kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семейные традиции и праздники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является консультацией для воспитателей детских садов, В разработке раскрыты традиции и  обычаи крестьянской Руси.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семейные традиции и праздники»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 «Золотая рыбка»















Семейные традиции и праздники


Методическая разработка для воспитателей















Музыкальный руководитель

первой квалификационной категории: Казак Л.М.









г. Нижневартовск


Семейные традиции и праздники

Крестьянские семьи —основная часть населения Руси. Семья —это родной дом, где полагается начало жизни, адом в старину считался священным местом — символом защиты от бед и тепла родного очага.

Родовые (семейные) отношения строились на народных и православных традициях. Человек не существовал сам по себе, он принадлежал роду (семье). Родство передавалось от отца к

сыну при создании нового хозяйства (т. е. велось по отцовской линии). Каждый должен иметь семью, чтобы продлить род: чем больше детей, тем богаче род. Дети принадлежали к роду родителей, но дочь, выходя замуж, переходила в род мужа, т. е. выходила из своего рода, тогда и зародился обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия — это знак рода.

Семейные традиции — принятые в семье нормы поведения, обычаи и взгляды, которые передавались из поколения в поко-ление, от старших к младшим, отражая нравственные ценно¬сти семьи (уважение к старшим, стремление не запятнать доброе имя отцов и дедов, трудом упрочить авторитет рода). Поддержание добрых взаимоотношений в семье считалось более важным, чем материальное благополучие, это проявля¬ется и в традициях: накрывание стола скатертью, общая трапе¬за, чаепитие, помощь старшим, — об этом же свидетельствует и пословица: «В семье лад, так не нужен и клад». Традиции семьи сближали близкую и дальнюю родню, а дети приобретали жиз¬ненный опыт.

Семьи были большие, в них было пять-семь и более детей. Дети считались основным богатством семьи, ими гордились, говорили: «Образцовая семья — многодетная семья». Предки считали: «Семья сильна, когда над ней крыша одна», —поэто¬му обычно несколько поколений жили вместе. Обстановка избы была простой —это соответствовало образу жизни кре¬стьян, случайных предметов не было. Входя в избу, надо было поклониться хозяевам, показать уважение. Печь занимала пол-избы, с ней был связан весь быт и вся жизнь крестьян. Правый от печки угол назывался «бабий кут» (закуток), здесь стояла прялка; самое почетное место в доме называлось «крас¬ный угол», —он находился там, где висели иконы Обряд, связанный с рождением ребенка, назывался «роди¬ны». Появление ребенка в семье было радостным событием, ему пели родинную песню, в нем для родных отражался весь мир.

Великий дар — единожды родиться,

Вдохнуть,

Раскрыть глаза—

И на века

Увиденному миру удивиться,

Где дом и поле, роща и река...

В. Мухин

Первым по традиции ребенка на руки брал отец. Он укуты¬вал его в косматый тулуп, чтобы дитя не испытывало в жизни нужду. Первое купание также сопровождалось особым обря¬дом: в ушат с водой клали уголек из печи, зернышки, денеж¬ку—привыкай, новый человек, к домашнему очагу, будь всег¬да сыт и благополучен. Первая одежда тоже особая: родитель¬ская рубаха —для девочки материна, для мальчика отцова. Приговаривали: «Расти хорошим человеком, будь похож на отца с матерью, будь здоров и любим в семье». И первая постелька особая: там кусочек хлеба с солью —знак доброго расположения. Так человек входил в жизнь семьи. На люльках рисовали сцены из трудовой жизни, приговаривая: «Бойся —перебойся пустого времени».

В русской семье не крещенный в церкви ребенок казался без-защитным перед огромным миром, в который он приходил. Родители приобщали его к христианству, совершая обряд креще-ния—оно знаменовало духовное рождение. Ребенка несли в цер-ковь, священник опускал его в купель с водой, читая молитвы.

Большое значение придавали выбору имени ребенка. Имя —великая ценность и равно благословению родителей, которое «в воде не тонет, в огне не горит, в земле не гниет». Обычно священник давал ребенку имя святого, память кото¬рого праздновалась в этот день, что обеспечивало ребенку небесное покровительство хранящего его ангела-заступника. В крещении участвовали принимавшие ребенка от купели крестные —духовные родители, их называли «божатки», они считались близкой родней. Крестных выбирала родня, отказы¬ваться было нельзя, участие в крестильном торжестве счита¬лось ступенькой, ведущей в небо. В крестьянской семье взаимоотношения детей и родителей строились на любви и ласке. Традицией являлась колыбель¬ная—песнь матери, которую ребенок слышал с первых дней жизни. Каждое слово в песне —заветное, это напутствие ребенку на жизнь передавалось из рода в род. Колыбельная для мальчика:

...Будешь в поле — пахарек,

На лужочке — косарек,

В темном лесе—лесничок,

В синем море—рыбачок,

Будешь рыбку ловить,

Да родителей кормить.

Наши предки называли женщину «берегиня» —она хранит домашний очаг и детей от бед. Образ матери формировался с первых дней жизни ребенка: колыбельные, спетые матерью, рассказанные ею сказки, поговорки, выпеченный ее руками хлеб, вышитая скатерть, ее поведение имели огромную нрав¬ственную ценность — приобщение к родной культуре, стремле¬ние дать ребенку жизненные ориентиры задолго до того, как он будет осваивать мир самостоятельно.

Семья знакомила детей с фольклором с младенческого воз¬раста, взрослые пели песни и постоянно приговаривали, ста¬рики тешили малых ребят прибаутками:

Стучит, бренчит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке —

По кривой дорожке.

Многие традиции были связаны с первыми признаками взросления ребенка. Первый выпавший молочный зуб подноси¬ли к мышиной норке и опускали туда, говоря: «Мышка, мышка, возьми зубик, дай новый, крепкий да здоровый». Когда ребенку исполнялся год, крестная срезала ему первые прядки волос. Их хранили на протяжении всей жизни за именной иконкой.

С пяти-шести лет положение детей в семье менялось, их последовательно вовлекали в трудовую жизнь семьи, у ребенка появлялись первые настоящие орудия труда, его учили помо¬гать в доме, поле, огороде. Все трудились с детства, не перекла¬дывая свои обязанности на других, заботились друг о друге.

Предки жили на земле трудом, каждый выполнял опреде¬ленную постоянную работу: кто из колодца воду носил, кто сухие дрова к печи подносил и т. д. В народе говорили: «Кошка да баба в избе, мужик да собака во дворе», т. е. женщина вела хозяйство в доме, а мужчина во дворе. Дел было много, и роди- телям было не управиться без помощников, которыми стано¬вились дети. Говорили: «Чем больше рук, тем легче труд».

Девочку воспитывали иначе, чем мальчика, ее приучали к женской работе, воспитывали трудолюбие, терпение и чут¬кость. Все праздники сопровождались подарками для девочек: ленточки на бантик, гребешок на косынку, платочек—в цер¬ковь ходить. С рождения девочке готовили приданое: делали сундучок, откладывая туда каждый год вещи.

Первые обязанности девочки — нянчить младших братьев и сестер, осваивать домашнюю работу: ухаживать за скотом, стряпать на семью, стирать, прясть, ткать, вышивать. В десять лет девочка уже умела прясть на маленькой прялке и могла теперь пойти на первые посиделки, где обучалась не только мастерству, но и песням и пляскам. В народе говорили: «Не та родна дочь, что бежит от дома прочь, а та родна дочь, что на всякой работе видно».

Мальчика воспитывали иначе, к нему относились как к продолжателю рода. С пяти лет мальчик работал в поле с роди-телями: погонял волов на пахоте, помогал боронить землю, сгребать сено, молотить. С шести лет он мог быть подпаском, с семи—двенадцати —пастухом. В семь-восемь лет мальчики уже могли управлять лошадью. Они отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой. В народе говорили, что вос¬питывать мальчиков надо так, чтобы они «в негушке не жили, лишка не проспали, ко всему были приучены». Дети ходили за ягодами и грибами в лес, старшие учили их ориентироваться на местности, бережно относиться к природе —не кричать в лесу, не ломать ветки, не разорять птичьи гнезда и т.д.

Дети с ранних лет понимали, что хвалят тех, кто трудится. Лентяев не любили, над ними смеялись:

Проснулась Ульяна не поздно, не рано. До обеда проспала, встала да обедать стала. Наелась, поклонилась да опять повалилась.

В семье все делали своими руками, умения передавались от поколения к поколению, любой труд был почетен: и взрослый, и детский. Взрослые в свободное время мастерили игрушки на забаву детям, игрушек было мало, но дети их берегли.

Подрастая, они мастерили игрушки сами: мальчики вырезали зверей из чурок, девочки шили кукол. В народе считали, что без дела нет радости.

Духовное рождение у христиан считалось более значимым, чем телесное, поэтому день рождения забывался, а праздник именин отмечался в каждой семье. Именинник рассылал гостям пироги — своего рода приглашение в гости. Главное блюдо на празднике также пирог, в народе говорили: «Без блина не Масленица, без пирога не именины». Именины праздновали так: все садились за стол, подавали пирог с кашей и разламывали его над головой именинника, чем больше сыпа¬лось каши, тем лучше.

Народ передавал жизненный опыт через фольклор, ремес¬ла, игры, традиции, праздники, которые представляли систему правил поведения и взаимоотношений. Воспитание осущест¬влялось всем миром: любой мог сделать замечание ребенку, если тот нарушал принятые правила поведения.

Из поколения в поколение передавалось только то, что было важным в жизни: честно жить, не бросать друг друга в беде, уважать старших и др. Дети с ранних лет видели проявле¬ние искренности взрослых, подражали им. Воспитание в род¬ном доме, в привычной обстановке среди утвари и одежды, украшенных оберегами с пожеланиями добра и благополу¬чия,—все это давало человеку запас жизненной энергии, душевного здоровья.

Окружающий мир, родная природа, домашний очаг —все это мы называем дорогим словом «отечество». Наше отечество испокон века хранили наши отцы, берегли его покой. Писатель В. Распутин говорил: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Только зная свое прошлое, можно понять настоящее и строить планы на будущее.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семейные традиции и праздники

Автор: Казак Лариса Мидахатовна

Дата: 03.08.2017

Номер свидетельства: 424840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Классный час "Семья.Семейные традиции". "
    ["seo_title"] => string(43) "klassnyi-chas-siem-ia-siemieinyie-traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "111367"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407412834"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Роль семейных традиций в воспитании детей""
    ["seo_title"] => string(42) "rol_semeinykh_traditsii_v_vospitanii_detei"
    ["file_id"] => string(6) "583593"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1623912498"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Занятие по внеурочной деятельности "Семейные традиции" "
    ["seo_title"] => string(63) "zaniatiie-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-siemieinyie-traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "110473"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1406085173"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Од ФЦКМ старшая группа «Семейные традиции»"
    ["seo_title"] => string(44) "od_ftskm_starshaia_gruppa_semeinye_traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "477871"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1537081771"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "конспект занятия "Семейные традиции""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt_zaniatiia_siemieinyie_traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "360753"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479656004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства