Статья "Репертуар как средство эстетического воспитания детей"
Статья "Репертуар как средство эстетического воспитания детей"
Проблема выбора репертуара является одной из основных проблем в вокальном искусстве. Репертуар обогащает и расширяет круг жизненных понятий и представлений, воспитывает творческую активность детей. Умело подобранный репертуар дает коллективу возможность вести активную творческую жизнь, постоянно повышать исполнительское мастерство не только коллектива в целом, но и каждого исполнителя. Репертуар является его визитной карточкой. Еще не слушая вокального коллектива, но, зная его репертуар, можно в определенной мере судить о его творческом лице, эстетических и нравственных позициях, исполнительских возможностях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Репертуар как средство эстетического воспитания детей"»
Репертуар как средство эстетического воспитания детей.
Проблема выбора репертуара являетсяодной из основных проблем в вокальном искусстве. Репертуар обогащает и расширяет круг жизненных понятий и представлений, воспитывает творческую активность детей. Умело подобранный репертуар дает коллективу возможность вести активную творческую жизнь, постоянно повышать исполнительское мастерство не только коллектива в целом, но и каждого исполнителя. Репертуар является его визитной карточкой. Еще не слушая вокального коллектива, но, зная его репертуар, можно в определенной мере судить о его творческом лице, эстетических и нравственных позициях, исполнительских возможностях.
Для детских вокальных ансамблей и солистов, в том числе в эстрадной сфере, сейчас написано достаточно большое количество произведений. И у педагогов-вокалистов есть большие возможности для выбора репертуара. Вместе с тем, это ещё больше приводит в замешательство педагога и ученика, и отбор произведений остается острой практической проблемой.
Педагогу важно понимать, какой материал можно предложить ученику, чтобы он соответствовал его уровню, а также способствовал развитию его способностей.
Можно выделить ряд проблем, с которыми сталкивается педагог при выборе вокального репертуара: это-отсутствие достаточного знания музыкального материала; использование слишком сложного или, наоборот, очень лёгкого репертуара, что приводит в итоге к отрицательным результатам – ученик может или ничему не научиться, или получить проблемы с голосовым аппаратом. Поэтому правильный выбор репертуара является важной задачей в обучении вокалиста.
В методической литературе выделяют несколько принципов, которым должен соответствовать выбор учебного репертуара:
принцип технического и художественного развития певца
(подразумевает наличие в репертуаре произведений, которые позволяют решать обе задачи — развитие техники (дыхание, дикция, интонирование, артикуляция,звукообразование) и развитие выразительности (эмоциональность, артистизм, музыкально-эстетический вкус).
принцип последовательности и постепенности
(при овладении какими-либо навыками на упражнениях, нужно постепенно усложнять и художественный репертуар.
принцип посильности
(необходимо учитывать индивидуальные особенности музыкального развития ученика. Нельзя давать произведения которые будут либо слишком легкими, либо слишком сложными);
индивидуальный подход
(педагог обязательно должен учитывать личностные качества своего ученика, его темперамент, особенности характера).
При подборе учебного репертуара так же нужно учитывать возраст ученика, его интересы, диапазон его голоса, развитость музыкального слуха и дикции.
На основе анализа методической литературы и собственной практики можно сформулировать основные требования при выборе репертуара:
1. Песня должна нравиться ученику и быть интересна в художественном плане, эмоционально близка, чтобы стимулировать к дальнейшей (внеклассной) работе над ней. Личная заинтересованность вокалиста в овладении этим репертуаром оказывается в этом случае мощным стимулом для преодоления технических сложностей. Возможно, работа над ними будет непростой и в результате ученик не добьется нужного качества для исполнения на концерте или конкурсе, но опыт, полученный в работе с таким материалом, будет очень ценен.
2. Песня должна быть выбрана, исходя из уровня развития его певческихнавыков иумений на данный момент, на основе принципа посильной трудности, т. е. не должна быть ни сложнее, ни легче оптимального уровня.
3. Подбор музыкального материала должен осуществляться сучетом индивидуальных особенностей характера ученика, его технических ивыразительных возможностей.
Репертуар также является средством эстетического воспитания детей.
Эстетическое воспитание Д.Б.Лихачев определил как целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров и поэтому процессу воспитания необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности и потребительству.
У нас, уважаемые педагоги, есть уникальная возможность через вокальное исполнительство, через правильный выбор репертуара оказывать влияние на формирование эстетического вкуса ребёнка, нравственных качеств и норм поведения.
Умение отбирать репертуар вырабатывается больше на практике в результате длительной, целенаправленной работы.
При формировании репертуара для своего коллектива я стараюсь руководствоваться выше изложенными принципами:
идейная направленность, художественная ценность и эстетическая значимость вокальных произведений, доступность для исполнения и педагогическая целесообразность.
Поэтому в репертуар своего коллектива я обязательно включаю произведения патриотической направленности.
Отбирая произведения для учебной и творческой деятельности, непременно учитываю, насколько содержателен и доступен музыкальный материал. На мой взгляд, очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют. Прежде чем учить те или иные произведения, нужно ясно представлять, какие чувства они будят у детей.
Что же касается интересов детей, то их следует, на мой взгляд, не только учитывать, но и направлять. В современное время дети информированы значительно шире, чем их сверстники 10-15 лет назад, и их интересы во многом определяются научно-техническим прогрессом. Зачастую музыка, которая повсеместно раздается с экранов телевизоров, воспринимается детьми, как модная и ультрасовременная, и, безусловно, привлекает их внимание. Однако далеко не всегда подобная «взрослая» музыка соответствует детскому восприятию. Через правильный выбор репертуара мы должны решать не только учебные задачи, но и формировать у детей хороший музыкальный вкус. И вот здесь, по моему глубокому убеждению, на первое место выходит авторитет учителя.
Соблюдение этих принципов даст возможность педагогу осуществлять наиболее эффективную работу с вокальным коллективом, повышать музыкальную культуру детей, их нравственное и эстетическое воспитание и прививать любовь к певческому искусству в целом.