Развитие интереса ребенка на занятиях средствами народного танца и музыки
Развитие интереса ребенка на занятиях средствами народного танца и музыки
Этнокультурное воспитание детей возможно осуществлять средствами народного танца и музыки, которые являются неотъемлемой частью фольклорного наследия, этнических корней и базовых национальных ценностей.
В условиях дополнительного образования существуют широкие возможности для решения данной педагогической проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие интереса ребенка на занятиях средствами народного танца и музыки»
Развитие интереса ребенка к народной культуре на занятиях
"НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ"
Петровская Ираида Анатольевна,
концертмейстер
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОДДиЮ «ФАКЕЛ»
г. Томск
Сегодня перед педагогической общественностью поставлена сложная задача воспитания у детей культуры межэтнического общения, при условии сохранения своеобразия и уникальности национальной культуры и этнической идентичности граждан Российской Федерации. Это нашло свое отражение в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025г (утверждена приказом № 916 от 28 мая 2015г),
В настоящее время исследователями установлено, что сохранение национальной культуры осуществляется через трансляцию национальных традиций и базовых ценностей от поколения к поколению (В.А. Вакаеев, А.Н. Кохичко, С.С. Лазарян, Э.С. Маркарян, Ю.В. Филиппов и др.). Обеспечение трансляции социального опыта этноса подрастающему поколению определятся как способ этнокультурного воспитания.
Этнокультурное воспитание детей возможно осуществлять средствами народного танца и музыки, которые являются неотъемлемой частью фольклорного наследия, этнических корней и базовых национальных ценностей.
В условиях дополнительного образования существуют широкие возможности для решения данной педагогической проблемы. В нашем учреждении ведется серьезная работа по организации этнокультурного образования детей, реализуются ряд общеразвивающих общеобразовательных программ, в том числе по народной хореографии.
На занятиях в объединении "Улыбка" приобщение детей к народной культуре и традициям проходит не только через народный танец (хороводные, плясовые, обрядово-календарные, шуточные и др.), мы знакомимся с народными играми, все занятие сопровождается народной музыкой в исполнении концертмейстера.
В младшем возрасте дети любят играть, поэтому главным педагогическим методом в нашей практике является метод игры. Правильно подобранные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к работе, к занятииям. Например: «Кот и мышки», «Лиса и зайцы», «Карусель», «Веселые матрешки», «Петушок».
С первого года обучения дети осваивают простейшие элементы народных танцев и на основе пройденного материала составляются этюды танцев. В процессе занятий дети приучаются к сотрудничеству, развивается художественное воображение, творческие способности и формируется интерес к фольклору.
У детей более старшего возраста (6-7 лет) наблюдается усложнение в программе: народный танец следует выделить в самостоятельный предмет, где в первой части занятия идет освоение первоначальных движений экзерсиса у станка.
Комбинации вначале исполняются лицом к палке в чистом виде,а затем боком. Воспитанники овладевают определенным запасом танцевальной техники, первоначальной координацией движений.
В дальнейшем увеличивается и усложняется экзерсис у станка, с использованием народного материала, а также продолжается изучение танцевальной лексики народных танцев на середине. ( Ковырялочка, моталочка ,елочка, гармошка ,веревочка, молоточки ,маятник и т. д.)
Таким образом, занятия способствуют развитию музыкальных способностей: слуха, ритма и формируют у детей положительное отношение к народной культуре.
Учащиеся получают представления об основных средствах выразительности родного музыкально-поэтического, музыкально-пластического языка. В центре внимания ритм и ритмопластика, особенности традиционной исполнительской, русской культуры плясовых, хороводных танцев с несложным инструментальным сопровождением.
Подобранный материал соответствует возрастным особенностям детей и тем самым способен легко усваиваться ими, вызывая в них чувство радости и желания узнать всё больше о своей Земле, о своём народе.
Дети очень любят выступать на концертах, на других праздничных мероприятиях. Нами проводятся репетиции, с целью отработки чистоты исполнительского мастерства.
Традиционными, пожалуй, любимыми стали открытые занятия и отчетные концерты для родных и близких друзей. Мы не только готовим концертную программу, но и тщательно продумываем элементы костюма, грим и самую приятную часть- общение за чаем.
Угощение своими руками – здесь без помощи старших (мама, бабушка) не обходится. Ребята активно включаются в обсуждение и подготовку сценария чаепития (репертуар, игры).
Отчетный концерт – это мощный и очень приятный способ приобщения взрослых к жизни детей, сплочения семей, зарождения внутрисемейных добрых традиций, развития интереса воспитанников к народной культуре (костюмам, обрядовым играм и танцам). Осуществляется видеозапись и фото всех наших концертов на основании, которых мы анализируем ход и содержание мероприятия в целом.
Таким образом, мы в практической деятельности используем различные формы занятий, методы и средства. Показателем качества работы является результаты мониторинга учащихся по критериям: личностные достижения, предметные результаты (знание основ народной хореографии, виды народного танца ( Основные виды -Хороводы, кадриль и пляска), особенности русского национального костюма и быта).
На основании анализа педагогической деятельности в области этнокультурного воспитания детей средствами народного танца и музыки мы пришли к пониманию необходимости обобщения опыта и его трансляции как способа рефлексии и поиска новых подходов в нашей педагогической практике.
Литература
Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение. 1988.
Князева, О.Л., Маханёва, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.:Нев. диалект. 1998.
Калинина, Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. – СПб. 2002.