kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Работа над штрихами в классе баяна на начальном этапе обучения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над штрихами в классе баяна. Штрихи - это способ извлечения и ведения звука.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Работа над штрихами в классе баяна на начальном этапе обучения".»

Штрихи и способы их исполнения Штрихи прямо или косвенно зависят от стиля произведения. В совершенстве владеть штрихами можно лишь при изучении специально подобранного репертуара, учитывая подготовку и индивидуальные особенности ученика. Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 7 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) Г. Нейгауз так сформулировал принцип работы над звуком: «Первое – «художественный образ» (то есть смысл, содержание, выражение, то «о чем речь идет»); второе – звук во времени – овеществление, материализация «образа» и, наконец, третье – техника в целом, как совокупность средств, нужных для разрешения художественной задачи, игра на рояле «как таковая», то есть владение своим мышечно-двигательным аппаратом и механизмом инструмента». Этот принцип должен стать основополагающим и в работе педагога-баяниста. В педагогической и исполнительской практике ещё существует тенденция к недооценке работы над звуком. Многие педагоги и исполнители очень увлекаются развитием своей технической базы, стараются исполнять произведения повышенной трудности, применяют излишнею регистровку. А между тем проблема звукоизвлечения на баяне еще недостаточно изучена и не получила ясного научного обоснования и определения. Работа над звукоизвлечением, умелое применение выразительных средств инструмента, систематизация основных штрихов всё это ведёт к одной главной цели – художественному исполнению на баяне. В практике баянистов ещё не сформировались единые определения понятия штрихов и приёмов игры. Многие задаются вопросом: «Есть ли разница между способом игры и приёмом, между приёмом и штрихом?». Попробуем определить понятия приёма игры, способа и штриха. Термин «штрих» (нем. Strich – черта, линия) был заимствован когда-то скрипачами у художников, так как в движениях кисти художника и смычка скрипача присутствовало что-то общее. Вскоре термин «штрих» приобрел значение того или иного приема игры и получил распространение среди музыкантов различных специальностей, в том числе – баянистов. Среди многочисленных определений понятия штриха, самая точная, на мой взгляд, формулировка Б. Егорова: «Штрихи – это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приёмами в зависимости от интонационно-смыслового содержания музыкального произведения (Егоров Б.М. Указ.соч., с.102). Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 8 www.interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) По мнению Ф. Липса: «Штрих – обусловленный конкретным образным содержанием характер звучания, получаемый в результате определённой артикуляции». (Издательство «Музыка», 1985 г., с. 35). В. Ушенин определил: «Штрихом следует называть звуковой результат определенного сочетания приемов атаки, ведения, снятия и соединения звуков». (Ростов – на Дону, 2005 г., с.11) Многие педагоги путают понятия штриха и приёма. Штрих проявляется в пределах: связная игра – раздельная игра, т.е. границы штриха проходят от legato (legatissimo) до staccato (staccatissimo). К приёмам игры можно отнести специфические приёмы игры мехом (тремоло, рикошет, вибрато и др.) и приёмы звукоизвлечения – туше. Под понятием способ, как правило, подразумевают комплекс действий (рациональных), направленных на реализацию различных штрихов и приёмов. Штрих, по сравнению с приемом вбирает в себя атаку, ведение, снятие и соединение звуков, а также специфические характеристики звучания, порождаемые взаимодействием этих приемов. Все эти высказывания сводятся к одному: «Штрих даёт полную характеристику звука при определённой артикуляции». Артикуляция – способ исполнения последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних. При извлечении звука на баяне одновременно происходит нажим на клавиши (движение кистей или пальцев) и подача воздух, через движение меха. В одних случаях в характере звукоизвлечения играет кистевой способ игры, в других – меховой. Различные сочетания ведения меха и туше лежат в основе разнообразных приемов исполнения штрихов. Применяя тот или иной мехопальцевой артикуляционный прием при исполнении штриха, каждый исполнитель добивается, определенного, звучания штриха, который присущ только ему и зависит от характера музыкального произведения, стиля композитора, особенностей инструмента, культуры звука данного исполнителя. Для сознательного исполнения любого штриха, ученик сначала должен овладеть типичными приёмами. По мне- Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 9 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) нию Б. Егорова: «Обучение начинается с освоения ровного ведения меха и приёма туше – нажим. Для этого артикуляционным приемам соответствует штрих легато и легатиссимо» После освоения штрихов legato и legatissimo ученик осваивает приемы туше – толчок и удар. Нажим, толчок, удар в сочетании с плавным ровным ведением меха соответствуют артикуляционному приему исполнения штриха non legato. Штрих non legato является одним из распространенных и доступных штрихов для начинающего баяниста. Так как изучены артикуляционные приемы (удар, толчок, плавное ведение меха), то можно переходить к освоению исполнения штриха пальцевого staccato. После освоения приемов туше в сочетании с плавным однонаправленным ведением меха следует приступить к освоению различных способов однонаправленного ведения меха (рывок мехом, пунктирное ведение меха). Освоение вышеперечисленных видов туше и способов ведения меха позволят использовать приемы мехопальцевой артикуляции для исполнения последующих штрихов. Исключением является штрих detace, при исполнении которого применяются разнонаправленное ведение меха. Следует начинать освоение мехопальцевой артикуляции исполнения штрихов на упражнениях (инструктивный материал). Далее на материале музыкальных произведений. Необходимо акцентировать внимание ученика на то, что один и тот же штрих может приобретать различную окраску в зависимости от замысла композитора, характера произведения, особенностей исполнителя. Пальцевая артикуляция в практике баяниста применяется редко, так как ровно вести мех инструмента на протяжении большого отрезка времени довольно сложно. Чтобы точнее показать динамическую линию музыкального развития исполнитель прибегает к исполнению акцентов в разной степени. Именно Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 10 www.interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) поэтому, основная артикуляция на баяне мехопальцевая. Ученик – баянист должен научится управлять мехом так, чтобы поддерживать одинаковое давление воздуха в голосовой камере. Ведения меха носит разный характер. Его нужно те просто «тянуть», а вести то упруго, то властно, игриво, или ласково и т. д. Этот характер необходимо сохранить на протяжении всего музыкального построения. Мехопальцевая артикуляция является решающей для достижения ясности в атаке звука. Пример 1. Если мы сохраним неизменным нажатие клавиш, а мех будем вести несколько раз, при этом с каждым движением будем увеличивать мышечные усилия (брать один и тот же звук, интервал или аккорд), то мы заметим, что чёткость атаки будет повышаться по мере увеличения усилий при ведении меха. (выше уровень давления в гол.камере – атака становиться определённей) Пример 2. Сохраним изменённые усилия в ведении меха, но сделаем акцент на касании пальцев клавиш. Начнём с медленного погружения пальца в «тело» клавиши и закончим резким, сконцентрированным мелким касанием. Здесь ясность атаки будет возрастать по мере увеличения скорости открытия клапана. А если к этому добавить резкие движения меха, акцентировка станет более рельефной. Самое быстрое открытие клапана при ударе. На начальном этапе обучения в ДМШ ученик осваивает основные штрихи: legato, non legato, staccato. В старших классах происходит освоение разновидностей основных штрихов и некоторых специфических приёмов владения мехом, вибрато. Учащиеся, которые обучаются на готово-выборном баяне имеют возможность осваивать штрихи поочерёдно и последовательно. Обучающиеся на баянах с готовыми аккордами в левой клавиатуре почти сразу вынуждены сочетать штрихи, даже при исполнении простых пьес, т.к. мелодия в правой руке исполняется на легато, а аккомпанемент в левой руке требует исполнения штриха на стаккато, иначе будет заглушаться мелодия. Для начинающих баянистов это Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 11 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) довольно сложно, так как применение различных штрихов связанно с координацией движения пальцев прямо противоположных друг другу. Это делает обучение довольно трудным. Штрихи можно разделить на группы: Залигованные штрихи Штрих легато (с ит. – плавно, певуче) исполняется следующим приемом мехопальцевой артикуляции – нажим и плавное однонаправленное ведение меха. Обозначается данный штрих лигой и ремаркой legato. Звуки как бы вытекают один из другого. Следовательно, для исполнения этого штриха необходимо освоить плавное ровное ведение меха в сочетании с легким нажимом. Атака звука – мягкая, основная часть – выдержанная, соединение (основа характеристики штриха, его определяющий технический прием, сочетающий в себе приемы снятия и атаки) осуществляется за счет координации действий – освобождения одной и нажатия другой клавиши, при ровном ведении меха. В момент нажатия последующей клавиши, предыдущая мягко возвращается в исходное положение. Штрих легато применяется при исполнении певучих, протяжных мелодий. Обозначается общей лигой над или под нотами. Прерывистые штрихи с общим движением меха Твердое пальцевое нон легато. Звуки или созвучия исполняются раздельно, певуче при постоянном движении меха на разжим и сжим. Кисть или пальцы мягко снимаются после каждого звука Атака – твердая; основная часть – согласно динамике произведения; снятие-освобождение. Этот штрих применяется также при исполнении протяжных мелодий, которые невозможно сыграть легато из-за специфических особенностей фактуры (широкое аккордовое изложение) Жёсткое пальцевое нон легато. Атака – жёсткая; основная часть – согласно динамике произведения; снятие-отдергивание. В подвижном темпе при быстром Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 12 www.interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) ударе пальца, в качестве противовеса этому движению, требуется снятие-отдергивание. Прерывистые штрихов с воздействием меха на каждую ноту Мягкое нон легато. Атака – мягкая; основная часть – выдержанная; снятие синхронное мягкое. Твердое меховое нон легато. Атака – твердая; основная часть – ослабление динамики; снятие – синхронное. Отрывистые штрихи В отличие от прерывистых штрихов, в этой группе продолжительность звука значительно сокращается (не менее чем вдвое); при этом достигается отрывистое звучание. Отрывистые штрихи, как и прерывистые, разделяются на пальцевые (кистевые), в которых мех распределяется на несколько нот, выполняет функцию соединительную, и меховые – в них движения меха реагируют на каждую ноту. Мягкое пальцевое стаккато. Острое, отрывистое исполнение звуков. Ряд звуков или созвучий выполняется на одно движение меха (разжим или сжим). В быстрых темпах следует использовать пальцевое стаккато Атака – твердая; основная часть – выдержанная; снятие-отдергивание (здесь благодаря возрастанию паузы между звуками отсутствует «противоречие» между нажимом и отдергиванием). Активное стаккато Атака – жесткая; основная часть – выдержанная; снятие-отдергивание. Акцентированное стаккато. Атака – жесткая; основная часть – ослабление громкостной динамики; снятие – синхронное, резкое. Стаккатиссимо. Исполнение стаккатиссимо происходит на отдаче меха, что придаёт эффектность данному штриху. Специфическая особенность стаккатиссимо – сокращение длительности звука более чем наполовину (обычно на 75%). Характерные и специфические приемы игры на баяне По своей природе эти приёмы связанны с другими инструментами, поэтому на баяне они звучат специфически. Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 13 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) На баяне к характерным приёмам следует отнести технические приёмы, которые не входят в число основных приёмом, но они оказывают огромное воздействие на звуковую окраску баяна. К таким приёмам можно отнести вибрато (частые движения кисти левой руки, опирающейся на ремень при разжиме меха, или на решётку при сжиме; напряжённое короткое движение вперёд – назад правой рукой при упоре большого пальца на гриф, частые удары в гриф) Глиссандо – технический прием, выполняемый при помощи скольжения пальцев (руки) вверх или вниз по вертикальным и поперечным рядам клавиатуры. Глиссандо на баяне имеет следующие разновидности:  по одному ряду одноголосное;  по одному ряду двух-, трёхголосное и т. д.;  по двум вертикальным рядам (фортепианное);  по трем вертикальным рядам – хаотическое;  по трем вертикальным рядам – хроматическое (тремя пальцами или тыльной стороной большого пальца);  поперечное (одноголосное, двухголосное, аккордами). Эффектным приемом на баяне является тремоло мехом:  попеременное движение (расжим-сжим по очереди);  триольное движение – однонаправленное;  комбинированное движение (расжим-сжим, сжим-расжим);  рикошет (попеременное движение и удары боринами меха – то верхней частью, то нижней). К специфическим (шумовым) приемам игры относятся:  стук клапанов (клавишей) без движения меха;  скольжение и удары по меху, по корпусу баяна;  имитация шагов – быстрое скользящее движение по вертикальным рядам вниз без движения меха;  нажатие воздушного клапана. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 14 www.interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) В заключении хочется отметить следующее: Практические навыки баянист усваивает точнее при наличии хорошей теоретической базы. Изучение основных приемов и штрихов, переход к их разнообразному использованию в художественных произведениях является длительным процессом. Это зависит и от индивидуальных способностях исполнителя, и от уровня его музыкально-художественной культуры и качества инструмента. Работа над качеством звука, приёмами и штрихами важна для развития музыкального слуха и для достижения музыкально-художественного образа исполняемого произведения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Работа над штрихами в классе баяна на начальном этапе обучения".

Автор: Привалов В.Е.

Дата: 24.02.2022

Номер свидетельства: 601178

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) ""Работа над музыкальным произведением на начальном этапе,некоторые прблемы обучения на баяне" "
    ["seo_title"] => string(104) "rabota-nad-muzykal-nym-proizviedieniiem-na-nachal-nom-etapie-niekotoryie-prbliemy-obuchieniia-na-baianie"
    ["file_id"] => string(6) "115057"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411812429"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства