Исследовательский проект по музыке. Цель проекта: исследовать историю возникновения и определить значение "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича в период блокады Ленинграда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
II. Ход исследования...................................................................................................4
План..…..……………………………………………………………….……….......4
1.История создания «Ленинградской» симфонии……………………………………5
2.Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде………………………................10
III. Заключение. Результат исследования………………………………………12
IV. Информационные источники…………………………………………………12
V. Приложение………………………………………………………………….......13
3
Введение
(Слайд№2)
Была война, и голод, и блокада, Но в этот день в неистовой тиши Играл оркестр под небом Ленинграда, Все звуки остальные заглушив. Гудели трубы, бешено вздымаясь, Метался барабанной дроби град, Звучала «Ленинградская»… седьмая, И ей внимал блокадный Ленинград.
И, как подбитый зверь, почуял враг Тогда, в прохладный августовский вечер, Что не сломить Великий Ленинград, Что город ЖИВ, и жить он будет вечно!
А в зале, позабыв про боль и страх, Сидели наши бабушки и деды. И в их войной измученных глазах Светилась вера в скорую Победу.
Бесшумным ветром пронеслись года. И мы- их дети, правнуки и внуки- Встаем, едва заслышав эти звуки, И замираем, как они тогда. И словно память тех блокадных дней, Мы свято чтим сокровище сокровищ- Симфонию, что выковал в огне Наш легендарный Дмитрий Шостакович
(Смирнова Н.)
В июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз и, вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти. В этом году 27 января наша страна отмечала 75-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. И хотя время все дальше и дальше отдаляет нас от тех страшных дней, мы, приходящие на смену старшим поколениям, не должны забывать о том, сколько пережили наши соотечественники, вспоминать об их Великих подвигах и знать о том, что защитники Отчизны были, есть и останутся в наших сердцах.
В осажденном городе, претерпевая страшные лишения вместе с тысячами других людей, Дмитрий Шостакович начал работу над своей Симфонией №7. Он прежде никому не посвящал свои крупные произведения, но эта симфония стала подношением Ленинграду и его жителям.
Меня всегда интересовала тема блокадного Ленинграда, я много читала, изучала материалы о блокаде. Мне хотелось сравнить жизнь людей блокады и современную жизнь сегодня. Больше всего меня поразил героизм людей. И все они – дети, женщины, старики - пронесли блокаду на своих плечах! Это невероятный подвиг, который кому – то вряд ли удастся повторить!
Невозможно представить, каково это, преодолевая голод, холод, страх, держаться из последних сил и продолжать работать, продолжать жить. Но вера в Победу помогала сохранять бодрость духа. Отдать город фашистам для них было хуже смерти. Сдаваться не свойственно русскому характеру!
4
9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Мне было интересно узнать как можно
больше об этой симфонии, об истории ее создания, ее особенностях, звучании, о композиторе и о том, помогла ли она выстоять и победить страшнейшую блокаду в истории человечества?
Этот проект предназначен для того, чтобы ответить на все эти интересующие меня вопросы. А еще я решила написать этот проект потому, что хотела бы больше узнать о музыке военных лет, и какую роль она сыграла в годы Великой войны.
(Слайд№3)
Обдумывая и начиная работу над проектом, я выдвинула следующую гипотезу: «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича поддерживала жителей города на протяжении всей блокады, помогала выжить в нечеловеческих условиях, давала им силы на борьбу с врагом.
(Слайд№4)
Цельпроекта: исследовать историю возникновения и определить значение «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича в период блокады Ленинграда.
(Слайд№5)
Задачи проекта:
- изучить, проанализировать материал по выбранной теме;
- определить значение симфонии №7 Д. Шостаковича в истории блокады Ленинграда;
- популяризировать музыку симфонии среди учащихся МОУ СОШ №5.
(Слайд№6)
Объект исследования: Дмитрий Шостакович и его «Ленинградская» симфония.
(Слайд№7)
Предмет исследования: музыка «Ленинградской» симфонии.
(Слайд№8)
В ходе работы мне предстояло провести исследование – поиск информации о Симфонии №7 в сети интернет, из источников центральной городской библиотеки, провести анкетирование среди сверстников с целью узнать, знают ли они что – нибудь о роли данной симфонии в годы Великой блокады, провести анализ полученной информации, определить значение «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича в период блокады Ленинграда.
(Слайд№9)
Ход исследования
План.
История создания «Ленинградской» симфонии.
Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде.
5
(Слайд№10)
История создания «Ленинградской» симфонии
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок "Ленинградская". Но больше ей подходит название "Легендарная". И действительно история создания, история репетиций и история исполнения этого произведения стали практически легендами.
Утром 16 сентября 1941 года Дмитрий Дмитриевич Шостакович выступил по ленинградскому радио. В это время город бомбили фашистские самолёты, и композитор говорил под гул зенитных орудий и разрывы бомб:
«Час тому назад я закончил партитуру из двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвёртую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом?… для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идёт нормально. Все мы сейчас несём свою боевую вахту… Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать…»
(Слайд№11)
Седьмая («Ленинградская») симфония— одно из значительных произведений Дмитрия Шостаковича. Симфония написана в 1941 году, когда вокруг города на Неве замкнулось кольцо блокады. И большая её часть сочинена в осаждённом Ленинграде. Полностью симфонию композитор завершил в Куйбышеве (Самара), куда по приказу был эвакуирован в 1942 году. Много лет спустя кинодраматург Алексей Каплер рассказывал как Шостакович исполнял эту симфонию на пианино по только что завершенной партитуре: «Он играл, сидя на краешке стула, - худенький, с острыми плечами, в подтяжках, с хохолком, торчащим на голове, удивительно похожий на примерного ученика, на гимназиста с первой парты. За окном медленно опускался снег... А рядом... грохотала война - страшная и великая, здесь полыхало пламя её и пахло горькой гарью пожарищ, здесь слышался гром катастроф...» На звуки музыки пришел живший по соседству главный дирижер Большого театра Самуил Самосуд. Музыка Шостаковича настолько потрясла всех присутствующих, что Самосуд решает немедленно начать оркестровые репетиции. Легко сказать – начать. А как, если не было даже нотной бумаги? Пришлось ждать, пока ее пришлют специальным рейсом из Москвы. Музыканты оркестра Большого театра сами расписывали свои партии. На репетиции шли, как на праздник, вспоминала Вера Дулова, арфистка оркестра. Присутствовавший на них писатель Алексей Толстой так описывал свои впечатления: «В большом фойе между колонн расположился оркестр
6
московского Большого театра, один из самых совершенных музыкальных коллективов в мире. За пультом - Самосуд, по-рабочему, в жилетке. Позади него на стуле - Шостакович, похожий на злого мальчика… Сейчас - после корректур - будут проиграны все четыре части. Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, скрипки запевают о безудержной жизни счастливого человека. Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке».
(Слайд№12)
Премьера симфонии состоялось 5 марта 1942 года в зале Дворца культуры на площади Куйбышева.
Прием нового музыкального произведения публикой был ошеломляющим. Музыка воспринималась не только слухом, ощущалась всеми нервами, казалось, даже зрением. Во время исполнения первой части всех била дрожь. Очевидцы вспоминают, что после заключительных аккордов в зале в течение десяти-пятнадцати секунд стояла гробовая тишина, а потом на музыкантов и автора обрушился настоящий шквал аплодисментов. (Слайд№13)
Присутствовавший на премьере кинодраматург Алексей Каплер вспоминал об этом так: «Слова «овация», «успех» ни в какой мере не передают того, что творилось в зале. У многих на глазах стояли слезы. Вновь и вновь выходил на сцену создатель этого творения, и не верилось, что это именно он, 35-летний худощавый интеллигент-очкарик, выглядевший совсем юным, мог вызвать такую бурю эмоций».
Из воспоминаний поэтессы Ольги Берггольц: «Мне выпало счастье быть на исполнении Седьмой симфонии. Не буду подробно рассказывать о том потрясении, которое я, как и все присутствовавшие (больше половины из них было Фронтовиков), испытала, слушая эту симфонию, нет, не слушая, а всей душой переживая ее как гениальное повествование о подвиге родного города, о подвиге всей нашей страны. Помню, как на сверхъестественные овации зала, вставшего перед симфонией, вышел Шостакович с лицом подростка, худенький, хрупкий. А народ, стоя, все рукоплескал и рукоплескал сыну и защитнику Ленинграда. И я глядела на него, мальчика, хрупкого человека в больших очках, который, взволнованный и невероятно смущенный, неловко кланялся, кивал головой слушателям, и я думала: «Этот человек сильнее Гитлера, мы обязательно победим немцев»… На другой день после премьеры копия партитуры Седьмой симфонии самолетом была отправлена в Москву.
Крупнейшие американские дирижеры - Леопольд Стоковский и Артуро Тосканини (Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио), Сергей Кусевицкий (Бостонский симфонический оркестр), Юджин Орманди (Филадельфийский симфонический оркестр), Артур Родзинский (Кливлендский симфонический оркестр) обратились в Всесоюзное общество культурной связи с заграницей с просьбой срочно самолетом выслать в Соединенные штаты
7
четыре экземпляра фотокопий нот «Седьмой симфонии» Шостаковича и запись на пленку исполнения симфонии в Советском Союзе. Они сообщили, что «Седьмая симфония» будет готовиться ими одновременно и первые концерты состоятся в один и тот же день - случай беспрецедентный в музыкальной жизни США. Такой же запрос пришел из Англии. Партитуру симфонии отправили в Соединённые Штаты военным самолётом, и первое исполнение «Ленинградской» симфонии в Нью-Йорке транслировали радиостанции США, Канады и Латинской Америки. Ее услышали около 20 миллионов человек. (Слайд№14)
«Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой», — писал летом 1942 года американский музыкальный критик о Седьмой симфонии, сыгранной Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио под управлением Артуро Тосканини…
Но с особым нетерпением «свою» Седьмую симфонию ждали в блокадном Ленинграде. Теперь, когда она прозвучала в Куйбышеве, Москве, Ташкенте, Новосибирске, Нью-Йорке, Лондоне, Стокгольме, ленинградцы ждали ее в свой город, город, где она родилась...
(Слайд№15)
2 июля 1942 года двадцатилетний летчик лейтенант Литвинов под сплошным огнем немецких зениток, прорвав огненное кольцо, доставил в блокадный город медикаменты и четыре объемистые нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии. На аэродроме их уже ждали и увезли, как величайшую драгоценность.
(Слайд№16)
Но когда главный дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг раскрыл первую из четырех тетрадей партитуры, он помрачнел: вместо обычных трех труб, трех тромбонов и четырех валторн у Шостаковича было вдвое больше. Да еще добавлены ударные! Мало того, на партитуре рукою Шостаковича написано: «Участие этих инструментов в исполнении симфонии обязательно». И «обязательно» жирно подчеркнуто. Стало понятно, что с теми немногими музыкантами, кто еще остался в оркестре, симфонию не сыграть. Да и они свой последний концерт играли 7 декабря 1941 года. Морозы тогда стояли лютые. Зал филармонии не отапливался - нечем. Но люди все равно пришли. Пришли слушать музыку. Голодные, измученные, замотанные кто во что горазд, так что не разобрать было, где женщины, где мужчины - только одно лицо торчит. И оркестр играл, хотя к медным валторнам, трубам, тромбонам было страшно прикоснуться - они обжигали пальцы, мундштуки примерзали к губам. И после этого концерта репетиций больше не было. Музыка в Ленинграде замерла, будто замёрзла. Даже радио ее не транслировало. И это в Ленинграде, одной из музыкальных столиц мира! Да и некому было играть. Из ста пяти оркестрантов несколько человек эвакуировалось, двадцать семь умерло от голода, остальные стали дистрофиками, не способными даже передвигаться.
8
(Слайд№17)
Когда в марте 1942 года репетиции возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. 15 из 105-ти! Тогда, по Ленинграду был через радио объявлен призыв ко всем музыкантам, находящимся в городе, явиться в Радиокомитет для работы в оркестре. Музыкантов искали по всему городу. Элиасберг, шатаясь от слабости, обходил госпитали. Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. «Да он же живой!» - воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Без него исполнение Седьмой было бы невозможным - ведь он должен был выбивать барабанную дробь в «теме нашествия». Струнную группу подобрали, а с духовой возникла проблема: люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции. Позже музыкантов прикрепили к столовой Горсовета - один раз в день они получали горячий обед. Но музыкантов все равно не хватало. Решили просить помощи у военного командования: многие музыканты были в окопах - защищали город с оружием в руках. Просьбу удовлетворили. По распоряжению начальника Политического управления Ленинградского фронта генерал-майора Дмитрия Холостова музыканты, находившиеся в армии и на флоте, получили предписание прибыть в город. И они потянулись. В документах у них значилось: «Командируется в оркестр Элиасберга». Тромбонист пришел из пулеметной роты, из госпиталя сбежал альтист. Валторниста отрядил в оркестр зенитный полк, флейтиста привезли на санках - у него отнялись ноги. Трубач притопал в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Сам дирижер был похож на собственную тень.
Репетиции начались.
Одна из участниц легендарного исполнения Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде гобоистка Ксения Матус вспоминала: «Я увидела людей, музыкантов, которых хорошо знала... Кто в саже, кто совершенно истощен, неизвестно во что одет. Многим просто не под силу было подняться на четвертый этаж, где находилась студия. Те, у кого сил было побольше, брали остальных под мышки и несли наверх. Репетировали сперва всего по 15 минут. И если бы не Карл Ильич Элиасберг, не его напористый, героический характер, никакого оркестра, никакой симфонии в Ленинграде не было бы. Хотя он тоже был дистрофиком, как и мы. Его на репетиции привозила на саночках жена. Вот так мы начинали работать. Понемножку набирались силенок.»
Оркестранты вспоминают такой случай: «Играли какой-то фрагмент, где у трубы соло. А у трубача инструмент на коленке стоит. Карл Ильич к нему обращается:
— Первая труба, почему вы не играете? — Карл Ильич, у меня нет сил дуть! Нет сил. — А вы что, думаете, у нас есть силы?! Давайте работать!
Вот такие фразы и заставляли весь оркестр работать».
9
Репетиции продолжались утром и вечером, заканчиваясь иногда поздно ночью. Оркестрантам были выданы специальные пропуска, разрешавшие хождение по ночному Ленинграду. А дирижеру сотрудники ГАИ даже подарили велосипед, и на Невском проспекте можно было увидеть высокого, предельно исхудавшего человека, старательно крутящего педали — спешащего на репетицию.
(Слайд№18)
Через несколько дней в городе появились афиши, расклеенные рядом с воззванием «Враг у ворот». Они извещали, что 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоится премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Играет Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. Дирижирует К. И. Элиасберг.
(Слайд№19)
Программа концерта, была отпечатана очень просто, ненарядно, одной только черной краской. На первой страничке ее – эпиграф. Пониже крупно: «СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ ДМИТРИЯ ШОСТАКОВИЧА». А в самом низу мелко: «Ленинград, 1942». Эта программа служила входным билетом на первое исполнение в Ленинграде Седьмой симфонии 9 августа 1942 года. Билеты расходились очень быстро - все, кто мог ходить, стремились попасть на этот необычный концерт.
Готовились к концерту и на передовой. Командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Александрович Говоров пригласил к себе командиров-артиллеристов. Задача была поставлена кратко: Во время исполнения Седьмой симфонии композитора Шостаковича ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде! И артиллеристы засели за свои «партитуры». Прежде всего был произведен расчет времени. Исполнение симфонии длится 80 минут. Зрители начнут собираться в Филармонию заранее. Значит, плюс еще тридцать минут. Плюс столько же на разъезд публики из театра. 2 часа 20 минут гитлеровские пушки должны молчать. И, следовательно, 2 часа 20 минут должны говорить наши пушки — исполнять свою «огненную симфонию». Сколько на это потребуется снарядов? Каких калибров? Все следовало учесть заранее. И наконец, какие вражеские батареи следует подавить в первую очередь? Не изменили ли они свои позиции? Не подвезли ли новые орудия? Ответить на эти вопросы предстояло разведке. На карты были нанесены не только батареи врага, но и его наблюдательные пункты, штабы, узлы связи.
(Слайд№20)
«Дирижером» артиллерийского «оркестра» был назначен командующий артиллерией 42-й армии генерал-майор Михаил Семенович Михалкин.
Так и шли две репетиции рядом. Одна звучала голосом скрипок, валторн, тромбонов, другая проводилась молча и даже тайно. О первой репетиции гитлеровцы, разумеется, знали. И, несомненно, готовились сорвать концерт. Ведь квадраты центральных участков города были давно пристреляны их артиллеристами. Фашистские снаряды не раз грохотали на трамвайном кольце напротив входа в здание Филармонии.
10
Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде
(Слайд№21)
«Нашей победе над фашизмом,
нашей грядущей победе над врагом,
моему любимому городу Ленинграду
я посвящаю свою седьмую симфонию»
Д. Шостакович
И пришел день 9 августа 1942 года, 355-й день ленинградской блокады. За полчаса до начала концерта генерал Говоров вышел к своей машине, но не сел в нее, а замер, напряженно вслушиваясь в далекий гул. Еще раз взглянул на часы и заметил стоящим рядом артиллерийским генералам: — Наша «симфония» уже началась. А на Пулковских высотах рядовой Николай Савков занял свое место у орудия. Он не знал ни одного из музыкантов оркестра, но понимал, что сейчас они будут работать вместе с ними, в унисон. Молчали немецкие пушки. На головы их артиллеристов свалился такой шквал огня и металла, что было уже не до стрельбы: спрятаться бы куда-нибудь! В землю зарыться! А зал Филармонии тем временем заполняли слушатели.
(Слайд№22)
Концерт начался!
И под гул канонады –
она, как обычно, гремела окрест –
невидимый диктор сказал Ленинграду:
"Вниманье! Играет блокадный оркестр!.. "
(Слайд№23)
И Карл Ильич Элиасберг взмахнул своей дирижерской палочкой. Позже он вспоминал: «Не мне судить об успехе того памятного концерта. Скажу только, что с таким воодушевлением мы не играли еще никогда. И в этом нет ничего удивительного: величественная тема Родины, на которую находит
зловещая тень нашествия, патетический реквием в честь павших героев — все это было близко, дорого каждому оркестранту, каждому, кто слушал нас в тот вечер. И когда переполненный зал взорвался аплодисментами, мне показалось, что я снова в мирном Ленинграде, что самая жестокая из всех войн, когда-либо бушевавших на планете, уже позади, что силы разума, добра и человечности победили».
(Слайд№24)
А солдат Николай Савков, исполнитель другой — «огненной симфонии», после ее окончания вдруг напишет стихи:
…И когда в знак начала Дирижерская палочка поднялась, Над краем передним, как гром, величаво Другая симфония началась — Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город Седьмую симфонию слушал. … И в зале — шквал, И по фронту — шквал. … А когда разошлись по квартирам люди, Полны высоких и гордых чувств, Бойцы опустили стволы орудий, Защитив от обстрела площадь Искусств.
Эта операция так и называлась «Шквал». Ни один снаряд не упал на улицы города, ни один самолет не сумел подняться в воздух с вражеских аэродромов в то время, когда зрители шли на концерт в Большой зал филармонии, пока шел концерт, и когда зрители после завершения концерта возвращались домой или в свои воинские части. Транспорт не ходил, и люди шли к филармонии пешком. Женщины - в нарядных платьях. На исхудавших ленинградках они висели, как на вешалке. Мужчины - в костюмах, тоже будто с чужого плеча. Те, кто не смог попасть в филармонию, слушали концерт на улице у репродукторов, в квартирах, в землянках и блиндажах фронтовой полосы. Когда смолкли последние звуки, разразилась овация. Зрители аплодировали оркестру стоя. И вдруг из партера поднялась девочка, подошла к дирижеру и протянула ему букет цветов. Для многих это было каким-то чудом, и они смотрели на девочку с каким-то радостным изумлением – цветы в умирающем от голода городе… Поэт Николай Тихонов, вернувшись с концерта, записал в своем дневнике: «Симфонию Шостаковича... играли не так, может быть, грандиозно, как в Москве или Нью-Йорке, но в ленинградском исполнении было свое — ленинградское, то, что сливало музыкальную бурю с боевой бурей, носящейся над городом. Она родилась в этом городе, и, может быть, только в
нем она и могла родиться. В этом ее особая сила». Симфонию, которая транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети, слушали не только жители Ленинграда, но и осаждавшие город немецкие войска. Как потом говорили, немцы просто обезумели, когда услышали эту музыку. Они-то считали, что город почти умер. Ведь еще год назад Гитлер обещал, что 9 августа 1942 года немецкие войска пройдут парадным маршем по Дворцовой площади, а в гостинице «Астория» состоится торжественный банкет!!! Через несколько лет после войны двое туристов из ГДР, разыскавшие Карла Элиасберга, признавались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...» (Слайд№25)
Работу дирижера приравняли к подвигу, наградив орденом Красной Звезды «за борьбу с немецко-фашистскими захватчиками» и присвоив звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
А для ленинградцев 9 августа 1942 года стало, по выражению русской поэтессы Ольги Берггольц, «Днем Победы cреди войны». И символом этой
12
Победы, символом торжества Человека над мракобесием стала Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича.
(Слайд№26)
Заключение
Результат исследования:
Война и музыка? Что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для нее. И, тем не менее, музыка - это летопись времени. А произведения искусства, созданные в годы войны, – это памятники военных событий. В них отражаются все вехи истории нашей страны, боль и радость отдельных людей и всего народа.
Мало кто знает об этом исторически важном для блокадного Ленинграда событии - легендарные 80 минут, вошедшие в историю. Эти 80
минут были переломными в душах и сердцах всех жителей Ленинграда,
переломными они были и для безжалостной и беспощадной немецкой армии, когда 80 минут враг замертво слушал 2 симфонии одновременно — «7-ую симфонию Шостаковича и «залповую симфонию» наших солдат, защищавших площадь Искусств и зал Филармонии. Война в самом разгаре, силы обороняющихся советских солдат были исчерпаны. Но каждый из солдат намертво, ценой своей жизни держал свой пост, сдерживал свои позиции.
Прошло 75 лет со дня снятия блокады Ленинграда, но симфония Шостаковича далеких и грозных лет звучит и сегодня, потрясая сердца. Роль «Ленинградской» симфонии в годы войны была чрезвычайно высока. Судьба симфонии тесно переплеталась с судьбами людей. Казалось, какая еще симфония, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до нее совсем. А все оказалось как раз наоборот.
(Слайд№27)
В результате работы над проектом я пришла к выводу, что симфония Шостаковича – это великое сочинение, в годы блокады помогавшее изможденным и ослабевшим от голода людям обрести веру в Победу и мирную жизнь. Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича - это символ тех страшных дней. Эта музыка выразила всё, что объединяло людей в эти трудные годы.
Эта симфония не только музыкальный, это военный подвиг композитора.
«Ленинградская» симфония – один из самых грандиозных, монументальных памятников, живая страница истории, о которой мы не должны забывать.
Информационные источники:
http://bibnout.ru/
http://www.myshared.ru/
http://egords12.edumsko.ru/
13
Приложение
Анкета
1.Слушаешь ли ты музыку в исполнении симфонического оркестра?
2.Слышал ли ты о знаменитой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича?
3.Знаешь ли ты, какое значение в годы блокады Ленинграда сыграло это произведение?
4.Хотел бы ты получить больше информации о «Ленинградской» симфонии и о значении ее в годы ВОВ?