-Авторской программы «Музыка» В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2010);
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству /Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов – М.: Вентана-Граф, 2008. – 264с. – (Современное образование)/.
При работе по данной программе предполагается использование учебно – методического комплекта:
В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанные под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Рабочая программа показывает, как с учётом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, учитель создаёт индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.
Программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
В программе музыка рассматривается не только с точки зрения эстетической ценности, но и с позиции универсального значения в мире, раскрывая её во всем богатстве граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства.
Для программы характерно: системное погружение в проблематику музыкального содержания; рассмотрение музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания; углубление идеи музыкального образования при помощи учебника; обновление музыкального материала, а также введение параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий и ключевых компетенций.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
III – хоровое пение.
Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта:
Каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
В содержании программы введен региональный компонент: Песни и композиторы родного Оренбургского края, в виде отдельных уроков включённые в разные темы программы.
Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников:
Их работа создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями. А также участием в Международных, Всероссийских, Региональных, городских олимпиадах, фестивалях, конкурсах, научно-практических конференциях.
При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.
К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.
К категориям несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.
С первых уроков музыки школьники учатся слышать даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни. Постепенно они проникаются сознанием – музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки.
Учащиеся 6 класса в течение учебного года рассматривают связь музыки с жизнью с других позиций: если музыка рождается жизнью, то она и сама способна воздействовать на жизнь, но только через человека. В этом её преобразующая сила.
Учитель музыки обогащает представления шестиклассников о жизненном содержании музыки через осознание её преобразующей роли, таким образом расширяет представления учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка.
Кроме того, обогащая музыкальный опыт учеников, учитель заботится о формировании музыкально-эстетического вкуса учащихся, помогает им ответить на вопрос: в чём заключается способность музыки оказывать влияние на человека?
Учащиеся, из урока в урок накапливая свои знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощёнными композиторами с помощью средств художественной выразительности».
Для этого на уроках создаются проблемно-поисковые ситуации, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания (например, какими выразительными средствами композитор передаёт радостное восприятие весны, взволнованность чувств в теме «Единство содержания и формы – красота музыки», показывает борьбу двух противоборствующих сил – добра и зла, торжество светлых и высоких идей и др.).
Выполнение творческих заданий предполагает анализ музыки, что заставляет ребят вслушиваться в произведение, следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы.
Для формирования эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности языка музыки используется метод сравнения разнохарактерных и схожих произведений, сопоставительный анализ одного и того же произведения при умышленном изменении музыкального образа (использование, например, вместо мажорного минорный лад, вместо пунктирного ритма равные длительности, вместо быстрого темпа медленный и т.п.).
Уроки предполагают широкое творческое использование учителем разнообразного музыкального и теоретического материала (интересные очерки и рассказы о жизни композиторов, исполнителей, письма, отзывы, уникальные факты, подтверждающие силу и значимость влияния музыки на человека, а через него – на жизнь, традиционные примеры мировой музыкальной классики).
1. «Музыка души».
№ урока | тема | тип урока | к-во час | основное содержание | виды учебной деятельности | планируемые результаты обучения | вид и форма конт-роля | домашнее задание | дата |
