Автор работы заостряет внимание на проблему развития товрческих способностей ребёнка через организацию школьных творческих проектов, которые будут способствовать становлению личности ученика. его самовыражению, самореализации и успешной социализации. Автор уверен, что каждый ребёнок талантлив. Поэтому главная задача педагога ракрыть талант и помочь ему развиться. Главная мысль работы - формировать творческий потенциал ребёека надо в школьном возрасте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Автор работы заостряет внимание к проблеме развития творческих способностей учащихся, которые способствуют становлению личности ученика, его самовыражению, самореализации и успешной социализации. Автор уверен, что в каждом ребёнке есть талант, и задача педагога состоит в том, чтобы помочь таланту развиться. Главная мысль работы – развитие творческого потенциала личности ребёнка должно быть сформировано в школьном возрасте, потому что в будущем зрелом возрасте эта задача практически не выполнима.
Содержание
I Введение______________________________ cтр.4 -5
II Основная часть
а). Актуальность проблемы
б). Школьные творческие проекты
в). Творчество на уроках______________стр.5 -9
III Заключение___________________________стр.9
IV Список использованной литературы______ cтр.10
V Приложение___________________________ cтр.11
«Школьные творческие проекты»
"Раннее включение детей в творческую деятельность
очень полезно для художественного развития,
вполне естественно для ребенка и вполне
отвечает его потребностям и возможностям"
Психолог Б.М. Теплов
I. Введение
Творческие способности – это далеко не новый предмет исследования в музыкальной педагогике. Проблема формирования творческих способностей и их влияние на развитие личности музыканта-ученика вызывала огромный интерес исследователей во все времена. Все дело в том, что обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач. Ведь всё новое, что создаётся в мире, делается благодаря творческим людям.
Творчество – это тот путь, который может подготовить наших учеников к будущей жизни, даст возможность выбрать профессию, проявить свои таланты.
Творческая активность – это норма детского развития и если, учась в школе, ребенок активен, он востребован и со временем у него проявляется творческая индивидуальность. Именно такой человек легче адаптируется к условиям и требованиям современной жизни.
С целью раскрытия творческих способностей используют технологию творческого развития, взяв за основу систему развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Считаю, что каждый ребёнок талантлив, только нужно вовремя заметить и развить его творческие задатки.
Цель применения творческой технологии – воспитание активной творческой личности, способной приумножить Российскую культуру за счёт личного вклада или проявить свои таланты в значимой для себя области.
Задачи развития творческих способностей: формирование творческого потенциала учащегося, поддержка и развитие творчества в разнообразных его проявлениях.
Предполагаемый результат: развитие индивидуальных способностей, повышение коммуникативной компетентности, формирование потребности в творческой самореализации и формирование уважительного отношения к другим участникам проектов.
II. Основная часть
а). Актуальность проблемы
Мы часто говорим: "Контингент поступающих в музыкальную школу средний или слабый и нам приходится с этим мириться”т.
Каждый из нас, педагогов, понимает, что если не увлечь детей, то со временем придётся со многими из них расстаться.
С первых уроков все мы, педагоги, занимаемся с детьми творчеством (сочинение мелодий, ритма, слов, рисунки и т.д.) Естественно, мы ставим перед собой задачу пробудить у ребенка интерес к творческим заданиям. От этого зависит вообще интерес к музыке и успех дальнейших музыкальных занятий. Поэтому сочинение, импровизация, подбор аккомпанемента – это важные части процесса обучения.
б). Школьные творческие проекты
В каждой школе есть самые разные интересные проекты, которые развивают детей в творческом направлении. В нашей школе (ОДШИ) их тоже немало. Один из таких проектов – "Детский круглый стол". Тема: "Музыка в моей жизни". Он состоялся сначала в ОДШИ, а затем в Димитровграде с учащимися ДШИ № 2 и ОДШИ.
Цель данного мероприятия простая: пробудить, укрепить интерес детей к музыкальным занятиям, а также дать ученикам возможность выразить свои мысли, своё творческое отношение к музыке. Мы раздали учащимся вопросы. Круг вопросов касался музыкальных вкусов учеников, их отношения к занятиям в музыкальной школе, выступлениям на концертах (см. приложение №1).
Тема круглого стола не случайна. Общаясь с музыкой, ребёнок получает положительные эмоции, которые влияют на здоровье, учёбу. Педагоги, участвуя в обсуждении вопросов "Детского круглого стола" много говорили о влиянии музыки на умственные способности, о том, как занятия помогают в преодолении трудностей в учёбе. Это дети очень хорошо поняли и, может быть впервые для себя, узнали, что с точки зрения учёных занятия музыкой активизируют работу мозга. Отсюда развитие умственных способностей у тех, кто занимается музыкой, искусством.
Мы, педагоги, наблюдали, что дети проявляют к данному мероприятию активный, творческий интерес. Подготовившись, они подробно и развернуто отвечали на вопросы, написали сочинения и красочно их оформили. Малыши нарисовали рисунки к своему любимому произведению. Дети беседовали с родителями, сверстниками, сравнивая их отношение к музыке и своё.
Наконец, анализируя музыкальные пристрастия своих друзей, ученики делали неожиданные выводы. Они размышляли, порой наивно, но интересно и вполне понятно. Дети выражали свои чувства, эмоции, формулировали свои мысли. А это, как известно, главная составляющая творческой деятельности. Некоторые ученики говорили, что видят себя в профессии музыканта и обосновывали, почему они выбирают именно её.
Следующий "Круглый стол" планируется провести на тему "За что вы любите музыку старых мастеров". К этому мероприятию будет подготовлен концерт из произведений композиторов 17-18 веков.
Формирование творческих способностей – это не только важная часть процесса обучения, но и способ воспитания. Ведь в процессе творчества у детей проявляется инициатива, познавательная активность, интерес к творческому поиску.
В нашей школе существует традиция проведения музыкальных турниров – "Турниров эрудитов". Именно здесь творческая активность детей проявляется очень ярко. Ведь музыкальные турниры предполагают повышенный уровень знаний. Конечно, педагог на уроках музыкальной литературы даёт детям дополнительный материал о жизни и творчестве композиторов, о стилях, формах и жанрах разных эпох. Однако этого недостаточно. Ученикам приходится проявлять инициативу, творческую активность и они это делают с удовольствием. Ребята изучали достаточно много литературы о разных стилях и направлениях в искусстве, о живописи и литературе, о жизни великих музыкантов. Нужно было найти ответы на сложные и необычно поставленные вопросы. На некоторые вопросы можно было ответить, только лишь сопоставив различные исторические факты.
Вот один из вопросов "Турнира эрудитов" – "Бах и его сыновья". Ведущий показывает портрет Прусского короля Фридриха Великого, перстень с бриллиантом и ноты. Дети должны догадаться, что речь идёт о произведении "Музыкальное приношение" Баха, посвящённое королю и написанное на его музыкальную тему. Ведущий просит детей уточнить, где происходило это событие и в каком году.
Одна из участниц "Турнира эрудитов" проявила свои способности художника. Это была ученица народного отделения С. Филянина, которая нарисовала афишу с портретом И.С. Баха. Это произведение юной художницы до сих пор хранится в школе.
Перед нами убедительный пример активной познавательной деятельности и творческого поиска. Дети проявили умение анализировать и осмысливать информацию. Конечно, главным здесь является учитель. Но именно учитель создаёт такие ситуации, при которых возрастает познавательная активность ребёнка.
Музыкальные турниры эрудитов традиционно проходят каждый год. В этом учебном году он будет посвящен 260-летию со дня рождения В.Моцарта.
в). Творчество на уроках
Также как и крупные творческие школьные мероприятия, простые творческие задания на уроках развивают в ученике память, мышление, наблюдательность, логику, интуицию и многое другое. Всем известно, что занятия музыкой делают личность ребёнка многогранной, развивают его фантазию, воображение, артистичность и, наконец, интеллект, что немаловажно для дальнейшей его судьбы.
Каждый ребёнок – фантазёр, он способен творить, только нужно создать благоприятную среду, основанную на понимании и доверии. Детям, не обладающим яркими музыкальными способностями, обучение через творчество крайне важно. Это даёт возможность ребёнку проявить себя. Например, приобщение его к разным формам музицирования. Детям нравится играть в ансамбле, петь в хоре. Этот вид деятельности решает многие психологические проблемы. Застенчивый ребёнок чувствует себя в центре школьной жизни. Он учится проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание, уважение. Это ещё один воспитательный момент.
И ещё очень важно, что каждый ребёнок, занимающийся творчеством, испытывает радость, положительные эмоции, которые прибавляют ему веру в себя, желание продолжить занятия.
Те творческие задания, которые мы даём детям на уроках сольфеджио, слушания музыки, музыкальной литературы воспитывают, прежде всего, образное мышление, наблюдательность, активизируют память.
Например, задания о тембре и динамике, особенностях мелодии, ритма и жанров. Интересны для детей задания на передачу словами настроения произведения. Ученики младшей школы с трудом могут дать законченное описание характера произведения. Для этого мы используем слова-подсказки. Ребята должны знать, что музыка бывает не только веселая и грустная, тихая и громкая.
Цель таких творческих заданий на наших уроках – обратить внимание детей на связь элементов музыкального языка с характером музыкального образа. Это сложная задача легче решается с помощью творческих заданий.
Например, учитель предлагает ученикам 2 столбца разных слов, определяющих характер музыки. Ученик должен выбрать самое подходящее слово (см. приложение №2).
III. Заключение
Известно, что в каждом ребенке заложена внутренняя потребность к изучению окружающего мира, одной из форм которого является активное, творческое воздействие на него. Созидание – это самая интересная и захватывающая "игра", которую изобрело человечество. Нужно только вовлечь начинающего ученика в эту удивительную "игру", способную захватить его.
Творческие формы работы на уроках или на внеклассных мероприятиях выполняют роль своеобразного "двигателя", запускающего весь механизм музыкального развития ребёнка, что играет огромное значение в становлении личности ученика.
IV. Список использованной литературы
1. Выготский Л.С. "Воображение в детском возрасте" (Москва, 1985 г.)