Урок музыки - урок искусства. Благодаря этой специфике проблемное обучение и творческое настолько переплетаются, как две стороны медали. Потому, что любое творческое задание предполагает создание поисковой ситуации, способствующей самосьоятельному поиску ответов и способу деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Проблемное обучение на уроках музыки».»
Лекция: «Проблемное обучение на уроках музыки».
План лекции:
1. Проблемное обучение на уроках в школе.
2. Сущность проблемного обучения.
3. Формула для определения основных действий в проблемном методе.
4. Проблемный метод в программе Д.Б. Кабалевского.
5. Проблемно-тематический метод и проблемные ситуации.
Проблемное обучение в настоящее время получило довольно широкое распространение в преподавании самых различных предметов, в том числе и музыки. Это обусловлено тем, что при проблемном обучении центр тяжести переносится на личность самого ученика, на его творческую активность и самостоятельность в решении учебных задач, что создает благоприятные условия для развития познавательных интересов и способностей учащегося.
Теория проблемного обучения разрабатывалась специально в работах В.М. Максимовой, А.М. Матюшкина, М.М. Махмутова, М.Н. Скаткина, В. Оконя и других. Нашло оно развитие и в теории и практике музыкального воспитания: Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский, Т. Шмагина, в зарубежных методиках выделяется методика Карла Орфа.
В условиях проблемного обучения обеспечивается возможность усвоения общих закономерностей, общих способов и условий действий, что создает большие возможности использования усвоенных знаний для решения новых практических и теоретических задач. В сущности весь процесс обучения можно выстроить как систему постепенно усложняющихся проблем и обеспечить последовательное их решение учащимися.
Сущность проблемного метода заключается в: а) постановке учителем доступной, но в то же время требующей новых знаний и операций проблемы перед учащимися; б) выдвижении самими ребятами гипотез возможного решения проблемы; в) практическое воплощение решения проблемы на основе некоторых предложенных гипотез, в том числе и неверных, чтобы была возможность через анализ и рассуждения подвести ребят к верному решению; г) обобщение, с откорректированными основными выводами.
Данный процесс можно изобразить формулой, облегчающей запоминание основных составляющих проблемного метода:
(проблема – гипотеза – решение - обобщение)
Ю.Б. Алиев в работе «Методика проблемно-творческого приобщения учащихся к музыке» пишет, что как утверждает психолог С.Л. Рубинштейн, мышление, его активность начинается с проблемы. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления, недоумения или противоречия. При этом Ю.Б. Алиев, характеризуя методику организации проблемного обучения, указывает: «Учебная проблема, предполагающая поисковую деятельность, наиболее успешно решается именно в условиях групповой, коллективной работы, помогая преодолевать субъективизм во вкусовых оценках, формирует умение сотрудничать с другими членами классного коллектива». Здесь уместно вспомнить алгоритм работы по импровизации по К. Орфу, когда со словами: «Придумайте мелодию» (слово, фразу, ритм и др.) учитель обращается ко всем детям и выслушивает затем разные варианты ответов, выбирая из них наиболее понравившиеся ребятам.
В российском опыте методика проблемного обучения воплотилась сполна в системе музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского. Впоследствии данная методика трансформировалась в белорусских программах и учебниках. Д.Б. Кабалевским разработана целая система постепенно усложняющихся от класса к классу проблем, они сформулированы прежде всего как обобщенные понятия. В этом виде проблемы предлагаются на четверть или полугодие. Так, в качестве примера приведем темы одного из классов по четвертям: «Три кита в музыке», «О чем говорит музыка?», «Куда ведут нас три кита?», «Что такое музыкальная речь?». Не только в младших классах, но и в старших, часто проблема формулируется как вопрос, вопросительное предложение. (Рекомендуется в качестве домашнего задания составить табличку из всех тем программы, так как программы могут меняться, а многие музыковедческие проблемы останутся на долгие годы). Особое значение в решении этих больших проблем имеют вводные уроки, где намечаются гипотезы решения. Уроки последующие - развития и углубления темы - подтверждают или опровергают выбранные гипотезы и приводят к решению, которое обобщается на уроках-обобщениях.
Проблемы условно можно разделить по масштабу на большие, средние и маленькие. Примером проблемы «средней» величины является тема урока, которая может решаться также в проблемном ключе. Тема урока обычно формулируется или авторами учебников, или самим учителем. Здесь просто необходимо творчество, знание детей каждого класса, так как тема-проблема должна заинтересовать и увлечь ребят. А уже в структуре самого урока может возникать проблемная ситуация, решаться отдельные проблемные вопросы. Но всегда мы вспоминаем формулу (П-Г-Р-О). Так, на проблемные вопросы при слушании незнакомого музыкального произведения «О чем может быть, по Вашему мнению, это произведение? Как бы Вы его назвали?» учащиеся предоставят различные гипотезы о содержании, о вариантах названия. Прийти к общему решению - умение понять каждого учащегося и заметить наиболее удачные варианты, которые можно было бы аргументировать самой музыкой.
Можно ли выйти на большую проблему как бы издали, с маленького проблемного задания, с какой либо частности? Конечно, можно и нужно. Достаточно найти нужные строчки в песне, чтобы говорить и строить гипотезы, что хотел своим слушателям сказать автор, интонацию и ее изменения в повторяющейся музыкальной теме, чтобы проследить путь развития музыкальной мысли. Дать проблемным заданием на импровизацию определенный поэтический текст, который впоследствии сравнить с уже зрелым композиторским шедевром и выйти на понятие о художественном образе. Но всегда в подобного рода методике главная роль отводится учащимся - это их поиск, их варианты решения, их путь усвоения закономерностей музыкального искусства, а, следовательно, их взросление.
Литература:
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта.- М., Владос, 2000.
2. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М., 1978.
3. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., Просвещение, 1988.
4. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке. 1-3 класс, 4-7 класс. М.,1973.
5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
6. Матюшкин А.М. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. М., 1972.