает место ещё более сложным этюдам его талантливых учеников И. Крамера и И. Мошелеса. В то же время выходят в свет сборники итальянского композитора и пианиста Бертини под названием «»Характерные этюды». «Артистические этюды», «Этюды в 4 руки». Современники отмечали, что игра этого виртуоза отличалась красивым звуком и изящной фразировкой.
Музыкальная иллюстрация в исполнении учеников:
Бертини. Этюд до минор
Бургмюллер. Этюд «Возвращение»
Всем музыкантам хорошо известно имя австрийского композитора и педагога Карла Черни – чеха по национальности. В течение 3-х лет с 9-летнего возраста он брал уроки у великого Бетховена. Каждое мгновение этих уроков запомнилось ему на всю жизнь.
Видеоиллюстрация: портрет Карла Черни
Карл Черни – автор более 1000 произведений. Но не столько композиторская, сколько педагогическая деятельность тала главным делом его жизни. Уже в 14 лет (небывалый в истории музыки случай) Черни стал известным в Вене педагогом. Терпеливо воспитывая своих учеников, он заботился о развитии их техники. Полагая, что «только подлинная техническая беглость создаёт предпосылки для одухотворённого исполнения».
Сборники этюдов Черни: «Школа беглости», «Искусство беглости», «Школа для левой руки», «Школа исполнения фуги» – можно по праву назвать энциклопедиями фортепианной техники:
Видеоиллюстрация: нотные сборники
Французская пианистка Маргерит Лонг писала: «Шагая по ступенькам технического роста, помните совет Ф. Листа, обращённый к своим ученикам: «Играйте прилежно К. Черни».
Музыкальная иллюстрация в исполнении учеников:
К. Черни. Этюды Фа мажор и ре минор
В 19 веке особое место занимает жанр концертного этюда, демонстрирующего блестящие виртуозные способности исполнителя. Игра музыкантов-романтиков Р. Шумана, Ф. Листа. Ф. Шопена, Н. Паганини, Р. Крейцера потрясает слушателей творческим порывом, эмоциональностью.
Видеоиллюстрация:
Р. Шуман Ф. Лист Ф. Шопен
Н. Паганини Р. Крейцер
Жанр этюда преображается. Из учебного упражнения он превращается в высокохудожественное произведение, а техническое задание композиторы начинают использовать для создания художественного образа и поэтического настроения. Так, например, у венгерского композитора Ф. Листа есть этюды, которые носят названия «Блуждающие огни», «Шум леса», «Хоровод гномов». Кстати, Ф. Лист был учеником знаменитого маэстро К. Черни. Два года занятий с ним сделали Листа виртуозом. К вершинам мастерства Лист шёл через этюды. Не удивительно, что первыми сочинениями 12-летнего композитора стали этюды, написанные в духе Черни. Лист назвал их «Юношескими».
Музыкальная иллюстрация в исполнении учеников:
Ф. Лист. Юношеский этюд ре минор
Слушая этюды знаменитого польского композитора Фридерика Шопена, такие различные по характеру и настроению, невольно забываешь об их исключительной сложности.
Музыкальная иллюстрация в исполнении учеников:
Ф. Шопен. Этюд до-диез минор
Вторая половина 19 века – расцвет русского фортепианного искусства. Выдающиеся пианисты-композиторы А.Рубинштейн, А.Скрябин, С.Рахманинов также обращаются к жанру художественного этюда и не просто обращаются, а развивают его.
Видеоиллюстрация:
А.Рубинштейн А.Скрябин С.Рахманинов
С.Рахманинов называет свои произведения этюды-картины. Тем самым он подчёркивает, что его этюды – это художественные зарисовки. Одни из них – задушевные, мечтательные, напоминают картины художников Левитана и Нестерова. Другие – энергичные и протестующие, как бурные вихри и колокольные звоны. И те и другие в музыке развивают красочный и монументальный стиль этюдов.
Видеоиллюстрация:
М.Нестеров. Осенний пейзаж. И.Левитан. Осенний день
И.Левитан. Мостик.
Этюды Скрябина, пламенные и поэтические, продолжают в музыке традиции Шопеновских этюдов-настроений. Этюд №12 ре-диез минор – одно из самых ярких и известных сочинений Скрябина. Иногда проводят параллели между этим этюдом и этюдом Шопена ор.10, тоже №12. Этюд Шопена, прекрасный, патетический и жизнеутверждающий, в духе пламенного призыва, обращён к гражданину. Недаром этюд часто называют "революционным"
Музыкальная иллюстрация записи Этюда №12 (исполняет Владимир Горовиц)
«Взрываются воплем октавы,
Скачками беснуются пальцы, Как- будто напившись отравы, В агонии пляшут запястья. Иль неугомонная прихоть? Глаголы безудержной страсти? Иль ужаса адского близость, Что рвёт пианиста на части? Но мы лишь живём у развалин Эпохи сгоревшего рая И нам представляется Скрябин, Воскреснувший здесь…за роялем…»