Просмотр содержимого документа
«Развитие интереса к познавательной деятельности у обучающихся фортепианного отделения ДШИ»
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 7
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:
« Р А З В И Т И Е И Н Т Е Р Е С А К П О З Н А В А Т Е Л Ь Н О Й
Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И У О Б У Ч А Ю Щ И Х С Я
Ф О Р Т Е П И А Н Н О Г О О Т Д Е Л Е Н ИЯ Д ШИ »
Подготовила:
преподаватель форте-
пианного отделения
Воробьёва Л.П.
2021-2022 учебный год
г. Смоленск
ПЛАН:
Введение.
1. Способы развития интереса к познанию возможностей в игре на фортепиано.
2. Вовлечение в процесс обучения родителей ученика.
3. Развитие интереса к познавательной деятельности у учеников через создание
доверительных отношений с учителем.
Заключение.
Эпоха передовых технологий, в которую мы живём, неизбежно трансформирует особенности мировосприятия современного человека. В частности, сегодня высокая скорость обмена информацией и быстрый темп жизни вошли в привычку. Возможно, поэтому дети, рождённые в век скоростей ожидают очень быстрого результата от своей деятельности в любом начинании, в том числе и в обучении игре на фортепиано. Столкнувшись с трудностями в овладении инструментом, ребёнок нередко теряет интерес к занятиям, а потому одна из важнейших задач преподавателя — сделать обучение как можно более увлекательным, чтобы сохранить мотивацию к получению знаний, развить интерес к познавательной деятельности у обучающихся.
Одним из условий свободного владения инструментом является постоянная практика игры. Развить интерес у ученика к познанию обучения игре на фортепиано, желанию практиковаться в игре на инструменте возможно несколькими способами. Многим детям нравится подбирать на слух любимые песнями, которые интересны ребёнку, а также его друзьям и родителям. Большинству учеников нравится чувствовать себя артистами: показывать свои умения и получать одобрения публики. Выступления и участие в концертах открывают перед учеником дополнительную возможность практиковаться в игре, развивают интерес познавать что-то новое, чтобы лучше выступить, больше понравиться зрителям. Нужно предоставлять обучающимся возможность выступать перед другими учениками своего класса и родителями на родительских собраниях. Концерты желательно проводить не только в рамках музыкальной школы для учителей, учеников и родителей, но также и приглашать или самим участвовать в мероприятиях в общеобразовательных школах и детских садах, а также предложить принять участие в городских и областных мероприятиях в качестве музыканта.
Дополнительная возможность практики появляется, если рациональнее использовать время урока. Так, чтобы на уроке как можно больше времени уделять непосредственно обучению, а не тратить его на запись домашнего задания, не нужно несколько раз записывать задание, повторяющееся из урока в урок. Такое задание достаточно обвести в красную рамку и объяснить ученику что то, что выделено рамкой, может быть спрошено в любой момент, а потому требует от ученика особого внимания.
Для более эффективной работы весьма желательно поддерживать заинтересованность родителей в обучении ребёнка и по возможности создать прочные партнёрские отношения в команде «учитель-родитель-ученик».Одним из первых шагов к установлению таких отношений может считаться помощь в поиске и выборе приобретаемого инструмента, которую способен оказать учитель родителям ученика. Родителям учащихся 6-8-летнего возраста, а иногда и более взрослых детей, целесообразно предлагать присутствовать на уроках. Взрослый человек запоминает материал урока лучше ребёнка и в случае необходимости может помочь учащемуся при выполнении домашних заданий. Видя результат и относясь с пониманием к процессу становления музыканта, родители, как правило, больше заинтересовываются обучением ребёнка и побуждают юного музыканта заниматься усерднее. Родителям важно объяснить, что необходимо искать все возможности практики для ребёнка (например, на семейных праздниках или классных мероприятиях в общеобразовательной школе). На родительских собраниях следует освещать вопросы, касающиеся того, как повысить эффективность и ускорить процесс обучения (например, объяснить родителям, насколько необходимо чтение с листа). Среди родителей возможно распространить распечатанные материалы, представляющие собой советы, направленные на оптимизацию процесса обучения. Помимо этого, важно привить как ученикам, так и их родителям любовь к инструменту, убедить их в красоте его звучания, а также в его востребованности.
Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок сам как можно скорее видел результаты обучения, иными словами — научился играть, на первых порах даже простые вещи. Давно доказана целесообразность преподнесения теоретического материала в игровой форме: в этом случае ребёнок слушает теорию с интересом, быстро усваивает и лучше запоминает её. Безусловно, лучше разработать несколько вариантов объяснения одного и того же материала — соответствующих разному уровню сложности.
Немаловажный фактор поддержания интереса ребёнка к учёбе и развитии
у него познавательной деятельности — это создание доверительных отношений ученика и учителя. В случае неблагоприятной семейной обстановки, если ученики не могут продуктивно заниматься дома, детям нужно предоставить возможность выполнять домашнее задание в музыкальной школе в неучебное время. Например, эти меры имеют смысл, когда ребёнок воспитывается в многодетной семье или один из родителей против обучения ребёнка в музыкальной школе. Важно создать у ученика уверенность в том , что учитель всегда готов помочь ему даже в неучебное время. В случае, если что-то непонятно, ученик не должен стесняться позвонить преподавателю домой (в том числе, в выходные или в каникулы) и получить разъяснения по телефону. Добиться того, чтобы ученик был раскрепощён, спокоен и с удовольствием работал на уроке можно, создав в классе атмосферу праздника. Хорошие результаты даёт практика проведения зачётов в праздничной форме. Подготовка к классным мероприятиям: оформление кабинета, создание декораций, придумывание и проведение игр — также может проходить при тесном сотрудничестве с учениками и их родителями. Чтобы детям было интересно приходить в класс даже тогда, когда у них нет урока, можно принести в кабинет игрушки и книжки со сказками. Некоторые дети с удовольствием берут на себя заботу за одним из комнатных цветов, находящихся в классе: приходя на урок, ученик поливает цветок и смотрит, как вырос его подопечный. Внеклассная работа также может включать в себя посещение с классом концертов.
Применение всего вышеизложенного на практике действительно помогает сохранить и приумножить интерес учащегося к знаниям, развить интерес к познавательной деятельности у обучающихся игре на фортепиано, а это, в свою очередь, позволяет добиться больших успехов в образовательном процессе: выпускники становятся играющими музыкантами, работают музыкальными руководителями в детских садах, лагерях, являются участниками самодеятельных музыкальных коллективов. Закончив обучение в музыкальной школе, выпускники свободно владеют навыками подбора на слух и аккомпанемента, что позволяет им сохранить отношения с музыкой и находиться в центре культурной жизни.