статья "Использование творческих заданий на уроках музыки как фактор развития индивидуальности личности"
Статья "Использование творческих заданий на уроках музыки как фактор развития индивидуальности личности"
На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера и с некоторыми из них я хочу поделиться.Реализация подобных музыкальных заданий развивает умственную активность детей, формирует у них положительное отношение к учению, развивает познавательный интерес, заставляет стремиться к самостоятельному поиску нужной информации, учит внимательно относиться к явлениям окружающей действительности, обогащает жизненный и музыкальный опыт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья "Использование творческих заданий на уроках музыки как фактор развития индивидуальности личности"»
Статья
«Использование творческих заданий на уроках музыки как фактор развития индивидуальности личности»
Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству.
Замените пошлость и уныние – радостью и прозрением.
Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребёнка.
Н.Рерих
Введение
На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления, творческой активности. Эта проблема нашла свое отражение в работах философов, психологов, педагогов и методистов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.А. Моляко, В.А. Сухомлинского, Г.С. Костюка и др.) Предлагаемые новые типы нестандартных уроков, игровые по форме проведения, ориентированы на решение этой важнейшей задачи для образования и, в частности, для общего музыкального образования подрастающего поколения.
Формирование ценностных ориентаций детей ученые предлагают осуществлять в ходе проведения уроков - музыкальных путешествий, уроков-драматизаций (термин Н.А. Ветлугиной), уроков-дискуссий, на которых реализуется диалогичная в своей основе и поисковая по направленности музыкально-игровая деятельность младших школьников. Поисковая музыкально-игровая деятельность детей на данных уроках находит реализацию в играх-диалогах, играх-импровизациях, музыкально-дидактических играх, развивающих играх, в частности в разгадывании кроссвордов, ребусов, криптограмм в процессе разучивания младшими школьниками песен, в драматизации, импровизации на заданную тему, сочинении песен и стихотворений. Особенностью уроков (музыкальных путешествий, уроков-драматизаций, уроков-дискуссий) является то, что дети благодаря активному включению в музыкально-игровую деятельность не только ведут «диалог» с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, учителем музыки, но и постигают этико-эстетические ценности музыкального искусства: мудрость, справедливость, великодушие, терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность, отраженные в качествах личностей, создающих музыкальные произведения, в качестве образов и героев произведений.
Современная действительность требует от человека не только знаний, но и умения подходить к любому вопросу ответственно, творчески, применяя свои знания. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения. Главной целью образования должно стать формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением проблемных ситуаций.
Одним из основных направлений модернизации музыкального образования является деятельностный характер образования, направленность образования на формирование умений и навыков, обобщенных способов познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности. Действительно, вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий, требуют творческого подхода.
Как же помочь ребенку развить в себе творческие способности мыслить? Какова роль учителя, и каковы его возможности в этом сложном процессе?
«Ребенок» - объект воспитания» - достаточно распространенная позиция в педагогике. Нельзя забывать о том, что ребенок творит себя сам. А мы, педагоги, лишь призваны умело направить его.
В начале своего жизненного пути ребенок подражает всему, что происходит вокруг него, но при этом остается самим собой. Известно, что подражание – начало любого творчества, в котором присутствует и собственное видение, и восприятие окружающих вещей. Не успев окрепнуть, маленький человек произносит свое первое: «Я сам!».
Придя в школу, ребенок впервые начинает самостоятельно учиться, творчески мыслить. Пусть он ошибается и думает не как все, но это его решение, его собственный путь. Главное поддержать это желание и интерес к самостоятельному поиску. Существует несколько правил, которых должен придерживаться учитель:
Не сковывать, а освобождать;
Не сдерживать, а поддерживать;
Не сгибать, а распрямлять.
Процесс развития ребенка, становление его как творческой личности – это таинство, в которое учитель должен вмешиваться очень осторожно. Мы заблуждаемся, когда пытаемся дать ученикам готовые пути решения возникающих в учебной деятельности проблем, считая при этом, что так мы ускорим процесс развития ребенка. Еще Э.Кант говорил: «Не мыслям надо учить, а учить мыслить».
Дети от природы любознательны и полны желанием учиться. Всё, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. По своей удивительной способности вызывать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А предмет музыки располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ученика, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию. Однако мало организовать процесс общения с музыкой, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них станет сама жизнь их души.
Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы целенаправленно и систематически развивать необходимые способности: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость; а также формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Учитель должен помочь ученику понять чувства и мысли автора, овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.
В музыкальном творчестве ведущую роль играют синтез эмоциональной отзывчивости и абстрактного и конкретного мышления, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решения.
У детей, как правило, существует потребность в самореализации — как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих приобщиться к творчеству.
На уроках используются различные творческие задания, развивающие непосредственные музыкальные навыки, а также навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизаторского исполнительства, навыки абстрактного изображения, предлагаются творческие задания для развития пластической выразительности образа, задания для развития речевой интонационной выразительности, творчества в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности.
Безусловно, все это обогащает, разнообразит урок, вызывает бурный интерес к занятиям и гарантирует высокую результативность.
Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.
По определению ученых-психологов, творчество есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии.
В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой…
Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучше двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Систематворческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией ЛОО (личностно-ориентированное обучение).
Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия.
Главное место в развитии творческих способностей занимает способность воспринимать музыку целиком, не дробя её. Восприятие художественного образа дает возможность познать содержание через форму в их единстве. Восприятие художественного образа - творческий процесс.
Ведущей задачей становится умение слушать, целостно анализировать музыкальное произведение. Чтобы произведение было принято учащимся надо подготовить к слушанию: это может быть рассказ о творчестве композитора, чтение литературного произведения, задание-вопрос перед слушанием ( О чем музыка? Что рассказала или изобразила музыка? и т. д.) Применима на уроке ситуация- игра «Творческая мастерская». (Из книги Смолиной Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания.) Класс делится на 3 группы: художники, поэты, танцоры (по желанию детей). Дается установка на воспроизведение художественного образа согласно своему виду деятельности. Например, слушая музыку П.И. Чайковского «Песня жаворонка» ( Март Времена года), группа художников рисует весну, используя светлые и яркие краски, поэты- вспоминают стихи о природе, весне, танцоры- передают движением (чаще всего руками) характер музыки. В старших классах предлагается письменная работа, о прослушанном произведении (главное, правильно поставить вопросы перед детьми, чтобы они смогли определить образ). Во 2-6 классах предлагают иногда нарисовать то, что услышали в музыке, а потом вместе проанализировать, опираясь на выразительные приемы произведения и работы учеников. Такой вид задания способствует развитию оригинального мышления в процессе творчества. Слушая Этюд Шопена в 5-6 классах, дети на рисунке, используя темные (синие) краски, отражают движение, ветер, волны, бурю .При анализе работ и музыки определяется главный образ- образ борьбы.
Современных подростков не устраивает роль пассивных исполнителей на инструменте и слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в котором могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому необходимо использование нестандартных форм уроков: урок – состязание, урок – музыкальная викторина, а так же различных творческих заданий, направленных на развитие творческих способностей и творческого мышления:
Сообщение интересных фактов из жизни и творчества композиторов;
Рисунки, раскрытие значений различных музыкальных терминов, темпов;
Сравнительный анализ различных стилей музыки (классический, барокко, романтизм);
Рецензирование концертов;
Сочинение песен, музыкальных произведений;
Придумывание кроссвордов, ребусов.
Ребусы на музыкальном материале – тот вид деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже переходит в игру, что характерно для детского возраста. Ребус способствует развитию воображения, остроумия, находчивости и других важных для ребенка личностных свойств. Он преследует и прагматические цели – учит поиску, варьированию, комбинаторике, всему тому, что детям приходится использовать в процессе сочинения стихотворений и мелодий.
Ценно в ребусе также то, что он привносит собою живую эмоцию, с которой процесс познания становится короче и эффективнее, т.к., как замечает С. Л. Рубинштейн, «эмоционально ограниченный материал запоминается при прочих равных условиях – лучше, чем эмоционально безразличный»
Музыкальные викторины, кроссворды также способствуют развитию памяти, проверке знаний учащихся.
Значимое место в проведении уроков музыки занимают информационные технологии.
С помощью презентаций интереснее рассказать детям о композиторе, воспроизвести фрагменты концертов, опер, балетов, музыки.
Использование игр и творческих заданий в процессе пения.
Пение – хорошо знакомый детям вид музицирования. Практически каждый ребенок обладает природными голосовыми и слуховыми данными, которые педагог может с успехом развивать.
Для формирования ладотонального слуха, умения найти тонику незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества: «Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингера, «Зайка, зайка, где бывал?» М.Скребковой. Вопросно-ответная форма упражнений способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.
Дети младшего школьного возраста должны определять на слух направление мелодии, её скачки. Для таких задания следует использовать Упражнения «Лесенка» , «Эхо».
Для развития диатонического слуха на уроках музыки используются следующие игры «Найди игрушку», «Сломанный телевизор». Во время исполнения распевок «Море», «Зверобика», «Что же вышло?» дети руками изображают действия, о которых говорится в распевке. Игровые распевки «Ой, дели-дели-дели» и «Песенка про песенку» дают возможность школьникам передавать голоса птиц и животных.
Использование игр и творческих заданий в процессе слушания музыки.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными и вокальными произведениями разного характера. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, мы обращаемся к музыкальным играм.
Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки хорошо использовать игру «Найди нужную иллюстрацию». Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрацию по ее содержанию.
На уроках музыки дети знакомятся с произведениями известных композиторов. При проведении игры «Кто больше?» детям показывают портрет композитора и предлагают назвать его произведения. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
В игре «Какой звучит инструмент?» дети определяют звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипки, флейты, баяна и т.д.) Детям раздаются карточки с изображением инструментов, которые они поднимают после прослушивания музыки.
Использование игр и творческих заданий при воспитании чувства ритма.
Одной из особенностей музыкального развития детей младшего школьного возраста является сравнительно слабая способность представлять и воспроизводить высоту отдельных звуков или определенную мелодию. В то же время они хорошо ориентируются в ритмическом движении. Это объясняется психологическими особенностями и физическим развитием детей, моторная деятельность которых необычайно активна.
Есть немало игровых упражнений на развитие чувства ритма: «Жмурки», «Эхо» , «Телефон», «Барабан». Младшие школьники с удовольствием изображают под музыку шаги слона, медведя, волка, зайчика, прохлопывают имена ребят, названия зверей, птиц, деревьев, составляют ритмические рисунки к пословицам, поговоркам.
Пластическое интонирование.
Пластическое интонирование – это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой. Движения могут быть различными – от гибкого движения руки («Жили у бабуси») до покачивания корпусом («Снежинки» В. Шаинского), от легкого шага («Во поле береза стояла») до радостного танца («Полька» С.Рахманинова).
С первых уроков музыки ребята учатся откликаться на дирижерские жесты учителя при разучивании песен. Можно предложить детям игру «Дирижер», где они представляют себя в роли дирижера и управляют исполнением небольших песен или пьес. Выразительными движениями дети могут сопровождать звучание инструментальных пьес. Слушая русские народные песни «Светит месяц», «Калинка» в исполнении оркестра народных инструментов, учащиеся «интонируют» руками игру на баяне, балалайке, гуслях. «Разыгрывание» песен, имеющих изобразительную основу это настоящее творчество ученика в привычной для него игре. Для «разыгрывания» удобны песни: «А мы просо сеяли», «А я по лугу», «Ты куда идешь, медведь?».
Пластическая импровизация.
Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.
Импровизация от латинского слова improvisus – неожиданный. Исторически это наиболее древний вид музицирования при котором процесс сочинения музыки происходит во время ее исполнения. Импровизация – один из путей развития творческих способностей учеников. На уроках музыки можно рекомендовать несколько видов импровизаций. Это импровизации речевые, пластические, инструментальные, изобразительные, вокальные.
Речевые импровизации – одним из этапов речевых импровизаций является сочинение окончаний к стихотворным строкам. Эту работу можно проводить с детьми как на уроке, так и дома. Младшие школьники любят читать скороговорки, вырабатывая дикцию и четкость произношения.
Изобразительные импровизации – музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством – рисунками на сюжеты музыкальных произведений, лепкой из пластилина персонажей музыкальных сказок, оформлением программ и афиш концертов, рисуночная методика – слышу, вижу, рисую.
На уроках музыки с первого класса учащиеся часто получают задание нарисовать услышанное произведение. Очень важно, какие зрительные образы вызвала музыка у маленького слушателя, то что ребенок не может пока высказать словами, он сможет показать в рисунке. Рисуночная методика очень полезна при анализировании и диагностике учащегося. Разработанный вариант рисуночной методики применяется с первого класса до восьмого. Творческие работы позволяют увидеть умение рисовать, т.е. творчески работать, сравнивать рисунки по цвету, а следовательно более точно определить эмоциональное отношение к услышанному и изображаемому.
А) Цвет рисунка играет огромную роль. Темные тона, холодные (темно-коричневый, синий и т.д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т.е. отрицательного отношения к изображаемому, светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому.
Б) Тщательность и аккуратность деталей рисунка – при положительном отношении, при отрицательном – рисуется нарочито небрежно.
В) Творческое или формальное отношение к рисунку: динамичность рисунка, свобода композиции рисунка, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеперечисленных характеристик. Оно свидетельствует о положительном эмоциональном отношении к изображаемому. Отсутствие данных характеристик свидетельствует об отрицательном отношении к изображаемому.
Инструментальные импровизации– связаны с использованием простейших музыкальных инструментов. Дети подбирают мелодию к каким-либо картинкам, сказкам, названиям: «Слон улыбается», «Аист заболел», «Дружные ежики», «Черепаха торопится». В ход урока обязательно включаю "Пятиминутку творчества", ребята пробуют свои силы в игре на фортепиано. И здесь принимают участие не только ученики музыкальных школ, но и те, кто просто хочет прикоснуться к инструменту, попробовать пофантазировать на фортепиано. Получается своеобразное концертное выступление: ученик кланяется слушателям (ученикам класса) - играет на фортепиано - благодарит поклоном, а ему в ответ - заслуженные аплодисменты! Игра - да, но - это жизнь! Так дети учатся не только слушать, но и слышать друг друга, а заодно (что немаловажно) бережному отношению к инструменту.
Вокальные импровизации – формирование у детей умения импровизировать может происходить в процессе игры по озвучиванию имен. Эту работу обычно начинают с первых уроков музыки. Пропевая вопрос, типа: «Назови свое имя. Как тебя зовут?» - учитель предлагает отвечать на музыкальный вопрос музыкальным ответом. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях. Так, на одном из уроков в 3-4 классах учащимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия.
Следующим этапом развития умения детей создавать вокальные импровизации могут быть задания на завершение мелодии, пропетой учителем. Наиболее трудным видом творческой работы является свободное сочинение на тексты .
Музыкальный театр.
Инсценировка известных народных сказок, сочинение несложных партий их действующих лиц продолжают линию развития навыков вокальных импровизаций. После того, как сказка прочитана по ролям, детям предлагается сочинить музыкальные характеристики каждого персонажа. Постановку музыкального спектакля можно осуществить на последнем уроке четверти, года.
На уроках могут быть использованы различные творческие задания, развивающие непосредственные музыкальные навыки, а также навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизаторского исполнительства, навыки абстрактного изображения, предлагаются творческие задания для развития пластической выразительности образа, задания для развития речевой интонационной выразительности, творчества в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности.
Безусловно, все это обогащает, разнообразит урок, вызывает бурный интерес к занятиям и гарантирует высокую результативность.
Заключение
Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников. Всесторонне и целостное развитие личности происходит только в том случае, если человек активен, деятелен.
С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.
Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Процесс активизации творчества на уроке искусства зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности.Взаимодействие в музыкально-творческом процессе реальных и художественных представлений обеспечивает активное развитие эмоциональной и образной сфер психики, формирование духовного мира учащихся. Жизненная содержательность музыкальных образов и непрестанный поиск гармонии и красоты в средствах их выражения определяет огромную значимость музыкального творчества в эстетическом воспитании.
Итак, уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и навыками в локальной сфере – музыке, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке отзывчивости на нее, потребности в ней.
Процесс активизации творчества на уроке искусства зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности. Комплексное освоение искусства способствует более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей.
Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
Литература
1.Апраксина О.А. «Музыка в воспитании творческой личности» Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка. – 1984. Вып. 3.
2.Асафьев Б. В. «О музыкально – творческих навыках у детей». Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.
3.Под ред. Л. Дугановой «От творчества методиста к творчеству учителя», Москва, НИИ проблем качества подготовки специалистов, 1993.
4.Кирнарская Д.К. «Психология музыкальных способностей. Музыкальные способности.»– М.: Таланты – XXI век, 2004 Мелик Пашаев А.А. Для чего нужно искусство в школе? «Школа 2100». Пути модернизации начального и среднего образования. Под науч. ред. А.А.
5.Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения». Пос. для учителя. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000.
7. Смолина Е.А. «Творческие задания на уроках музыки» Ярославль: Академия развития, 2006 .
Приложение
С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.
На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера и с некоторыми из них я хочу поделиться.
Реализация подобных музыкальных заданий развивает умственную активность детей, формирует у них положительное отношение к учению, развивает познавательный интерес, заставляет стремиться к самостоятельному поиску нужной информации, учит внимательно относиться к явлениям окружающей действительности, обогащает жизненный и музыкальный опыт.
Создание звуковых картин:
«Утро в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».
звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).
Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.
«Идём по снегу» - дети равномерно хрустят целлофаном.
«Бежим» - хрустят в быстром темпе.
«Остановились, прислушались» - пауза.
«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.
«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.
«Сосульки» - звучит треугольник или металлофон.
«Дятел стучит» - карандашами по столу. Можно сочинить мелодию к песенке дятла:
«День за днём стучу, стучу:
Тук-тук-тук-тук-тук.
Все деревья я лечу,
Тук- тук- тук- тук- тук».
Звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс).
Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка. Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!» : слышен топот лошадей (карандаши, ложки); звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны); народ собирается (гул голосов), снег хрустит под ногами (целлофан). Затем – картина «Вот она, весёлая Ярмарка!»: смех, слышны обрывки песен, где-то звучит балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых озвучивает свой элемент). Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»; «А сейчас кукольное представление всем на удивление!» и т.д. После такой яркой картины очень уместно будет слушание вступления к балету И.Стравинского «Петрушка».
Снять свой рисованный фильм, который состоит всего из 3-4 кадров, но последовательно раскрывает настроение музыки.
Музыкальная инсценировка небольших по объёму произведений. Можно сочинить песенки для героев, музыкальные темы, сопровождающие их выход , и т.д.
Упражнение-игра «У зеркала» (Е.А.Смолина)
Для выполнения этого упражнения потребуется зеркало. Предложить детям ролевую гимнастику у зеркала.
1. Нахмуриться, как:
а) король;
б) ребенок, у которого отняли игрушку;
в) человек, скрывающий улыбку.
2. Улыбнуться, как:
а) вежливый японец;
б) мать младенцу;
в) кот на солнце.
3. Сесть, как:
а) пчела на цветке;
б) наказанный Буратино;
в) обиженная собака;
г) обезьяна, изображающая вас.
Знакомство с нотами.
Для лучшего запоминания детьми нот, преподаватель может предложить им разгадывать ребусы. Можно начинать с простых: найти спрятанные в словах названия нот и записать их: лисица, художник, земляника, алфавит, осьминог, стрекоза, сольфеджио, фасоль, берег.
- разгадать слова, зашифрованные с помощью нот.
- прочитать стихи, используя названия нот, выделенные слоги заменить при написании нотами в разных ключах и октавах:
Шарик, жучка и Трезор
Съели вмиг из миски.
Репу, редьку, помидор,
Огурец, сосиски.
На полях не маленький и красивый домик,
А живет забавный в нем очень добрый гномик.
Медом лечит доктор мишку,
Травку он дает зайчишке,
А лисичка всех хитрей –
Ей цыпленочка скорей!
«Попробуй, собери».
Предлагается ряд карточек, на которых указаны фамилии композиторов, названия произведений. Задача ребят, после прослушивания быстро и правильно составить цепочку – фамилия композитора, название произведения.
«Музыкальная шкатулка».
Каждый из детей или желающие создают и постепенно заполняют свои музыкальные шкатулки. Здесь может быть и табличка с фамилией композитора, название музыкального произведения, интересный факт из жизни композитора, стихи, эпитеты, возникающие как ассоциация и характеризующие отдельные моменты произведения. Каждый месяц сокровища музыкальной шкатулки показать учителю, друг другу.
Воспринимая на слух слова каждого ряда, запомни их первые буквы, из которых сложены новые слова:
Объясни, какой принцип лежит в основе следующей и где он встречается:
аллегро – анданте – менуэт – аллегро
тема – эпизод – тема – эпизод - тема (Рондо)
запев – припев (Куплетная)
Какое слово здесь лишнее:
фагот, скрипка, туба, валторна, балалайка
баян, гусли, рожок, домра, кларнет
Творческое задание ( Е.А. Смолина)
Кто пришел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха.
И, конечно, бегемот -
Тихо так придти не мог.
Дети по очереди:
Дождь идет, стучит по крыше:
Кап, кап, кап, кап.
Ход часов мы тоже слышим:
Тик- так, тик- так.
Слышим мышку: шур, шур, шур.
Слышим кошку: мур, мур, мур.
Но ни кто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
Вы услышать не могли,
Как зеленые травинки,
сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
Вышли тихо, очень тихо.
И по всюду ТИШИНА
Это значит , это значит-
Тише всех пришла ВЕСНА.
Звучит музыка П. И. Чайковского из « Времена года « Апрель». Дети выполняют пластический этюд « Пробуждение цветов»
Сочинение-миниатюра.
Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.
Перевод на язык другого вида искусства.
После прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.
Мозговой штурм.
Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:
а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);
б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс “Венецианская ночь”);
в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).
Синквейн. Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:
а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;
б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;
в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;
После прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например: