Сказкотерапия как метод работы с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Сказкотерапия как метод работы с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
В статье освещается опыт по использованию метода сказкотерапии для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках музыки и внеурочной деятельности. Автором доказывается положительное влияние данного метода на развитие детей с умственной отсталостью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия как метод работы с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).»
Сказкотерапия как метод работы
с детьми с ОВЗ(интеллектуальными нарушениями)
Антонова Лариса Юрьевна, г.Кулебаки, МКСКОУ школа-интернат, учитель музыки, [email protected]
В статье освещается опыт по использованию метода сказкотерапии для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках музыки и внеурочной деятельности. Автором доказывается положительное влияние данного метода на развитие детей с умственной отсталостью.
Мы все верим в детстве в сказки. Многие из нас не перестают верить в них и, став взрослыми. А некоторые продолжают в них жить всю свою жизнь.
Театр. Сколько в этом слове высоты чувств, благородства мыслей, яркости переживаний. По сей день поход в театр ассоциируется у нас с выходом в свет. «Мы идем вечером в театр», - сколько в этой фразе какого-то внутреннего чувства достоинства, гордости, необъяснимой весомости.
А что же дети? Если мы хотим вырастить то самое «культурное и образованное» поколение, тогда детей надо научить любить театр как можно раньше! Сложно полюбить в зрелом возрасте то, с чем ты не был знаком с детства. Только в театре можно увидеть, как рождается история здесь и сейчас, а роли, исполняемые артистами, во многом зависят от настроения, вдохновения, состояния здоровья каждого из них и других жизненных факторов. И именно этим театр и ценится во всем мире. Приучать детей нужно ко всем жанрам театрального искусства: драма, кукольный, музыкальный (опера, балет, мюзикл).
В нашей школе, где я работаю 24года, тоже есть театр. Мы с детьми ставим музыкальные сказки. Работа ведётся планомерно, начинаем всегда с подбора сказки. Сказка для ребёнка это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни. Только в сказочной форме дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т. д. Слушая или читая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Пишем и обсуждаем сценарий. Сложность заключается в том, что желающих много, а героев мало. Поэтому приходится добавлять новых героев. Затем читаю сценарий ребятам, и мы анализируем прочитанное. Очень важно, чтобы каждый ребёнок мог высказать свою точку зрения. В конце обсуждения находим главную мысль текста и основную идею, которую хотел донести до нас автор. После обсуждения распределяем роли. Стараюсь учитывать желания детей, их возможности. Чтобы донести до зрителей идею сказки, актеры должны проговорить свои слова чётко и выразительно. Выразительность основана на вдумчивом анализе текста и применении основных положений искусства чтения, содействует умственному и эстетическому развитию учащихся, а также способствует развитию их художественных способностей. Так как выразительное чтение неотъемлемая часть любого урока в школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие детей. Оно способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства! Если есть такая возможность, то на занятиях я использую живое слово актёра (запись). Большой наградой для меня является правильно прочитанная реплика. Распределяем роли, подбираем костюмы, и… затаив дыхание, артисты ждут открытия занавеса. Сказки - это самый понятный театральный жанр для детей. Это мир детских игр и фантазий.
После выступления. Обязательное обсуждение: что сыграно на отлично, а где придётся доработать. Дети в восторге от своих ролей. Музыкальных сказок сыграно немало: «Волк и семеро козлят на новый лад», «Ещё раз о Красной Шапочке», «Зайкина избушка», «Морозко», «Муха-цокотуха, «Руслан и Людмила», «Снежная королева», «Щелкунчик» и многие другие. Герои в сказках поют и говорят своим голосом /фонограмма исключена/. А голос, который может быть грубым и ласковым, смеющимся и плачущим, является самым сильным выразителем эмоций. И именно он заставляет зрителей плакать и смеяться. И, конечно, музыка. Музыка, в которую гениальные композиторы заложили звуковые образы и характеры персонажей.
Музыкальные постановки - это большая трудоёмкая работа, но она приносит огромное удовлетворение и мне, и детям. Нашими зрителями являются ученики нашей школы.
Глядя на детей, участвующих в постановках, я вижу, как они меняются. Сцена помогает им раскрыть свои таланты, возможности, приобрести уверенность в себе и найти новых друзей. Они становятся более открытыми и доброжелательными, учатся ясно выражать свои мысли и чувства. Все дети талантливы, нужно только найти и раскрыть у них этот талант - это я знаю точно.
« Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце… »