kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Работа иллюстратора в классе аккомпанемента»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

О необходимых знаниях и умениях концертмейстера-иллюстратора,

методических задачах концертмейстера-иллюстратора, выборе репертуара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         

                                                                         

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Работа иллюстратора в классе аккомпанемента»»

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

КОММУНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 2






«Работа иллюстратора в классе аккомпанемента»







Методический доклад

преподавателя I категории

струнно-смычкового отдела

МШ №2 г. Донецка

Агафоновой И.К.









2019

ПЛАН



1.Введение…………………………………………...………………...........3

2. Необходимые знания и умения концертмейстера-иллюстратора…….5

3.Методические задачи концертмейстера-иллюстратора………………..6

4. Выбор репертуара………………………………………………………..7

Заключение………………………………………………….. ……………10

Список литературы ……………………………………………….…. …..11































Введение

На современном этапе развития предпрофессионального музыкального образования значительно возросли требования, как в области педагогики музыкального образования, так и в области профессионализма концертмейстеров музыкальных учреждений дополнительного образования.

Профессиональное музыкальное образование на сегодняшний день предъявляет высокие требования, как в области педагогики, так и в отношении подготовки квалифицированных концертмейстеров.  

Детские музыкальные школы и детские школы искусств как предпрофессиональная ступень являются основой для воспитания будущих музыкантов-профессионалов. Одним из самых важных и эффективно формирующих этапов воспитания будущих профессионалов является развитие концертмейстерских навыков юных пианистов на школьной ступени музыкального обучения.

Для учащихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе «Фортепиано» в обязательную часть учебного плана наряду с предметами «Специальность. Чтение с листа» и «Ансамбль» входит изучение предмета «Концертмейстерский класс».

Искусство аккомпанемента в музыкальной школе обычно проходят в старших классах. При наличии иллюстратора этот предмет бывает особенно интересен и полезен. Иллюстратор – это солист, которого принимают на работу специально для того, чтобы он исполнял (иллюстрировал) ту сольную партию, для которой играется аккомпанемент. В таком «живом» варианте обучения ученик на практике учится чувствовать солиста, познаёт всю специфику, все тонкости этой работы.

1.На уроках специальности ребёнок читает ноты, изложенные на двух нотоносцах: для правой и для левой руки. При этом обычно в правой руке находится мелодия, которая играется громче, а в левой – аккомпанемент, исполняемый тише. Таким образом, он привыкает «выделять» правую руку и «прятать» левую. При игре аккомпанемента всё иначе. Во-первых, нотный текст изложен не на двух, а на трёх нотоносцах. Верхний – для солиста, и

именно там теперь находится мелодия, то основное, что должно в звучании выходить на первый план. Для пианиста же остаётся аккомпанемент, изложенный на двух нотоносцах. На втором месте по значению после мелодии идёт линия басового голоса, которая определяет гармонию, а этот голос находится для пианиста не в правой, а в левой руке. Таким образом, получается, что главной уже становится левая рука, а правую надо научиться играть гораздо тише.

2.Вторая сложность заключается в том, что дети, осваивающие фортепиано, с самого начала приучаются играть ровно. Такой навык очень важен, однако «живая» музыка очень редко исполняется абсолютно ровно. Мастерство исполнения во многом зависит от умения тонко отступать от ровности в сторону незначительных ускорений и замедлений, причём делать это надо в меру и с большим вкусом (такая особенность музыкальной речи называется агогикой). Именно игра со взрослым мастером-солистом приучает юного пианиста к такой манере исполнения. Особенно показательна и полезна в этом смысле работа в паре с вокалистом. Вся инструментальная музыка родилась из подражания пению, выразительным интонациям человеческой речи. Отсюда идёт наша фразировка, дыхание, агогика. Поэтому именно участие в исполнении вокальной музыки является для пианиста особенно желательным и полезным во всех смыслах.

3.Игра аккомпанемента учит разнообразить тембры на рояле, искать новые краски, «расслаивать» фактуру, находя в ней элементы, которые необходимо выделить из общего окружения, поскольку они хорошо впишутся в партию солиста, перекликаясь с ним интонационно. Это серьёзным образом расширит возможности ребёнка и при игре сольных произведений.

4.Есть ещё один очень важный момент в игре аккомпанемента: такое музицирование приучает юного пианиста быть чутким, уметь прислушиваться к солисту, ощущать и предвидеть каждое его намерение, буквально «дышать в унисон», идти за ним тенью. Такой навык обязательно отразится и на обычной, немузыкальной жизни ребёнка, приучая его видеть и чувствовать окружающих его людей, лучше понимать их интересы. А это уже элемент воспитания интеллигентности.

5. Не все, кто оканчивает музыкальную школу, становятся музыкантами. Большинству редко придётся в будущем сталкиваться с необходимостью выступать с сольным исполнением пьес. А вот аккомпанемент – как раз та область, которая наверняка пригодится. Довольно часто бывает нужно кому-то саккомпанировать (себе или своему будущему ребёнку, разучивая с ним детские песенки).


1. Необходимые знания и умения концертмейстера-иллюстратора



Профессия «концертмейстер – иллюстратор» в наше время очень распространена и требует высокого музыкального мастерства и художественной культуры. Мастерство иллюстратора складывается из сочетания исполнительского, педагогического и психологического аспектов. Для этого нужно обладать определенными «универсальными» качествами, знаниями, умениями и навыками:

1.Высокий уровень владения своим инструментом. Желательна регулярная исполнительская практика в качестве солиста.

2.Развитое умение читать с листа свою партию любой сложности, понимать художественный замысел произведения. Отметим, что когда речь идет о работе концертмейстера-пианиста, то всегда выделяют умение видеть 3 строчки одновременно – то же самое касается и работы иллюстратора-виолончелиста. Настоящий ансамбль невозможен без знания партии своего партнера. На практике очень часто используется игра по клавиру, особенно при разборе нового произведения.

3. Владение навыками игры в ансамбле

4.Знание основных фортепианных штрихов, способов звукоизвлечения, нюансировки. Быть особенно чутким в ансамбле, чтобы уметь быстро компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер музыкального произведения.

5.Стремление к созданию идеального ансамбля – выстраивание единого музыкально-художественного образа исполняемого произведения с помощью всех средств музыкальной выразительности. Иллюстратор-виолончелист должен увлечь партнера по ансамблю тембром своего инструмента, создать благоприятный психологический климат в классе аккомпанемента, постараться вызвать у ученика чувство эмпатии к исполняемой музыке. При этом важно уметь приспосабливать свое мастерство и видение музыки к способностям и исполнительской манере учащегося, сохраняя при этом собственный индивидуальный облик, и как солисту «вести» за собой пианиста, воспитывая в нем умение «быть вторым».


2. Методические задачи концертмейстера-иллюстратора:

  1. Помочь преподавателю-пианисту научить ученика слушать и слышать, чувствовать своего солиста, но при этом быть равноправным участником, музыкальным партнером ансамбля.

  2. Правильно показать стиль, эпоху, характер музыкального произведения, направив ученика на нужные средства выразительности, на правильное исполнение штрихов, динамики, голосоведения, темпа.

3. Необходимо познакомить ученика с инструментом, с его строением, названием частей, спецификой строя. Струнные штрихи, как и звукоизвлечение, отличаются от фортепианных. Помимо легато и стаккато, это: деташе, мартле, сотийе, спиккато, рикошет, пиццикато. Концертмейстеру необходимо очень чутко прислушиваться к ним, уметь подражать им на фортепиано для достижения качественной ансамблевой игры.

4. Уметь вести за собой начинающего аккомпаниатора, а когда нужно, дать возможность раскрыться ученику в сольных проигрышах, а также во вступлениях и завершающих кодах, которые должны быть частью целого и подчиняться единому художественному замыслу. Не секрет, что, в отличие от исполнителей на оркестровых инструментах, которые с детства обучаются навыкам ансамблевой игры - от выступлений с концертмейстером, до игры в различных ансамблях, оркестрах, - «пианисты овладевают своим мастерством в условиях индивидуальных занятий и привыкают к ним, как к единственно возможной форме работы». Поэтому психологические установки пианиста-солиста часто оказываются помехой на пути к достижению ансамблевого единства.

5.Педагогическая задача концертмейстера-иллюстратора - настроить ученика, снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение перед выступлением. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу. Совместная игра приносит ученику большую пользу в плане воспитания сценического самообладания, так как он не один на сцене, а с музыкальным партнером, он как бы «заражается» состоянием уверенности, которое несет иллюстратор. В некоторых ситуациях, складывающихся в процессе ответственных концертов, конкурсных выступлений, концертмейстер в полном смысле выполняет функции педагога-психолога, который умеет снять излишнее напряжение солиста, негативный фон перед выходом на сцену, способен найти точную яркую ассоциативную подсказку для артистического настроя. Концертмейстер, всегда находясь рядом, помогает пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым предотвращая в дальнейшем проявления сценического волнения, страха перед повторением ошибок.

6. Наличие у концертмейстера-иллюстратора всех этих качеств не гарантирует успех ансамбля виолончели и фортепиано. На практике в процессе занятий часто приходится сталкиваться с такой ситуацией, что при первом исполнении с солистом ученик, даже если он хорошо знает свою партию, теряется, его внимание раздваивается, так как появляется новая тембровая краска, другой ритмический рисунок в сольной партии, и он боится ошибиться. Неизбежны остановки и повторы, которым не стоит препятствовать, так как надо дать возможность ученику преодолеть это напряжение, чтобы он привык к звучанию виолончели, научился слушать солиста, соотносить свою партию с партией виолончели по звуковому балансу и почувствовал единое целостное звучание. Это требует длительной кропотливой работы, все эти умения приходят с опытом. Чтобы ученик смог быстрее «войти во вкус» настоящего живого музицирования, его необходимо к этому подготовить. Для этого преподаватель учит с ним не только его партию, но и партию солиста (иногда эта работа ложится и на иллюстратора). Намного эффективней эта работа тогда, когда педагог не просто подыгрывает партию солиста на фортепиано во время исполнения учеником аккомпанемента, но и приучает его напевать партию солиста. И, как более сложный вариант, – левой рукой играть свою партию, а правой – партию солиста. Со временем ученик приобретает навык слышать и предчувствовать намерения партнера, аккомпанируя легко и свободно.

Грамотно выстроенная работа с учениками по предмету «Концертмейстерский класс» позволяет сделать этот предмет любимым, при определенных условиях развития учащегося стать основой его концертных и конкурсных выступлений, а в дальнейшем и выбором профессии концертмейстера. Эта работа несет положительный заряд всем участникам учебного процесса – и преподавателю по предмету, и ученику, и концертмейстеру-иллюстратору. Для последнего это творчество способствует более разностороннему становлению личности музыканта благодаря сочетанию в ней и исполнительской, и педагогической составляющей. Взаимообмен опытом между иллюстратором-виолончелистом и преподавателем-пианистом, совместный творческий поиск значительно обогащает музыкантов, расширяет их кругозор

3. Выбор репертуара

Основу репертуара в классе аккомпанемента составляет русская и зарубежная классика, произведения современных русских и зарубежных композиторов, обработки народных произведений, пьесы различных стилей и жанров.

При выборе репертуара преподаватель по специальности, прежде всего, отталкивается от предлагаемых учебных пособий концертмейстера (иллюстратора - виолончелиста) с учетом его исполнительских способностей.

При дальнейшем выборе произведений преподаватель по специальности учитывает не только исполнительские и музыкальные задачи, но и черты характера своего учащегося: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному ученику предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. В репертуар включать такие произведения и исполнять стоит, на зачет (концертное выступление) лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому надо выбирать более сдержанные, философские произведения. Необходимо поддерживать стремление учащегося играть то или иное произведение, даже не соответствующему уровню их музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит – оно отвечает его эмоциональному состоянию. Понятно, что такой репертуар является ознакомительным и отрабатывается на уроке. Предоставлять свободу выбора нужно, так как высокий репертуарный уровень для учащегося побуждает к творческим поискам художественных образов. А серый репертуар, не соответствующий уровню интеллекта, снижает стремление заниматься музыкой. У ученика появляются новые задачи – необходимость видеть и следить за третьей строчкой, слушать солиста и т.д.

В работе над репертуаром педагог – концертмейстер (иллюстратор) может добиваться различной степени завершённости исполнения произведения. Некоторые из них изучаются основательно с обязательным домашним проучиванием, часть репертуара проходится эскизно. Постепенное и последовательное усложнение инструментального репертуара обеспечивает развитие слуховой ориентации и необходимых навыков аккомпанемента у учащегося

Заключение

Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей учащегося. С самых первых шагов, ученику необходимо играть в ансамбле.

Игра с инструменталистом развивает с самого начала «чувство локтя». Всё это является мощным стимулом для развития детского музицирования. Умное и профессиональное руководство педагогов (концертмейстера – иллюстратора и преподавателя по специальности), умение точно объяснить нужные приемы для создания художественного образа, важны для роста учащегося в освоении нового предмета. Предмет среди учащихся фортепианного отделения становиться самым любимым. Учащиеся активно принимают участие в концертных мероприятиях школы и города.

Иллюстратор в классе аккомпанемента играет большую роль. Он всегда должен быть в форме — знать партии, проявлять творческое отношение к исполняемому произведению, не «скучать», если у ученика не все получается сразу. Иллюстратор обязан быть широко эрудированным музыкантом, знающим большое количество стилей, умеющим моментально сориентироваться в нотном тексте, читать с листа и транспонировать.

Качественный звук, навык  чтения с листа и выразительное исполнение — все это те задачи, которые требуют постоянной, кропотливой работы концертмейстера - иллюстратора над собой.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Благой // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / ред.-сост. К.Х. Аджемов. М.: Музыка, 1979. - С. 5-32.

2.Воронина Т. О камерном музицировании и становлении исполнителя / Т.
Воронина // О мастерстве ансамблиста: сб. науч. тр. Л., 1986. - С. 6 -20. 3. Достал Я., Обучение первоначальным аккомпанементам, изд. Музыка, 1981г.
4. Сборник «О работе концертмейстера», изд. Музыка, 1974г

5. Смирнов М., О развитии первоначальных навыков аккомпанемента у юных пианистов, изд. Музыка, 1981г.


2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Работа иллюстратора в классе аккомпанемента»

Автор: Агафонова Ирина Константиновна

Дата: 07.05.2021

Номер свидетельства: 579999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Использование концертмейстерских навыков на уроке "Слушание музыки"  с планом урока "
    ["seo_title"] => string(89) "ispol-zovaniie-kontsiertmieistierskikh-navykov-na-urokie-slushaniie-muzyki-s-planom-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "219404"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434140842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства