«Работа над интонированием на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
«Работа над интонированием на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка раскрывает методы вокально - интонационной работы на сольфеджио в младших классах ДШИ. Даны примеры заданий на данный вид работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Работа над интонированием на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»»
Работа над интонированием на уроках сольфеджио
в младших классах ДШИ
В музыкальном образовании одной из дисциплин способствующих воспитанию музыканта, формированию его музыкального вкуса является сольфеджио.
Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально-интонационные упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т. д.). Они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, мелодического), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух. Вокально-интонационные упражнения закрепляют практически те теоретические сведения, которые учащиеся получают на уроках сольфеджио. Работа над чистотой интонирования всегда считалась одной из «важнейших и самых трудных задач в курсе сольфеджио».[9]
В работе над интонационными упражнениями нужно достигать качества пения: чистоты интонации, строя, правильного дыхания, умения петь распевно.
Вокально-интонационные упражнения развивают умение интонировать отдельные попевки, часто встречающиеся в песнях, мелодиях классического репертуара; цепочки ступеней, интервалов, мелодических оборотов, аккордов, гармонических оборотов. Они подготавливают музыкально-слуховую базу для переходов к формированию навыков чтения с листа, заучиванию наизусть, сочинению и импровизации. Кроме того, цель интонационных упражнений – укрепить активным исполнением полученные на уроке теоретические сведения. Физические ощущения при работе голосового аппарата и многократное вслушивание в свое пение способствуют запоминанию. [1]
Таким образом - роль вокально-интонационных упражнений в процессе формирования и развития музыкального слуха очень велика.
Общее понятие о певческих способностях учащихся
В исследуемый образовательный период (первые годы обучения) основной задачей преподавателя сольфеджио является умение научить учащихся первоначальным певческим навыкам: правильному дыханию, связному, распевному пению, чистоте интонации. Преподаватель при подборе интонационных упражнений должен учитывать примарную зону голосового аппарата ребенка от ми1 - до ля1 октавы, при классическом диапазоне исследуемой возрастной категории (6-8 лет) от ре1 – до ре2. Поэтому первоначальный учебный материал должен изучаться в примарной зоне и только при бережном отношении к голосовому аппарату расширять свои границы. Умелое использование дыхания – один из верных путей раздвижения границ певческого диапазона у ребенка, так как именно культура певческой атаки определяет характер работы голосовых связок. Как правило, у детей сила звука ограничена, что приводит к мягкой звуковой атаке и, следовательно, к воспроизведению спокойного, мягкого звука средней силы. Однако такая атака звука будет губительной для детей инертных и вялых. Значительная утечка воздуха при пении у таких детей приводит к плохому звукообразованию. Поэтому для вялых детей пригодной является атака твердая, обеспечивающая интенсивную работу голосового аппарата, а мгновенность начала звука помогает точности интонирования.
Преподаватель сольфеджио должен помнить, что важным критерием проверки правильного дыхания служит качество звука. Прерывистый, вялый звук – показатель плохого дыхания. Мышечный тонус плечевой зоны (поднимание ребенком плеч при вдохе) – также плохой показатель, поскольку включает не нужные для пения мышцы гортани, что в свою очередь ведет к крикливому, напряженному пению, и, соответственно к потере интонационной чистоты.
При работе над дыханием и интонационными упражнениями преподавателю сольфеджио следует также помнить, что ребенку в исследуемый возрастной период сложно долго петь протяжно, поэтому при выборе музыкального материала на начальном этапе обучения нужно постараться обойтись без кантилены. Яркие, подвижные образно-эмоциональные музыкальные примеры или примеры «усредненные» по темповым характеристикам сыграют в этом возрасте непременно положительную образовательную роль. При этом выбор исполнительского темпа не должен «зашкаливать», ребенок всегда должен успеть себя услышать.
«Глисандирование» - один из наиболее удобных способов интонирования в данном детском возрасте, особенно на гласных звуках и закрытым ртом- простое, но очень действенное средство, приводящее связки в «рабочий тонус». Глисандирование производится в максимально широком диапазоне с различной скоростью и относительно протяжной остановкой на низком или высоком звуке. Для образности подобное упражнение можно дать детям в игровом варианте, назвав его «Вопрос - ответ» или «самолетик». На звук «У» ребята то «взлетают» на верхнюю нотку, показывая при этом подъем рукой, то опускаются вниз на «посадку». Или произносят гласную «А» с вопросительной интонацией, а потом ответ «А», но уже повествовательная интонация.
Второй этап – закрепление вокально-интонационной координации. Сделать владение голосовым аппаратом более уверенным и точным.
Следует обращать внимание на точность интонирования, значимость каждого звука. Нужно приучать ученика к правилу: прежде чем что-либо спеть, нужно сначала точно представить, услышать « внутренним» слухом «слуховой образ». В дальнейшем интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записи диктантов. Но основная их цель – создать базу для восприятия навыка чтения с листа.
Упражнения для развития вокально-интонационных навыков у учеников младших классов
Пение – основа сольфеджио. Правильное и выразительное пение – это едва ли не основной навык, приобретаемый на уроках сольфеджио. Хотя пение природный фактор, тем не менее, в силу ряда причин дети в последнее время поют меньше и хуже. Для любой музыкальной деятельности обязательно хорошее восприятие. Особенно усилено этим нужно заниматься в младших классах.
Урок должен проходить так, чтобы большую часть времени дети пели и лишь в промежутках между пением, чтобы дать слегка отдохнуть ребёнку от пения, можно вводить несложный, лучше в виде рассказов и сказок, теоретический материал. Урок должен быть построен так, чтобы меняя разную форму работы, дети не уставали, а активно трудились на протяжении всего урока.
Вокально-интонационные упражнения чаще всего используют в начале урока, при распевании, или перед сольфеджированием. При решении этой проблемы следует помнить, что в пении большую роль играют гласные звуки, и потому первые песенки и попевки должны основываться на утрированном пропевании гласных. В первой четверти учебного года лучше урок начинать с песенки. И совсем не обязательно чтобы она была лёгкая (мелодически). Самое главное, чтобы она была красивая и интересная. Тогда дети, очарованные её красотой очень стараются. Цель песенки не в чистом пении, а в том чтобы «разогреть» голосовые связки и раскрепостить их.
Распевание следует начинать с песен на одном звуке, постепенно расширяя диапазон. Многие дети не могут перейти от разговора к пению. При решении этой проблемы следует помнить, что в пении большую роль играют гласные звуки, и потому первые песенки и попевки должны основываться на утрированном пропевании гласных.
Самая удобная для пения гласная «у»: «Ду-ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду» или «Филин сидит в темном лесу у-у-у-у, у-у-у-у».
Хорошо раскрепощает голосовой аппарат гласная «а»:
Помогает укрепить интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны поются на «у» или закрытым ртом вверх и вниз от примарного тона, сначала с поддержкой фортепиано, потом без нее.
Для того чтобы дети слышали себя, преподавателю необходимо следить за тем, чтобы дети пели тихо, не форсируя звук. (Я в таких случаях говорю, что нужно петь «тихо и чисто, а не громко и грязно»).
Развитие навыка чистого пения у учащихся следует начинать с небольших попевок, построенных на отдельных интонационных оборотах. Например, Л. Виноградов предлагает начинать с пения нисходящей терцовой интонации (как показала практика на первоначальном этапе удобнее петь сверху вниз). Я полагаю, что логичнее начинать с интонирования унисона и пения на одном звуке, хотя в некоторых случаях это и может быть сложнее, чем интонирование нисходящей терции. Например выше показанную попевку «Ладушки», а так же песенки «Конь - огонь» и «Дождик» В. Кирюшина и др.
Затем мелодические обороты постепенно усложняются, добавляются ступени, расширяется диапазон попевок. Для каждого мелодического оборота педагогом подбираются удобные для пения мелодии, которые поются со словами, ступенями, нотами от разных звуков. Для закрепления отдельных интонаций полезны различные игровые формы, поскольку игра позволяет ребенку работать на уроке не пассивно, а творчески. Игровое начало помогает ребенку легче усвоить материал, мобилизовать внимание Трихорды, тетрахорды, пентахорды – восходящие, нисходящие, с возвращением, опевания, трезвучия – вот чем мы будем заниматься на протяжении всего первого класса, но не в одной какой- либо тональности, а сразу во всех (сначала в мажорных).
При пении песен очень полезным упражнением является пропевание их без текста на звуки «ю», «е» и других гласных звуков, или закрытым ртом. Упражнение полезно выполнять «не форсированным» звуком без гармонического аккомпанемента, аккуратно дублируя только мелодическую линию.При разборе и разучивании песен можно использовать и другие наглядные формы работы:
1. Изображение мелодии графически.
2. Работа по столбице, лесенке т.д.
На первом году обучения задача педагога раскрепостить ребенка, привить основные певческие навыки (правильно брать дыхание, петь естественно, без напряжения, активно артикулировать). Только после этого можно приступать непосредственно к работе над интонацией. Песни, разучиваемые на уроках, делятся на две группы. Одни – короткие и простые - служат материалом для слухового анализа, пения ритмослогами, транспонирования и т.д. Другие – длинные, более сложные – нужны для развития образно-художественного мышления.
Приобретение навыка интонирования мелодического движения по ступеням мажорного лада является одной из задач первого года обучения. Теоретический материал на уроках сольфеджио в первом классе, я рекомендую давать в виде сказок, рассказов, картинок и т. п. Постепенно в сказках и рассказах, я знакомлю детей с понятиями лад, ступени устойчивые, неустойчивые, тональность, тоника, звукоряд, и т.д. В легкой интересной форме ребята осваивают теорию, которую закрепляем на практике интонационными упражнениями. После того, как мы «разогрелись» песенкой и рассказали им о нашем «музыкальном семействе», мы переходим к самому трудному – это интонационная работа. Трихорды, тетрахорды, пентахорды – восходящие, нисходящие, с возвращением, опевания, трезвучия – вот чем мы будем заниматься на протяжении всего
первого класса. Первые, конечно, трихорды – это маленькие звукорядики из трёх ступенек, но даже и это некоторым «не под силу». Главное на уроках сольфеджио - терпеливо и многократно повторять попевки. Можно просто петь трихорды от любого звука, можно петь и играть, обязательно давать гармоническую поддержку ребятам, так же можно использовать попевки на трихорд. Например:
Одновременно знакомимся с длительностями – восьмые и четвертные (наши самые первые длительности), чуть позже половинные, затем шестнадцатые . Просим ребят постараться – каждую нотку посадить на её личную ступеньку. Для этого надо очень прилежно делать голосом выше и выше или наоборот ниже и ещё ниже. Очень хорошо на высоких нотах, когда у многих совсем ничего не получается, попросить их петь не своим голосом, а «писклявым», как у маленького ребёнка. (I, II, III) и нисходящего (III, II, I) (когда более или менее усвоили), даём трихорд с возвращением (I,II,III,II,I). Так же даем попевки на пение I - III, III - I ступени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Биркенгоф А. Интонирование упражнений на занятиях сольфеджио-М1979г.
Виноградов Л. Музыка 1 класс. Экспериментальное методическое пособие. - М., 1979г.
Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. - М., 1966г.
Металлиди Ж. Сольфеджио . Методическое пособие- С-П2011г.
Орлова Н. «О певческом рабочем диапазоне школьников»/ Музыкальное воспитание в школе вып.7. - М.,1971г.
Рейниш М.И. Мелодии для пения. – М.: Музыка 2004
Серединская В. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио-М 1962г.
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. Лад. - Омск, 1992г.
Шайхутдинова Д.И. методика обучения элементарной теории музыки. Ростов-на-Дону.Феникс,2009.