Тема "Влияние традиций кубанского песенного творчества на воспитание подрастающего поколения" может быть использована в качестве метожическог8о локлада на заседании методического объединения в музыкальной школе или школе искусств. В любом регионе России существует своё культурное наследие, свои ремёсла и т.д. На Кубани в первую очередь- казачьи песни, и нв настоящее время в программы музыкальных школ и школ искусств активно вводится региональный компонент. На уроках музыкальной литературы дети знакомятся с песенными традициями Кубани.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Традиции кубанского песенного творчества. »
Влияние традиций кубанского песенного творчества на воспитание подрастающего поколения.
Музыкальная культура Кубани- уникальная, самобытная оласть российской музыкальной культуры, осознание и осмысление которой является важнейшей задачей современного музыкального образования.Исключительна роль кубанского музыкально-культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения . Народная мудрость, воплащённая в устном народном творчестве, отточенные столетиями музыкальные интонации , бытующие в музыкальном фольклоре и обретающие вторую жизнь в творчестве кубанских композиторов – всё это способствует осознанию чувства Красоты и позволяет привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.
Одной из важных задач введения регионального компонента в курс музыкальной литературы в Детской школе искусств является формирование у учащихся эмоционально- целостного отношения к музыке родного края, познания её духовных основ, заложенных поколениями далёких предков.Региональный компонент мы вводим на 4-ый год обучения, и целью этих уроков является формирование представления о музыкальной культуре родного края, о связи народной и авторской профессиональной музыки, воспитание уважения к мцзыкально- культурному наследию своей «малой родины», а также формированеи кругозора, связанного с музыкальным наследием родного края.
В результате изучения музыкального искусства родного края ученики должны знать и понимать роль кубанского песенного творчества в жизни людей и в своей собственной жизни; знать имена известных кубанских композиторов, известных исполнителей; знать основные выразительные средства музыки и её жанры. Особенное внимание уделяется изучению кубанской песни.
Песенный фольклор Кубани тесно переплетается с жизнью, бытом и народными традициями. Важная черта казачьих песен - преобладание хорового многоголосного пения. Существует несколько разновидностей казачьей песни, и среди них особенно важное значение имеет историческая песня.
- Исторические песни отличаются разнообразной тематикой. Большая часть их посвящена нелёгкой казачьей военной службе, важнейшим событиям, происходящим на юге России, атаманам, прославившимся в боях за российские земли. Во многих песнях большое внимание уделяется судьбе женщин-казачек, провожающих на войну своих мужей, братьев и сыновей.
Первыми композиторами Кубани стали люди, которые сами прошли испытание войной. Это- Григорий Максимович Плотниченко, который закладывал фундамент кубанской музыкальной культуры, прошедший войну и ставший инвалидом, потеряв кисть правой руки; Николай Михайлович Хлопков, который прошёл всю войну и дважды был ранен; Павел Иванович Черноиваненко, Валентин Александрович Лаптев и конечно же - Григорий Фёдорович Пономаренко. который по –своему, чаще в глубоко лирической манере переосмысливал образы, связанные с темой Родины и Великой Отечественной войны .
Представители нового поколения композиторов продолжили традицию обращения к теме военно-патриотической песни- Виктор Гаврилович Захарченко, Владимир Васильевич Магдалиц, Борис Целковников, Владимир Андреевич Чернявский.
Широкую и заслуженную известность получили песни Григория Фёдоровича Пономаренко, который по –своему, чаще в глубоко лирической манере переосмысливал образы, связанные с темой Родины и Великой Отечественной войны . В военные годы он служил баянистом в армейских ансамблях, для которых писал песни. После окончания войны он продолжил служить в военном ансамбле, поскольку «сильно к нему прикипел». Со временем в песнях Пономаренко начинают преобладать новые качества. Глубокой скорбью и гражданским пафосом проникнуты песни- раздумья «Снег седины», «Мы о вас не забыли», «Не будите, журавли, вдов России» и «Звёзды России». В ряде песен Григория Пономаренко выведен образ русской женщины, сумевшей вынести на своих плечах тяготы военного времени. И особенно широкое признание получила песня «Не будите, журавли, вдов России».
Живя уже в Краснодаре, Пономаренко как-то получил письмо из небольшого городка Славянска-на-Кубани. В нём автор рассказывал о нелёгкой судьбе своей землячки Татьяны Голуб, которая не смотря на многолетний недуг, приковавший её к постели, находила в себе силы писать хорошие стихи. К письму прилагалось несколько стихотворений поэтессы, из которых внимание Григория Фёдоровича привлекло с такими строками:
Разлилась заря в дали алым цветом.
Крик роняют журавли в бабье лето.
Ах, Журавки, в сентябре на кричите,
Вдов солдатских на заре не будите.
Её мы и хотим представить в исполнении выпускниц нашей школы Анастасии Ставровой и Светланы Литт.