Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроках эстрадного пения в ДШИ.»
Развитие творческих способностей на уроках эстрадного пения в ДШИ. Е.П. Артюхина, преподаватель МБУДО Октябрьская ДШИ Ульяновской области.
На протяжении XX века детские школы искусств выполняли важную социально – культурную и социально – экономическую миссию: в первую очередь – это предпрофессиональная подготовка детей, выявление наиболее одаренных, способных в дальнейшем осваивать профессиональные программы в области искусства в средних профессиональных высших учебных заведениях, а во вторую – общеэстетическое воспитание подрастающего поколения, обеспечивающие формирование культурно - образованной части общества, заинтересованной аудитории слушателей и зрителей. Важнейшим условием функционирования детских школ искусств является общедоступность и массовый характер образования детей. Задача детской школы искусств – не только традиционно выполнять функции обеспечивать возможность раннего выявления таланта и создавать условия для его органичного профессионального становления. Именно детская школа искусств предоставляет благоприятные условия для разностороннего художественного развития ребенка, оказывает помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивает его творческую и познавательную активность. Эстрадный вокал – это вид сценического искусства органично соединяющий единое целое творчество вокалиста, танцора, актера, музыканта. Связи с этим, на ряду с занятиями по вокалу, на эстрадном отделении проводятся занятия по актерскому мастерству, сценическому движению, техника речи. Фортепиано, сольфеджио, техническим средствам ( микрофон). Обучение направленно на формирование личности ребенка, раскрытию творческих способностей в искусстве эстрадного пения .
Индивидуальное обучение помогает с помощью упорного труда найти, раскрыть у каждого ребенка свой уникальный узнаваемый голос, с характерной манерой пения и конкретным сценическим образом, доведя все это до максимально приближенного к профессиональному, что способствует творческой самореализации учащегося через успешное участие в конкурсах детской эстрадной песни, многочисленных концертах.
Вокал, кроме всего прочего, это ведь еще и просто хорошее дыхание, что, в свою очередь, означает отличную работу внутренних органов обучаемого ребенка, поэтому занятия вокалом «оздоровляют» организм. Здоровьесберегающие технологии – это:
- разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе;
- развитие вокальных навыков, достижение качественного и красивого звучания в произведениях. Подготовка к работе – создание эмоционального настроя и введение аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация в данном звуке). Прежде чем начинать занятия пением, ребенку необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для этого существуют специальные разминки: снятие напряжения с внутренних и внешних мышц, подготовка дыхательной системы упражнения для ощущения интонации, скороговорки.
Педагоги работают над постановкой голоса, над координацией слухового и голосового аппарата, развитием вокальных данных, учат детей слушать музыку и исправлять допущенную ошибку, работают над особенностями эстрадного пения, которое имеет специфическую манеру и исполнительные приемы.
В процессе изучения эстрадного вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, в основу деятельности для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях детских школ искусств положены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа – ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий, развивает двигательные способности, музыкальную память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха. А так же включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой.
Занятия представляют собой интереснейший процесс, когда ребенок стремится «самоутвердиться» по максимуму. Он испытывает гордость за проделанную работу, когда видит положительные результаты.
Литература
1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007г.
2. Педагогические технологии, автор – составитель Сальникова Т. П.,М., Творческий центр «Сфера», 2005г.
3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. –М. 2006г.
4. Шацкая В. Н. Сохраним то, что есть в детях: С. Т. Шацкий и В. Н. Шацкая/Сост., предисловие М. Б. Зацепиной. – М.: Карапуз, 2011г.