kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психофизиологические механизмы музыкального восприятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема когнитивных стратегий музыкального восприятия актуальна и мало исследована в современной науке.

В современной психологии данной проблемой занимались: К. Тарасова, Ш. Цагарелли, Н.Л. Нагибина (1994 г.), М.С. Старчеус (1986 г.).

Многое сделано в этой области классиками психологической науки, которые хотя и не занимались специально вопросами музыкального восприятия, но ставили ценные обобщающие идеи по поводу природы и механизмов работы человеческого сознания: труды Л. Выготского (1968 г.), С. Рубинштейна, А. Леонтьева, Л. Веккера и друие играют роль методологического базиса исследований музыкального восприятия.

Проблема нашего исследования в широком контексте – это разработка методов индивидуального подхода, учета индивидуальных особенностей музыкального восприятия обучающихся. Очевидно, что без диагностических методов невозможно установить особенности развития личности, что необходимо для реализации индивидуального подхода, прежде всего в обучении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психофизиологические механизмы музыкального восприятия »

Панфилова Нина Валериевна Психофизиологические механизмы музыкального восприятия


Проблема восприятия музыки принадлежит к одной из важнейших в психологии, ее изучение имеет весьма существенное значение в музыкальной психологии, поскольку в каждом сенсорном акте обнаруживается генетическая связь материального и идеального, происходит превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

Значительную роль в исследовании проблемы музыкального восприятия сыграли работы виднейших специалистов в области музыкальной психологии (и музыкального восприятия в частности): В.М. Цеханскогго (1986 г.), Н.Н. Сокальского (1992 г.), В.Н. Носуленко (1988 г.), Дж.В. Стрет (1955 г.), С.Л. Рубинштейна (1999 г.), А.С, Моль (1966 г.), Е.О. Назайкинского (1972 г.), Б.М. Теплова (1975 г.).

Важнейшее место в изучении занимает разработка психологических проблем музыкального восприятия как неотъемлемой части слухового восприятия и музыкального звука, как единицы измерения музыкального восприятия.

Звук, и в особенности звук музыкальный, в системе слухового восприятия занимает особое место.

Музыкальный звук или объединенная общей идеей совокупность музыкальных звуков – музыка, не существуют сами по себе – это продукт деятельности композитора, исполнителя, выражение их мыслей, настроений, впечатлений. Поэтому, если начальный этап процесса восприятия музыкального звука вполне конкретен, объясним, и не содержит никаких тайн, то заключительный этап процесса восприятия музыки достаточно сложен, несет элемент условности и не до конца изучен.

Обычно для изучения какого-либо сложного явления его необходимо расчленить и детально проанализировать по частям. Это действительно и по отношению к восприятию музыкального звука: следовательно, можно выделить три этапа или части:

  1. Акустическая: изучение тона или различных тонов с физической стороны, то есть звуковые сигналя изучаются источниками звука, определенным образом рассредоточенными в пространстве, распространяются в виде звуковых волн в окружающей среде, достигая барабанной перепонки уха, и таким образом становятся объектом слухового восприятия.

  2. Физиологическая: деятельность органов слуха и процессы, происходящие при восприятии звуков и тонов, которые состоят из двух отделов:

    1. физиологическая акустика: к ней относятся волнообразные движения воздуха во внешнее ухо до разветвлений нерва в лабиринте внутреннего уха; на этом пути производятся музыкальные тоны по их высоте, продолжительности, с их гармоническими обертонами и так далее. На этом этапе начинает принимать участие нервный слуховой аппарат, превращающий невидимое движение волн в материальные звуки и тоны;

    2. Физиологические явления: тоны начинают, как бы окрашиваться в известные цвета или характеры, тембры и производить ощущение приятного и не приятного, однородного, полного и тому подобное, причем выявляются различия между красками тонов голоса, кларнета, скрипки …

III. Психологическая: чем дольше и дальше вглубь движутся волны, произведенные звучащим телом, тем в большей степени они превращаются в продукты психического характера, и, достигнув нервных центров, вызывают раздражение, завершающееся восприятием и настроениями, которые, в свою очередь, превращаются в продукты более высшего порядка: представления, идеи, суждения и оценку всего происходящего процесса.

В отличие от первой и второй частей музыкального процесса в третьей части, в области психологических процессов, явно прослеживаются особенности индивидуальности слушателя.

Являясь сложным образованием, в большей мере с психологической точки зрения, музыка воздействует на наше восприятие комплексно: на органы чувств человека музыкальными звуками и на его сознание музыкальными образами.

В последнее время большой массив исследований посвящен поиску психологических «инструментов» восприятия, поиску отделов мозга, ответственных за те или иные аспекты его деятельности. Специалисты пользуются чаще всего формулировкой «дихотомическое слушание», имея в виду тот факт, что правое и левое полушария мозга, получая одну и ту же музыкальную информацию, обрабатывают ее различно.

Если правое полушарие смотрит на мир непосредственно-практически, то левое предпочитает абстрагирующее опосредование, символические формы и теоретические выводы. Правое полушарие живет и чувствует, левое наблюдает и делает выводы. Сравнивая характеристики лево- и правополушарного мышления, можно заметить явное соответствие между левополушарными процессами и стратегиями музыкального восприятия, характеризующими взрослых в отличие от детей. Музыкантов в отличие от немузыкантов, а также слушателей интрамузыкального типа, опирающихся в своем восприятии на структурные закономерности музыки, в отличие от слушателей экстромузыкального типа, предпочитающих всевозможные ассоциации и образные параллели.

Конечно, ни правополушарная, ни левополушарная стратегии восприятия в чистом виде не существуют, это лишь тенденции, характеризующие те или иные группы слушателей, тенденции, обозначающие стихийные предпочтения, сложившиеся в рамках этих групп у большинства принадлежащих к ним слушателей.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психофизиологические механизмы музыкального восприятия

Автор: Панфилова Нина Валериевна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185339

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) ""Использование искусства в лечении в разные исторические периоды" Мини-реферат "
    ["seo_title"] => string(87) "ispol-zovaniie-iskusstva-v-liechienii-v-raznyie-istorichieskiie-pieriody-mini-riefierat"
    ["file_id"] => string(6) "207876"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430671023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства