Работа над совершенствованием исполнительской техники как способ развития навыков коллективного музицирования в классе фортепиано.
Работа над совершенствованием исполнительской техники как способ развития навыков коллективного музицирования в классе фортепиано.
Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Навыки и умения игры в ансамбле совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся; воспитывают чувство партнёра; обогащают кругозор; учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль. Этот жанр имеет свою многолетнюю историю. Фортепианный дуэт начал интенсивно развиваться во второй половине 18 века с появлением молоточкового фортепиано. Этот инструмент таил в себе особые возможности. При игре двух пианистов значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались неведомые регистровые краски.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над совершенствованием исполнительской техники как способ развития навыков коллективного музицирования в классе фортепиано. »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
«ОТРАДА»
План–конспект занятия
Студия общемузыкального развития, предмет:
ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ
Тема:
Работа над совершенствованием исполнительской техники как способ развития навыков коллективного музицирования в классе фортепиано.
Дата проведения:
4 декабря 2014г.
Продолжительность занятия:
45 минут
Возраст обучающихся:
10 лет (3 год обучения)
13 лет (3 год обучения)
Педагог:
Титова Светлана Александровна
Хабаровск, 2014 г.
Цели: развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта обучающихся.
Задачи:
Развитие техники и координации рук в совместном музицировании.
Развитие внутреннего слуха.
Умение слушать и слышать свою игру и игру партнёра.
Закрепление исполнительских навыков.
Расширение музыкального кругозора, воспитание трудолюбия, эстетического вкуса.
Методы:
Практико-ориентированной деятельности
Словесные методы
Наглядные
Метод наблюдения
Метод проблемного обучения
Метод сравнения
Метод художественной драматургии
Формы работы:
- коллективное музицирование
Оборудование:
1.Фортепиано.
2.Метроном.
3.Звуковоспроизводящая аудиоаппаратура.
Пояснительная записка.
Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Навыки и умения игры в ансамбле совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся; воспитывают чувство партнёра; обогащают кругозор; учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль. Этот жанр имеет свою многолетнюю историю. Фортепианный дуэт начал интенсивно развиваться во второй половине 18 века с появлением молоточкового фортепиано. Этот инструмент таил в себе особые возможности. При игре двух пианистов значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались неведомые регистровые краски. К началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная литература. Для фортепиано в четыре руки писали почти все композиторы 19 и 20 столетия. Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жёсткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким многообразным.
На данном занятии фортепианного ансамбля воспитанники получают ценные и необходимые навыки коллективного музицирования, испытывая радость от выполнения исполнительской задачи, объединённых усилий, взаимной поддержки, глубоко осознавая своеобразие совместного исполнительства.
Ход и содержание занятия
Текущее время
Ход занятия
Действия педагога
Действия детей
5 минут
Игра гамм Соль мажор, технических упражнений в совместном исполнении
Предлагает исполнить гаммы и упражнения синхронно, с динамическими оттенками, контролируя качество исполнения, слышания друг друга.
Исполняют гаммы и упражнения для развития беглости пальцев, гамму Соль мажор на одном инструменте в 4 руки. Слушают себя, добиваются синхронности.
20 минут
И.С.Бах «Шутка»
Работа над воплощением художественного образа, передачей ощущения движения, радости через динамические оттенки, достижение тембровой окраски музыкальных голосов, соотношения инструментальных партий.
Исполняют произведение в медленном темпе, затем – в быстром. Сравнивают характер пьесы. Проигрывают каждая свою партию индивидуально. Стараются передать характер с помощью динамики, звукоизвлечения.
20 минут
М.Матвеев «Мальчик с транзистором»
Работа над воплощением художественного образа посредством динамики, чёткости ритма, пульсации, регистрового соотношения партий.
Исполняют пьесу в нужном темпе. Ведут работу над чёткостью ритма. Играют по очереди свои партии. Во второй партии исправляется текст в средней части. В первой партии обращается внимание на 32-е длительности, на чёткость пунктирного ритма. Стараются передать в игре характер пьесы, стиль.
Конспект занятия.
Педагог :
-Здравствуйте, девочки!
Ученики :
-Здравствуйте!
Педагог :
-Начнём наше занятие с разыгрывания. Я предлагаю вам играть упражнения на одном инструменте. При этом следим за тем, чтобы звучание было синхронным. Старайтесь активизировать кончики пальцев.
(Воспитанницы сыграли несколько упражнений ).
Педагог :
-Ну, что, немного размялись? А теперь поиграем гамму Соль мажор разными способами. Постарайтесь исполнять гамму не как «сухое» упражнение, придайте окраску динамическими оттенками. Главная задача – единство темпа, динамики, синхронности. (Девочки выполнили требование).
Педагог :
-Сейчас мы поговорим о великом немецком композиторе И.С.Бахе
и его произведении «Шутка».И.С.Бах жил более двухсот лет назад на рубеже 17-18 веков (1685-1750г.г.), однако его знают и в наше время, так как жива его музыка. «Шутка» из сюиты №2 – одно из известнейших произведений композитора. Что же такое сюита?
Сюита (от французского «вереница», последовательность, чередование) - сочинение из нескольких частей (4 и более), близких по характеру, чаще танцевального характера.
Баховская сюита состоит из 7 частей:
1.Увертюра
2.Рондо
3.Сарабанда
4.Бурре
5.Полонез
6.Менуэт
7.Шутка
Педагог:
- Писатель описывает человека словами, а композитор – музыкой. Представим, что это музыкальная характеристика человека. Опишите его. (Слушание «Шутки» из сюиты №2 И.С.Баха.)
Ответы воспитанниц:
-Человек весёлый, беззаботный, озорной, шутливый и т.д.
Педагог:
-Может ли быть таким человек на самом деле, или композитор придумал его сам?
Воспитанницы:
-Конечно, такими люди могут быть на самом деле. Все эти черты важны в жизни. Пошутить, улыбнуться должен уметь каждый человек, иначе он будет скучен, а скучные люди всегда всем в тягость. Шутить надо вовремя, и шутки не должны быть глупыми и грубыми. Вовремя произнесённая хорошая умная шутка доставляет людям удовольствие, поднимает их настроение, и в этом заключается её добрая роль в жизни.
Педагог:
-И.С.Бах работал в храме и создавал, прежде всего церковную музыку. И как ни удивительно, это произведение написано по строгим классическим законам для службы в церкви ( в основе – Григорианский хорал), но стоило исполнить его в быстром темпе, как степенные интонации стали шутливыми и озорными. Этот приём И.С.Бах позаимствовал у своих учеников.
Итак, я предлагаю исполнить пьесу в медленном темпе, в серьёзном характере, чтобы было понятно смысловое изменение этого произведения.(Ученицы исполнили пьесу в медленном темпе.) А теперь исполните в том характере, который подразумевал автор.(Девочки постарались исполнить пьесу в характере. В исполнении «Шутки» даже в подвижном темпе не хватало лёгкости, игривости. Всё зависит от звукоизвлечения, от точности динамики, штрихов.)
Педагог:
- Я предлагаю вам сейчас сыграть каждую партию отдельно и сравнить с оркестровыми инструментами.(2-ю партию играет Испирян Мария).
Мария:
-Мою партию я могу сравнить с виолончелью.
Педагог:
-Теперь свою партию исполнит Софья и даст своё сравнение.
(Софья играет 1-ю партию).
Софья:
-Я сравниваю с флейтой.
Педагог:
-Теперь вы сыграете вместе и постараетесь изобразить тембр этих инструментов. Вам необходимо облегчить прикосновение к клавишам. Обязательно слушайте друг друга, держите единство темпа. Точнее одновременно выполняйте смену динамических оттенков. Покажите в своём исполнении красоту музыки, выразительность интонаций, их лаконичность. Своей незаурядностью, мелодичностью пьеса покорила сердца слушателей.
Педагог:
-Перед нами весёлая пьеса советского композитора 20 века М.Мат-веева «Мальчик с транзистором». Пьеса с элементами джаза. Джаз — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, изощрённый ритм, основанный на синкопированных фигурах и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. Пьеса простая по своей фактуре, в то же время сложная в ритмическом плане; присущ пунктирный ритм. В своём исполнении вы должны показать простоту, незатейливость характера. Что можно представить, слушая эту музыку?
Воспитанницы:
-Мы представляем гуляющего мальчика, который увлечённо слушает маленький транзистор».
Педагог:
- Вот сейчас и передайте свои представления слушателю». (Воспитанницы исполнили пьесу в характере).
Педагог:
-Главная трудность, ребята, умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. Сейчас каждая из вас исполнит свою партию, тем самым дав возможность услышать партию партнёра. Следим по сборнику.»
(Девочки по очереди исполняют свои партии).
Сразу стало ясно, как пьеса «потерялась». Куда делись лёгкие шаги мальчика или звуки транзистора? Учащиеся ясно поняли значимость каждой партии, их неразделимость. Также ведётся работа над синхронностью взятия первого звука, точностью, чёткостью ритма. Основной задачей каждого исполнителя является выявление, осмысление и создание ясного звукового образа произведения в своём представлении. Необходимо определить смысловую роль каждой партии, регистровые соотношения).
Педагог:
-Дома в работе над этой пьесой необходимо добиваться нужного баланса мелодии и аккомпанемента. Учитесь одинаково ощущать единый ритмический пульс и общее динамическое развитие. Вам понравилось занятие?
Воспитанницы отвечают, делятся впечатлениями от фортепианной игры в ансамбле, уточняются основные задачи при подготовке домашнего задания.
Педагог прощается с воспитанницами на оптимистичной ноте.