Просмотр содержимого документа
«Пение как одно из средств коррекции речевых дефектов»
Пение как одно из средств коррекции речевых дефектов.
В настоящее время возросла доля детей с различными видами патологии. Согласно статистическим данным, из десяти новорожденных только один ребёнок является абсолютно здоровым, треть детей имеет различные микроорганические поражения и почти две трети детей – выраженную патологию.
Особую категорию составляют аномалии развития сопровождающиеся расстройством речи. Проблемой этих детей, как правило, бывает некоторое отставание в развитии, для всех типичны более поздние сроки появления речи, медленное наполнение активного словаря, наблюдаются нарушения просодики, речь лишена эмоциональности , лицо амимично, голос детей слабый и вялый или, наоборот, громкий и крикливый, дефектное произношение звуков.
Конечно, всем известно, что коррекцией дефектов звукопроизношения и развития речи занимается специальная наука – логопедия. Как правило, в сельской местности отсутствуют узкие специалисты, обучение ведётся традиционно, без учёта речевых возможностей детей. Занятия логопедической коррекционной направленности требуют дополнительных ,возможно нетрадиционных форм работы с детьми ,одной из которых является музыкотерапия.
Лечебное применение музыки имеет многовековую историю Ещё Пифагор, Платон , Аристотель обращали внимание на целебную силу воздействия музыки. В xx веке музыкальная терапия как независимая дисциплина стала широко практиковаться в различных странах Европы. В настоящее время получены сведения о конкретных механизмах влияния музыки на мозг человека, на психомоторику, на вегетативные и соматические функции. В частности, вокалотерапия является одним из самых популярных и наиболее доступных методов воздействия на речевую систему в целом.
Чем раньше ребёнок с нарушениями речи начнёт петь, тем больше у него будет шансов навсегда распрощаться с этими недостатками, ведь пение недаром называют вокальной речью.
В нашей детской школе искусств, занимаются дети с такими речевыми нарушениями, как общее недоразвитие речи различных уровней, для которых характерны нарушения общей и мелкой моторики, дыхания, звукопроизношения. В начале учебного года при проведении входной диагностики музыкальных способностей детей отмечается общая закономерность – дети не поют, а говорят, не справляются с пропеванием звуков, произношением слов, плохо запоминают текстовый материал, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка. Перечисленные особенности детей обуславливают специфику музыкальной деятельности.
Понимая важность этой проблемы, мною было выбрано приоритетное направление деятельности – « Музыкальное воспитание детей в группах раннего эстетического развития в условиях ДШИ с использованием средств музыкотерапии, вокалотерапии».
Речевые нарушения сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребёнка. Сознательно расширяя рамки музыкальных занятий ,использую пение как коррекционное средство, при помощи которого происходит укрепление голосового аппарата ребёнка, развивается память, внимание ,мышление, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух. Пение становится организующим и руководящим началом данной коррекционной работы.
Добиться положительных результатов мне помогает создание единой коррекционно-образовательной среды, с одной строны направленной на формирование музыкальной и вокально -исполнительской культуры детей , а с другой – средством коррекции голоса, артикуляции, дыхания и звукопроизношения.
Для понимания сущности коррекционной работы с детьми с речевыми дефектами, необходимо рассмотреть весь комплекс речедвигательных навыков влияющих на процесс звукопроизношения.
Речевой аппарат и речевой акт рассматривается как три связанные друг с другом функции :
1.Образование воздушной струи ( дыхание).
2.Голосообразование (фонация).
3.Образование звуков речи (артикуляция).
Развитие каждого из них имеет важное значение.
1. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Органы слуха , дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой .Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения ,голосоподачи, голосоведения .
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, дополнительные вдохи. Объём легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.
Существуют определённые методики, направленные на восстановление этой важной функции. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц.
В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определённой последовательности.
Вначале следует попытаться вызвать диафрагмально-реберное дыхание путем подражания . На начальном этапе лучше проводить упражнения в положении лежа, так как мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.
Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО дыхания.
Ребенок находится в положении лежа на спине. Его рука лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращают на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку или плоский предмет, например книгу, для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2—3 мин и выполняется без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.
Задуй свечку
Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Им предлагают медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы «пламя» отклонилось. Педагог отмечает тех, кто дольше других дул на «свечу».
Лопнула шина
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг— «шину». На выдохе медленно произносят звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются: правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Накачать шину
Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Они «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох происходит непроизвольно.
Жук жужжит
Исходное положение: руки подняты в стороны и немного отведены назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.
Гуси
Исходное положение: руки на поясе. Дети медленно наклоняют туловище вперед, не опуская голову вниз, произносят протяжно «г-а-а». Принимая исходное положение, делают вдох.
Б) Формирование длительного и плавного речевого выдоха.
Малыши , имеющие ослабленный выдох, как правило говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Эта же несовершенство дыхания наблюдается и в процессе пения. Ниже приводятся некоторые примеры упражнений используемых для развития длительного и плавного выдоха.
«Дровосек»
Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
«Вьюга»
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
«На берегу моря»
Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.
«Эхо»
Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. После того как дети освоят длительное произнесение одного гласного на выдохе, им предлагают произнести слитно сочетание из двух гласных на одном выдохе а—о—.
Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: а—о—у— и (эталон гласных звуков)
«Приятный запах»
У педагога два-три цветка, наиболее знакомых детям. Цветы можно заменить фруктами или листьями . Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д.
«Произнеси чистоговорки»
Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка. »
«Снег».
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
«Кораблики».
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
«Бульбульки».
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду.
«Свеча».
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
В) Формирование направленной воздушной струи.
В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости проводится работа по формированию направленной воздушной струи. С целью воспитания этого навыка можно использовать следующие упражнения.
«Толстяк»
Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.
Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.
“Дудочка”
Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
“Пропеллер”
Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.
При выполнении статических дыхательных упражнений ребёнок не должен напрягать плечи, шею и переполнять грудь воздухом. Вслед за статической дыхательной гимнастикой применяется динамическая гимнастика. Динамические упражнения включают ходьбу, медленный бег, движения рук, ног и туловища с произнесением звуков, звукосочетаний на выдохе.
Таким образом, применение дыхательных упражнений на музыкальных занятиях у дошкольников с речевой патологией помогает укрепить диафрагмальные функции ,развивает фонационное дыхание, подготавливает к интенсивным голосовым упражнениям, а также положительно влияет на настроение и эмоции ребёнка, вызывая у него чувство радости и бодрости.
2.Перейдём к голосообразованию. У детей младшего школьного возраста голосовой аппарат очень хрупок. Голос находится в самой первоначальной стадии развития и непрерывного роста. Различают частичное нарушение голоса-дисфонию и полное отсутствие-афонию. Признаками дисфонии является нарушения звучности и силы голоса, его высоты, тембра. У таких детей тихая, едва слышная или громкая, крикливая речь, они не умеют понижать или повышать голос. Часто встречаются дети, которые говорят монотонно, без интонационной окраски, имеют назальный оттенок. Эти функциональные расстройства сказываются и на качестве пения. Все перечисленные нарушения могут быть исправлены в дошкольном возрасте и не иметь осложнений в дальнейшем развитии.
Чаще всего нарушены все компоненты голоса, поэтому выполнять упражнения рекомендуется сначала на развитие тембра голоса, затем – длительности, силы, высоты и интонационной выразительности .Упражнения можно чередовать.
Развитие тембра голоса.
Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти.
Упражнение 1И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «а», «о», «у», «ы», «э».
Упражнение 2.Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Упражнение 3.Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.
Развитие длительности и устойчивости звучания основного тона голоса
Упражнение 1.Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О». То же с слогами, словами.
Упражнение 2.Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить — «У».
Упражнение 3.Стоя, развести руки в стороны, покачивая ими («самолет летит»), произнести протяжно: «В». Резко опустить руки вниз, присесть и произнести коротко: «В» («самолет сел»).
Развитие силы голоса
Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно учить ребенка говорить громко, но не «крикливо», четко, постепенно изменяя силу голоса - от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.
Упражнение 1.Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А». Руки над головой, громко: «А». Так же с другими гласными.
Упражнение 2.Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары — шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише — шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.
Упражнение 3.Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).
Развитие высоты голоса
Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных средств его выразительности. Она создает мелодику тона, т. е. движение голоса вверх и вниз.
Упражнение 1.Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О». Руки вверху, высоким голосом: «О». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та—то—ту».
Упражнение 2.Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «У…..ту…» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.
Игра «Самолет».Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).
Упражнение 3.Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.
При правильной организации работы по коррекции голоса будут заметны следующие результаты: голос у детей стал звонче и громче, приобрел модулированность, достаточную громкость, звонкость. Он стал легче, сильнее. Дети свободно могут управлять своими голосовыми возможностями без напряжения. Улучшения голоса положительно влияют на эмоциональную сферу, настроение.
3.Для правильного голосообразования большое значение имеет артикуляция. Звукообразующими органами являются губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. Всё это называется артикуляционным аппаратом. Первое условие работы артикуляционного аппарата – естественность и активность. При пении работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Для развития артикуляции можно использовать традиционную или кинезотерапевтическую гимнастику активизирующую мышцы губ, языка, глотки. Делать упражнения по методу сегодня№5 и №7,а завтра 9,10,11 нельзя. Обязателен комплексный подход. Рекомендованный порядок проведения артикуляционных упражнений:
-упражнения для жевательно-артикуляторных мышц
- упражнения для мимико-артикуляторных мышц
- упражнения для губ и щёк
Что ещё нужно знать о артикуляционных упражнениях:
-продолжительность пражнений не более десяти минут
-во время упражнений ребёнок сидит с зеркалом,чтобы видеть свой язык
-превратить тренировку в игру
- вначале выполнять упражнения медленно,постепенно увеличивая темп
- каждое упражнение выполнять 5-10 раз
Различные виды артикуляционных упражнений и их комплексы разработаны и широко используются логопедами и могут применяться на музыкальных занятиях.
Введение комплекса логопедических упражнений в музыкальные занятия является одним из путей решения проблем развития дыхания , голосообразования и коррекции дефектов произношения у детей младшего школьного возраста.
Следовательно, продуманная, систематическая, последовательная работа по развитию вокальных навыков в группах раннего эстетического развития с применением вышеперечисленных методов способствует коррекции логопедических дефектов.