Обучающимся фортепианного отделения приходится часто выступать, потому что именно так построен процесс обучения в школе искусств - отчетные концерты, концерты для воспитанников д/садов, конкурсы, фестивали и др. Каждому публичному выступлению предшествует большая работа. Этот аспект зависит от уровня пред концертной психологической подготовки и умения контролировать свое состояние во время выступления
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценическое волнение и способы его преодоления.»
Круглова Елена Ивановна, преподаватель, концертмейстер класса фортепиано,
муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Нижнесортымская детская школа искусств»,
с. п. Нижнесортымский, Сургутский муниципальный район.
Сценическое волнение и способы его преодоления.
Обучающимся фортепианного отделения приходится часто выступать, потому что именно так построен процесс обучения в школе искусств - отчетные концерты, концерты для воспитанников д/садов, конкурсы, фестивали и др. Каждому публичному выступлению предшествует большая работа. Этот аспект зависит от уровня пред концертной психологической подготовки и умения контролировать свое состояние во время выступления. Выбирается репертуар, разбирается, и долгое время учится произведение, неоднократно обыгрывается. Кажется все готово. Наступает день выступления, а обучающийся дрожит от страха, у него в горле все пересохло, ему кажется, что он все забыл, порой даже впадает в панику (в некоторых случаях это приводит к срыву всего выступления). Такое состояние называется сценическим волнением, и знакомо оно не только начинающим пианистам, но и концертирующим исполнителям, признанным мастерам сцены. Полное отсутствие волнения характерно только для маленьких детей (до 9 - 10 лет) и для исполнителей, в которых невысоко развита музыкальность. У Ираклия Андроникова есть рассказ «Первый раз на эстраде», в котором он красочно и психологически реалистично передает состояние сценического волнения. К сожалению, многие ученики часто недооценивают важность и значимость пред концертного периода подготовки к публичному выступлению. Как ни странно, но растерять все, что было выучено за довольно продолжительный период, можно в самые последние минуты, отделяющие учащегося от волнующего момента начала выступления. Поскольку от успешности публичных выступлений зависит зачастую будущее молодых музыкантов, соответственно, отсюда – важность оптимального решения всего комплекса проблем, связанных с данным видом деятельности. В ходе подготовки к концертам перед педагогом и юным музыкантом-исполнителем стоит задача найти пути решения проблем исполнительской, эмоциональной готовности и значимых психологических качеств. В связи с этим возрастает роль педагога, который должен быть способен повлиять на положительное отношение к публичным выступлениям, заложить основы сценической культуры, помочь ученику в выборе средств психологической подготовки.
Основная цель данной работы - раскрыть сущность этапа подготовки исполнителя к концертному выступлению и использования комплекса психотехнических приемов, способствующих коррекции эстрадного волнения.
Что же нужно делать, чтобы побороть возрастание нервного напряжения, возникновения «волны паники» перед выходом на сцену и успешно выступить? Большое внимание психологической подготовке исполнителя к концертному выступлению уделяли такие выдающиеся музыканты и педагоги, как Л.А. Баренбойм, Г.Г. Нейгауз, Г.М. Коган и многие другие. Ими разработаны разнообразные методики, которые эффективно используются в музыкально-педагогической практике.
Вот несколько советов для пианистов, которые я часто использую:
Пред концертный режим (игровой) Для публичного показа нужно отбирать произведения, которые позволяют ярко раскрыть лучшие личные качества выступающего. Степень технической и художественной сложности этих произведений не должен превышать исполнительские возможности ученика на данном этапе его развития, но, в то же время, было бы полезно, чтобы на выполнении этих произведений можно было продемонстрировать его постепенный профессиональный рост. Недоученные произведения не следует выносить на эстраду. Когда пьеса или программа выучена: играть в последние дни перед выступлением нужно, но меньше, чем раньше, и не с таким внутренним напряжением. Обычно репетируют накануне, но хуже этого ничего не может быть, категорически нельзя репетировать накануне. Лучше всего репетировать за 2 дня. Ошибку или недоделку исправлять в последние дни нежелательно потому, что при выступлении все равно ничего не получится. Выступая надо верить в себя, в свое исполнение - иначе играть нельзя. Во время работы будьте суровы к себе, беспощадно критикуя свою интерпретацию, ищите и добивайтесь лучшей. Но когда подготовка закончена, играющий должен проникнуться убеждением, что его исполнение превосходно, не требует и не допускает никаких изменений и улучшений. Если это и не так, то нужно, применяя известную формулу Станиславского, играть, как если бы было так, поверить в это, отстраняя от себя – в указанный период – все, что может подорвать подобную веру. В день выступления нужно играть совсем немного. По совету С. Рихтера – не играть произведение целиком, лучше оставить целостное исполнение до выступления. Но обязательно просмотреть произведение по нотам, пропеть его. Полезно поиграть программу в неторопливом движении, в спокойной манере, не пытаясь раньше времени стать артистом. Иногда репетиция нужна для того, чтобы освоиться, хотя бы слегка, с незнакомым инструментом и акустикой зала, попытаться немного приспособиться к ним. Но и в этом случае, проделывать это надо не на тех произведениях, какие предстоит играть в концерте. Страх забыть текст, в чьем плену пребывают многие исполнители, - психологический двойник страха ошибиться. Оба порождают инстинктивное стремление «застраховаться» способом и ценой, идущими во вред делу. Побороть первый, так же важно, как и второй. Психологическое состояние на сцене напрямую связано с качеством предварительной работы. Для преодоления этой причины, и педагог, и сам ученик должны быть уверены в том, что программа полностью готова. Для этого, при работе над произведением, фиксируйте внимание на проблеме запоминания. Говорите себе: я должен это запомнить. Назначьте срок, когда произведение должно быть выучено. Научитесь играть с разных мест, играть фрагментами, заниматься без нот. Парадокс заключается в том, что провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточной выученности текста. И, тем не менее, произведение должно быть выучено не на 100, а на 200%; само ощущение «чистой совести» исполнителя («я все выучил с предельной тщательностью») принесет ему уверенность в себе - и наоборот. В последние дни перед концертом, когда произведение выучено и, как показали неоднократные проверки, «идет» без запинки, всё время возникающему искушению «демонстрировать» его, перед выступлением не поддавайтесь тревожной тяге к «анализу». Доверьтесь больше моторной памяти, рукам: они в данном случае надежнее головы. Внушите себе уверенность в том, что после того, как произведение выучено, опасность его забыть вам не угрожает, если вы собраны и внимательны. Способность само сосредоточения, как наиболее эффективного метода борьбы со сценическим волнением можно и нужно развивать в процессе пред концертной подготовки учащегося. Предварительная «обыгранность» произведения также снижает планку волнения исполнителя. Обыгрывание произведения нужно делать как можно чаще, стараясь достичь того, чтобы, говоря словами Станиславского, «трудное стало привычным, привычное – легким, легкое – приятным». В истории музыкальной педагогики встречается немало примеров, демонстрирующих оживленное творческое взаимодействие педагогов с учениками в период их подготовки к публичным выступлениям. Такие выдающиеся мастера, как Т. Лешетицкий, Г.Г. Нейгауз, В.И. Сафонов, П.С. Столярский, А.Я. Ямпольский, целенаправленно и последовательно формировали у своих воспитанников любовь к сцене посредством активного привлечения их к концертному исполнительству. Для успешного и лишенного нервозности исполнения любого произведения необходимо, чтобы это произведение «отлежалось» после разучивания, а затем исполнялось на сцене несколько раз. Надо уметь ошибаться. Нужно тренировать ошибки. Игра перед воображаемой аудиторией. На заключительных этапах работы, когда вещь уже готова, она проигрывается целиком от начала до конца с представлением, что играешь перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Этот прием помогает выявить слабые места, которые проявятся в ситуации, когда волнение усиливается. Повторные проигрывания произведения с применением этого приема уменьшают волнение при исполнении.
2. Предконцертный режим (вне игровой)
Надо предостерегаться резкого изменения привычного распорядка. Всякого рода крайностей (нужно выспаться, даже желательно поспать дополнительно 1 - 1,5 часа). Конечно, нехорошо идти на концерт усталым. Не зря Натан Ефимович Перельман утверждал: «Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки». (7, с. 47) Обучающимся, отличающимся повышенной возбудимостью, следует проводить этот день спокойно, избегая будоражащих впечатлений и происшествий, чтобы, по словам Г. Нейгауза, обеспечить «свежесть души и тела»(8, с. 123); тем же, чья похвальная уравновешенность оборачивается порой на эстраде недостаточной яркостью игры, полезно бывает слегка «взвинтить» себя в последние часы перед концертом. Однако «взвинчиванием» надо пользоваться крайне осторожно, дабы не перейти опасной грани. Основное правило: не играть в концерте сытым, на полный желудок. Сытость вообще вредна для организма. Искусству сытость противопоказана: это самое, можно сказать антиэстетическое качество. Сытый человек настроен сонливо, благодушно, мало способен к напряжению, к той злости, какой непременно требует эстрада; в нем все притуплено – желания, темперамент, находчивость, ритм, слух. Надо готовить себя к эстрадному состоянию. Фактор, усиливающий волнение - неопределенность ситуации - чрезмерно высокий или слишком низкий стул. Очень важно и освещение: затемненная клавиатура раздражает не меньше, чем свет, бьющий в глаза и др. – непредсказуемость того, как пройдет выступление. В смягчении ситуации неопределенности велика роль педагога: он должен примерно представить, чего можно ожидать, провести так называемую «разведку» и рассказать ученику, что надо учесть во время выступления. Педагог не должен делать замечания перед выступлением. Наоборот, он всячески должен поддерживать выступающего.
В артистической и на эстраде
Отправляться из дому на концерт лучше всего с таким расчетом, чтобы прийти к самому началу и возможно меньше ожидать в артистической. Идти на эстраду должен «дирижер», собирающийся управлять исполнением, а не беспорядочная толпа «оркестрантов», думающих каждый о своей «партии». Важнейшим моментом психологической подготовки исполнителя, предшествующим выходу на сцену, является вхождение в образ. Пианисту перед началом выступления для успешной игры необходимо вызвать состояние творческой приподнятости. Перед выступлением не рекомендуется вести бессмысленные разговоры, не нужно находиться в шумной компании и растрачивать понапрасну энергию. Лучше сидеть спокойно в удобной позе, при расслабленной мускулатуре (преподавателю необходимо научить этому заранее). Если руки холодные, их нужно разогреть 3-4 раза хлопнув себя с размаху (от плеча), « в обнимку» или проделать несколько других энергичных движений, убыстряющих кровообращение во всем теле. Для снятия стресса можно предложить ученику съесть 2-3 кусочка сахара или небольшую плитку шоколада, запив теплым слабым чаем или водой. Таким способом пользовались С. Рихтер, Д. Ойстрах. Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности» ног, дрожание рук, это ведет к восстановлению кровообращения и к нормальному питанию мозга. Можно заняться самовнушением.
ПРИЧИНЫ ВОЛНЕНИЯ
И. Падеревский: «Страх - это чувство ненадежности только одного отрывка или одной фразы».
Римский-Корсаков «Волнение обратно пропорционально степени подготовленности программы».
С. Савшинский: «Не совсем ясно, то ли боязнь забыть порождает волнение, то ли волнение разрушительно действует на память».
Г. Нейгауз « Не верно выбранная программа концертного выступления».
Волнению способствует необычность обстановки.
Неуверенность в своих силах.
СЛАЙД 8
Сценическое волнение – одна из форм психического состояния личности до и во время концертного выступления:
Скованность всего тела;
Скованность игрового аппарата;
Непомерная возбудимость, суетливость;
Провалы в памяти;
Плаксивость;
Тревожность;
Эмоциональная подавленность;
Вялость, пассивность в поведении.
Формы преодоления пред концертного волнения
Эмоциональная встряска.
Аутосуггестия в тишине (самовнушение) — это внушение человеком себе чего-либо, например, установок или ощущений.
Механизм действия
Аутосуггестия работает по принципу: подсознание воспринимает повторяемые утверждения или фразы как истину и встраивает их в поведение и мышление. Чтобы эффект был достигнут, важно верить в положительное воздействие утверждений и повторять их систематически.
Расслабление в тишине.
СЛАЙД 10
Психологическая подготовка ребенка к концертному выступлению:
Установка на музыкально – исполнительскую деятельность (задача-мобилизация физических и душевных сил)
Творческий опыт, профессиональное знание ( чем больше опыт, тем меньше волнение)
Особенности психических процессов (внимание, воля, слуховые представления, уровень эмоционального возбуждения, гибкость психологической адаптации, художественное истолкование произведения).
Типологические свойства высшей нервной деятельности – темперамент.
Способы преодоления сценического волнения
Индивидуальный поиск репертуара.
Осознание причин страха.
Составление плана выступления, штудирование его после выступления.
Большая концертная практика.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Добросовестная «сделанность» произведения.
Имеет значение, как ребенок проводит время перед выступлением.
Оказывать поддержку и выражать уверенность в успешном выступлении.
Проговаривать свое отношение к деятельности ребенка: «Мне нравится…», « Я люблю, когда ты…».
Вселять оптимизм в успех.
Недопустимые высказывания после концертного выступления
Упреки
Претензии
Нарекания
Я предлагаю такие формулы самовнушения:
Я хочу играть, потому что моё исполнение будет интересно собравшимся людям!
У меня хорошее настроение, хорошо выученная программа.
Я играю с удовольствием и хочу поделиться этим с публикой.
Настроение приподнятое! Голова ясная! Я верю в успех!
Я совершенно спокоен! Я собран! Мыслю четко!
Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке.
Приёмы и методы, повышающие психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления
Упражнение «Прислушайся к себе»
Установка. Закрой глаза. В течение 30 секунд представь, что вокруг абсолютно никого нет, и полностью сосредоточься на своих ощущениях. Прислушайся к своему дыханию, к тому, как бьется сердце, какое настроение. Теперь открой глаза. Запомни свои ощущения.
Упражнение «Надуть шарик». Выполнять с закрытыми глазами. «Шарик надувается» медленно, черезнос, как насосом. Руки - на животе, чтобы контролировать, как он«надувается». На счет 1-8 - медленно, глубоко вдохнуть («надуть шарик,который находится внутри»). Представить, как меняется вид и цвет шарика.На счет 9-10 - задержать дыхание, почувствовать воздух внутри себя. Насчет 1-16 – медленно выдыхать воздух со звуком «Ш-ш-ш-ш». Повторить 2-3раза. После такой гимнастики внутренне собраться, представить темп,характер первого произведения, 2-3 раза глубоко вздохнуть и выходить насцену – играть.
3. Порционное дыхание: 4 коротких вдоха через нос, 4 коротких выдоха через рот, пауза.
Дыхательные упражнения — замечательное успокоительное средство. При помощи таких упражнений можно снизить появившееся от волнения сердцебиение.
Из книги Т. Юдовиной – Гальпериной «За роялем без слез, или я – детский педагог»
1. «Оттолкни веточку»
Мышцы спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос. Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя и делая в это время длинный, продолжительный выдох.
2.«Плавание»
Руки вытянуты параллельно на уровне груди. Имитируя движения пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на выдохе возвратить их в исходную позицию («брасс»). Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего традиционным способом — чуть наклоненное туловище, расслабленные руки раскачиваются до полной остановки.
3. «Змея»: Издавать громкий звук «Ш- Ш-Ш…Щ-Щ-Щ…» в течение полминуты. Это упражнение снимает страх и тревогу, как минимум на ближайшие полчаса.
4. «Топотун»: Топот ног, можно степом или чечеткой. Чудесное средство от страхов, тревоги, навязчивых сомнений и лишних мыслей.
Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках»
Для снятия напряжения необходимо начать с плавного вращения глазами — дважды в одном направлении, а затем дважды в другом. Зафиксировать внимание на отдаленном предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости. Нахмуриться, напрягая около глазные мышцы, а потом расслабиться. После этого широко зевнуть несколько раз. Расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить. Расслабить запястья и поводить ими. Сжать и разжать кулаки, расслабляя кисти рук. Затем сделать три глубоких вздоха, мягко прогнуться в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрячь и расслабить ягодицы, а затем икры ног. Покрутить ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторить это упражнение три раза. Таким образом, организм освободится от напряжения в 12 основных точках.
Упражнение по снятию нервного стресса: потереть круговыми движениями левое, затем правое запястье до появления тепла, затем производить полукруглые массирующие движения одновременно над обеими бровями (также до появления тепла); то же самое – с двух сторон носа; напоследок натирать мочки, а затем и полностью уши до появления тепла.
Выход на эстраду
Эти мгновения решающие. Необходимо во что бы то ни стало «поймать» время, «успокоить» его, замедлить, «ритмизовать» его бег – иначе ты действительно пропал. Чтобы избежать этого, прибегают к различным «приспособлениям». Следует приучить учащегося на сцене проверить устойчивость стула, наличие подставки для ног (если в таковой имеется необходимость в младших классах), слегка переждать успокаивающийся шум в зале, одновременно с этим окончательно настраиваясь на исполнение. Но и слишком долгие приготовления нежелательны, они расхолаживают нетерпеливую, настороженную публику. Стоит приучать ученика так же к тому, чтобы он не разглядывал публику в зале и не прислушивался к шуму, исходящему от зрителей.
Необходимо научить ученика перед исполнением каждого произведения настроиться на темп, характер, мысленно пропеть себе начало, «войти в образ».
Так же следует научиться выдерживать паузы между произведениями, между частями, но не передерживать их. Быть в образе на протяжении всего концерта. После окончания программы не нужно срываться с места. Необходимо выдержать паузу, дать возможность музыке "прекратиться", после чего с достоинством встать, поклониться слушателям и в спокойном темпе покинуть сцену.
Заключение
Вынос программы на сцене – конечный итог кропотливой работы в течение долгого времени; и работа эта не ограничивается только упражнениями за роялем. «Человек – хороший музыкант не только оттого, что он музыкально одарен, но и потому, что его внутренний мир богат и интересен», – говорил С. Фейнберг.(12, с. 67) Исполнитель часто забывает ту истину, что каков человек, таковы его дела. Есть французская поговорка, что стиль – это человек. Каков стиль, таков и человек. А. Гольденвейзер советовал: «Работать надо не над ноктюрном Шопена, а над собой. Надо расширять свой кругозор, воспитывать себя как человека».(3, с. 25) Музыкант-исполнитель должен отбросить свои слабости и устремится к тому, чтобы стать на уровень духовной культуры и внутренней значимости соавтора композитора. Как бы хорошо исполнитель ни овладел мастерством, если сам он незначительный человек и ему самому нечего сказать слушателю, его воздействие будет ничтожно. Пианист должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем и прочим, но и работу над… владением собой; работой над верой в свои творческие силы. Дать однозначный рецепт для того, чтобы каждое выступление юного исполнителя всегда имело успех, не возьмется, пожалуй, ни один преподаватель. Каждый человек - неповторимая индивидуальность, следовательно, направления, формы и методы подготовки всегда должны основываться на индивидуальных качествах внутренней и внешней среды музыканта. А главное пианист должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Преодоление сценического волнения должно идти по пути желания общения со слушателями и работой над владением собой; работой над верой в свои творческие силы. Ни один человек не выходит на эстраду абсолютно готовым. Каждый выходит в область поиска…. Завершаю свой доклад отрывком из «Заповеди» Р. Киплинга:
«Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех».
Список используемой литературы
1. Баренбойм Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство» Л.: Музыка 2.Григорьев В. Исполнитель и эстрада. М.,2006
3. Гольденвейзер П. «О фортепианном исполнительстве. Вопросы музыкально – исполнительского искусства» выпуск 2
4.Коган Г.М. О работе музыканта педагога. «От урока до концерта» вып.1, «Классика-XXI» -М.,2009
5. Коган К. «У врат мастерства» М.; Музыка, 1969
6. Литвиненко Ю.А. «Роль публичных выступлений учащихся в процессе обучения музыке» М.; «Педагогика искусства» №1,2010
7. Перельман Н. «В классе рояля» Классика-XXI, 1999.
8. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М.: Классика-XXI, 1999.
9. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. - М.: Классика, 2004.
10.Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр. соч. в 8 т. Т. 3. М.: Искусство,1955.
11. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988.
12. Фейнберг С.Е. «Пианизм как искусство» М.: Музыка,1969
13.Юдовина – Гальперина Т. «За роялем без слез, или я – детский педагог» Изд. «Союз художников», Санкт-Петербург 2002 г.