kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие навыков коллективного музицирования в классе фортепианного ансамбля

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка описывает основные этапы работы над развитием навыков коллективного музицирования в классе фортепианного ансамбля

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков коллективного музицирования в классе фортепианного ансамбля»

МБУДО «Детская школа искусств № 7» города Смоленска МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА : «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ» Подготовила: Воробьёва Л. П., преподаватель фортепианного отделения ДШИ № 7 г. Смоленска 2020-2021 учебный год ПЛАН: 1.Вступление. 2.Первые шаги в ансамблевом музицировании. 3.Технологии грамотного ансамблевого исполнения. 4.Заключение. Каждому педагогу известна любовь детей к игре в четыре руки. При ансамблевом исполнении ребёнок осуществляет естественное желание к более полному и богатому звучанию, которого он не может достичь самостоятельно на начальном этапе обучения. Радость от совместного музицирования становится дополнительным стимулом приобретения новых навыков владения инструментом. Нам известны три этапа изучения музыкального произведения: 1.Чтение с листа; 2.Исполнение в «эскизе»; 3.Подготовка к концертному выступлению. Если в первых двух случаях перед учениками стоят главным образом познавательные цели и степень художественного совершенства может быть ограничена, то на третьем этапе, где существует ответственность ученика за выступление перед публикой и своим партнёром, педагог должен предъявлять к ученику более серьёзные артистические требования. Первые пробы ансамблевого музицирования относятся к первым шагам в музыке. Педагоги достаточно часто применяют на уроках специальности в первом классе форму ансамбля. Ребёнок учится воспринимать даже простейшие песенки с гармонизацией. Восприятию музыкального материала способствуют и слова, которые облегчают ученику задачу логического построения музыкальной фразы. Более того, ученик, как правило, эту мелодию ещё и поёт. Музыкальный текст строится по аналогии с литературным, то есть его составными частями являются мотивы, фразы, предложения и периоды. Наиболее острым вопросом ансамблевых занятий является определение того, чья партия является ведущей, а чья ведомой, то есть правильное распределение партий между исполнителями, каждый из которых обладает индивидуальными достоинствами и недостатками. Попробую сформулировать некоторые правила ансамблевого поведения. Исполнитель аккомпанемента должен следовать за исполнителем мелодии. Её сопровождает бас и конфигурации. Для правильного взаимодействия с партнёром ученик должен достаточно ясно представлять себе свою роль в решении совместных задач. В изложении пьес в четыре руки распределение материала партии обусловлено регистрами. Клавиатура распределена примерно поровну. Все верхние голоса отходят к исполнителю primo, нижние - secondo. В фортепианном дуэте на двух роялях оба ученика имеют в своём распоряжении всю клавиатуру целиком. Поэтому каждая приобретает большую самостоятельность. Наличие двух инструментов расширяют художественные средства ансамбля. Игра в ансамбле является прекрасным средством воспитания хорошего метроритмического чувства, умения слушать и контролировать свою игру. Систематическая игра в ансамбле воспитывает в ученике умение читать ноты с листа. Читать с листа ученикам, играющим в четыре руки, труднее, чем солистам. Малейшая неточность одного из партнёров сбивает другого, легче потерять нить музыкального повествования. При выборе произведений необходимо считаться с пожеланиями самих учеников, умело направляя их. Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает следующее: 1. Особенности посадки и педализации при четырёхручном исполнении на одном фортепиано. При четырёхручной игре за одним роялем партнёры должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающемся движении (один локоть под другим). Насчёт того, кто должен педализировать, нужно объяснить ученикам, что это делает исполнитель второй партии, так как она обычно служит фундаментом (бас, гармония)мелодии. При этом необходимо слушать не только то, что сам играешь, но и то, что играет партнёр, а правильнее сказать-общее звучание обеих партий, сливающихся в единое целое. Сольное исполнение приучает пианиста слушать себя, а в ансамбле нужно слушать общее звучание. Очень полезно бывает предложить учащемуся, исполняющему вторую партию, ничего не играя, только педализировать во время игры другим пианистом первой партии. При этом сразу обнаруживается, насколько это непривычно и требует особого внимания и навыка. Полезно поменять пианистов местами, тем самым дать возможность ознакомиться с партией партнёра. 2. Навык переворачивания страниц-немаловажный вопрос. Учащиеся должны заранее установить кому и какой рукой удобней это сделать с наименьшей потерей для общего звучания произведения. 3. Способы достижения синхронности при взятии и снятии звука. Начать вместе не так легко. Это требует большой тренировки и взаимопонимания. Нужно объяснить ученикам, чем технически обусловлен приём дирижёрского замаха и как он может быть применён в данном случае. Полезно посоветовать одновременно с этим жестом обоим исполнителям взять дыхание (сделать вдох).Это делает начало исполнения естественным, снимает сковывающее напряжение. Не меньшее значение, чем синхронное начало, имеет и синхронное окончание. «Рваные» снятия звука, в которых одни длятся дольше других, производят такое же впечатление, как и не вместе взятые. 4. Равновесие звучания между партиями. Пианисты должны научиться передаче «из рук в руки» мелодических пассажей, «подхватывать» незаконченную фразу, не разрывая музыкальной ткани. 5. Динамика исполнения. Надо объяснить ученикам, что динамический диапазон четырёхручного исполнения должен быть никак не уже, а шире, чем при сольной игре. Наличие двух пианистов позволяет полнее использовать клавиатуру, построить более объёмные, плотные аккорды. 6. Метроритм - один из центральных элементов музыки. Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма. Заблаговременно должен быть определён и темп. Партнёры должны одинаково чувствовать, ещё не начав играть. Определяя художественно наиболее точный темп, следует добиваться синхронности и точности ритмического рисунка. 7. С первых тактов исполнение в ансамбле требует от участников полной согласованности в приёмах звукоизвлечения. Большого внимания требует тщательная работа над штрихами, в процессе которой происходит уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы её выражения. Итак, фортепианный ансамбль обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащихся: музыкального слуха, памяти, ритмического слуха, двигательно-моторных навыков; расширяется музыкальный кругозор, интеллект музыканта; воспитывает и формирует художественный вкус, понимание стиля, формы, содержания произведения. Такая форма занятий развивает важные психолого-педагогические качества: наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, поиск выразительности звучания. Затронутые задачи могут быть решены путём настойчивого изучения разнохарактерных произведений. Когда учащийся получит удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствует радость общего порыва, взаимной поддержки,-можно считать, что занятия в классе дали важный результат: пианист почувствовал своеобразие и интерес совместного исполнительства. ЛИТЕРАТУРА: 1. Надырова Д. С. Музыкальное развитие в процессе фортепианного обучения. Учебное пособие. Казань. Издательство ТГГПУ 2008, 95 с. 2 Курс лекций по методике обучения игре на фортепиано.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие навыков коллективного музицирования в классе фортепианного ансамбля

Автор: Воробьева Людмила Петровна

Дата: 18.11.2020

Номер свидетельства: 563685

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Работа над совершенствованием исполнительской техники как способ развития навыков коллективного музицирования в классе фортепиано. "
    ["seo_title"] => string(143) "rabota-nad-soviershienstvovaniiem-ispolnitiel-skoi-tiekhniki-kak-sposob-razvitiia-navykov-kolliektivnogho-muzitsirovaniia-v-klassie-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "167017"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423038113"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Образовательная (рабочая) программа по предмету "Гитарный ансамбль" "
    ["seo_title"] => string(69) "obrazovatiel-naia-rabochaia-proghramma-po-priedmietu-gitarnyi-ansambl"
    ["file_id"] => string(6) "235777"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443818286"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства