kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Стимулирование творческой деятельности в системе развития детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Игра – самая оптимальная форма, которая может увлечь, заинтересовать, активно ввести детей в мир музыки» - с этой позицией согласны все педагоги-музыканты, работающие с детьми.

 В современной музыкально-педагогической литературе существует много новых пособий для обучения детей дошкольного возраста. Среди них – методика Наоюки и Рут Танеда, которая нашла широкое применение в Германии. В России она стала внедряться в педагогическую практику с 2004 года благодаря переводу на русский язык Г.И.Добровольской (г. Новосибирск).  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Стимулирование творческой деятельности в системе развития детей дошкольного возраста»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств» г. Бакала

















МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД



по теме: «Стимулирование творческой деятельности

в системе развития детей дошкольного возраста»

в рамках общешкольного методического семинара по раннему эстетическому развитию











Преподаватель специального фортепиано

высшей категории:

Долинина Елена Дмитриевна









г. Бакал

30.11.2023


Доклад по теме: «Стимулирование творческой деятельности

в системе развития детей дошкольного возраста»



«…Все, чему мы хотим научить,

 следует не диктовать, а совместно

 как бы заново открывать, включая

 ученика в активную работу»

Е. М. Тимакин

    «Игра – самая оптимальная форма, которая может увлечь, заинтересовать, активно ввести детей в мир музыки» - с этой позицией согласны все педагоги-музыканты, работающие с детьми.

В современной музыкально-педагогической литературе существует много новых пособий для обучения детей дошкольного возраста. Среди них – методика Наоюки и Рут Танеда, которая нашла широкое применение в Германии. В России она стала внедряться в педагогическую практику с 2004 года благодаря переводу на русский язык Г.И.Добровольской (г. Новосибирск).

Наоюки Танеда – пианист, профессор консерватории в Карлсруэ. Наряду с обширной международной концертной деятельностью он руководит фортепианными мастер-классами и работает в области детской фортепианной педагогики.

  Рут Танеда – учительница музыки в гимназии в Карлсруэ. Вместе с Наоюки Танеда она разработала музыкально-педагогическую систему и школу игры на фортепиано «Мы слушаем и играем».

Применение методики Танеда – это ключ к радостному общению ребенка с музыкой, к естественному освоению нотной грамоты и приобретению навыков чтения нот с листа. Данная система направлена на стимулирование самостоятельной творческой деятельности ребенка и её можно с успехом адаптировать для занятий с детьми младшего возраста (Наоюки и Рут Танеда разработали свою систему для занятий с малышами от трех лет).

   

  Танеда предлагают новый метод раннего инструментального обучения. Они доказывают, что, используя как средство информации цветные ноты, можно развить у маленьких детей абсолютный слух и музыкальные способности.

Авторы пособия подчеркивают, что для успешной работы с детьми «преподаватель должен соблюдать следующие условия:

  • Создание тесного и эмоционально положительного контакта с ребенком.

  • Интерес к детской личности в целом, а не только к учебным достижениям.

  • Хороший контакт с родителями, готовность к диалогу и совместным усилиям для создания соответствующих обучению условий».

Школа игры на фортепиано «Мы слушаем и играем» включает в себя три тома. Логично и последовательно структурирован нотный материал. На самых первых листах расположен рисунок с изображением клавиатуры: цветными кружками отмечены клавиши (цвет кружков соответствует цвету нот) Дальше мы видим изображение трех главных аккордов тональности до мажор: T, D6, S6/4. Эти аккорды с первых занятий музыкой последовательно включаются в работу над развитием слуха и чувства ритма (в дальнейшем их используем для подбора простейшего аккомпанемента к знакомым мелодиям).

  Авторы пособия предлагают ряд музыкальных игр, способствующих развитию слуха и чувства ритма. Они отличаются педагогической изобретательностью и мастерством. Это служит источником вдохновения для преподавателей, использующих методику Наоюки и Рут Танеда для работы с детьми раннего возраста.

   Одной из любимых игр младших школьников является упражнение на слуховое определение .

     Рут Танеда и Наоюки Танеда много лет занимаются музыкальным образованием от трёх лет. Авторы утверждают, что абсолютный слух можно развить у маленьких детей, используя, как средство, цветные ноты. Итак, абсолютный слух - это не привилегия избранных, отмеченных Богом музыкантов, данная им от природы. Авторы совершенно трезво рассматривают миф абсолютного слуха и показывают, какие возможности он таит в себе для музыкального образования детей - пианистов. Основываясь на многолетнем педагогическом опыте работы с детьми, авторы делают следующие выводы: абсолютный слух можно изучать и развивать.Музыкальное воспитание по этой системе происходит исключительно в виде индивидуальных занятий, поскольку, принимая во внимание временное эволюционное состояние каждого ребёнка, часть детей испытала бы на групповых занятиях определённый психологический дискомфорт. Основным условием является заботливость, терпеливость и изобретательность преподавателя, для которого уважение детской индивидуальности стоит на первом месте. Занятия с детьми дошкольного возраста требует личной увлечённости педагога и интенсивного освоения методики, представленной в музыкально - методическом пособии "Мы слушаем и играем". Учебный материал создавался многолетней практической работой с детьми. при этом выяснилось, что восприятие цвета маленькими детьми можно использовать как средство информации для слуха, и вместе с тем заложить новую основу для раннего инструментального музыкального развития.

 В первом и втором томе «Школы» используется лишь по пять звуков для каждой руки. Звуки басового ключа играются левой рукой – «рукой баса», а звуки скрипичного ключа – правой рукой – «рукой скрипки». Все упражнения даны в зеркальном отражении и исполняются определенной аппликатурой, что способствует выработке «чувства аппликатуры». Наоюки и Рут предлагают аппликатуру, симметрично расходящуюся от среднего звука «до» первой октавы, который исполняется первыми пальцами левой и правой рук. Нотный шрифт очень крупный, что очень удобно для детского восприятия.

  В этой системе нет мелочей, все продумано с высочайшей тщательностью: даже иллюстрации направлены на пробуждение детской фантазии и развитие их логического мышления. Они несут точный информационный смысл упражнений. Мишка с разных сторон «смотрит» на одну и ту же ноту и «видит»  разные звуки - он как бы предлагает, перевернув  книгу и взаимозаменив скрипичный и басовый ключи, увидеть, что звуки разных ключей при этой операции взаимозаменяются (нота «си» басового ключа превращается в ноту «ре» скрипичного  и наоборот). Три филина нарисованы над двумя звуками. Дети, разгадывая смысл данного рисунка, приходят к логическому заключению: два филина издают по одному звуку  («ухают») – у них глаза открыты, а третий филин молчит, т.к. он спит – у него глаза закрыты. Разными иллюстрациями обозначен мелодический оборот «возврат на звук»: птички, катающие друг другу яичко, лошадки, гоняющие кубик, дети, играющие в футбол. На одной из них изображен идущий по дороге и несущий на плече чернильницу мишка, за которым остаются яркие, окрашенные пролитыми чернилами следы. На другой - цепочкой идущие в пещеры с кирками и лопатами гномы (дети говорят, что гномы идут добывать алмазы).

  Большое количество упражнений авторы заимствовали из немецкой «Подготовительной школы игры на фортепиано»  XIX столетия (её создатель – Фердинанд Бейер).

  Детям очень легко выполнять эти упражнения, так как они расположены строго в соответствии с правилом «от простого к сложному» и, причем, эти упражнения многократно повторяются в разных вариантах: сначала ребенок играет однозвучные упражнения, затем идут двузвучия, после – последовательность из трех звуков. Все звуки сначала расположены на расстоянии секунды друг от друга. Потом происходит знакомство с терцией, за этим чередуются секунда и терция, после – движение мелодии по трезвучию.

  Первые упражнения идут одинаковыми, равномерно чередующимися длительностями. С появлением различных по длительности звуков для ритмичного их исполнения используются «топы», которые обозначены треугольным клинышком. Сначала «топы» даны как самостоятельные ритмические упражнения, которые сопровождаются забавной иллюстрацией: мишка «заводит» чашку с блюдцем и летит в этой посуде.

  Кроме упражнений в сборниках есть известные немецким детям детские песенки: «Веселый Ганс», «Гензель и Гретель», «Телеманн», «Лисица, ты украла гуся», «Танцуй со мной», «Дед Мороз» и другие.

  Запомнить графическое изображение восходящего и нисходящего движения мелодии  помогает песенка со смешным названием: «Дяденька упал в канаву».

  Второй том пособия содержит много ритмических упражнений с «топами», здесь происходит знакомство с репризой и вольтой. Также, в этом томе появляются альтерированные звуки, которые обозначаются при помощи двух цветов (№ 147 обозначен как «гамма фа мажор с си бемолем», а №148 – «Гамма соль мажор с фа диезом»). Кроме того, в этом томе постепенно уменьшается размер нот, появляется четвертная пауза, которую при  исполнении пьес отмечаем щелканьем языка.

  Очень важно при чтении нот с листа владеть «объемным зрением», то есть охватывать одним взглядом большую часть нотного текста. Воспитанию этого качества способствуют упражнения типа №№185, 186. благодаря цветному изображению нот ребенок может легко увидеть одним взглядом целую строчку (или даже страницу).

  В третьем томе происходит дальнейшее уменьшение нотного шрифта (часть уже знакомых по второму тому пьес изображаются в более мелком варианте). Здесь много упражнений для исполнения двумя руками одновременно. Кроме того, в этом томе появляются упражнения с более разнообразным сочетанием длительностей нот: от восьмушки до целой; чаще употребляются паузы внутри построения, происходит знакомство с пунктирным ритмом, с нотной записью не только в малой и первой октавах, но и в большой, второй и третьей октавах.

  Упражнения «для расширения положения рук на клавиатуре» (перенесение позиции руки в разные октавы) можно использовать в качестве упражнений на импровизацию (образцы вариантов импровизаций даны авторами пособия).

  №229 – мелодия Менуэта И. С. Баха. Перед изучением этого номера предлагается выполнить упражнения, представляющие собой отдельные обороты из данной пьесы. Эти упражнения помогают ученику понять, что любая мелодия состоит из простых мелодических оборотов, и нацеливают его на правильную работу с нотным текстом произведения.

  Для плавного перехода к традиционной нотной записи Наоюки и Рут предлагают после освоения детьми цветного варианта нотного текста эти же упражнения выполнить по черно-белому их изображению.

  Педагогическая практика показывает, что наряду с учащимися, не испытывающими трудности в освоении нотной грамоты по традиционной методике, есть дети (даже очень способные), которым это очень сложно, и они не хотят смотреть в ноты, а стараются  пользоваться только слухом. Для таких детей система цветной нотной записи является очень удобной методикой в приобретении первоначальных навыков чтения нот с листа.          

     Даже из короткого, в общих чертах знакомства,  с возможностью решения некоторых проблем детского музыкального воспитания при помощи музыкально-педагогической системы Наоюки и Рут Танеда видно, что их методика очень серьезная, с её помощью дети легко осваивают нотную грамоту и развивают слух, что она открывает новые пути для творчества учащихся и преподавателей. Авторы методики считают (и я с ними полностью согласна), что детям, обучающимся по школе игры на фортепиано «Мы слушаем и играем» повезло больше, чем их родителям, которых учили по традиционной методике. Руководство для преподавателей и родителей описывает подробные целевые установки занятий, а также даёт преподавателям практические советы.









































Список литературы:

  1. Кошмина И. В. Музыкальные игры и сказки для детей дошкольного и младшего школьного возраста / И. В. Кошмина, Ю. В. Ильина, М. П. Сергеева / Москва. -2002г.

  2. Танеда Наоюки и Рут Воспитание абсолютного слуха. Новый путь к фортепиано. Методическое пособие для преподавателей и родителей «Мы слушаем и играем» Перевод с немецкого

    Г. И. Добровольской / Новосибирск. -2004г.

  1. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста / Москва. Музыка. -2010г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Долинина Елена Дмитриевна

Дата: 21.05.2024

Номер свидетельства: 651122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Использование метода куклотерапии в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-mietoda-kuklotierapii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "147830"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419504852"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Стимулирование творческой деятельности в системе развития детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "stimulirovanie_tvorcheskoi_deiatelnosti_v_sisteme_razvitiia_detei_doshkolnogo_vo"
    ["file_id"] => string(6) "647712"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1711087606"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СЕМЬИ "
    ["seo_title"] => string(137) "organizatsiia-psikhologo-piedagogichieskogo-soprovozhdieniia-odariennykh-doshkol-nikov-v-usloviiakh-tsientra-razvitiia-riebienka-i-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "135841"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416995392"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Из опыта работы музыкального руководителя  ДОУ  по теме:"Проектирование НОД с использованием инновационных педагогических технологий." "
    ["seo_title"] => string(148) "iz-opyta-raboty-muzykal-nogho-rukovoditielia-dou-po-tiemie-proiektirovaniie-nod-s-ispol-zovaniiem-innovatsionnykh-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "181835"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425399567"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Поддержка инициативы в двигательной деятельности у дошкольников "
    ["seo_title"] => string(72) "poddierzhka-initsiativy-v-dvighatiel-noi-dieiatiel-nosti-u-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "238141"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444488602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства