Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Постановка голоса и работа над репертуаром в вокальном ансамбле»»
«Постановка голоса и работа над репертуаром в вокальном ансамбле»
В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразием форм и направлений. Эстрадный вокал - полноценный предмет вокальной педагогики, так как голос – самый естественный, но при этом сложный и нежный музыкальный инструмент, которым надо учиться пользоваться.
Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.
Меня зовут Юлия Юрьевна Усатова, я являюсь педагогом дополнительного образования, работаю с детьми по Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ». Данная образовательная программа отвечает социальному запросу родителей учащихся в образовательных учреждений, которые считают, что занятие вокалом всесторонне развивает ребенка, позволяет ему стать успешнее среди своих сверстников. В последнее время наметилась тенденция к ухудшению здоровью школьников и обучение их мастерству пения позволяет выполнить оздоровительно-коррекционную задачу. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.
Для детей всех возрастов занятия в вокальном ансамбле - это источник раскрепощения, оптимистичного настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Работа над постановкой голоса
Задача руководителя вокального коллектива заключается в привитии учащимся основных певческих навыков. Эта задача разрешима, если педагог имеет достаточную подготовленность в области вокальной культуры и уделяет вокальной работе серьезное внимание.
Основными разделами певческих навыков являются:
1. Певческая установка.
2. Распевание
3. Певческое дыхание
4. Звукообразование.
1.Певческая установка.
Певческая установка – это правильное положение корпуса, шеи и головы поющего, способствующее образованию хорошего певческого звука. Наиболее естественным для пения является положение «стоя». В таком положении учащиеся находятся во время выступления на концертах, а также на распевании. Положение корпуса должно быть спокойным, поющие должны стоять прямо, не сутулясь, грудь выдвинута немного вперёд. Прямое положение головы обусловливает полную свободу гортани и мышц шеи, что совершенно необходимо для правильного звукообразования. Положение мышц лица должно быть также спокойным, все мышцы должны быть свободны от всякого напряжения. Всё занятие, кроме распевания, проводится сидя, особенно разучивание произведений, но все условия выполняются, как при позиции «стоя». Нужно следить, чтобы поющие не клали ноги одна на другую, так как зажимаются мышцы живота, участвующие в певческом дыхании.
2. Распевание.
Распеванию в ансамбле придаётся большое значение. Оно нужно для того, чтобы подготовить певцов к репетиции или к концертному выступлению. Распевание проводится в течение 10 - 20 минут. Распевание ансамбля можно сравнить с разыгрыванием у инструменталистов и разминкой у спортсменов. Распевание разогревает голос и даёт возможность без усилий добиться более высокого художественного результата. При распевании нужно выпевать отдельные гласные, чтобы добиться единой певческой позиции. Распевание служит также выравниванию голосовых регистров и формированию певческих навыков, выработке чистоты интонации и ритмики, расширяет репертуарные возможности в коллективе.
Основные цели распевания:
1. Подготовка голоса к певческой деятельности;
2. Распевание способствует постановке голоса, расширению певческого диапазона у каждого певца и всего певческого коллектива;
3. При распевании у певцов вырабатывается правильное певческое дыхание, которое является основой пения;
4. Распевание помогает работе над строем, метроритмом, ансамблевостью, артикуляцией, дикцией, динамической нюансировкой и штрихами;
5. С помощью распевания расширяются музыкальные возможности коллектива;
6. Распевание служит развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, способствует развитию музыкальной грамотности.
Распевание должно проводиться систематически и целенаправленно, только в таком случае вырабатываются вокальные качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность) и техника. Только благодаря распеванию можно добиться необходимости напевности, льющегося, протяжного звука.
3. Певческое дыхание.
Дыхание играет важнейшую роль в пении. Оно является источником звука и обусловливает качество пения как со стороны вокально-технической, так и со стороны художественной выразительности.
Певческое дыхание отличается от обычного тем, что в обычном дыхании вдох и выдох совершаются независимо от нашей воли, в певческом же дыхании оно регулируется сознанием поющего.
Основным типом певческого дыхания является межрёберно – диафрагматическое. При этом дыхании диафрагма из куполообразного состояния переходит в плоское и расширяет грудную клетку в стороны и вперёд, за счет выдвижения передней стенки живота. Это дыхание признано наилучшим для певческих целей, так как создаёт все условия для получения доброкачественного звука. Если певец поднимает плечи или дышит грудью – голос его быстро утомляется, качество звука ухудшается. Вдох может быть через нос или через нос и рот одновременно. Это зависит от темпа произведения. Спокойный и полный вдох при пении медленных произведений, и короткий и неполный при исполнении быстрых произведений. Нужно прививать участникам коллектива манеру безшумного вдоха.
Основным требованием получения доброкачественного певческого звука является равномерный выдох воздуха и экономное расходование его. На каждое конкретное задание требуется определённое количество воздуха. Когда высокая тесситура – тратится больше воздуха, на низкую – гораздо меньше. Дыхание певца всегда должно быть активным, вялое дыхание ухудшает качество звука.
4. Звукообразование.
Большим недостатком считается крикливое пение. «Глубоко заблуждается тот, кто считает крик за пение» - С.В.Попов. Крикливое пение искажает тембр голосов, нарушается интонация, отрицательно влияет на выразительность исполнения. Кроме того, наносит голосам поющих непоправимый вред. Певцы должны петь без всякой форсировки.
Для правильного звукообразования нужно хорошо формировать гласные звуки. Искажённое формирование гласных приводит к плохому, некрасивому звучанию певцов или коллектива. Качество гласных зависит от раскрытия рта и положения языка во рту. Рот должен раскрываться за счёт свободного движения нижней челюсти, язык должен лежать плоско, касаясь кончиком передних зубов нижней челюсти. Он должен быть мягким, без напряжённости, такое положение языка создаёт благоприятные условия для певческого положения гортани.
Гласные должны пропеваться прикрытым звуком, что даёт возможность расширить диапазон за счет звуков головных резонаторов. Округление звука и одинаковая манера формирования гласных является основой слияния голосов в однотембровое звучание. Важной стороной правильного пения является манера ведения звука. Голос должен звучать ровно, без дрожания и покачивания, звук должен выходить плавно, без толчков и дрожания.
Педагог, умеющий петь должен постоянно показывать своим голосом исполнение той или иной фразы. Показ играет большую роль для быстрого достижения цели. К певческим навыкам, связанным со звукообразованием – относится дикция. Дикция – это вокально- технический навык, позволяющий певцам вокального коллектива отчетливо произносить слова и донести до слушателя литературный текст исполняемого произведения. Основой дикции является согласованные движения органов речи (язык, губы, зубы, нёбо). Эти движения при произношении слов в пении или речи называются артикуляцией. Педагог должен развивать у певцов активную артикуляцию, добиваясь лёгкости и свободы произношения. Пение осуществляется в основном на гласных звуках и необходимо добиваться единую манеру формирования гласного с правильным положением рта, губ и языка. Согласные в пении нужно произносить очень кратко, чтобы не нарушалась вокальная линия, которая основывается на гласных звуках. Если согласные звуки подчёркиваются, теряется певучесть и пение приближается к декламации. Во время распевания педагог должен неустанно следить за правильными певческими навыками своих учеников.
Работа над репертуаром
Также как и работа над постановкой голоса в вокальном коллективе большое значение имеет подбор репертуара. Репертуар коллектива зависит от художественного вкуса руководителя, но и сами участники коллектива должны участвовать в оценке исполняемого произведения. Репертуар должен отличаться высокими художественными качествами. Отобранные произведения должны быть доступны для данного исполнительского коллектива.
Приступая к работе над художественным репертуаром, надо прежде всего узнать, знакомо ли это произведение ученикам. Но и при положительном ответе необходимо внимательно изучить нотный и словесный текст. Чаще всего именно те произведения, которые «на слуху», труднее выучить без ошибок. Обычно они бывают «загрязнены» множеством неточностей, от которых не так просто освободиться.
Если произведение вовсе незнакомо ученикам, надо, чтобы они прослушали его и составили себе представление о нём в целом. Важно, чтобы ребёнок «схватил» основную мысль произведения, его характер, настроение, стиль.
Ознакомившись с произведением в целом, следует более подробно изучить поэтический текст, временно отделив его от музыки, чтобы не пропал смысл стихотворения, чтобы музыка не «заглушила» его красоту. Ибо совместно с музыкой текст перестаёт восприниматься как самостоятельная эстетическая ценность и преломляется только через музыку, хотя в конечном итоге именно в этом синтезе он и должен доходить до слушателя. В текст надо вчитаться, разобраться в его строении, выразительно продекламировать вслух. Верное, выразительное чтение текста, правильные акценты, выделение главных слов, чёткое произнесение ударных и смешанных гласных – всё это должно найти своё место в последующем исполнении произведения.
Музыкальный текст тоже следует проанализировать: обозначить особенности мелодического и гармонического склада и ритма, найти кульминацию, понять, как развивается мелодическая линия, обратить внимание на изменение темпа и ритма, на динамические оттенки.
Для того чтобы произведение сразу хорошо и правильно запомнилось, лучше учить его небольшими отрывками в медленном темпе, избегая неточностей и ошибок. Небрежно, невнимательно разобранное произведение так и остаётся в памяти со всеми ошибками, которые потом трудно исправить. По нескольку раз повторяя в медленном темпе музыкальную фразу, не надо спешить с переходом к последующим фразам, пока она твёрдо не запомнится. Конечно, память у учеников разная, и некоторые способны к верному, точному и быстрому запоминанию большого музыкального материала после одного – двух повторений. Однако для многих правило точного, медленного выучивания по частям остаётся в силе.
Разучивая произведение, необходимо следить не только за точностью воспроизведения музыкального и словесного текста, но и за правильностью звукообразования и звуковедения.
В процессе впевания иногда полезно вокализировать песню на какой-либо гласный, что позволит преодолеть многие вокально-технические сложности. Из трудно поддающихся мест целесообразно создавать упражнения, петь, транспонируя по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале.
Работа над репертуаром должна проводиться по принципу: от простого к сложному, таким образом, будет расти исполнительский уровень коллектива. Репертуар должен быть разнообразным: классические произведения, народные песни, песни современных композиторов, а также зарубежных композиторов. Обязательно включать в репертуар произведения a capella – это наиболее трудный вид исполнительства. При пении а capella наиболее полно выявляются звучность ансамбля, его строй, нюансировка, чистота интонации. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чём они поют. Хорошая музыка, хорошие слова – всё это задевает тонкие струны детских сердец, и вот уже круг музыкальных образов захватывает ребёнка; также репертуар коллектива нужно подбирать так, чтобы его можно было использовать в концертно – исполнительской деятельности.
Каждый педагог должен уметь правильно оценить возможности данного коллектива и подобрать произведение, которое будет наиболее полезно ученикам на данном этапе развития. Перед педагогом стоит сложная задача – не только научить вокальной технике, развить музыкальность и исполнительские данные, но и воспитать дружный, спетый коллектив с высокой музыкально-исполнительской культурой.
Выступление в концертах имеет большое значение для вокального коллектива и солистов. Концерты – это своего рода экзамен на художественную зрелость, они доставляют детям эстетическое удовлетворение, пробуждают у них понимание общественной значимости своей деятельности и воспитывают ответственное отношение к ней. Всё это важно для успешной работы коллектива. Доброжелательное отношение, тёплый приём зрителей воспитывает у молодых артистов желание совершенствоваться от концерта к концерту, повышая исполнительский уровень. Многие дети, особенно в младших классах боятся сцены, а когда они часто выходят на сцену, они перестают бояться, и концерт для них превращается в праздник. Детей младших классов нужно чаще хвалить, чтобы воспитать у них уверенность в себе. Концертная деятельность делает работу коллектива интересной, радостной. Можно назвать несколько функций концертной деятельности: познавательная, эстетическая, развлекательная, психологическая, стимулирующая функции, благодаря которым мы получаем из ребёнка гармонически развитую личность с духовно богатым внутренним миром.
Приложение 1
Разминка 1.
Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:
а) Счёт на четыре: вдох – голова вниз, задержка – голова прямо, вверх, прямо, выдох – голова вниз.
б) Счёт на четыре: повороты головы вправо, влево.
в) Счёт на четыре: положить голову на плечи.
г) Счёт на четыре: плавный поворот от плеча к плечу, слева направо и обратно.
2. Для развития бокового зрения:
Счёт на восемь: глаза смотрят вверх, вниз, вправо, влево. Задача вокалиста – увидеть окружающие его предметы.
Для смачивания и размягчения голосовых связок:
Счёт на четыре:
а) «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;
б) Пожёвывание языка (копим слюну и проглатываем);
в) «Бежит лошадка» - поцокивание язычком;
г) «Дразнящаяся обезьянка» - движения языка вперёд назад, задевая верхнюю губу;
д) «Болтушка» - движения языка из стороны в сторону, рот при этом открыт.
4. Прочистка носоглоточной системы:
Счёт на четыре:
а) Вдох – ведём указательным пальцем от основания ноздри до верхних пазух, выдох – слегка бьём указательными пальцами по крылышкам носа;
а) «Надуваем шарик» - медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, шарик сдувается на звук с-с-с – ладошки соединяем;
б) «Взлетает самолёт» - на звук у-у-у;
в) «Змея или шум леса» - на звук ш-ш-ш усиливая или ослабевая звучание;
г) «Стрекочет цикада» - дозированный выдох;
д) «Заводим мотоцикл» - р-р-р.
е) «Назойливая муха» - з-з-з- зудит муха как бы удаляясь и приближаясь.
6. Скороговорки следует проговаривать под заданный темп, постепенно ускоряя его. Можно придумать к некоторым скороговоркам несложные движения, только такие, чтобы они не мешали, а помогали в проговаривании.
Скороговорки:
а) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
б) Уточка вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
б) Медленный вдох, задержка на мгновение, а затем очень громко (но не переходя на крик), с выражением, довольно медленно, дела ударение на каждом слоге, прочитать стихотворение:
На-ша Та-ня гром-ко пла-чет.
У-ро-ни-ла в реч-кумя-чик,
Ти-ше, Та-неч-ка, не плачь,
Не уто-нет в реч-ке мяч!
в) К числу дыхательных упражнений относится и «долгоговорка». Глубоко вдохните, задержите дыхание и медленно произнесите:
Как на горке, на пригорке
Встали двадцать два Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка – и т. д.
Такое долгое дыхание появится не сразу, но постоянными тренировками можно добиться прочтения на одном выдохе не менее 22-х «Егорок».
Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата и произношения.
Чёткая дикция – непременное условие успешного выступления на сцене артиста. Для вокалиста работа над артикуляцией имеет особое значение, потому что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания. Лучше упражнения для губ и языка выполнять перед зеркалом.
а) Счёт на два: «раз» - губы вытянуть трубочкой, «два» - перевести в широкую улыбку. Повторить упражнение не менее 10 раз.
б) Сложить губы в трубочку - хоботок, устойчиво зафиксировав положение, подвигать «хоботком» вправо-влево. Щёки должны быть неподвижны. Это получается не сразу, поэтому вначале их можно придерживать ладонями.
в) В положении предыдущего упражнения подвигать «хоботком» вверх-вниз.
3. упражнение из разминки 1, пункт 3 б).
4. упражнение из разминки 1, пункт 3 а).
5. «Шпага 2»- упереться кончиком языка в верхнюю губу, затем – в нижнюю.
В работе над упражнениями необходимо воспитывать у учеников сознательное отношение к формированию звука, и приобретению и фиксации певческих навыков. Ученики должны знать для чего даётся то или иное упражнение и как достигнуть поставленной вокально-технической цели.
В процессе работы над упражнениями важны два момента:
1. распевание (разогревание голосового аппарата);
2. отрабатывание определённых певческих навыков.
Для первого этапа – распевание, приведение мышечной системы в состояние певческой готовности – достаточно бывает двух трёх упражнений.
Второй этап более длительный. Он связан с техникой формирования качества звука, развитием различных элементов певческих, слуховых, музыкальных навыков.
Приложение 3
Развивающие методики
Как было сказано выше ансамбль следует формировать из учащихся примерно одинакового уровня музыкальной подготовки и возраста. Главной причиной для этого является не только результаты коллектива, но и психологический аспект. Ведь хороший, спетый ансамбль получится лишь из дружного коллектива, а дружный коллектив – из равных между собой детей. Часто ученики общаются между собой только во время урока, поэтому очень полезно применение различных развивающих методик, например игровых. Игра – ведущий тип деятельности ребёнка. Она знакома ему, близка, в состоянии игры он чувствует себя спокойно и комфортно. Игра эффективный способ познакомить и подружить детей.
Пример для детей младшего возраста. Развитие фантазии и темпо-ритма.
Педагог читает потешку, дети двигаются в заданном потешкой ритме. Как только педагог потешку оборвёт, или она закончится сама, дети замирают, оправдывая в дальнейшем свою позу в ключе сюжета потешки.
Такие методики очень хорошо использовать во время занятия как отдых. Иногда полезно переключить внимание учащихся на другой вид деятельности, дать возможность подвигаться, чтобы затем с новыми силами вернуться к плодотворной работе.
Следующие упражнения взяты из тренингов по актёрскому мастерству и сценическому движению. Это позволяет «убить двух зайцев» - отдохнуть и позаниматься нужным артистам делом.
1. Упражнение на темпоритм.
Даётся установка, что самый медленный темп – первый, самый быстрый, например – десятый (по желанию ведущего). Учащиеся должны двигаться в темпе, который назовёт ведущий, причём двигаться надо в предлагаемых ведущим же обстоятельствах (напр. жара, скользко, идёт дождь, сильный ветер и т. п.). Каждый участник выбирает время и место действия, то есть где я, в чём я одет, что происходит, почему я так двигаюсь. Ведущий может остановить любого участника и спросить кто он, где и т. д.
2. Упражнение «Сказка».
Участники садятся в полукруг. Кто-то из них начинает рассказывать сказку до тех пор, пока его не прервали. Как только это произошло, сказку продолжает следующий, но не начинает новую сказку.
3. «Кошка».
Все участники кошки и коты. Ведущий говорит, что делать животным н-р:
Кошка спит (все спят), её мешает назойливая муха, она почувствовала запах чего–то вкусненького и т. д.
Упражнения на координацию.
1. «Ладошки» - одна ладонь раскрыта, но пальцы вместе (прижимаются друг к другу), другая – пальцы врозь. Сжать обе ладони в кулаки, затем раскрыть, но каждая ладонь теперь находится в том положении, в котором до этого находилась соседняя. Раскрыть – сжать – раскрыть – сжать и т. д. увеличивая темп.
2. «Парус» -движения рук: одна на счёт 1, 2, 3…12 на каждую долю без пауз выполняет движения – вперёд – в сторону - согнуть в локте в том же положении так, чтобы кисть коснулась плеча – опустить вдоль тела. Вторая на тот же счёт без пауз – вперёд – согнуть в локте так, чтобы кисть коснулась плеча – опустить.
Движения ног: ноги выполняют шаги вперёд под этот же счёт на 1, 3, 5, 7, 9, долю на 11 – ногу приставить. Когда счёт начинается заново, ноги выполняют шаги назад по аналогичному принципу, на 11 ногу приставить (далее последует движение вперёд и т. д.).
Одновременно с движениями рук и ног декламируем стихи М.Ю.Лермонтова «Парус»:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит;
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
3. «Аквариум» - люди – обитатели аквариума (водоросли, рыбы). Действовать по заданию ведущего я – водоросль в предлагаемых обстоятельствах н-р: аквариум ночью, взаимодействие с рыбами.
4. «Разножка» + «Перестуки».«Разножка»: размер 4 четверти (4 такта) ноги выполняют движения через прыжок: в сторону уходит то одна нога, то другая, приземляясь на пятку: 1 такт – положение ног меняется каждую четверть, 2 и 3 такты – каждую восьмую, 4 такт – четверть. Рукиу девочек согнуты в локтях и движутся как часики то вправо, то влево; у мальчиков согнуты в локтях и заводятся за макушку головы то правая рука, то левая: 1 такт – на каждую восьмую, 2 и 3 такты – на каждую четверть, 4 – на восьмую.
Счёт 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
Руки \\ \\ \\ \\ \ \ \ \ \ \ \ \ \\ \\ \\ \\
Ноги \ \ \ \ \\ \\ \\ \\ \\ \\ \\ \\ \ \ \ \
Это упражнение можно соединить со следующим «Перестуки». Счёт 4 четверти (два такта). Руки выполняют русские народные движения: 1 – раскрываются, 2- закрываются, 3 – раскрываются, 4 – закрываются, 1 – раскрываются, 2 – закрываются, 3, 4 – на поясе. Ногами делаются притопы через небольшой прыжок: 1 – вперёд, 2 – назад, 3 – влево, 4 – вправо, 1 – вперёд, 2- назад, 3 – прыжок (без притопа) влево, вправо на каждую восьмую, 4 – прыжок в центр.
5. «Крестики».Размер 4 четверти (4 такта). Руки выполняют хлопки в ладоши и по
коленкам: 1,2,3 – на каждую восьмую в ладоши, по коленкам, 4 – хлопок, 1,2 – на каждую восьмую в лад., по кол., 3,4 – хлопок, пауза. Эти два такта повторяются. Ноги выполняют шаги на каждую четверть 1,2,3, на 4 – прыжок – ноги на ширине плеч, 1,2 – шаги, 3 – правую ногу поставить накрест, 4 - повернуться в обратную сторону. Эти два такта повторяются в обратную сторону.