личностные | мета- предметные (УУД) | предметные | план | факт |
Тема года: «В чём сила музыки» |
РАЗДЕЛ 1. Музыка души (9 часов) |
1 | «Музыка души» | Урок изучения и первич-ного за-крепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Постановка проблемы свя-занной с изуче-нием главной темы года. Важнейшие аспекты эмо-ционального воздействия музыки на че-ловека. | Работа с текстом учеб-ником. Записывание определений в рабочую тетрадь. Слушание произведения и его анализ. Вокально-хо-ровая работа, разучивание песни. | Выявлять возможности эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека ( на личном примере) | Рассуждать об общности и различии вы-разительных средств му-зыки и изобразитель-ного искус-ства (П). | Осознавать и рассказы-вать о влиянии му-зыки на человека. | Устный опрос, анализ музык.произведения | Сочинение «В чём сила музыки», § 1, вопросы | | |
2 | Наш вечный спутник | Урок изучения и перви-чногозакрепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Мир музыки,сопровождаю-щий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки ( соотнесение материального и духовного в жизни челове-ка.) | Знакомство с материалами учебника, выделять главное. Слушать, вос-принимать, анализиро-вать музы-кальные про-изведения. Хоровое исполнение песни. | Выявлять возможность эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека. | Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. ( Р) | Осознавать и рассказы-вать о влия-нии музыки на человека. | Устный опрос,анализ музык.о произведения, взаимо-опрос | §2, вопросы | | |
3 | Искусст-во и фантазия. | Урок закрепле-ниязна-ний | 1 | Реальность и фантазия в жизни челове-ка. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере валь-са – фантазия М.Глинки) | Работа с текстом учеб-ника. Выписывание определений в рабочую тетрадь. Слушание му-зыки. Вокально-хо-ровая работа. Пропевание по нотам. | Выявлять возможности эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека. | Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений(П) | Осознавать интонационно – образ-ные, жанро-вые основы музыки как вида искус-ства. | Устный опрос,анализ музык.произведения, синк-вейн | §3, презента-ция по тво-рчеству М. Глинки | | |
4 | Искусст-во–память человече-ства | Урок обобщения и систе-матизации знаний. | 1 | Возвращение к темам, сю-жетам и об-разам в произ-ведениях ис-кусства разных времен. Легенда о лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства( на примере пьесы «Старый за-мок» из форте-пианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргский). Важнейшие эпохи в исто-рии культуры. | Знакомство с материалом учебника, от-веты на воп- росы. Вокально-хороваяра-бота, разучи-вание песни. Слушание произведения и его анализ. | Уважение к музыкальной культуре мира разных времён | Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта чело-века вис-кусстве (с учетом кри-териев пред-ставленных в учебнике).(П) Анализиро-вать приемы развития од-ного образа в музыкальном произведении(П) | Осознавать значение искусства в жизни современно-го человека. Наблюдать за развитием одного об-раза в му-зыке. | Устный опрос, анализ музык.произведения, рисунок, творчес-кое за-дание | §4, проект «Средневе-ковье» | | |
5 | В чем сила му-зыки | Урок изучения и первич-ного за-крепле-ния но-вых зна-ний | 1 | Характер все-общего воз-действия му-зыки (на при-мере второй части Симфо-нии № 7 Л. Бетховена и Антракта к третьему дей-ствию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера) | Слушание. Работа в рабочей тетради: заполнение сравнительной таблицы. | Выявлять воз-можностьэмоциональ-ного воздействия музыки на человека. | Сравнивать музыкальное произведение разных жан-ров и стилей. (П) | Осознавать и рассказы-вать о влия-нии музыки на человека | Устный опрос, анализ музык.произведения | §5 эссе | | |
6 | Волшеб-ная сила музыки | Урок закрепле-ниязна-ний | 1 | Роль музыки и музыкантов в эпоху Антич-ности. Многоплано-вость худо-жественных смыслов в музыке оркест-ровогоноктюр-на «Сирены» К.Дебюсси | Работа с учеб-ником, поиск ответов на поставленные вопросы. Работа в ра-бочей тетра-ди. Работа над песней. Творческоесамовыраже-ние в испол-нении песни. Слушание, определение композитора. | Выявлять возможности эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека. | Оценивать музыкальные произведения с позиций правды и красоты.(Р) | Восприни-мать и сопо-ставлятьху-дожественно-образное содержание музык.произ ведений (правдивое- ложное, красивое -уродливое). | Взаимоопрос, хоровой зачет | §6 | | |
7 | Музыка объеди-няетлю-дей | Комбини-рованный урок | 1 | Созидательная сила музыки (на примере мифа о строи-тельстве г. Фивы). Преобразую-щеевоздей-ствие музыки (на примере оды Пиндара). | Работа с тестами. Вокальная работа. Разучивание новой песни, проявление личностного отношенияпри их вос-приятии. Продолжение работы над произведениями Л. Бетхо-вена. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. | Оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.(Р) | Рассказывать о влиянии музыки на человека. | Тест | §7, вопросы | | |
8 | Музыка объединяет людей | Урок обобще-ния и си-стематизациизна-ний. | 1 | Идея челове-чества и человечности в симфонии №9 Л.Бетховена. Музыкальная картина совре-менного мира. | Вокальная деятельность. Хоровое пение. Слушание произведения, определение деятельности композитора. | Готовность к сотрудничеству с учителем и однокласс-никами | Сравнивать музыкальные произведения разных жан-ров и стилей (с учётом кри-териев, пред-ставленных в учебнике).(П) | Приводить примеры преобразую-щеговлия-ния музыки | Устный опрос, анализ музык.произведения | §7, рассказ | | |
9 | Заключи-тельный урок по теме «Тысяча миров музыки» | Урок контроля, оценки и коррек-циизна-ний уча-щихся. | 1 | Взаимосвязь музыки с другими искус-ствами, как различными способами ху-дожественного познания мира. Обобщение полученных знаний. Музыкальная викторина. | Вокальная деятельность. Хоровое пе-ние. Слушание произведения, определение деятельности композитора. | Выражать эмоциональ-ноесодер-жание в музыкальныхпроизведени-ях и про-являть личное отношениепри их вос-приятии и исполнении. | Слушать, восприни-мать, анализиро-вать музыкальные произведения и их фраг-менты.(П) | Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия. | Взаимо-опрос | - | | |
РАЗДЕЛ 2. Как создаётся музыкальное произведение (22 часа) |
10 | Единство музыкального произведения | Урок изучения и первич-ногозак-репления новых знаний | 1 | В чём прояв-ляютсятради-ции и нова-торство в му-зыкальном про-изведении. Средства музыкальной выразительнос-ти, их роль в создании музы-кального про-изведения (на примере Антракта к третьему дей-ствию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера). | Творческое задание по музыке ком-позиторов Слушание и анализ про-изведений. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни. | Готовность к сотрудничеству с учителем и однокласс-никами | Участвовать в коллективной беседе и ис-полнитель-скойдеятель-ности (П) | Понимать значение средств художественнойвырази-тельности в создании музыкаль-ногопроиз-ведения. Владеть от-дельными специальными музык.терминами, отражающими знание средств му-зыкальной выразитель-ности. | Устный опрос, анализ музыкального произведении, таблица | §8, вопросы | | |
11 | Вначале был ритм | Урок изучения и первич-ногозак-репления новых знаний | 1 | Многообраз-ныепроявле-ния ритма в окружающем мире. Ритм – изна-чальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свой-ства ритма. Жанровая спе-цифика музы-кальныхрит-мов: ритм вальса (на примере вальса И.Штрауса «Сказки Вен-ского леса»). | Знакомство с материалами учебника, вы-делять глав-ное. Слушать, во-спринимать, анализиро-вать музык.произведения. Хоровое исполнение песни. | Развитие по-знавательных интересов | Рассуждать об общности и различии вы-разительных средств му-зыки и изо-бразительного искусства(П). | Понимать значение средств ху-дожествен-ной вырази-тельности (метрорит-ма) в созда-нии музы-кальногопроизведе-ния. | Самостоятельная работа | §8 | | |
12 | О чём рассказы-вает музыкальный ритм | Урок изучения и первич-ного за-крепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч.7 №1 Ф.Шопена). Церемонная поступь, вы-раженная в му-зыке полонеза (на примере полонезаля мажор, соч.40 №1 Ф.Шопена). | Записывание определений в рабочую тетрадь. Слушание и работа над произведени-ем. | Учебно-познаватель-ный интерес, желание учиться | Сравнивать и определять музыкальное произведение разных жан-ров и стилей.(П) | Осознавать интонационно-образные жанровые особенности музыки. | Устный опрос, анализ музык.произведения | §9 | | |
13 | О чём рассказы-вает музыкальный ритм | Урок закрепле-ния знаний | 1 | Претворение испанских народных ритмов в Болеро М.Равеля. | Работа с учеб-ником, поиск ответов на поставленные вопросы. Работа в ра-бочейтет-ради. Работа над песней. Творческоесамовыраже-ние в испол-нении песни. Слушание и нахождение связи между худ.образами музыки и дру-гими видами искусств. Хоровое пе-ние. | Учебно-познавательный интерес, желание учиться | Творчески интерпретировать содер-жание музык.произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении. | Осознавать интонационно-образные жанровые особенности музыки. | Дн. муз.размышлений стр.9, взаимоопрос | §9 эссе | | |
14 | Диалог метра и ритма | Урок комплекс-ного при-менения ЗУН | 1 | Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодейст-вия между метром и рит-мом в «Танце с саблями» из балета «Гаяне» А.Хачатуряна. | Устный опрос определений. Слушание произведения, его восприя-тия и анализ. Вокально-хо-ровая работа, разучивание новой песни. Интонирова-ние. | Понимать характерные особенности музыкального языка и пере-давать их в эмоциональ-ном исполне-нии. | Восприни-мать харак-терные черты творчества отдельных отечествен-ных и зару-бежных ком-позиторов – Л.Бетховена, А.Хачатуряна.(П) | Восприни-мать разно-образие по смыслу рит-мические интонации при прослу-шиваниимузык.произведений. | Эссе на тему: «Ритм» | § 11 | | |
15 | От адажио к престо | Урок обо-бщения и систематизации знаний | 1 | Основные темпы в му-зыке. Зависимость музыкального темпа отхарактера му-зыкального произведения. Медленные и величествен-ные темпы, как выразители уг-лубленных об-разов(на примере орган-ной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи»). Зажигательный народный та-нец Италии –тарантелла(на примере «Неа-политанской тарантеллы» Дж.Россини) | Творческая работа над стихотворением А. Город-ницкого. Слушание и анализ музы-кальных про-изведений. Оценивание своего испол-нения песни. | Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры музыкальной культуры | Восприни-мать харак-терные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И.С.Баха).(П) | Осознавать интоннационно-образ-ные, жан-ровые и стилевые основы музыки. | Устный опрос, анализ музык.о произведения, таблица «Днев-ник му-зыкаль-ных раз-мышле-ний», стр. 11 | §12 | | |
16 | От адажио к престо | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | 1 | Изменение темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поёт зима» из «Поэмы памяти С.Есенина»Г.Свиридова) | Вокальная деятельность. Исполнение песни по выбору. Слушание: отгадывание произведение на слух, прозвучавших во 2 четверти. | Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры му-зыкальной культуры | Восприни-мать и срав-нивать музы-кальный язык в произведе-нияхразного смыслового и эмоционального содержа-ния. (П) Анализиро-вать приёмы взаимодейст-вия и разви-тия одного или несколь-ких образов в произведени-ях разных форм и жан-ров. | Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. | Тест | §12 | | |
17 | «Мелодия – душа музыки» | Урок изучения и первичного закрепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Мелодия –важнейшее средство му-зыкальной вы-разительности. Мелодия как синомимпре-красного. Проникновен-ностьлири-ческой мело-дии в «Се-ренаде» Ф.Шу-берта . | Знакомство с материалом учебника, вы-делять глав-ное. Слушать, вос-принимать, анализиро-вать музы-кальные про-изведения. Вокальная деятельность, разучивание новой песни. | Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры музыкальной культуры | Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку от-дельных вы-дающихся композиторов (Ф.Шуберт)(П) | Осознавать интонационно образные,жанровые и стилевые ос-новыму-зыки. Воспринимать харак-терныечер-ты отдель-ныхкомпо-зиторов (Ф.Шуберт). | Устный опрос, анализ музык.произведения | § 13 | | |
18 | «Мелоди-ей одной звучат печаль и радость» | Урок закрепления знаний | 1 | Свет и радость в « Маленькой ночной сере-наде» В.А.Моцарта. Разноплано-востьхудоже-ственныхобра-зов в творче-стве Моцарта. Выражение скорби и печали Реквиеме В.А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема Моцарта). | Работа с учебником, поиск ответов на поставлен-ные вопросы. Просмотр презентации «Жизнь и творчество А. Моцарта». Слушание и определение роли музыки в жизни человека. | Формирова-ниеэмоцио-нально-ценно-стного от-ношения к творчеству выдающихся композиторов | Восприни-мать и соот-носить характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов(В.А.Моцарта). | Осозновать интонационно-образные ,жанровые и стилевые ос-новы музы-ки( с учетом критериев, представленных в учеб-нике). Восприни-мать и сравнивать различные по смыслу музыкаль-ныеинто-нации при прослушивании музык.произвед. | Музыкальная викторина | § 14 | | |
19 | Мелодия «угадыва-ет» нас самих | Урок обобще-ния и систематизации знаний | 1 | Взаимодейст-виенациональ-ных культур в музыкальных произведениях. «Русская» в балете «Щел-кунчик» П.Чай-ковского. Сила чувства,глубокая эмо-циональность мелодий П.Чайковского (на примере Па- де-де из балета «Щелкунчик»). | Вокальная деятельность. Интонирова-ние вокализа. Слушание и работа над произведени-ем. | Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры музыкальной культуры | Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку выдающихся композиторов (П.Чайковс-кий) | Осознавать интонационно образные, жанровые и стилевые ос-новы музы-ки(с учетом критерии, представленных в учеб-нике). Восприни-мать и срав-нивать раз-личные по смыслу му-зыкальные интонации . Воспринимать харак-терныечер-ты твор-чества от-дельных оте-чественныхкомпозито-ров(П.Чай-ковский) | Хоровой зачет | § 15 | | |
20 | Что такое гармония в музыке | Урок изучения и первичного закрепле-ния новых знаний | 1 | Многознач-ность понятия гармонии. Что такое гар-мония в музы-ке. Покой и равно-весие музы-кальнойгар-мониив Прелюдии домажор из I тома «хорошо темперирован-ного клавира» И.С.Баха | Знакомство с материалами учебника, выделять главное. Слушать, во-спринимать, анализиро-вать музы-кальные про-изведения. Хоровое исполнение песни. | Выявлять возможности эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека. | Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. (Р) Находить ас-социативные связи между образами му-зыки и ИЗО.(П) Интерпретировать вокаль-ную музыку в коллективной музыкально- творческой деятельности.(Р) | Понимать значение средств ху-дожествен-ной выра-зительности(гармонии)в создании музыкаль-ногопроиз-ведения ( с учетом критериев представленных в учебнике). | Таблица «Днев-никму-зыкаль-ных размышлений», стр. 14 , Устный опрос | §16 | | |
21 | Два начала гармонии | Урок изучения и первич-ного за-крепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Гармония как единство про-тивоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музы-кальнойгар-монии (взаи-модействияма-жора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Сим-фонии №40 В.А.Моцарта. | Творческая работа. Импровизация на стихо-творение И. Чурдалева «В природе». Слушать, ана-лизировать музыкальное произведение. Хоровое пение. | Выявлять возможности эмоциональ-ного воз-действия му-зыки на человека. | Сравнивать разнообраз-ныемелоди-ко- гармони-ческиеинто-нации музыки (П). Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку от-дельных ком-позиторов прошлого (В.А.Моцарта).(П) | Воспринимать и осо-знаватьгар-монические особенности музыкаль-ногопроиз-ведения. | Анализ музык.произведения, творчес-кое за-дание (рису-нок, стихотворение) | §17 | | |
22 | Как могут проявляться выра-зитель-ныевоз-можности гармонии | Урок закрепле-ния знаний | 1 | Гармония как важнейший фактор музы-кальной драма-тургии в опере Ж.Бизе «Кар-мен». Применение композитором метода «забе-гания вперед» в увертюре произведения; роль темы роковой страс-ти в дальней-шем развитии оперы. Ладовый кон-траст между темами увер-тюры и темой роковой стра-сти. | Работа с текстом учеб-ника, поиск ответов на вопросы. Творческая работа: музы-кальнаявик-торина. Вокальная деятельность: разучивание новой песни. | Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры му-зыкальной культуры | Анализиро-вать приемы взаимодейст-вия несколь-ких образов в музыкальном произведении(П) Сравнивать особенности музык.языка (гармонии) в произведени-ях,включаю-щих образыразногосмыс-ловогосодер-жания. (П) | Восприни-мать и осоз-наватьгар-монические особенности музыкаль-ногопроиз-ведения. | | § 18 | | |
23 | Красочность музыкальной гармонии | Урок обо-бщения и систематизации знаний | 1 | Усиление кра-сочностиму-зыкальнойгар-монии в произ-ведениях, на-писанных на сказочно-фан-тастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины её возникновения. | Работа с учебником, поиск ответов на поставлен-ные вопросы. Работа в рабочейтет-ради. Вокальная деятельность: работа над песней. Творческоесамовыраже-ние в испол-нении песни. Слушание и нахождение связи между художествен-ными образа-ми музыки и другими вида-ми искусств. | Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке. | Устанавли-ватьассоци-ативные связи между худо-жественными образами му-зыки и визуальных искусств (П) | Узнавать по характерным признакам (гармонии) музыку отдельных выдающихся композито-ров (Н.А. Римского-Корсакова). Наблюдать за развитием одного образа в музыке. | | §19 | | |
24 | Мир образов полифонической музыки | Урок изучения и первичного закрепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональ-ный строй полифоничес-кой музыки. Полифоничес-кая музыка в храме. Жанр канона; его отличи-тельныеосо-бенности. Полифоничес-кий прием «имитация». | Творческая работа: кроссворд (жанры полифоничес-кой музыки). Вокальная деятельность: выражать при исполнении песни свое личностное отношение. | Проявление интереса к художествен-ной деятель-ности | Анализиро-вать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве(с учётом крите-риев, пред-ставленных в учебнике.(П) Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гар-монии, поли-фоническим приёмам) музыку от-дельных вы-дающихся композиторов прошлого (И.С.Бах, В.А. Моцарт) (Р) | Осознавать значение искусства в жизни со-временного человека. Восприни-матьхарак-терныечер-ты твор-чества от-дельных за-рубежных композиторов (И.С.Бах, В.А.Моцарт) | | §20 | | |
25 | Филосо-фия фуги | Урок закрепле-ния знаний | 1 | Фуга как высшая форма полифоническихпроизведе-ний. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И.С.Бах. Органная токката и фуга ре минор. | Слушание: определить композитора по стилю. Вокальная деятельность: разучивание народ.нор-вежск. песни. | Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке. | Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гар-монии, поли-фоническим приёмам) му-зыку отдель-ных выдаю-щихся ком-позиторов прошлого (И.С.Бах) (Р) Находить ассоциатив-ные связи между худо-жественными образами му-зыки и изобразительного искусства (П) | Восприни-матьхарак-терные черты твор-чества от-дельных за-рубежных композиторов (И.С.Бах) | | §22-23 | | |
26 | Какой бывает музыкальная фактура | Урок изучения и первичного закрепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Фактура как способ изло-жения музыки. Различные варианты фак-турноговопло-щения. Одноголосная фактура. Мелодия с сопровождени-ем. «Фактурный узор»: зри-тельное сход-ство фактур-ного рисунка в аккомпанемен-те с формой цветка сирени. | Творческое задание: музыкальная викторина. Вокальная деятельность: разучивание немецкой народной песни. | Проявление эмоциональ-нойотзывчи-вости при восприятии и исполнении музыкальных произведений | Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения (П) Находить ассоциатив-ные связи между худо-жественными образами му-зыки и изобразитель-ного искус-ства(П) | Исследовать разнообра-зие и специфику фактурных воплощений в музыкаль-ныхпроиз-ведениях | Хоровой зачет, синк-вейн | | | |
27 | Пространство фактуры | Урок закрепления знаний | 1 | Стремительное движение фи-гурационной фактуры в романсе С.Рах-манинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж.Бизе. | Работа в рабочей тетради: вы-писатьопре-деление. Слушание и анализ музы-кальных про-изведений. Вокальная деятельность: разучивание новой песни. | Рассуждать о яркости об-разов в музыке | Творчески интерпретировать содер-жание и форму му-зыкальных произведений в изобрази-тельной деятельности (Р) | Понимать значение средств художественнойвырази-тельности (фактуры) в создании музык.произведения(с учетом кри-териев пред-ставленных в учебнике) | Устный опрос, анализ музык.произведения | §23 | | |
28 | Тембры – музыкальные краски | Урок изучения и первичного закрепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Выражение настроений ок-ружающего ми-ра в музыке через тембры. Характерность тембров скрип-ки; виолон-чели; флейты. | Творческая работа: музыкальная викторина. Просмотр презентации «Композитор – сказочник». Вокальная деятельность: хоровое пение. | Расширение представле-ний детей о собственных познаватель-ныхвозмож-ностях. | Устанавли-вать внешние связи между звуками при-роды и зву-чаниямиму-зыкальных тембров(Р) | .Исследо-вать разно-образие и специфику тембровых воплощений в музыкаль-ныхпроиз-ведениях. Определять тембры при прослушивании инстру-ментальной музыки | Дневник музы-кальных размышлений», стр. 18-19, анализ музык.произведения | §24 | | |
29 | Соло и тутти | Урок закрепления знаний | 1 | Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфоничес-кий оркестр, его инстру-ментальные группы. | Работа с учебником, поиск ответов на постав-ленныевоп-росы. Работа в рабочейтет-ради. Вокальная деятельность: работа над песней. Творческоесамовыраже-ние в испол-нении песни. Слушание и нахождение связи между художествен-нымиобра-зами музыки и другими видами ис-кусств | Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов | Выявлять круг музы-кальных об-разов в музыкальныхпроизведени-ях | Исследовать разнообра-зие и специфику тембровых воплощений в музык.произведениях | Анализ музык.о произведения, взаимоопрос | §25, кроссворд | | |
30 | Соло и тутти | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | | Выразительные и изобразитель-ныевозмож-ностиотдель-ных тембров и тембровых со-четаний. | Знакомство с материалом учебника, вы-делять глав-ное. Слушать, воспринимать,анализиро-вать музык.произведение. Хоровое исполнение песни. | Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов Оренбуржья | Выявлять круг музы-кальных об-разов в музык.про-изведениях | Понимать значение средств ху-дожествен-ной выра-зительности (тембров) в создании музыкаль-ногопрои-зведения | | Найти песни композиторов Оренбу-ржья | | |
31 | Гром-кость и тишина в музыке | Урок изучения и пер-вичногозакрепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Выражение композиторами звуков приро-ды в музы-кальной дина-мике. Динамические нарастания и спады в шестой «Пасторальной» симфонии Л.Бетховена. | Слушание музыкального произведения, работа в тет-ради - «рисо-вание» музы-кальных ка-ртин, услы-шанных про-изведений. Вокальная деятельность: работа над песней. | Рассуждать об общности и различии выразитель-ных средств музыки и поэзии | Анализиро-вать приёмы развития ху-дожествен-ного образа в музыкальном произведении (П) | Устанавли-ватьвнеш-ние связи между зву-ками при-роды и их музыкально-динамическимивопло-щениями. Исследовать разнообразие и специ-фику дина-мических воплощений в музык.произведениях | Анализ музыкального произведения | §26 | | |
32 | Тонкая палитра оттенков | Урок закрепления знаний | 1 | Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динами-ческихнюан-сов в создании образов лунной ночи. Изобразительная роль ди-намики при характеристике музыкальных персонажей. | Слушание. Творческая работа в группах: при-думать стихи к пьесе Сен- Санса «Ле-бедь», зари-совки вари-антов сцени-ческих кос-тюмов к балету Му-соргского. | Эмоциональ-ное и осмыс-ленное вос-приятие со-держания художествен-ногопроиз-ведения. | Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведени-ях (П) | Воспринимать и выяв-лятьвнеш-ние связи между зву-ками при-роды и их музыкально-динамическими вопло-щениями. Наблюдать за развитием одного или нескольких музык.обра-зов (тем) в произвед. | тест | §27 | | |
РАЗДЕЛ 3. Чудесная тайна музыки |
33 | По законам красоты | Урок обобще-ния и система-тизации знаний | 1 | Преобразу-ющее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления ду-ховныхзап-росов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гар-монии. Различный смысл выра-жений «слу-шать музыку» и «слышать музыку». . | Устный опрос определений. Слушание произведения, его воспри-ятия и анализ. Вокально-хороваяра-бота, разу-чивание но-вой песни. Интонирова-ние. | Рассуждать о преобразую-щем влиянии музыки | Воспринимать и сопоста-влять худо-жественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое-лживое, глу-бинное-повер-хностное).Творчески ин-терпретиро-ватьсодер-жаниеизу-ченного мате-риала в слове, изобразитель-ной деятель-ности. | Оценивать музык.про-изведения с позиции красоты и правды | | §28 | | |
34 | Над Уралом зори… | Урок – беседа. | 1 | Исследовательскии проект «Композиторы Оренбурга». «Таланты и поклоники». | Просмотр исследовательского проекта о компози-торе А. Зель-цере. Вокально-хоровая деятельность. Разучивание песни «Над Уралом зо-ри»… | Рассуждать о значении культуры Оренбуржья музыки | Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышенного. | Понимать значение и место музыкальной культуры Оренбуржья в масштабах мировой музыкальной культуры | | Творческое задание | | |
35 | Заключи-тельный урок по теме года «Музыка радостью нашей стала» | Урок-концерт | 1 | Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доб-рое и светлое»; «В чем причина долговечности искусства?» | Исполнение песен по выбору учащихся. | Осознавать и рассказывать о влиянии му-зыки на чело-века.Выявлять возможности эмоционального воздейст-вия музыки на человека (на личном при-мере). | Оценивать музык.произ-ведения с позиции прав-ды и красоты Понимать вы-разительные особенности муз.языка в произведени-ях разного эмоциональ-ного и смыслового содержания. (П) | | Урок-концерт | - | | |
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2013г.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных наблюдений».
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Нотное приложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие
1. Данилюк А.Я, КондаковаА.Мю, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.( Стандарты второго поколения).
2. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.176 с. (Стандарты второго поколения).
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. М.: Прорсвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
1.Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: //ru. Wikipediaorg/wiki.
2. Классическая музыка (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//classic. Chubrik.Ru
3.Музыкальный энциклопедический словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//www.music-dic.ru
4. Музыкальный словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//dic.akademik.ru/contents.NSF/dis.music
13.http://www. zavuch.info
21.ZNV. RU
наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | в наличии | количество | примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» | | Д | Стандарт по музыке, примерная программа, рабочие программы. Входящие в состав обязательного программно – методического обеспечения кабинета музыки |
Примерная программа основного общего образования по музыке | | Д | |
Рабочие программы по музыке | | Д | |
Хрестоматии с нотным материалом | | Д | Для каждого года обучения |
Сборники песен и хоров | | Д | Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов) |
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) | | Д | Пособия могут входить в учебно – методический комплект проблемы электронного музыкального творчества по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса. В том числе проблемы Электронного – музыкального творчества |
Методические журналы по искусству | | Д | Федерального значения |
Учебно - методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке | | К | При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся . имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из разных учебно-методических комплектов в том числе по музыке)и изобразительному искусству) для основной школы. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а так же учителем как часть методического обеспечения кабинета. |
Рабочие тетради (Дневники музыкальных наблюдений/размышлений) | | К | В состав библиотечного фонда целесообразно включать тетради, соответствующие используемым комплектам учебников. |
Учеб.пособие по электронному музицированию | | Ф | Для каждого года обучения |
Книги о музыке и музыкантах. Научно – популярная литература по искусству | | П | Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, проектной деятельности и должны находится в фондах школьных библиотеки |
Справочные пособия, энциклопелии | | Д/П | Музыкальная энциклопедия, энциклопедии по театру, кино, изобразительному искусству, хореографии, музыкальный энциклопедический словарь, словарь юного музыканта, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии («В мире искусства») |
Печатные пособия |
Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности; | | Д | Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов. Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях |
Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры; | | Д | |
Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России | | Д | |
Портреты композиторов | | Д | Комплекты могут содержатся в настенном варианте, полиграфических изданий (альбомы по искусству) и на злектонных носителях |
Портреты исполнителей | | Д | |
Атласы музыкальных инструментов | | Д | |
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы | | Д | |
Дидактический раздаточный материал |
Карточки с признаками характера звучания | | К | Комплект |
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств | | К | Комплект |
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности | | К | Комплект |
Театральный реквизит (костюмы, декорации и пр.) | | П | Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности |
Цифровые образовательные ресурсы |
Цифровые компоненты учебно – методических комплектов по музыке | | Д/П | Цифровые компоненты учебно- методического комплекта могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в тор числе и игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны представлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся том числе в форме тестового контроля. |
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке | | Д/П | Коллекция образовательных ресурсов включает комплект информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности\. В том числе исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы. Схемы. Диаграммы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на СД или создаваться в сетевом варианте ( в том числе на базе образовательного учреждения) |
Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых и проверочных материалов для организации и индивидуальной работы | | Д/П | Цифровой компонент учебно-методического комплекта, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а иакже системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся |
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности | | Д/П | К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций |
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности | | Д/П | К специализированным цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, редактор нотной грамоты, система обработки звука, редактор временной оси |
Экранно-звуковые пособия могут быть в цифровом виде |
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке | | Д | Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения (возможно в цифровом виде). Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы (возможно в цифровом виде) |
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов | | Д | |
Видеофильмы с записью фрагментов оперных спектаклей | | Д | |
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей | | Д | |
Видеофильмы с записью выдающихся отечественных и зарубежных певцов | | Д | |
Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов | | Д | |
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов | | Д | |
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов | | Д | |
Слайды(диапозитивы): | | Д | |
Учебно-практическое оборудование |
Музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль); баян/аккордеон; скрипка; гитара; клавишный синтезатор | | Д | Два инструмента: для кабинета музыки и школьного зала для учителя |
Детские клавишные инструменты | | К | |
Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта; глокеншпиль/колокольчик; бубен; барабан; треугольник; румба; маракасы; кастаньеты; ксилофоны. Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.). Дирижерская палочка | | | Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен. Комплектацией инструментов занимается учитель |
Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе) | | Д | |
Расходные материалы: нотная бумага; | | К | Для оформления музыкально-графических схем |
цветные фломастеры | | Д | |
цветные мелки | | Д | |
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) | | Д | В комплекте не менее трех микрофонов и двух динамиков |
Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля | | | В комплекте не менее двух электрогитар и ударной установки |
Персональный компьютер | | Д | Для учителя |
Медиапроектор | | Д | Для демонстрации электронных образовательных ресурсов |
Конкретное количество указанных средств и объектов музыкально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений: