kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие интереса ребенка на занятиях средствами народного танца и музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этнокультурное воспитание детей возможно осуществлять средствами народного танца и музыки, которые являются неотъемлемой частью фольклорного наследия, этнических корней и базовых национальных ценностей.

В условиях дополнительного образования существуют широкие возможности для решения данной педагогической проблемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие интереса ребенка на занятиях средствами народного танца и музыки»


Развитие интереса ребенка к народной культуре на занятиях

"НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ"



Петровская Ираида Анатольевна,

концертмейстер

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОДДиЮ «ФАКЕЛ»

г. Томск


Сегодня перед педагогической общественностью поставлена сложная задача воспитания у детей культуры межэтнического общения, при условии сохранения своеобразия и уникальности национальной культуры и этнической идентичности граждан Российской Федерации. Это нашло свое отражение в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025г (утверждена приказом № 916 от 28 мая 2015г),

В настоящее время исследователями установлено, что сохранение национальной культуры осуществляется через трансляцию национальных традиций и базовых ценностей от поколения к поколению (В.А. Вакаеев, А.Н. Кохичко, С.С. Лазарян, Э.С. Маркарян, Ю.В. Филиппов и др.). Обеспечение трансляции социального опыта этноса подрастающему поколению определятся как способ этнокультурного воспитания.

Этнокультурное воспитание детей возможно осуществлять средствами народного танца и музыки, которые являются неотъемлемой частью фольклорного наследия, этнических корней и базовых национальных ценностей.

В условиях дополнительного образования существуют широкие возможности для решения данной педагогической проблемы. В нашем учреждении ведется серьезная работа по организации этнокультурного образования детей, реализуются ряд общеразвивающих общеобразовательных программ, в том числе по народной хореографии.

На занятиях в объединении "Улыбка" приобщение детей к народной культуре и традициям проходит не только через народный танец (хороводные, плясовые, обрядово-календарные, шуточные и др.), мы знакомимся с народными играми, все занятие сопровождается народной музыкой в исполнении концертмейстера.

В младшем возрасте дети любят играть, поэтому главным педагогическим методом в нашей практике является метод игры. Правильно подобранные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к работе, к занятииям. Например: «Кот и мышки», «Лиса и зайцы», «Карусель», «Веселые матрешки», «Петушок».

С первого года обучения дети осваивают простейшие элементы народных танцев и на основе пройденного материала составляются этюды танцев. В процессе занятий дети приучаются к сотрудничеству, развивается художественное воображение, творческие способности и формируется интерес к фольклору.

У детей более старшего возраста (6-7 лет) наблюдается усложнение в программе: народный танец следует выделить в самостоятельный предмет, где в первой части занятия идет освоение первоначальных движений экзерсиса у станка.

Комбинации вначале исполняются лицом к палке в чистом виде,а затем боком. Воспитанники овладевают определенным запасом танцевальной техники, первоначальной координацией движений.

В дальнейшем увеличивается и усложняется экзерсис у станка, с использованием народного материала, а также продолжается изучение танцевальной лексики народных танцев на середине. ( Ковырялочка, моталочка ,елочка, гармошка ,веревочка, молоточки ,маятник и т. д.)

Таким образом, занятия способствуют развитию музыкальных способностей: слуха, ритма и формируют у детей положительное отношение к народной культуре.

Учащиеся получают представления об основных средствах выразительности родного музыкально-поэтического, музыкально-пластического языка. В центре внимания ритм и ритмопластика, особенности традиционной исполнительской, русской культуры плясовых, хороводных танцев с несложным инструментальным сопровождением.

Подобранный материал соответствует возрастным особенностям детей и тем самым способен легко усваиваться ими, вызывая в них чувство радости и желания узнать всё больше о своей Земле, о своём народе.

Дети очень любят выступать на концертах, на других праздничных мероприятиях. Нами проводятся репетиции, с целью отработки чистоты исполнительского мастерства.

Традиционными, пожалуй, любимыми стали открытые занятия и отчетные концерты для родных и близких друзей. Мы не только готовим концертную программу, но и тщательно продумываем элементы костюма, грим и самую приятную часть- общение за чаем.

Угощение своими руками – здесь без помощи старших (мама, бабушка) не обходится. Ребята активно включаются в обсуждение и подготовку сценария чаепития (репертуар, игры).

Отчетный концерт – это мощный и очень приятный способ приобщения взрослых к жизни детей, сплочения семей, зарождения внутрисемейных добрых традиций, развития интереса воспитанников к народной культуре (костюмам, обрядовым играм и танцам). Осуществляется видеозапись и фото всех наших концертов на основании, которых мы анализируем ход и содержание мероприятия в целом.

Таким образом, мы в практической деятельности используем различные формы занятий, методы и средства. Показателем качества работы является результаты мониторинга учащихся по критериям: личностные достижения, предметные результаты (знание основ народной хореографии, виды народного танца ( Основные виды -Хороводы, кадриль и пляска), особенности русского национального костюма и быта).

На основании анализа педагогической деятельности в области этнокультурного воспитания детей средствами народного танца и музыки мы пришли к пониманию необходимости обобщения опыта и его трансляции как способа рефлексии и поиска новых подходов в нашей педагогической практике.




Литература

  1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение. 1988.

  2. Князева, О.Л., Маханёва, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.:Нев. диалект. 1998.

  3. Калинина, Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. – СПб. 2002.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Развитие интереса ребенка на занятиях средствами народного танца и музыки

Автор: Петровская Ираида Анатольевна

Дата: 16.03.2020

Номер свидетельства: 542971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Рисунок танца.Изучение танцевального этюда с элементами традиционной мордовской хореографии."
    ["seo_title"] => string(80) "risunok_tantsa_izuchieniie_tantsieval_nogho_etiuda_s_eliemientami_traditsionnoi_"
    ["file_id"] => string(6) "430963"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507193725"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Проект "Музыка Осени" "
    ["seo_title"] => string(21) "proiekt-muzyka-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "232769"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442916900"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Опыт работы музыкального руководителя «Здоровьесбрегающие технологии на музыкальных занятиях»"
    ["seo_title"] => string(109) "opyt-raboty-muzykal-nogho-rukovoditielia-zdorov-iesbrieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-muzykal-nykh-zaniatiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "138353"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417530804"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Игровые формы работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(59) "ighrovyieformyrabotysdietmisovznamuzykalnykhzaniatiiakhvdou"
    ["file_id"] => string(6) "274856"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452450074"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Статья "Сюжетно - ролевые игры на уроках физической культуры" "
    ["seo_title"] => string(67) "stat-ia-siuzhietno-rolievyie-ighry-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "118842"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413273162"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства